«Сочинение сказок описательного типа с детьми старшего дошкольного возраста»
статья на тему

Буторина Ирина Владимировна

 В статье представлен практический опыт по развитию связной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через сочинение сказок с помощью модели «Системный оператор». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Боронина Елена Михайловна, воспитатель

Буторина Ирина Владимировна, воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 4»,

г. Нижний Новгород

«Сочинение сказок описательного типа с детьми старшего дошкольного возраста»

Аннотация: В статье представлен практический опыт по развитию связной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через сочинение сказок с помощью модели «Системный оператор».

Ключевые слова: развитие речи, словесное творчество, сочинение сказок.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Самым сложным является формирование способностей к словесному творчеству. В.А.Сухомлинский считал, что словесное творчество должно занимать первое место в жизни ребёнка.

Дошкольный возраст характеризуется умением придумывать, фантазировать, сочинять. Одним из приемов развития творческого рассказывания является сказка. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств, средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к изменению окружающего, его творческому, созидательному преобразованию.

В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и характеры, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Любая сказка ориентирована на социально - педагогический эффект: она является мощным средством для развития творческих способностей, мыслительных операций, раскрывает богатство чувств ребенка, побуждает к деятельности, способствует обогащению и развитию связной речи.

Основными образовательными программами дошкольного образования предусмотрена работа с текстами сказочного содержания. В основном это беседа по содержанию сказок, их пересказ и составление новых сказок на основе изменения известных.

Дети испытывают огромный интерес к сочинению сказок. Для того, чтобы научить ребенка составлять сказку, не нарушая его индивидуальных способностей, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст.  Модель сказки - это высокий уровень абстракции. Это та основа, на которую наращивается самостоятельно сделанное содержание.

 Разработанные в ТРИЗ-технологии модели оставления сказок (авторы Сидорчук Т.А. и Хоменко Н.Н.) позволяют ребенку занимать позицию активного творца – на основе моделирования придумать необычные предметы, сочинять свои сказки, зарисовывать их, психологически раскрепоститься, устраняет боязнь не правильно высказаться, вырабатывается смелость в фантазировании.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали модель составления сказки описательного типа с помощью метода «Системного оператора» (для детей - «Чудесный экран»):

Место, где герой проявлял свои черты характера в детстве

Место, где осуществляет герой свое дело

Место, преобразованное с помощью героя-помощника

Герой в детстве

Герой и его главное дело

Герой в будущем, который с помощью второго героя

смог изменить внешние обстоятельства и измениться сам

Черты характера, качества личности и умения героя в детстве

Черты характера, качества личности и умения героя при выполнении главного дела

Измененные черты характера,  качества личности и приобретенные умения героя при взаимодействии с окружением

Цель: освоение детьми модели сказки описательного типа (о прошлом и будущем знакомого сказочного героя, который обладал отрицательными чертами характера, но в итоге с помощью второго героя смог преобразовать окружающее пространство и тем самым изменить свои черты характера в положительную сторону).

Базовый алгоритм:

1. Выбор героя (Баба Яга).

2. Выбор его главного свойства (коварство).

3. Описание внешнего вида и свойств героя (внешность бабы Яги и ее мысли).

4. Описание места обитания или функционирования героя (устройство избушки на курьих ножках в угрюмом темном лесу).

5. «Заглянуть» в прошлое героя с целью разобраться, по каким причинам герой стал таким (девочка Яга, ее поведение и поступки в детском садике и школе, из - за которых она осталась одна).

6. «Заглянуть» в будущее с целью изменения в положительную сторону свойств героя (избушку Бабы Яги отремонтировали, посадили вокруг сад с цветниками, помыли и почистили дом и саму Бабу Ягу).

7. Придумать название сказки. Продуктивная деятельность по итогам сочинения.

        Сказки мы сочиняли с детьми коллективно. Героями наших сказок стали Баба Яга, Водяной, Кощей бессмертный, Змей Горыныч, Леший, Соловей – разбойник. Придуманные сказки записывали, затем совместно с детьми оформляли иллюстрированные книги. В нашей группе создана целая библиотека авторских детских книг, каждая из которых неповторимо оформлена. Сказки предлагаем прочитать родителям, детям и педагогам других групп.

Результаты работы:

У детей сформировались умения:

- устанавливать причинно - следственные связи в сказках,

- составлять новый текст сказки на основе известных, меняя по собственному выбору свойства героев, место разворота событий и другие показатели,

- разыгрывать сюжеты знакомых и новых сказок,

- речь детей обогатилась сравнениями, эпитетами, образными выражениями,

- дети эмоционально передают содержание сказки, с удовольствием участвуют в совместной творческой продуктивной (речевой и изобразительной) деятельности, причем у  каждого ребенка есть своё оригинальное решение проблем сказочного героя, путей его преобразования и совершенствования.

Список литературы:

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. - Москва, 2005.
  2. Сидорчук Т.А. Я познаю мир. Методический комплекс по освоению детьми способов познания. - Ульяновск, 2014.
  3. Сидорчук Т.А., Байрамова Э.Э. Технология развития связной речи дошкольников. -  Ульяновск, 2015.
  4. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников. - Москва, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Составление детьми описательных рассказов о ягодах (по муляжам)".".

Лексическая тема "Ягоды". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии, здоровьесберегающая, технология личностно-ориентированного взаимодествия педагога с детьми....

Мастер-класс на тему: "Сочинение c детьми старшего дошкольного возраста сказок с использованием технологий развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. и метода работы со сказкой Фесюковой Л.Б."

Мастер-класс был показан на ежегодной августовской конференции работников образования в 2015 - 2016 учебном году. Презентация иллюстрирует теоретическую часть....

Встреча с героями сказок - театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Театрализованная игровая деятельность с детьмии старшего дошкольного возраста...

Проект «Сочинение сказок с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития связной монологической речи»

Данный проект направлен на развитие у старших дошкольников одного из направлений работы по развитию речи - развитие связной монологической речи через сочинение сказок....

Составление детьми детьми старшего дошкольного возраста описательных рассказов по портретам и натюрмортам

презентация с пошаговой инструкцией как работать по схемам, и составлять рассказы....

Придумывание сказок о домашних птицах детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

Сказки о домашних птицах, придуманные детьми старшего дошкольного возраста с ТНР...