Современные подходы к развитию сотрудничества детей со сверстниками в процессе обучения
консультация (старшая группа) по теме
Под термином сотрудничество понимают «позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников».
Большое значение для социализации ребенка и его личностного развития имеет своевременнее включение ребенка во взаимодействие со сверстниками. В этом плане особое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада.
Именно благодаря опыту совместной деятельности со сверстниками ребенок овладевает кооперативными умениями, необходимыми для становления отношений сотрудничества.
Общение и стремление к совместным действиям со сверстником становятся одной из важнейших потребностей ребенка старшего дошкольного возраста. Наиболее важной стороной является равенство взаимодействия в процессе общения. Процесс общения и совместной детской деятельности моделирует субъект-субъектный тип социального взаимодействия и что, самое важное, осознается каждым из его участников как взаимодействие «на равных».
Именно старший дошкольный возраст связан с достижением ребенком определенного уровня социально-личностного развития, его формирования как члена общества, что является значимым фактором для возможности развития детского сотрудничества.
Старший дошкольный возраст – это период, когда ребенок способен к достаточно сложным самостоятельным контактам со взрослыми и сверстниками. В это время продолжается активное формирование социального мышления, чувств и поведения. Потребность в общении и взаимодействии с окружающими выражается в ряде показателей:
внимание к другому человеку, направленность на познание другого, его чувств, состояний, действий, намерений;
эмоционально-нравственные проявления по отношению к окружающим, желание оценивать их поступки, действия, состояния с позиции имеющихся у ребенка социально-нравственных представлений и нормативных ориентации;
разнообразные инициативные действия (вербальные, практические, экспрессивные и пр., имеющие целью привлечь внимание сверстников или взрослых и вовлечь их в общение и совместную деятельность;
чувствительность к отношению партнера по общению, стремление поддержать и закрепить дружескую атмосферу общения.
Отличительной особенностью общения старших дошкольников со сверстниками является преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает протесты, конфликты, обиды. Это указывает на необходимость постепенного обучения дошкольников терпеливому и уважительному отношению друг к другу, тем более в процессе развития сотрудничества.
В контактах со сверстником потребность в сотрудничестве приобретает черты потребности в сотворчестве. Дети апробируют новые образцы деятельности, активно предлагают их партнеру. Можно сказать, что взаимодействуя со сверстником, ребенок выявляет в себе новое, начинает воспринимать себя как деятеля. Одновременно сравнение себя со сверстником в общении углубляет представления о себе как личности, активизирует процесс самопознания. Основой для этого служит возрастная динамика развития мотивов общения с ровесниками у дошкольников.
Для развития сотрудничества важнейшим новообразованием старших дошкольников является активное формирование самосознания, самооценки своих поступков. Ребенок не только открывает для себя свой собственный внутренний мир, но и проявляет способность к эмоциональной децентрации, умение встать на позицию другого, понять его переживания, состояния. Все это имеет непосредственное значение для углубления эмоциональной отзывчивости, готовности сознательно и адекватно реагировать на физическое, психическое, эмоциональное состояние других людей, что имеет значение для установления сотрудничества как типа взаимодействия.
Осознание ребенком своей позиции участника общей деятельности и значимости результата своих действий для общей работы положительно влияет на развитие интереса к учению, формирует потребность в сотрудничестве, в согласованности своих действий с действиями сверстников. Деятельность педагога заключает в себе решение комплекса воспитательных задач по формированию ответственного отношения к заданиям, личностного поведения в условиях коллектива, уважения к действиям сверстников. Деятельность педагога на занятии приобретает определенное строение: в процессе освоения детьми знаний он формирует нравственно-волевые качества, нормы поведения в коллективе, развивает эмоциональную отзывчивость к сверстникам и окружающим людям.
Активная совместная деятельность, обладающая общественной направленностью, может способствовать формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности оказывать помощь тем, кто нуждается в ней, подбодрить товарища и т. п.
В развитиии сотрудничества дошкольников педагог содействует:
установлению эмоционально положительной атмосферы в детском сообществе группы детского сада и поддержанию дружеских взаимоотношений между детьми;
обеспечению возможности каждому ребенку заявить о себе в сотрудничестве со сверстниками, представить свои действия и предложения партнерам;
обогащению представлений и развитию умений, необходимых для сотрудничества ребенка со сверстниками в совместной деятельности;
приобретению старшими дошкольниками опыта сотрудничества, предоставлению возможности занимать адекватные собственному потенциалу функционально-ролевые позиции.
Развитие детского сотрудничества требует серьезных педагогических усилий со стороны взрослого и разворачивается как поэтапное решение усложняющихся задач педагога и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современный подход к развитию у детей раннего возраста творческих способностей в изобразительной деятельности"
Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, на мой взгляд,необходимо постоянно зажигать в детях огоньки творчества, поэтому свою задачу определяю следующим образом - стремитьс...
Современный подход к развитию у детей раннего возраста творческих способностей в изобразительной деятельности
Группа раннего возраста МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №69»работает по программе: «От рождения до школы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильев...
Современный подход к развитию у детей раннего возраста творческих способностей в изобразительной деятельности
"Современный подход к развитию у детей раннего возраста творческих способностей в изобразительной деятельности"Группа раннего возраста МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №69»раб...
Формирование равноправных взаимоотношений детей и взрослых как основа развития современного детского сада. Развитие сотрудничества дошкольников со сверстниками, педагогами, родителями в процессе совместной деятельности.
Формирование равноправных взаимоотношений детей и взрослых как основа развития современного детского сада. Развитие сотрудничества дошкольников со сверстниками, педагогами, родителями в процессе...
Современные подходы к развитию преемственности поколений через сотрудничество с семьей.
Данная работа посвящена тому, как добиться тесного сотрудничества с родителями через работу с комитетом группы и о важности преемственности поколений....
Статья "Современные подходы к развитию речи детей c ОВЗ посредством здоровьесберегающих технологий"
Сборник статей региональной конференции по вопросам формирования в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях развивающей речевой среды как основы повышения культуры владения русски...
"Современный подход к развитию речи детей"
Современный подход к развитию речи детейВ современном обществе речь является очень важным средством для человека. Она помогает нам в выражении своих мыслей, чувств и отражает наш уровень культуры.С ка...