Проект
проект (старшая группа) по теме

Козулина Дина Борисовна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx128.78 КБ
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx26.49 КБ
Файл konspekt_zanyatiya.docx20.53 КБ
Файл konspekt_besedy.docx19.61 КБ
Файл anketa_dlya_roditeley.docx13.73 КБ
Файл trening_dlya_roditeley.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Традиции в семье»

Без имени-1.jpg

Паспорт проекта

«Традиции в семье»

Вид проекта:

Творческий, взросло-детский.

Продолжительность проекта:

Долгосрочный (октябрь – май)

Участники проекта:

Дети старшей группы, родители, воспитатели.

Образовательная область:

«Познание», «Коммуникация», «Патриотизм», «Социализация», «Труд».

Ресурсы, необходимые для реализации проекта:

Данный проект может оказаться полезным, доступным в планировании и осуществлении воспитательной деятельности в детском дошкольном учреждении, не требующий больших финансовых и материальных затрат.

Постановка проблемы:

Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников и младших школьников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Поэтому первостепенное значение приобретает организация целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.

Актуальность темы проекта:

Построить совместную работу с родителям так, чтобы наши дети являлись продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины. И чем семья богаче положительными традициями, тем больше вероятности сформировать культурное общество. Формирование и развитие культурного общества невозможно без соблюдения традиций.

В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.

Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи. В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. А еще традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве.

О таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье? » большинство родителей лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет.

Психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.

Цель проекта:

Формировать патриотические качества личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям; предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

Задачи проекта:

  • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей;
  • Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями;
  • Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитывать любовь и уважение к членам семьи;
  • Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении.

Этапы реализации проекта:

Теоретический:

  • Изучение и анализ методических и литературных источников по тематике проекта;
  • Постановка цели и задачи;
  • Сбор информационного материала по теме.

Информационный:

  • Анкетирование родителей;
  • Диагностическое обследование уровня эмоциональной атмосферы для детей дома и в детском саду;
  • Подбор наглядного и демонстрационного материала для детей и родителей, изготовление папок передвижек.

Практический:

Организация и проведение непосредственно-образовательной деятельности с детьми по теме проекта.

Ожидаемые результаты:

Углубление знаний об истории своей семьи, семейных традициях, обогащение детско-родительских отношений.


Тема

Содержание проекта

Октябрь

«Моя семья»

  • Подбор художественной литературы по теме;
  • Поисковая работа по подбору иллюстрированного материала по теме проекта;
  • Разработка сюжетно-ролевых игр;
  • Проанализировать опыт педагогов, изучить методическую литературу по теме;
  • Тренинг для родителей «Добрые традиции семьи»;
  • Беседы с детьми познавательного характера: «Семья и семейные традиции», «Папа, мама, я – семья», «Мама – мой лучший друг»;
  • Игровые упражнения: Сюжетно-ролевые – «Дом», «Семья», «Дочки-матери», «День рождения»;
  • Подвижные игры: «Физкультминутки»; «Пальчиковые игры»

Ноябрь

«Отдых моей семьи»

  • Наметить примерный план совместной деятельности родителей с детьми;
  • Разработать и систематизировать консультативный материала для родителей;
  • Беседы с детьми на темы: «Выходной день в моей семье»; «Как я помогаю дома»; «Как мы отдыхаем»;
  • Выставка проектов «Счастливый выходной день»;
  • ;Разучивание песен о маме к празднику «День матери».
  • Игровые упражнения: Разучивание пословиц, поговорок о семье, дружбе; рассматривание репродукций картин З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами»;
  • Разучивание стихотворений к празднику «День матери»;
  • Подвижные игры: Подготовка и участие в празднике Музыкально – оздоровительный досуг «А ну-ка мамы!» ко Дню матери.

Декабрь

«Профессии в моей семе»

  •  Разработка плана работы с детьми о знакомство с профессиями родителей;
  • Подбор картинок с изображением людей разных профессий для наглядного материала, Создание папок передвижек;
  • Беседы с детьми на темы: «Мы разные»; «Кем работают твои родители» (с использованием альбома);
  • Организация художественной выставки из детских работ по темам: «Профессии моей семьи»; «Кем я хочу стать»;
  • Игровые упражнения: Сюжетно-ролевые игры – «Магазин», «Больница», «Пожарный»; Дидактические игры: «Кем быть», «Кому, что нужно для работы»;
  • Подвижные игры: Разучивание физкультминутки «Кто живёт у нас в квартире».

Январь

«Традиции моей семьи»

  • Привлечь родителей к совместной работе с детьми;
  • Анкетирование (мини-анкета) родителей «В каждой семье свои традиции»;
  • Информировать родителей о методах привития детям семейных традиций;
  • Домашнее задание для детей и родителей: составление альбомов «Семейные традиции»;
  • Беседа с детьми: «Семейные традиции»;
  • Конкурс фотографий «Весело мы отдыхали, Новый год встречали!»;
  • Организация мини-музей, где собраны реликвии – предметы, которые семья передает из поколения в поколение;
  • Дидактические игры: «Назови ласково», «Что означает моё имя», Проведение конкурса «Бабушкин сундук»;
  • Подвижные игры: Разучивание с детьми физкультминуток, пальчиковых гимнастик на семейную тематику: «Дом», «Моя семья», «Домик»,

Февраль

«Я – главный помощник в семье»

  • Организация форм совместной взросло-детской (партнерской) деятельности;
  • Беседа с родителями: «Посильная трудовая деятельность ребёнка дома»( заправить постель, протереть пыль, полить цветы, пропылесосить, поддерживать порядок в своей комнате и т. д.);
  • Беседа с детьми: «Как я помогаю дома»;
  • Трудовые поручения в группе и дома;
  • Рассказывание по картинам: «Семья», «Мамины помощники»;
  • Рисование на темы: «Моя семья», «Мамин портрет», «Мой дом»;
  • Игровые упражнения: «Найди десять отличий»; «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе»; «Маленькие помощники»; Работа с крупами: «Поможем бабушке рассортировать семена для посадки»
  • Подвижные игры: Физкультурный досуг «Самая спортивная семья».

Март

«Мой дом»

  • Взаимодействие с семьёй – Консультация: «Использование дидактических и народных игр в духовно-нравственном воспитании ребёнка»;
  • Родительское собрание: «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка»;
  • Семинар-практикум «Роль игры в духовно-нравственном развитии ребёнка»;
  • Создание мобильного мини- музея «Русская изба»;
  • Аппликация: «Дом, в котором мы живем»;
  • Макет «Домашние животные».
  • Подвижные игры: Мастер-класс «Игры с предметами домашнего обихода».

Апрель

«Рассказ о моей семье»

  • Анкета для родителей. «Традиции семейного чтения»;
  • Чтение художественной литературы на тему «Семья»: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Кукушка»;
  • Иллюстрирование изученной литературы;
  • Изготовление фотоальбомов «Моя дружная семья»;
  • Домашнее задание для детей и родителей: Составление творческих рассказов на тему «Моя любимая семья»;
  • Презентация ребёнком домашнего задания «Моя любимая семья»;
  • Игровые упражнения: «Родственные отношения», «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать», «Скажи, как тебя дома ласково называют?»;
  • Подвижные игры: Семейный спортивный досуг «Мой весёлый звонкий мяч».

Май

«Генеалогическое древо»

  • Познакомить детей с понятием «Генеалогическое древо семьи»;
  • Словесные дидактические игры;
  • Конкурс семейных стенгазет «Генеалогическое древо»;
  • Создание герба семьи;
  • Изготовление подарков для мам, открыток для членов семьи, приглашений на итоговое мероприятие.
  • Подготовка и репетиции итогового мероприятия;
  • Итоговое занятие: Семейный спортивно-оздоровительный досуг «Вечер дружной семьи».



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

«Семейные традиции».

Контингент: дети и родители.

Цель: Способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в семье.

Задачи:

• обмен опытом семейного воспитания и традиций;

• способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых;

• способствовать сплочению семьи через игровые ситуации.

Атрибуты: черный плащ для принца, корона, трон черного цвета, платье для Феи, 2 корзинки для грибов, фигурки, силуэты грибов, 6 удочек, рыбки, 2 обруча – озеро, 2 ведра, фрукты, палочки для украшений, тарелки пластиковые, соль, цветные мелки, баночки под соль, компьютер, видеопроектор, магнитофон.

Участники:

• Ведущая: Воспитатель группы;

• Ведущая – Фея Семейных традиций;

• Принц – воспитатель группы;

• Музыкальный руководитель.

Оформление групповой приемной:

1. Русские народные пословицы, высказывания представить в виде красочно оформленных карточек.

• Самая лучшая наследственность – воспитанность.

• «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Н. Толстой) .

• Лучшая школа дисциплины есть семья (Смайлс С.) .

• Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей.

• Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатывается глубже и тверже примера родителей. (Новиков Н. И.) .

2. Выставка в группе: «Умелые руки наших мам», спортивных достижений родителей и детей.

3. Выставка детских рисунков на тему «Моя семья ».

4. Презентация о семьях.

Ход мероприятия:

Ведущая: Добрый вечер, мамы, папы и дети, гости. Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о семейных традициях.

В семье ребенок рождается, получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Наверно многие со мной согласятся, что именно семья, семейное воспитание играет основную роль в развитии ребенка. Оно происходит в любое время суток, в любое время года.

Позвольте Вам рассказать одну историю про Принца.

Однажды, гуляя по городу, я увидела огромный замок. Рядом не было ни людей, ни цветов, деревьев, но много серой соли. Там сидел Принц в одежде черного цвета, лицо искривлено от недовольства и с глаз текли слезы.

Фея семейных традиций: Здравствуй, принц.

Вед: Он не улыбнулся, а только что-то проворчал.

Фея семейных традиций: «Ты почему такой печальный? »

Принц: «Скучно мне, я все время один, от моих пролитых слез образовалось много неприятной серой соли.»

Фея семейных традиций: «Я знаю, как тебе помочь, давай соберем соль.»

Сначала с неохотой принялся за дело Принц: «Какая неприятная соль, жжет и колет руки» - говорил Принц Фее. На что она ответила:

Фея семейных традиций: «Чтоб смыть соль, а соль – это суть жизни. Ведь даже есть пословица, чтоб жизнь понять надо пуд соли съесть. И все это делается собственными руками. И твои руки тоже обладают волшебной силой добра, творчества, просто ты еще этого не знаешь. Ведь жизнь как многие говорят, что это зебра – то полоса черная, то белая, а потом опять снова. Но позволь мне тебе раскрыть один секрет и ты убедишься, что в жизни много разных цветов, которые жизнь делают ярче, а человека счастливее.

- «Скажи мне, пожалуйста, добрая Фея» – сказал Принц, - «Что за чудо, которое сделает меня счастливым»?

Фея семейных традиций: «Секрет этого счастья прост – это семья! ».

Принц: «Да, нет, не может быть, ты меня обманываешь. А что такое семья?» поинтересовался Принц у Феи.

Фея: Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека. Семья – это папа, мама, дети, тёплый дом, где тебя всегда любят, ждут и понимают. И ещё семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. Семья – это основа всего того, что есть в ребёнке. В семье закладывается уважение и любовь к семейным традициям!

Идем, со мной. (поприветствовать зрителей, семьи). А вот и семьи с которыми я хочу тебя познакомить.

Вед. представляет семьи: Познакомься – семья Выучейских. Мама (И. О., папа (И. О.) дочь (Имя) и сын (Имя).

Послушай, что рассказывает Андрей о своей семье. (Ведущая зачитывает) .

А это семья Дворецких. Папа (И. О.) и т. д. все семьи представить.

Фея: знаешь Принц, что народ с древних составлял пословицы и поговорки о семье. Наши семьи тоже их знают. Послушай, пожалуйста (говорят семьи по одной пословице)

  • Самая лучшая наследственность – воспитанность.
  • Лучшая школа дисциплины есть семья (Смайлс С).
  • Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатывается глубже и тверже примера родителей. (Новиков Н. И.).
  • Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься.
  • Счастлив тот, кто счастлив у себя дома (Л. Н. Толстой).

Принц: Какие замечательные мудрые пословицы придумал народ. Я запомню их.

Вед.: Никита с мамой расскажут стихотворение про семью.

Принц: с удовольствием послушаю.

М. Шварц «Семья»

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

- Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я

Сложили?

Получается семь человек:

Семь «я»!

- Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья.

Людмила Валентиновна и ее сын Коля тоже подготовили стихотворение про семью.

М. Лангер

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Принц: Какие прекрасные стихи. У меня даже слезинки счастья появились. Спасибо Вам семьи Никиты и Коли.

Вед: Принц, наши дети исполнят песню о семье.

Песня о семье «Радость моя»(исполняют все дети)

Фея: А теперь поиграем с нашими семьями, которые сидят рядом с нами:

Дидактическая игра: «Назови правильно».

Вопросы:

1. Нет в квартире грязи, хлама,

Убрала всё чисто… (МАМА)

2. Кто любимей всех на свете?

И за всю семью в ответе?

От зарплаты до зарплаты

Что б мы делали без… (ПАПЫ)

3. Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша… (БАБУШКА)

4. Он – мужчина, и он сед,

Папе – папа, мне он – … (ДЕД)

5. Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы – одна… (СЕМЬЯ)

Фея: Все они между собой родственники – это близкие люди. Они поддерживают друг друга и делят все радости и горести. А еще в каждой семье есть традиции.

Рассказы с показом видео слайдов о семье.

Вед: Послушаем о традициях семьи Дворецких. (И так далее все семьи)

Фея: В каждой семье есть традиция, когда по вечерам вы с ребенком ведёте задушевные беседы. Вы садитесь рядышком и рассказываете друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах. Всё это, конечно же, строится на доверии. Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Это прогулки или пикники на природе, сбор грибов, ягод. Это и чтение книг, когда ребенок укладывается спать. Книга, как настоящий друг, готова в любую минуту прийти на помощь. Научить, посоветовать, ободрить, рассказать. Семейные традиции – это праздники, которые отмечаются всеми членами семьи и, конечно же, день рождения ребенка; торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе.

Вед: Много семейных традиций у наших семей.

Фея: Игра со зрителями:

«Назови ягоды».

Вед: Сейчас мы посмотрим, как наши семьи собираются в лес за грибами, на рыбалку. А кто-то будет готовить блюдо для праздника.

Итак, у меня в руках сундучок, в котором находятся жетоны с номерами. Те семьи, которым достался номер один, собираются в лес за грибами. Вам нужно взять все, то, что вам понадобиться для сбора грибов. Кому достался номер два, собираются на рыбалку. Ваша задача поймать как можно больше рыбы. И третьи номера идут готовить оригинальное блюдо для праздника. На все вам отводится 4 минуты. Итак, начали!

Принц подходит ко всем семьям, помогает им, на лице появляется улыбка (в это время поменять темную накидку на светлую).

Фея: Посмотрим сколько грибов насобирала семья…. , а семья…. Молодцы! Вам понравилось собирать грибы?

Принц: мне тоже понравилось собирать грибы.

Фея: Теперь посмотрим, каков улов у наших семей.

Принц: Я тоже помогал ловить рыбу. Это такое увлекательное занятие оказывается, молодцы семьи.

Фея: Ну, а какие угощения приготовили семьи? Вот это да!

Принц: Красота какая, я тоже хочу семью, где можно готовить разные блюда, а когда их готовишь вместе, это так приятно и ловить рыбку и собирать грибы мне понравилось.

Тогда приступим, сказала Фея. Теперь ты мне веришь, что когда у семьи есть традиции – это здорово. Традиции объединяют, сплачивают членов семьи. Придают серым будням краски.

Давай соберем серую соль и тоже раскрасим ее красками (все участники берут соль и смешивают ее с каким-нибудь цветом).

Упражнение: изготовление разноцветной соли и оформление ее в стеклянной баночке.

Принц напевает мелодию, в глазах улыбка.

Фея: А теперь посмотрим на цветную соль, возьмем баночки и будем добавлять в них цветную соль. (Цвет выбираем, какой нравится и количество тоже). Что туда положим, какие семейные традиции, ценности? – перечислить.

Принц смотрит на баночку с солью и расчувствовался. С его глаз полились слезы. Это были слезы очищения. Убрав слезы, Принц сказал, что Жизнь оказывается удивительно разноцветная. А краски жизни семья выбирает себе сама.

Фея: Краски жизни придают семейные традиции.

Фея: Спасибо вам за вашу активность, что согласились рассказать нам о традициях своей семьи. Кто согласен, что семейные традиции объединяют членов семьи, похлопайте руками, что семья становится дружней? А теперь приглашаем всех на танец и на чаепитие.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Папа, мама, я – семья»

Задачи:

1. Обогащать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные связи; активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

2. Развитие умения рассуждать и доказывать, развитие мышления.

3. Воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.

Материалы: Кукла Катя, фотоальбом с семейными фотографиями детей.

Предварительная работа: Индивидуальные беседы с детьми на тему: «Твоя семья». (С кем ты живёшь? Есть ли у тебя бабушка, дедушка? Как зовут маму, папу? Есть ли у тебя брат, сестра) .

Ход занятия:

– Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о семье. Скажите, что такое семья? (Ответы детей) .

- Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.

- Я хочу знать, как хорошо вы знаете членов свей семьи?

1. Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.

Кто всегда со всеми ладит,

Шьёт, пирог готовит, гладит,

Никогда не отдыхает,

Ни о чём не забывает.

Поцелует, приласкает,

За плохое поругает,

А потом сто раз простит.

Когда болеешь ты, не спит? (Мамочка)

Он за меня готов сразиться

С драконом огненным, большим.

И если надо будет биться

С морским чудовищем самим.

Я так ценю его заботу,

Я с ним как будто в ярком сне,

Жаль, в понедельник на работу

Пора ему, и в садик мне. (Папа)

У неё уже с утра

Очень сложная пора:

Внуков в садик разбудить,

Завтрак приготовить,

И прибраться не забыть,

И не хмурить брови! (Бабушка)

Он такой заводной,

И совсем не старый.

Он гуляет со мной

Утром по бульвару.

Он приходит за мной

В садик вечерами.

Он такой озорной

С белыми усами. (Дедушка)

- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете сою семью.

2.  – Как мы можем показать в семье, что мы относимся ко всем с нежностью? (Называть друг друга ласково)

- А сейчас давайте с вами поиграем.

Становитесь в круг.

«Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

- Посмотрю на ваши лица, с кем здесь можно подружиться?

- Я Татьяна Ивановна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково называют дома. (Дашенька, Мишенька.)

-Спасибо, ребята, садитесь.

3. В группу «входит» кукла Лиза, приветствует ребят.

Кукла:(грустным голосом) –Здравствуйте, ребята.

-Кукла Лиза, что случилось. Ребята давайте спросим чем кукла Лиза расстроена?

(Дети спрашивают)

Кукла Катя сообщает детям:

– В доме слёзы, в доме драма.

Заболела гриппом мама.

Я в аптеку побегу,

Маме бедной помогу.

Я куплю таблеток кучу,

Двадцать носовых платков,

Десять штук больших шприцов,

Просто так, на всякий случай.

Если маме станет хуже,

Ей укол от гриппа нужен.

Я теперь за всё в ответе –

Грипп лечить умеют дети.

-Могут ли дети лечить взрослых? Как? Заботитесь ли вы о своей маме? Давайте расскажем и покажем нашей кукле как мы помогаем маме?

4. -Забота и помощь нужна нашим родным не только в трудную минуту, но и в дни радости. Представьте, что у вас новоселье. Что это значит? Мы переехали в новую квартиру. Нужно помочь разобрать семейные вещи.

  • Дидактическая игра «Новоселье».

Из большого чемодана дети достают вещи, принадлежащие разным членам семьи и рассматривают их: очки, помада, газета, журналы, галстук и т. д.

5. Физкультминутка «Поможем маме»

Мы салат для мам готовим.

Мы порежем и посолим

(стучат ребром одной ладони о другую)

Помидоры, огурцы.

(сжимают и разжимают кулаки)

Скажут мамы: «Молодцы! »

(хлопают в ладоши)

Есть и зелень, и салат.

(разводят руки в стороны)

То-то папа будет рад!

(круговыми движениями потирают живот)

6. -Кукла Лиза, а что это у тебя такое? (кукла показывает фотографии своих родителей)

Кукла: Это мои мама и папа.

-Ребята, давайте попросим куклу рассказать о своей семье.

Кукла: Мою маму зовут Ирина Романовна, папу Иван Андреевич. У нас небольшая, но крепкая семья? А как зовут ваших родителей? Расскажите мне о своей семье.

- Давай те рассмотрим ваши семейные фотографии.

- Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети по желанию подходят к фотографиям своей семьи, рассказывают кто изображён) .

- Назови всех членов семьи, их имена. Для мамы ты кто? Ты любишь своих близких? Почему? (Потому что они добрые, ласковые, заботливые). («На фотографии моя мама, её зовут Валентина», «Это мой папа, его зовут Михаил» и т. д.) .

Рассказы 2-3 детей.

-А теперь давайте поиграем нашими пальчиками.

7. Пальчиковая игра:

Раз, два, три, четыре –

Кто у нас живёт в квартире.

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щенок, сверчок и я –

Вот и вся моя семья!

-Скажите, ребята, большая семья в стихотворении? Есть семьи маленькие и большие.

- Определите, какая у вас семья большая или маленькая? Назовите всех членов семьи по именам. Например: «У нас большая семья: мама Таня, папа Коля, я – Света, братик Олежек, бабушка Нина и дедушка Серёжа», «У нас семья маленькая: мама Ирина, папа Саша и я, Денис».

- Как хорошо, что у вас есть семья! А у вас дружная семья? Любите ли вы доставлять друг другу радость? Как (можно сделать подарок)

Кукла: И я люблю радовать своих близких, пойду и нарисую свою семью, им будет приятно.

- Ребята, вы тоже можете нарисовать свою семью.



Предварительный просмотр:

Конспект беседы

«Семья и семейные традиции»

Задачи:

1. Формировать представление о семье;

2. Воспитывать уважение и любовь к своей семье;

3. Изучение семей и традиций семьи.

Оборудование: Фотографии семьи и рисунки детей, на которых нарисованы традиции, конверт с письмом и картинкой, смайлы (зеленое– веселое, желтое – равнодушное, красное – печальное, недовольное), картонный дом.

Предварительная работа: составление рассказов по картинке на тему «Семья», рассматривание семейных фотографий, рисование семьи, лепка семьи, чтение рассказов, стихотворений на данную тему, сюжетно-ролевые и настольные игры.

Ход беседы:

1. Организационный момент

- Ребята, сейчас я под дверью нашей группы нашла письмо, которые адресовано нам от девочки Маши. Давайте его прочитаем.

Воспитатель достает из конверта картинку с изображением семьи (вывешивает на доску) и письмо.

- Посмотрите, Маша нам отправила фотографию. Кто изображен на этой фотографии? (взрослые, дети, родители, сын, дочь) . А как одним словом можно назвать? (Семья). И еще она написала стихотворение Олега Бундур. Я сейчас вам его прочитаю, а вы мне потом ответите, о чем же это стихотворение.

Семья (Олег Бундур)

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

- Скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение? (О семье)

- Правильно! Для автора семья- это что? (Ответы детей по стихотворению)

- Молодцы! А для вас, что такое семья? (Ответы детей)

- Хорошо! Кто мне скажет, о чем мы сегодня с вами поговорим? (О семье)

- Правильно, о семье, но и о традициях, которые существуют в вашей семье. И Маше очень интересно услышать о вашей семье, и какие у вас есть традиции. Потом мы с вами напишем ей ответное письмо и вышлем фотографии с вашими семьями.

2. Основная часть

- Семья – это самое дорогое, самое важное, что есть у человека в жизни!

- Из чего может состоять семья, как вы думаете? (Папа и мама, сестренки и братики, бабушки и дедушки)

- Молодцы! Вот посмотрите на Машину фотографию. Маша живет с мамой Ириной и папой Сашей. У нее есть сестричка Соня, а также с ней живет бабушка Люда и дедушка Миша. Бабушка и дедушкой на пенсии. Сестричка ходит в школу, в третий класс. Мама работает поваром, а папа водителем. Ну, а Маша ходит в садик. У них в семье есть традиция, отмечать День Рождения в кругу семьи, каждые выходные ходить в парк, наслаждаясь красотой природы и свежим воздухом, печь пироги и ватрушки. А летом они ездят всей семьей на море отдыхать.

- Теперь расскажите, из каких членов семьи состоит Машина семья? (ответы детей)

- А, какие традиции у них существуют? (Ответы детей)

- Правильно! А кто хочет рассказать по фотографии и рисунку о своей семье? (Рассказывают 4-5 человек)

- Спасибо! Молодцы!

- Чей рассказ вам больше всего понравился, и почему? (Ответы детей)

- Теперь скажите, чем похожи все семьи, о которых рассказывали? Чем отличаются? (Ответы детей)

Воспитатель с детьми кратко обсуждают, а также, какие семейные традиции существуют.

- Ребята, а существует ли такая традиция, как собираться в кругу семьи на активный (спортивный) отдых для здоровья (например: зимой на лыжах, на коньках; летом сплавляться, ходить в походы?

- А у вас есть такие традиции? Какие? (Ответы детей)

- Вы знаете, у Маши в семье, есть традиция делать каждое утро зарядку. И сейчас мы с вами попробуем тоже сделать ее.

Осенью, весною

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает

Повороты вправо - влево

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? (Ответы детей)

- Сейчас мы с вами и проверим, как вы знаете.

  • Мальчик для папы и мамы кто?
  • Мальчик для дедушки и бабушки?
  • Девочка для папы и мамы?
  • Девочка для дедушки и бабушки?
  • Папа для дедушки и бабушки?
  • Мама для дедушки и бабушки?
  • Мальчик для девочки в семье кто?
  • Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

- Молодцы! Правильно! Хорошо, вы знаете членов семьи.

- А какая ваша семья? (Ответы детей)

3. Итог беседы

- Теперь, скажите, чтобы семья была дружной, что нужно делать? Какими нужно быть? (Ответы детей)

- О чем мы напишем Маше в нашем письме?

- Сейчас посмотрите на доску, что вы видите на ней? (Домик)

- У вас есть на столах смайлы, какие они цветом? (Зеленый, желтый, и красный) .

- Если вам понравилась наша беседа, то прикрепите на домик зеленый смайл, если же не очень понравилось, то желтый, если вам беседа была не интересна, то красный.

Дети берут смайлы и прикрепляют их на домик.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей.

«Традиции семейного чтения»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на предложенные вопросы.

1. На Ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?

2. По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?

3. На Ваш взгляд, семейное чтение – это: (нужное отметить):

  • литература, интересующая всех членов семьи или ее части;
  • обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью:
  • чтение вслух для всех членов семьи;
  • книги для каждого члена семьи отдельно;
  • когда все члены семьи заняты чтением.

4. Внимательно ли и с удовольствием слушает ваш ребенок, когда ему читают вслух?

5. Задает ли Ваш ребенок вопросы, если ему не понятны слова, или какая-либо ситуация в произведении?

6. В состоянии ли он рассказать историю, описать какой-либо случай, произошедший с ним?

7. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные мультфильмы?

8. Вспомните книгу Вашего детства, которая произвела на вас неизгладимое впечатление.

9. Как Вы думаете, будет ли она интересна Вашему ребенку, если вы предложите ему почитать?

10. Какие детские книги, вызывают у Вас протест и негодование, недоумение, которые читает ваш ребенок?

11. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если Вас не затруднит, назовите несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи (2–3 книги)

12. Сколько поколений собирает эту библиотеку?

13. Самая «старая» книга.

14. Последняя книга, купленная Вами.

Благодарим Вас за помощь. Ваши ответы помогут в педагогической работе по приобщению детей к чтению.



Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей «Добрые традиции семьи»        

Пояснительная записка

В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.

Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций – это путь к единению семьи. Поэтому на сегодняшний день главная задача акцентировать внимание родителей на том, что независимо от того, стараются ли они сохранить старые домашние традиции или – пытаются придумать и привить семье нечто новое, необходимо помнить, что детство формирует ребенка на всю жизнь.

Цель: Актуализация значимости поддержания старых и создания новых семейных традиций.

Задачи:

1. Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью, через изучение традиций.

2. Укрепить семейные отношения через приобщение к семейным традициям, заложенным старшим поколением.

Материал:

1. Видео съёмка высказывания детей на тему: «Семейные традиции»

2. Анкеты для родителей.

3. Шар накоплений семейных традиций.

4. Буклеты: «Какими бывают семейные традиции»

5. Солёное тесто, картон, клеёнка, стеки, влажные салфетки.

Оборудование: Компьютер, видеокамера.

Время проведения: 35 минут.

План мероприятия:

1. Организация участников – 3 минуты.

2. Анкетирование «Семейные традиции» – 5 минут.

3. Видео- высказывания на тему: «Семейные традиции устами детей» – 7 минут.

4. Упражнение «Камень благодарности» – 5 минут.

5. Практическое знакомство с семейной традицией «Совместного изготовления сувениров из соленого теста» – 10 минут.

6. Обратная связь – 3 минут.

7. Раздача буклетов «Традиции твоего дома, или «У нас так принято! » – 2 минуты.

Ход работы:

1. Познакомить родителей с жизнью детей в детском саду.

Воспитатель: Традиции семьи – это вдохновение и игра, радость, это творчество и искусство.

«Традиция» переводится с латинского, как «передача», «преемственность». В каждом роду, семье свои сокровищницы традиций, которые как «кованые сундуки с приданым» передаются из поколения в поколение.

Среди этих «фамильных драгоценностей» – слова, действия, вкус, запах, цвет, форма. Именно поэтому Новый год пахнет мандаринами и хвоей, а в День рождения мы загадываем желания, задувая свечи на торте.

Вся наша жизнь состоит из традиций, заложенных нашими предками.

Наряду с традиционными народными праздниками, которые отмечают в России – Масленица, Пасха, Рождество, Крещение, у каждой семьи есть свои собственные, которые принадлежат только этой семье, и никому больше в целом мире, например, Праздник первого шага ребенка, первого снега, праздник чудесной покупки и т. д.

2. Анкетирование «Семейные традиции».

Цель: изучить разновидности семейных традиций.

Предложить родителям заполнить анкету «Традиции семьи». Коротко рассказать о каждой. Предложить сделать дома коллаж семейных традиций.

3. Видео-высказывания детей на тему: «Семейные традиции глазами детей».

Цель: ознакомить родителей с уровнем понимания семейных традиций их детьми.

Содержание. Родители знакомятся с высказываниями детей. Их пониманием на тему «семейных традиций». Дети рассуждают о том, какие семейные традиции знают: собирать и записывать рецепты, делать и читать книги, высаживать и выращивать цветы, овощи, фрукты, готовить разные блюда, делать, чтобы дома было красиво, отмечать праздники, шить вместе с мамой, ездить на пикник и т. д.

4. Упражнение «Шар накоплений семейных традиций».

Цель: подчеркнуть значимость озвучивания чувств «благодарности» родителям за семейные традиции.

Содержание. Сейчас прошу всех встать в круг. Каждый участник, держа в руках шар, высказываясь, начинает со слов: «Я благодарна своим родителям за семейную традицию … ».

5. Практическое знакомство с семейной традицией «Совместного изготовления сувениров из соленого теста».

Цель: сформировать потребность в создании семейной традиции «Совместного изготовления сувениров из соленого теста».

Содержание. Издавна существовала семейная традиция выпекать из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. Приготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем. Из соленого теста изготавливали поделки, сувениры, кукол, фигурки, которые дарились на праздники в знак благополучия, плодородия и сытости. Считается, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, является символом богатства и благополучия в семье. Постепенно традиция изготовления фигурок из теста была утеряна, но в последнее время стала возрождаться. Предлагаем Вам на практике опробовать эту традицию и вылепить сувенир-магнит «Домик», который Вы раскрасите дома вместе с ребёнком.

6. Обратная связь.

Цель: получение информации о ходе процесса занятия и его результатах.

Содержание. Участники в свободной форме пишут отзывы о своих впечатлениях от тренинга.

7. Раздача буклетов «Традиции твоего дома, или «У нас так принято! »

(С информацией о том, какие бывают семейные традиции.)

Цель: информировать родителей о существующем разнообразии семейных традиций в мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...