Проект
проект (младшая группа) по теме
Проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semya.docx | 108.29 КБ |
perspektivnyy_plan_raboty_k_proektu_semya.docx | 15.41 КБ |
adaptatsiya_k_detskomu_sadu.doc | 36 КБ |
vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.docx | 23.97 КБ |
igry_dlya_roditelskih_sobraniy.docx | 20.79 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 18.16 КБ |
rechevoe_razvitie_trehletnih_detey.docx | 26.21 КБ |
chem_zanyat_rebenka_doma.docx | 33.95 КБ |
seminar_-krizis_3_let.docx | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ д/с «Родничок» села Турочак
2016 - ГОД СЕМЬИ
Педагогический проект
«Семья»
Автор проекта: Козулина Дина Борисовна,
воспитатель первой квалификационной категории
с.Турочак, 2017
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
В. А. Сухомлинский
Вид проекта: творческо-информационный, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (весь учебный год)
Участники проекта: дети младшей группы, родители, педагоги группы.
Девиз проекта: «Семья – основа воспитания»
Ресурсы, необходимые для реализации проекта
Данный проект может оказаться полезным, доступным в планировании и осуществлении воспитательной деятельности в ДОУ, не требующий больших финансовых и материальных затрат.
Общие сведения о ДОУ
Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» расположен по адресу: индекс 649140, Республика Алтай, Турочакский район, село Турочак, ул. Зеленая, 14. Рабочий телефон: 8(388)43 22-5-98.
Учредитель: Отдел образования Турочакского района МО «Турочакский район».
Детский сад работает в режиме 5-дневной рабочей недели, длительность пребывания детей в детском саду составляет 10,5 часов – с 07.30 до 18.00.
Дошкольное учреждение имеет 5 возрастных групп.
В детском саду образовательную деятельность ведут квалифицированные специалисты и педагоги.
Детский сад реализует Образовательную программу дошкольного образования, разработанную на основе Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Также в детском саду ведется дополнительное образование детей по программе «Ожидание чуда».
Постановка проблемы
Родители не являются педагогами, не видят себя со стороны. У родителей недостаточный уровень психолого-педагогических знаний в вопросах воспитания, обучения и развития детей. Из практики видно, что, чаще всего, они не задумываются о последствиях воспитания своих детей. Дошкольное образование в современных условиях является той важной ступенькой в развитии ребенка, где смогут направить родителя по нужному пути.
Актуальность темы проекта
Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.
Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
Развитие личности детей дошкольного возраста осуществляется в принципе совместной деятельности воспитателей и родителей, который требует, чтобы все стороны, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
Взаимодействия детского сада и семьи – совместная деятельность педагогов, родителей и детей не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников.
На первом родительском собрании «Будем знакомы», когда родители рассказали о себе, я поняла, что многие из них творческие люди. Им только надо помочь, подтолкнуть к сотрудничеству с детским садом. А где-то и поощрить. Так возникла идея создания этого проекта, в котором, родители могут проявить себя с разной стороны. Когда наглядно видишь успехи других семей, то возникает желание тоже где-то поучаствовать, чем-то помочь.
Цель проекта: установление сотрудничества и партнерских отношений с родителями воспитанников.
Задачи для достижения поставленной цели:
Повышать уровень психолого-педагогической компетентности родителей воспитанников.
Использовать новые нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников.
Развивать социально-личностную сферу дошкольников посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.
Создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку, организацию и проведение различных мероприятий.
Выявить эффективность данного проекта.
Практическая значимость проекта состоит в разработке эффективной системы мероприятий, направленных на улучшение качества семейного воспитания.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
Знакомство с семьями воспитанников (анкетирование, изучение социального паспорта группы).
Изучение научной, психолого-педагогической и методической литературы.
Постановка цели и задач.
Отбор эффективных технологий работы в данном направлении.
Отбор содержания деятельности в рамках проекта.
Создание в группе соответствующей предметно - развивающей среды для детей и родителей.
2. Практический этап
Внедрение плана работы по взаимодействию с семьями воспитанников в педагогическую деятельность группы по следующим направлениям: просветительская, консультативная, практическая.
3. Заключительный этап
Обобщение и анализ работы в данном направлении.
Обсуждение результатов проекта на итоговом родительском собрании в группе, педагогическом совете ДОУ.
Выработка стратегии дальнейшей работы с семьями воспитанников группы.
Презентация проекта.
Ожидаемые результаты деятельности в рамках проекта
Положительная эмоциональная среда общения между родителями, детьми и педагогами.
Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности, появление общих интересов, увлечений.
Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
Положительная динамика использования нетрадиционных методов и форм работы с родителями.
Ожидаемый результат для детей:
•творческое развитие и образование каждого ребенка;
•у ребенка будет сформирован положительный образ семьи, расширен социальный опыт;
•сохранение у ребенка эмоционального, психологического и физического здоровья.
Ожидаемый результат для родителей:
•улучшение детско-родительских отношений в семье;
•готовность родителей открыть самого себя в различных видах деятельности, мероприятиях, общении;
•у родителей сформировано чувства ответственности за воспитание детей;
•активизация творческой деятельности родителей – желание участвовать в различных творческих конкурсах, совместных тематических проектах.
Ожидаемый результат для педагогов:
•повышение уровня профессиональной компетентности по организации работы с семьей посредством внедрения нетрадиционных форм и разнообразных методов активизации родителей в работе ДОУ;
•увеличение числа родителей, принимающих активное участие в воспитательно - образовательном процессе детского сада;
•установление отношений партнерского сотрудничества с семьей как субъектом образовательной и досуговой деятельности;
•разработка эффективной системы мероприятий, направленных на повышение педагогической компетенции родителей, улучшение качества семейного воспитания;
•повышение уровня доверия родителей к дошкольному учреждению
Предварительный просмотр:
Перспективный план
работы по взаимодействию с семьей в рамках реализации
педагогического проекта «Семья»
Период реализации проекта | Содержание проекта |
Сентябрь | Разработка проекта «Семья» Отбор содержания по работе с семьей Анкетирование родителей «В каждом доме свои традиции». Родительское собрание с элементами практикума Консультация «Адаптация детей к условиям детского сада» Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у своих детей |
Октябрь | Консультация «Здоровый образ жизни ваших детей» Советы родителям «Речевое развитие трехлетних детей» Памятка «Правила поведения родителей на детском празднике» Конкурс поделок «Загадки с грядки» |
Ноябрь | Консультация «Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников» Памятка «Учите детей общаться» Конкурс на лучшее оформление зимнего участка |
Декабрь | Родительское собрание «Путешествие в страну «Развитие речи» Советы от логопеда Памятка для родителей «Внешний вид детей на музыкальных занятиях» Творческий конкурс « Рукавичка Деда Мороза» |
Январь | Консультация «Правила общения с ребенком» Советы родителям «Чем занять ребенка дома» Памятка «Заучиваем стихи с малышами» |
Февраль | Семинар для родителей «Какое значение имеет кризис 3-х лет в развитии ребенка» Рекомендации от психолога «Упрямство, капризы, непослушание» Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы |
Март | Консультация «Для чего нужна артикуляционная гимнастика» Памятка «Делать или не делать? Творческий конкурс «Бумажные Сказки» |
Апрель | Родительское собрание –викторина «Тайны природы» Памятка «Учите детей любить животных» |
Май | Доклад на родительском собрании «Воспитательное значение русских народных подвижных игр» Памятка «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей первой младшей группы Адаптация детей к условиям детского сада
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Выделяют два вида адаптации:
- Биологическая адаптация - это перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая приспособление к новым условиям. Именно при биологической адаптации возникает снижение защитных функций организма, вследствие чего дети могут начать болеть, чаще, чем это было тогда, когда они находились дома. Но все это временно, как только организм привыкнет к изменениям все это пройдет.
- Социальная адаптация – это перестройка своей жизни, привычек под новые условия.
С какими трудностями могут стакнуться родители, когда дети начинаю посещать детский сад - повышенная плаксивость.
-капризность.
- нервозность.
- резкая смена настроения.
- появление вредных привычек (сосать палец, брать в рот разные предметы, что-то накручивать и т.п.).
- изменение поведения и привычек детей.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:
1.Возраст.
2.Состояние здоровья.
3.Уровень развития.
4.Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
5.Сформированность предметной и игровой деятельности.
6.Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ
1.Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2.Наличие у ребенка своеобразных привычек.
3.Неумение занять себя игрушкой.
4.Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
5.Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Как подготовить ребенка к посещению детского сада
Нужно заранее рассказать ребенку о том, что такое детский сад, зачем туда ходят дети. Что интересного его ждет при посещении детского сада Например: «Детский сад это такой красивый, большой дом, куда ходят дети, пока мамы и папы работают. Утром их приводят в детский сад, а вечером забирают. В нем много игрушек, добрые воспитатели, которые играют с ними, рассказывают и читают сказки. В садик ходят дети, с которыми ты будешь играть, там много разных игрушек. В садике очень интересно и весел». Можно использовать рассказы из своей жизни, о том, как вы ходили в детский сад.
Подготовить к расставанию с мамой. Можно оставлять ненадолго с другими родственниками. При этом подчеркивая, что мама ушла по делам и обязательно придет.
Построить режим дня приближенный к режиму дня детского сада. Делать это надо не за несколько дней до начала посещения детского сада, а как минимум за 1, 5 - 2 недели. (7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:10 – крайнее время для прихода в сад; 8:30 – завтрак, 10:30 – прогулка, 12:00 – возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник, 17.30 – ужин. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.)
Рацион питания так же должен быть приближен к меню детского сада. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно супы.
Приучение к самостоятельности – создайте условия, чтобы он мог самостоятельно одеваться и умываться для этого посмотрите, чтобы его одежда была удобна для самостоятельного одевания – не было много пуговиц и завязок. Кроме этого приучайте ребенка при раздевании аккуратно складывать вещи, для этого можно поставить рядом с кроваткой стульчик, на который он будет вещать свою одежду. Также проследите, чтобы все, чем пользуется ребенок, зубная щетка, одежда, обувь, находилась так, чтобы ребенок мог самостоятельно ее достать. Стимулируйте ребенка к самостоятельности, одно одели вместе другое он сам.
Выработка культурно-гигиенических навыков – мытье рук, вытирание рук и лица, пользование индивидуальными предметами гигиены (носовой платок, полотенце), опрятно есть.
У детей до 3-х лет только формируется умение общаться со сверстниками, совместно играть с ними, в этом возрасте взаимодействие со сверстниками идет не вместе, а рядом, параллельно. Поэтому учитывая, что ребенок, приходя в детский сад, попадает в окружение сверстников нужно научить ребенка играть в окружении детей. Для этого посещайте детские площадки, где ребенок может играть с другими детьми, научите его совместно пользоваться игрушками.
При начале посещения детского сада нужно обязательно рассказать воспитателю о привычках ребенка, об особенностях поведения, т. е как можно больше дать информации о ребенке. Не оставлять ребенка первые дни не больше чем на 2-3 часа. Учтите, что дети будут уставать в детском саду. не только морально но и физически, т.к все это взаимосвязано – поэтому постарайтесь создать дома спокойную обстановку, чтобы ребенок мог находиться в тишине. Избегайте посещений публичных мест, большого скопления людей.
Никогда не говорите при ребенке, даже если вы просто разговариваете с кем-то, а ребенок стоит рядом. О том, что ему скоро предстоит пойти в детский сад, и вы очень этим обеспокоены, как он там будет один, смогут ли ему уделять внимание воспитателя, у будут ли они добрые и т.п.
Не делайте ошибок
Ни в коем случае родителям не следует делать следующих ошибок:
1.Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
2.Нельзя пугать детским садом («Вот будешь плохо себя вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
3.Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке.
4.Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, предстоит оставаться в садике на полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день
Предварительный просмотр:
Доклад на родительском собрании
Воспитательное значение русских народных подвижных игр
Подготовил: воспитатель филиала №1 «Чебурашка»
МДОУ детский сад «Родничок» с.Турочак
Козулина Дина Борисовна
Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д.Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
К.Д.Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры являются частью художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
По мнению А. П. Усовой, игры, которые дети заимствуют друг от друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом, так же как и народные песни, сказки. Именно по этому признаку они и называются народными.
На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто, так или иначе, сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности.
Прежде всего, необходимо обратиться к трудам Е. А. Покровского. Этот выдающийся ученый отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали весьма видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. В старину особенно много было игрищ с оттенком языческого культа, таковы, например, празднование Костромы, Ярилы и др., сопровождавшиеся большей частью шумным, крикливым весельем, песнями и играми. Начиная с ранней весны, вплоть до глубокой осени в русских деревнях при каждом народном или храмовом празднике народ издавна водил хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми. Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма».
Е. А. Покровский не отрицал возможность занятий гимнастикой.
Подвижные игры он рассматривал как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности. Е. А. Покровский писал, что игрушки и игры делаются нередко первыми средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призвания отдельных лиц и даже целого народа; именно национальные детские игры представляют важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа, по подобию того, как того же самого достигают народная речь, народная поэзия, сказки, поговорки, загадки и т. п.
П. Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить, таким образом, подчинять свои действия сознанию». Начиная играть, дети хотят именно играть, т.е. приятно провести время, и эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. Деревенские детские игры не в пример разнообразнее и веселее городских. Что ни год, то прибавляются к ним новые, изобретаемые самими же играющими; подсказывает их жизнь. И здесь зачастую проявляется острая наблюдательность малышей, обнаруживается природная русская сметка, еще не придавленная никакими тяготами житейскими».
Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости.
Главное условие этих игр — развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.
Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала А. П. Усова. Она отмечала, что, прежде всего, игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.
Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.
Но, не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русской народной подвижной игрой, они должны, прежде всего, сами знать историю их появления, их воспитательное значение.
Многие виды русского фольклора, в том числе и подвижная игра, восходят в своем возникновении к первобытно-общинному строю. Но сведений об этом почти не осталось. Древние летописцы увлекались больше строем жизни взрослых людей, описанием их войн и характеров предводителей, словом, более политической стороной жизни, детям обыкновенно уделяли слишком мало внимания, а игры их представляли себе, по-видимому, как едва ли позволительные детские шалости.
Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть народного русского творчества связана с язычеством. Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре.
Культура Руси развивалась на основе жесточайшей эксплуатации трудового народа, главным образом крестьянства. Все это отразилось в играх, которые являлись частью жизни русского народа.
Игрою пронизаны в разной степени практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до свадьбы — своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т.д.
В это время была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.
О происхождении самого название игры — «горелки» — свидетельствует русский историк, известный собиратель народных сказок. А. Н. Афанасьев. Вот что он пишет по этому поводу: «На эпическом языке народных песен поется:
«Не огонь горит, не смола кипит,
А горит-кипит ретиво сердце
По красной девице.»
Горелки начинаются с наступлением весны, когда славилась богиня Лада, когда сама природа вступает в свой благодатный союз с богом-громовиком и земля принимается за свой род. Очевидно, игре этой принадлежит глубокая древность...».
В другой детской игре, «Кострома», ученые находят отголоски древнего языческого обрядового игрища в честь Костромы, олицетворявшей весенне-летнее божество. Молодые девушки, женщины делали из соломы чучело, одевали его в нарядный сарафан, украшали цветами, клади в корыто и, имитируя похороны, с песнями несли к реке. Там всю ночь пели, водили хороводы, а затем Кострому раздевали и бросали в реку, оплакивая ее кончину, вместе с которой кончились и все летние хороводы, гулянья. Наступало время летней страды. И в детском припеве сохранились слова о древнем значении игры: «Кострому мы наряжали, весну-лето провожали»
А вот на Масленицу распространено было катание молодежи с ледяных гор. В Юрьевском уезде Владимирской губернии (информация 1893 г.) молодежь каталась на Масленице с горы на скамьях и буках — низеньких соломенных корзинах, специально подмороженных. Во многих русских селениях Тверской губернии всю зиму катались с естественных гор только дети-мальчики.
Весной и летом бытовали разные игры с мячом. Одним из примеров такой игры была лапта. В.Г.Григорьев пишет, что без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок послевоенной поры и многих более старших поколений. Упоминание об этой игре есть уже в древних русских летописях. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе!
Лапта очень метко сказал знаменитый русский писатель А. И. Куприн. Он отмечал, что эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр... В лапте нужны: находчивость, Изворотливость, глубокое дыхание, верность своей партии (команде), внимательность, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят.
Одной из увлекательнейших детских народных подвижных игр с мячом, живущих до наших дней, является штандер. Эта игра очень старая, в нее играли еще в прошлом веке. Играли в нее на улице, под открытым небом, играли мальчики и девочки вместе, возраст не имел значения.
В простонародье чаще всего мячи для этой игры делали из тряпок и тряпками их набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры липы, березы или ивы. Внутри такие мячи были пустые и набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали, старались придать ему круглую форму. Когда комок хорошо укатывался, бросали его в кипяток и оставляли там на полчаса. Затем вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а своей упругостью не уступал резиновому.
На вечерках, на гуляниях игрались такие игры, как: «Я по травке шла», «Заинька», «Репка», «Редька», «Водяной», «Дедушка Мазай» и другие. В таких играх, начиная с Фомина воскресенья вплоть до Петрова дня, радостно участвовали все, от мала до велика. Это была истинная школа народной игры: синтез ловкого и сильного движения, драматического ролевого действия, пения. А подспудно давалась масса сведений о том, что, допустим, редьку надо сеять, полоть, следить за всходами, а потом, как вырастет, рвать «с конца, да не сорвать с кореньца», чтобы не повредить.
Детские народные подвижные игры отражали не только обрядовые традиции, носили не только отголоски религиозных верований, а также показывали социальную жизнь различных слоев населения.
Замечательные игры «Красочки», «В горшки» являются ролевой имитацией купли-продажи на ярмарке, в торговой лавке, где разворачивается диалог покупателя и продавца, и финалом игры, как правило, является бег.
А вот любимая детская игра «Я садовником родился» открывает совсем другую жизнь. В ней — влюбленность. Она, видимо, пришла из города не раньше чем в XVIII в., когда с Петровских ассамблей пошла мода на галантность, совсем иного типа ритуальность «светских» отношений. Но и эти игры детям пришлись кстати, так как построены на любимых ими принципах: диалогичность и динамика, комичность воображаемых ситуаций, необходимость быстрой и верной реакции.
Многозвучная, веселая жизнь напоминает о себе криками продавцов, например, в игре «Съедобное—несъедобное». Воспитателю следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из еретического положения, быстро принимать решения и приводить его исполнения, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовного богатство, моральную чистоту, физическое совершенство. Работая с детьми, воспитателю надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Детская фантазия безгранична. Из поколения в поколение, от старших к младшим передавались подвижные игры и таким образом дошли до наших дней. Но кроме этого каждое поколение детей придумывало свои подвижные игры, которые можно было бы определить как современный детский игровой фольклор, например, игра в «Резиночку», в «Банки» и др.
Предварительный просмотр:
Игры для родительских собраний в ДОУ
Игра «Связующая нить» или «Радостная песенка».
Участники в кругу. По кругу передается клубок ниток. Ведущий обматывает край нити на палец и передает клубок следующему участнику, приветствуя его радостной песенкой: «Я очень рада, что Катя в нашей группе есть…». Следующий участник наматывает нить на палец и поет песню соседу справа.
Игра «Аплодисменты» или Упражнение «Салют».
Участники в кругу. Каждый участник по очереди выходит в круг, называет свое имя, если есть участник с таким именем, то тоже выходит в круг. Все остальные приветствуют их «салютом» аплодисментов.
«Комплименты». Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько слов, похвалить за что-то, пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.
«Волшебные очки». Ведущий объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому участнику, ведущий называет какое-либо его достоинство. «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил, эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите то, что раньше не замечали».
Упражнение «Настроение». Участники по очереди выбирают пиктограмму с изображением своего настроения. Рассказывают о нем.
Игра «Подарок по кругу».
По кругу передается корзинка с мелкими сувенирами, каждый участник должен поприветствовать своего соседа справа, выразить свою радость от встречи с ним и подарить подарок со своими пожеланиями.
«Волшебный стул». Один участник садится на стул, остальные говорят ему комплименты.
Игра «Попадания».
С детьми заранее была проведена беседа, и ответы детей были записаны на магнитофон: Что ты любишь делать? Твое любимое блюдо? Любимая сказка? и т. д. На собрании родителям были предложены те же вопросы: Любимое блюдо вашего ребенка, любимая игра. Родители письменно давали ответы, а затем сравнивали свои ответы с ответами детей. Таким образом, родители сами делали вывод о том, как хорошо они знают своего ребенка.
Если во время собрания необходимо дать родителям больше практического материала, то это конечно будет семинар. На семинарах мы с родителями обыгрываем все, о чем говорим. Если это тема игр, то коротко знакомлю с различными видами игр и предлагаю поиграть в эти игры: использовала игры: «Определи на вкус», «Чудесный мешочек», «Море волнуется», «Узнай, что изменилось?», «Смешные названия».
Если тема собрания - развитие моторики, то обязательно учу родителей играм по теме. Они играют с пластилином, с крупами, с тестом. Провожу обучение родителей пальчиковой гимнастике; предлагаю рисовалки, обводилки и прочее.
Если тема связана с развитием речи, то предлагаю различные игры и упражнения на развитие речи: «Скажи наоборот», «Кузовок», «Продолжи фразу», «Я Илюша беру с собою грушу».
Для пополнения родительских знаний о психологическом здоровье, об эмоциональных состояниях использую психологические игры, упражнения на саморегуляцию, на снижение психо-эмоционального напряжения. Родители с удовольствием учатся этим играм.
«Создание рисунка по кругу».
Участники рисуют на листе бумаги рисунок. По команде, рисование прекращается, а рисунок передается соседу справа, который продолжает рисовать дальше. Так продолжается, до тех пор, пока рисунки не обойдут круг.
«Я такой же, как ты»
В руках у ведущего мяч. Тот, кому он достанется, бросает его любому и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: Я такой же, как ты, потому что …». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или не согласие, и обращается к другому участнику.
Для установления позитивных взаимоотношений в семье, использую психологические гостиные. Сама атмосфера гостиной настраивает на спокойный и позитивный лад. Темы, которые предлагала родителям: «Воспитание уважения к старшим», «Семейные традиции», «Дружная семья – крепкая Россия», «Воспитание добра и милосердия».
На таких мероприятиях, широко используем обмен опытом семейного воспитания. У многих семей есть что-то хорошее, чем можно поделиться. И они с радостью передают опыт. Психологические гостиные чаще всего проходят за чашкой чая. Использую на таких мероприятиях и элементы тренинга. Например:
Упражнение «Удовольствие»
Участникам тренинга раздают листы бумаги и предлагают написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить участникам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
В середине каждого мероприятия использую разминки.
Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе. Например:
Участники в кругу.
- Если вы рады встрече с нами, улыбнитесь соседу.
- Если вам у нас понравилось, то похлопайте в ладоши.
- Если вы часто сердитесь, закройте глаза.
- Если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, покачайте головой;
- Если вы полагаете, что ваше настроение зависит от настроения окружающих, подмигните;
- Если вы считаете, что у вас сейчас хорошее настроение - покружитесь.
Пантомимическая разминка. Игра «Найди пару»
- Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой написано также «слон».
- Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого найти пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и «издавать характерные звуки вашего животного». Другими словами все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у вас получилось.
Игра «Дотронься до …».
- Я буду говорить, до чего необходимо дотронуться, а вы будете выполнять.
- Дотроньтесь до того у кого светлые волосы, у кого голубые глаза, у кого есть серьги. Дотроньтесь до того, у кого есть красный цвет на платье, у кого красивая прическа…
Игра «Светофор».
Все участники встают в колонну по одному, взявшись за туловище впереди стоящего, руки сцеплены в замок. По команде ведущего все одновременно делают шаг или маленький прыжок в соответствии с цветом:
Желтый – вправо,
Зеленый – вперед,
Красный – назад.
«Есть или нет?»
Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»
- Есть ли в поле светлячки?
- Есть ли в море рыбки?
- Есть ли крылья у теленка?
- Есть ли клюв у поросенка?
- Есть ли гребень у горы?
- Есть ли двери у норы?
- Есть ли хвост у петуха?
- Есть ли ключ у скрипки?
- Есть ли рифма у стиха?
- Есть ли в нем ошибки?
Разминка «Овощи»
1 .Захотелось плакать вдруг, слёзы лить заставил....(лук)
2.Набирай скорее в миску краснощёкую....(редиску)
3. Отыскали наконец и зелёный....(огурец)
4.Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет....(картошка)
5.Завалился на бочок лежебока....(кабачок)
6.Разве в огороде пусто, если там растёт....(капуста)
7.Удивляет горожан темнокожий....(баклажан)
8.3а ботву, как за верёвку, можно вытянуть....(морковку)
9.Кто, ребята, не знаком с белозубым....(чесноком)
10.Держится за землю крепко, вылезать не хочет....(репка.)
Разминки стараюсь подбирать к теме мероприятия.
Игра «Связующая нить»
Участники стоят, по кругу передавал клубок ниток, так чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, какое у них впечатление от собрания, что могут пожелать. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить. Ведущий обращает внимание на то, что искренность ответов и доброжелательный настрой всех сделали данную встречу интересной и познавательной.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Использование малых фольклорных форм
в развитии речи дошкольников
Подготовил: воспитатель филиала №1 «Чебурашка»
МДОУ детский сад «Родничок» с.Турочак
Козулина Дина Борисовна
Едва можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, строится с учётом возрастных особенностей детей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка: эмоциональность, непосредственность.
В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышление, воображение, памяти, речевого общения, эмоций.
Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач:
-интенсивно обогащать речь ребёнка путём восприятия речи и рассказов взрослых;
-развитие диалогической речи.
Развитие речи маленьких детей находится в прямой зависимости от следующих факторов:
-речевое окружение (речевая среда);
-педагогических воздействий, направленных на освоение ребёнком определённого речевого содержания.
Поэтому, использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников приносит огромный результат. Детская литература занимает в мире малыша очень важное, очень большое место.
Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми я стараюсь наизусть читать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки:
«Петушок, петушок
Золотой гребешок…»
или:
«Киска, киска, киска брысь
На дорожку не садись…»
или:
«Вот собачка Жучка
Хвостик закорючка…»
Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:
«Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик - папочка
Этот пальчик - мамочка
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья»
Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:
«У сороки боли
У вороны боли
А у Ирочки заживи»
или:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший,
Сашенька пригожий!»
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
При умывании:
«Водичка – водичка
Умой моё личико…»
При причёсывании:
«Расти, коса, до пояса
Не вырони ни волоса
Расти косонька до пят,
Все волосики в ряд…»
Во время приёма пищи:
«Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Сладкую, душистую».
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи.
АНКЕТА «В КАЖДОМ ДОМЕ СВОИ ТРАДИЦИИ»
Семейные традиции – это, в первую очередь, праздники, которые отмечаются всеми членами семьи и, конечно же, день рождения ребенка; торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год всей семьей наряжать живую елку. Это традиция вместе с ребенком посещать выставки, музеи, аттракционы, цирк. Это и совместные игры. Поздравление родственников с праздником. Традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Составление своей родословной и семейных альбомов. Коллекционирование и проведение семейных концертов.
Уважаемые родители!
Пожалуйста, ответьте на вопросы мини-анкеты «В каждом доме свои традиции». Для нас это важно!
- Что, по-вашему, входит в понятие «семейные традиции»?
- Какие семейные традиции есть в вашей семье?
________________________________________________________________
- Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?
- Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?
________________________________________________________________
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Предварительный просмотр:
Советы родителям
«Речевое развитие трехлетних детей»
У большинства детей в возрасте трех лет (а у некоторых детей и раньше) происходит резкий рывок в речевом развитии. По времени произношения первых слов и по темпу пополнения активного словаря дети очень сильно отличаются друг от друга.
Возраст от рождения до трех лет является наиболее важным периодом в жизни ребенка. В развитии детской речи в раннем возрасте главная роль принадлежит матери. От того, насколько она подготовлена к осознанию и исправлению того или иного речевого нарушения своего ребенка, к его воспитанию, к проведению с ним занятий в домашних условиях, зависят психологический климат в семье, характер личностных отношений и результаты развития малыша.
Словарный запас трехлетнего ребенка в 3 – 4 раза больше словарного запаса в более раннем возрасте. Теперь ваш малыш, вероятно, знает названия многих окружающих его предметов. Он знаком с различными видами посуды, одежды, обуви, животных и др. Продолжайте знакомить малыша с частями тела. Существует множество веселых способов изучения этой темы. Можно придумать забавные песенки о руках, ногах и т.д. Пусть ребенок показывает части тела на себе, на вас и на кукле
Учите ребенка узнавать на рисунках животных и предметы. Попробуйте использовать для этого не только свои рисунки или детские книжки, но и вырезанные из журналов картинки, на которых изображены животные и разные предметы. Так вы поможете ему лучше запомнить названия предметов тем самым увеличить словарный запас.
Используйте детские стихи, потешки и песенки, начало которых можно произносить или петь громче, чем конец. Так вы попробуете привлечь его слуховое внимание, придадите уверенность в самом себе – ведь у такого малыша спросили его мнение.
Вы наверняка заметите, как улучшается усвоение ребенком понятий «число» и «пространство». Ваш малыш уже, наверняка, использовал в самостоятельной речи слово «еще» для того, чтобы получить лишнюю конфету или дополнительный стакан сока, продолжить ту или иную игру с вами. Так же осознается понятие «один». Теперь ребенок задумается, когда его попросят взять только одну конфету или показать одну игрушку.
Читайте выразительно, используя модуляции голоса и интонации: так вы сможете передать ребенку свои чувства и тон сказки. Обязательно пользуйтесь при этом жестами, чтобы поддержать интерес ребенка к прочитанному.
Играя с малышом, используйте несколько звучащих игрушек: дудочку, бубен, колокольчик, погремушку и т.д. Предложите ему послушать и запомнить звучание игрушек. Затем пусть ваш малыш только на слух попробует определить, что звучит.
Понаблюдайте за тем, как играет ваш малыш. В его игре должны присутствовать осмысленные сюжетные действия: он кормит куклу, водит ее на прогулку, укладывает спать. Следующий этап игры – исполнение «ролей»: «Я - мама», «Я - доктор». А вы, мама и папа, подберите для игры этих ролей все необходимое: можно сшить малышу «врачебный» халат, купить чемоданчик с принадлежностями юного Айболита.
Вот и вся игрушечная наука. Вам она теперь известна, а значит, вы сумеете со знанием дела преподать ее малышу
Предварительный просмотр:
Советы родителям
«Чем занять ребенка дома?»
Много времени мама проводит на кухне. Она занята приготовлением пищи, а ребенок крутится около нее. Посмотрев его глазами на свое кухонное хозяйство, мама может найти много предметов, способных занять ребенка больше, чем на пару минут.
«Закладка». Помните, как в детстве мы с вами делали из фантиков закладки для книжек? Начните мастерить с ребенком такую закладку – и он с удовольствием включится в этот процесс.
«Волшебные макароны» Из сырых макарон разных форм и размеров (а также из вермишели, спичек) можно выкладывать на столе причудливые узоры, попутно изучая формы получившихся предметов.
«Браслет для мамы» Из тех же макарон, а также сушек, баранок и толстой нитки можно смастерить браслет, бусы. Не забудьте их примерить!
«Помогаю маме» Поставьте перед ребенком блюдце, на котором перемешаны горох, рис и гречка, и попросите ребенка помочь вам их перебрать.
«Конструктор» Если ваш ребенок очень любит строить, подарите ему пару упаковок губок для мытья посуды (они бывают разных цветов и размеров) – и у вашего ребенка будет возможность возводить поролоновые башни и дома с помощью оригинального, легкого и экономичного конструктора
«Умелые ножницы» Дайте ребенку в руки ножницы небольшого размера – и он сможет настричь вам в салат зелень, вырезать из пакетов из-под сока, коробок из-под конфет понравившиеся ему картинки.
«Маленький пекарь» Большинство мам сейчас слишком заняты, чтобы «заводить» пироги, но готовым тестом все пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка для своего ребенка – можно слепить какие –нибудь фигурки, как из пластилина, и запечь. Вы ели когда–нибудь паровоз, или грузовик, или буквы ?
Все эти игры развивают мелкую моторику рук, что благотворно влияет на речь ребенка.
Предварительный просмотр:
Семинар для родителей
«Какое значение имеет кризис 3-х лет в развитии ребёнка»
Я негативен и упрям, строптив и своеволен,
Средою социальной я ужасно не доволен.
Вы не даете мне шагнуть, всегда помочь готовы.
О, боже! Как же тяжелы сердечные оковы.
Система «Я» кипит во мне, хочу кричать повсюду:
Я — самость, братцы, я живу, хочу! Могу! И буду!
Тема сегодняшнего разговора посвящена одной из важных проблем маленького ребёнка, проблеме кризиса 3-х лет.
В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается:
• ранимость центральной нервной системы;
• повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды;
• подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим.
Взрослым важно вовремя заметить это и понять, что необходимо менять свои отношения с ребёнком, тогда этот период может пройти более гладко и безболезненно.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
• Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
• Как правило, фаза эта заканчивается к 3, 5—4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.
• Пик упрямства приходится на 2, 5—3 года жизни.
• Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
• Девочки капризничают чаше, чем мальчики.
• В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых — до 19 раз!
• Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Л. С. Выготский описал семь основных особенностей (семизвездие симптомов, характерных для поведения ребёнка в период кризиса трёх лет.
Как угодно лишь бы не так!
В последнее время у вашего ребёнка любимыми словами стали «не хочу» и «не буду». Это негативизм. Именно он вынуждает ребёнка поступать вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Да, малыш отказывается выполнять просьбы других не потому, что его об этом попросили. Взрослый может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдаёт строгий приказ: «Не трогай! Ешь быстро! » Гораздо лучше сказать: «Не люблю, когда трогают мои вещи! Главный мотив, который движет ребёнком, - сделать не так, как просят, а наоборот.
Совет: не давите на ребёнка, не разговаривайте в приказном тоне. Если вы видите, что кроха сопротивляется из негативизма, дайте ему время отойти от бури эмоций.
Упрямство. Когда ребёнка упрямится, он настаивает на чём - либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Малыш делает наперекор другим из - за того, что он так сказал и не желает менять своего решения. Зачастую родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым усугубляя и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребёнка в угол, лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.
Совет: не пытайтесь самоутвердиться в противоборстве с малышом. Силы не равны.
Строптивость - очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определённого человека. Это протест против самого образа жизни.
Совет: отвлеките ребёнка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут малыш неожиданно согласится с вашим предложением, забыв, что недавно возражал.
Своеволие - оно проявляется в том, что ребёнок хочет всё делать сам, даже если не умеет. Это потребность в самостоятельности - жизненно важная для трёхлетних малышей.
Совет: позвольте малышу попробовать сделать всё самому, даже если вы уверены, что он не справится. Пусть кроха убедится в этом сам. Негативизм, упрямство, строптивость и своеволие проявляются почти у каждого трёхлетнего ребёнка. Но иногда рядом с этими особенностями бывают и другие.
Ваш ребёнок каждый день протестует против чего - то: вермишель не любит, то причесали не той расчёской, то из садика уходить не хочет. Если что-то не по нему, сразу истерика. И родители поддаются.
Протест - бунт - проявляется в том, что поведение ребёнка носит протестующий характер, как будто малыш находится в состоянии войны, постоянном конфликте с окружающими. В результате кроха часто ссорится с родителями.
Совет: будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты, когда вы уверены в своей правоте.
Ваш ребёнок любил рассматривать книжки, любил, когда вы ему читали, учил на память стихи. Но в один момент он как бы потерял ко всему интерес - это обесценивание. Теряются старые привязанности ребёнка к людям, правилам поведения, вещам. Ребёнок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить дома. Иногда малыш позволяет себе грубо обзывать любимых бабушек и дедушек и даже мам.
Совет: Существует множество развивающих занятий для ребёнка, запишите малышу в секцию, вместе займитесь лепкой, рисованием или сборкой конструктора.
Ваше чадо пытается установить над вами власть: играть так, спать этак; есть вот то; купить естественно всё и сразу - это деспотизм.
Совет: не поддавайтесь на манипуляцию но старайтесь уделять больше времени ребёнку. Пусть малыш чувствует, что ваше внимание можно получить без капризов и истерик. Все эти симптомы отмечены на плакате.
Упражнение «Что меня в моём ребёнке огорчает, а что радует»
1. На листочках, которые разделены на 2 части записать: в левую колонку записать всё, что огорчает в ребёнке, в правую всё, что радует.
2. Записать на мольберт.
3. Найти общее между симптомами кризиса трёх лет.
Таким образом мы определили, что почти всё, что вас не радует относится к симптомам кризиса 3-х лет.
Мозговой штурм «Решение проблемы» (3 группы)
1. Раздать листочки с описанием ситуаций, свойственных для кризиса 3-х лет.
2. На листе ватмана, каждая группа красочно оформляет свои варианты решения данной проблемы.
3. Каждая группа проводит презентацию своих вариантов решения проблемы.
«Я тоже хочу варить кашу», - говорит трёхлетняя Нина, наблюдая, как мама варит кашу. «Ты ещё маленькая, отвечает мама, - кашу варят только взрослые». «Я хочу», - настаивает девочка.
Наконец, мама не выдерживает: «Не мешай мне, иди играть».
Правильно ли поступила мама в данной ситуации? Как можно было поступить?
Трёхлетние Наташа и Миша играют в песочнице. Их мамы рядом, наблюдают за детьми. Заигравшись, Миша опустился на колени и стал руками насыпать песок в машину. Мама недовольным голосом позвала сына и резко усадила его на скамейку рядом с собой, запретив ему играть: «Я же тебе много раз говорила, что нельзя брать песок руками и становиться на колени. Посмотри, какой ты грязный! »
Малыш начал капризничать, замахиваться на маму… Заметив недоумённое выражение лица мамы Наташи, она объяснила: «Я требую от моего сына беспрекословного и быстрого выполнения моих требований. Как я сказала, так он и должен делать».
Как можно было предотвратить подобное поведение ребёнка?
Как можно было поступить маме в данной ситуации?
Мама с ребёнком в магазине. Ребёнок просит купить игрушку (конфеты). В планы мамы это не входило. Ребёнок начинает капризничать, топать ногами, кричать. Что делать?
Игра «Какой он – мой ребёнок»
1. Обвести контур руки на листе бумаги.
2. На изображении каждого пальца написать по букве имени своего ребёнка.
3. Расшифровать буквы, написать лучшие качества характера своего ребёнка, начинающиеся на эту букву.
4. В центре ладони изобразить символ, кем ребёнок является в семье.
Эти ладони прикрепить к солнцу, как лучики.
Вывод:
На эти лучшие качества ваших детей нужно опираться в период кризиса 3 лет, а всё, что вам не нравится, при правильном подходе, испарится на солнце, как вода после дождя.
Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка!
Успехов вам, уважаемые родители в воспитании детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...