Как научить ребенка любить литературу?
статья ( группа) на тему

Долгих Алла Михайловна

Как научить ребёнка любить литературу?

Что такое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нём в дошкольном возрасте? Формировать представление о прекрасном ,  учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebyonka_lyubit_literaturu.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребёнка любить литературу?

Что такое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нём в дошкольном возрасте? Формировать представление о прекрасном ,  учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возраста.

Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место .Приобщение к книге- одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.

Известно, что дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности , ибо в возрасте до 6 лет ребёнок с интересом познаёт окружающий мир , «напитывается» разными впечатлениями , усваивает нормы поведения окружающих ,подражает ,  в том числе героям книг.

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребёнка, совершенствуется его ум. Книга  помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира , природы, вещей , человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов , умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют  постижению ребёнком окружающего мира , учат его понимать и любить прекрасное , закладывают основы нравственности.

Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью , стремятся расширить свой кругозор , вырваться за рамки той среды , которая их окружает. Главный их помощник в этом – книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное , улавливают и различают разнообразные интонации , узнают любимых литературных героев , сопереживают им. Наиболее активно они воспринимают малые жанры фольклора (потешки , прибаутки) , песни  игрового  характера , сказки , стихи. Знакомство детей со стихотворными текстами целесообразно проводить на занятиях , а также во время прогулки , одевания , умывания , кормления. При этом дети вместе со взрослым разыгрывают сюжеты стихотворных произведений , прислушиваются к звукоподражаниям , созвучиям , рифмам.

Читательские интересы дошкольников постарше более разнообразны : им нравятся книги о животных .природных явлениях , детях ,описаниях игровых и бытовых ситуаций. Главная ценность данного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово , способность сопереживать , с волнением следить за развитием сюжета , ждать счастливой развязки , поэтому мы и говорим о возможности  формирования литературного вкуса с раннего дошкольного возраста. Особенно актуально это для нашей действительности , когда прилавки магазинов завалены яркими книжками для дошкольников. Н о содержательная сторона  их часто примитивна и не только не прививает вкус, а наоборот , обедняет духовный мир ребёнка , не развивает эмоционально-окрашенную , образную речь.

Важнейшей задачей воспитателя становится отбор таких художественных произведений , которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. Выбирая ту или иную обработку необходимо руководствоваться  следующими правилами.

  1. Целесообразность использования данного произведения в детской аудитории.
  2. Его принадлежность к подлинному искусству.
  3. Художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.

Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять , знакомить его с произведениями разных  жанров и стилей ,с детской классической и зарубежной литературой. Чтобы заниматься развитием литературного вкуса ребёнка , воспитатель должен быть начитанным человеком  с развитым эстетическим вкусом и чутьём.

Включение ребёнка раннего возраста в чтение способствует более осознанному выбору выбору произведений для чтения в отроческие и юношеские годы ,прививает любовь к чтению.

Литературный вкус дошкольнику  необходимо развивать с  3-4 лет , читая сказки А. Пушкина , басни  И. Крылова ,рассказы Л. Толстого и др. Читать детям  должны и родители дома , и воспитатели в детском саду.

Ребёнок постарше уже самостоятельно делает выбор , и если он не знаком с классикой ,то выбор вряд ли падёт на настоящую литературу .Чем  раньше знакомится ребёнок с настоящей литературой , тем успешнее происходят его интеллектуальное развитие , а  также  «напитывание» грамотной литературной речью.

Любовь к искусству , литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребёнка в период , когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы , способны глубоко чувствовать художественный текст , поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы.

Известны определённые методы , способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте . Их может использовать воспитатель в работе с детьми.

1.Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребёнка образных представлений , воздействует на эмоции и восприятие , помогает  заинтересовать ребёнка , вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того , чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту работу с книгой ,важно соблюдать определённые правила : чётко выговаривать слова , читать не очень громко ,но и не очень тихо , соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным , чтобы  удержать внимание ребёнка. Не секрет , что монотонное , однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые , какими бы интересными ни были читаемые произведения.  Целесообразно выбирать не большие по объёму  произведения , с динамичным сюжетом , повторами , что способствует более внимательному слушанию текста. Для выразительного чтения вслух рекомендуются русские народные сказки : «Репка» , «Колобок» , «Теремок» (для младших дошкольников) , «Василиса Премудрая» , «Иван царевич» (для старших дошкольников).

2. Использование иллюстративного комментария при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объёму произведений , например стихотворений  А. Барто , Б. Заходера , К. Чуковского. Методика работы следующая : воспитатель читает вслух художественный текст , дети показывают предметы и героев  , изображённых на иллюстрации к книге.

При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям  ,  где изображение животных , людей , предметного мира максимально реалистично.

3.Иллюстрирование старшими дошкольниками художественных произведений детской литературы. Воспитатель может предложить детям нарисовать запомнившегося героя ,  понравившийся сюжет. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса , любви к чтению , но и творческих способностей , фантазии , воображения.

4.Литературные викторины. Их организацию необходимо досконально продумать , иначе неизбежны шум , гвалт и , что самое недопустимое ,обиды и даже необъективность детских достижений. Особое значение придаётся подготовительному этапу , который включает чтение книг , организацию книжной выставки , предварительное ознакомление с вопросами и т. д.

5.Кукольные драматизации. В современной методике дошкольного воспитания кукольным спектаклям уделяется серьёзное внимание . Дошкольники могут под руководством  воспитателей или родителей заниматься изготовлением кукол , быть не только слушателями , но и полноценными  участниками спектакля. Кукольный театр поможет ребёнку более осознанно  слушать литературный текст , ярче представлять героев , активнее следить за развитием действия.

Помимо указанных методов работы по формированию у детей литературного вкуса , воспитатель должен владеть приёмами , позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребёнка. Например, надевая варежку варежки ребёнку на прогулку зимой , можно обыграть стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?». После  дневного пробуждения прочитать стихотворение Е.Благининой «Наша Маша рано встала…».

Важное условие успешной педагогической работы – сопровождение чтения игровыми действиями. Дошкольники способны слушать понравившееся им произведение многократно , сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Этому способствует эмоциональная включённость в процесс чтения самого воспитателя , который занимает позицию зрителя или участника событий. Начинать знакомство с новой книгой можно с показа ярких цветных иллюстраций. Уже в младшем возрасте малыши учатся прогнозировать будущее чтение , отвечают на вопросы по иллюстрациям.: «О ком эта сказка? Кто это? Кто к кому пришёл в гости?» и т. п. Наиболее эффективно такое рассматривание книги с небольшой группой детей ( не более 4-5 человек) , когда каждого можно включить в беседу , каждому обеспечить доступ к книге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ в ГДОУ.Статья «Как научить ребенка любить и беречь природу»

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинает...

Консультации для родителей: “Научите ребенка любить живую природу”

Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любовать...

Научите ребенка любить живую природу!

Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоват...

Как научить ребенка любить литературу

семинар практикум для родителей студентов и педагогов....

Как научить ребенка любить литературу

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место.Приобщение к книге-одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка.Знакомство с доступными ему образц...

Консультация для родителей: «Как научить ребенка любить природу».

В 21 веке будут жить, планировать и вести народное хозяйство страны, строить счастливую жизнь дети, которых мы сегодня воспитываем. И мы должны воспитывать у них уважительное отношение ко всему живому...

Памятка для родителей "Как научить ребенка любить читать"

Памятка для родителей "Как научить ребенка любить читать"     Воспитатель: Попова Т.А.       Как научить ребенка любить читатьКниги - с...