Психолого-педагогические основы нравственного воспитания детей пятого года жизни
методическая разработка на тему
Формирование нравственного сознания детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Именно нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. В настоящее время педагоги наблюдают тенденцию к возрастанию детской эгоистичности, жестокости, агрессивности, лености, лживости, эмоциональной глухоты, грубости. К сожалению, все чаще можно встретить насилие и жестокость, в связи с этим проблема нравственного воспитания приобретает особую значимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психолого-педагогические основы нравственного воспитания детей пятого года жизни | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические основы нравственного воспитания детей пятого года жизни.
В современных условиях, когда идет становление гражданского правового общества, признание приоритета общечеловеческих ценностей, осознание человека как высшей ценности, усиливается внимание к проблеме нравственной культуры личности.[22]
Понятие «нравственное воспитание» пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание.
Нравственное воспитание — это педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. [21]
Нравственное воспитание включает:
- формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;
- ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;
- превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;
- формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;
- формирование нравственных привычек.
Дошкольный возраст – сензитивный период для формирования эталонов и нравственных представлений, составляющих основу ориентировочной деятельности, лежащей в основе регуляции поведения. Нравственные эталоны ориентируют ребенка в общении с окружающими людьми и миром. Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности. Нравственное формирование человека начинается с рождения. Особое значение приобретает дошкольный возраст. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. [3]
В дошкольном периоде взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности (группа детского сада, начальные классы школы) приводит к дальнейшему развитию у ребенка симпатии, сочувствия, формированию чувства товарищества. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные, источником формирования которых также являются взаимоотношения с близкими людьми. С точки зрения Ж. Пиаже, если на ранних этапах своего развития ребенок чувствовал внимание, доброжелательность, заботу, любовь, у него есть возможность для формирования фундамента эмоциональной включенности в мир, становления нравственных чувств, эмпатии по отношению к другим .[20]
По мнению Е.Г. Беляковой, основными задачами нравственного воспитания дошкольника являются:
- формирование нравственного сознания (процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов);
- воспитание и развитие нравственных чувств (отзывчивость, сочувствие, милосердие, сострадание, сопереживание, эмпатия);
- выработка умений и привычек нравственного поведения (содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге). Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки . [4]
В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования, определены основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста : формирование начал патриотизма и гражданственности; формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа; уважение к представителям других национальностей; формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; воспитание уважительного отношения к труду. [23]
Одна из отличительных особенностей основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» это воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь, к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру. [18]
В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить,
порадовать.[6]
Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники «и выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать. [5]
К пяти годам дошкольник начинает осознавать нравственные эталоны, которые станут в дальнейшем ценностными ориентирами, поэтому необходимо содействовать процессу формирования нравственных представлений. Нравственная сфера дошкольника пятого года жизни содержит в себе оценочную составляющую аксиологических характеристик поведения. Положительная оценка и поощрение являются необходимыми условиями для формирования нравственных представлений как ориентиров и эталонов в отношениях с людьми и миром, они закрепляются в сознании ребенка в качестве нравственных эталонов, которые имеют значение ориентиров, необходимых при самостоятельной оценке ребенком событий, людей, явлений. Отсюда, формирование нравственных представлений у детей пятого года жизни строится на основе нравственных оценок взрослых, нравственные ориентиры выступают как самостоятельная нравственная потребность, являющаяся не только движущей силой развития нравственного сознания, но позволяющая дошкольнику ориентироваться при самостоятельном нравственном выборе. Благодаря этому у дошкольников пяти лет формируется способность различать и оценивать отношения и поведение людей с позиций нравственного смысла: «добро–зло», «хорошо–плохо», «можно–нельзя–надо». [25]
Нравственное развитие ребенка 4-5 лет связано с накоплением опыта поведения, основанного на правилах вежливости. Он стремится быть хорошим, получать похвалу воспитателя. В то же время ему небезразлично, если товарищи проявляют к нему внимание, помогают, приглашают поиграть. Это усиливает потребность в общении со сверстниками. Если общение почему-либо не складывается, ребенок испытывает дискомфорт, но понять, почему не налаживается контакт, не может. Некоторые дети проявляют грубость по отношению к товарищам.[29]
На протяжении дошкольного детства самооценка ребенка, его суждение о себе становятся все более развернутыми. Ребенок начинает осознавать себя, свое положение среди взрослых и сверстников. При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у ребенка 4-5 лет проявляется чувство привязанности к сверстникам, воспитателю. Дети приветливо, легко вступают в общение, проявляют доброту. Усвоение детьми моральных правил поведения способствует более глубокому осознанию того, что является хорошим и плохим во взаимоотношениях с окружающими. Растет желание ребенка посочувствовать, утешить, успокоить товарища. Воспитатель должен поддерживать стремление ребенка к сопереживанию, находя в этом основу укрепления способности и умения помочь товарищу. Однако, эти возрастные новообразования представлены лишь в виде возможностей, мера осуществимости которых определяется социально ситуацией развития ребенка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечен ребенок, с кем он ее осуществляет.[19]
Современными исследователями доказана трудность нравственного развития, которая объясняется тем, что дети живут во взрослом мире, испытывают на себе социально-экономическое неравенство, дефицит культуры общения и взаимоотношений людей, доброты и внимания друг к другу. Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания, главным стержнем всестороннего развития личности. Это длительный и сложный процесс; его успешное осуществление требует согласованности и преемственности в воспитательной работе педагогов детских учреждений. Рассматривая вопрос о нравственных свойствах личности, нужно сказать, эти свойства обуславливаются господством мотивов. Исследованиями А.Н. Леонтьева доказано, что дети дошкольного возраста пользуются не отдельными мотивами, а системой мотивов. На основе формирования субординации мотивов выделяются основные линии в поведении ребенка, которые начинают характеризовать его как личность. Как доказывают исследования отечественных психологов (Я.З. Неверович и др.), при выполнении норм поведения дети ориентируются на то, будут ли их действия поощряться или не будут, т.е. ребенка интересует, как окружающие люди будут к нему относиться, и, конечно, дети отдают предпочтение поощрениям. В сознании детей среднего дошкольного возраста определенное место начинают занимать и мотивы нравственного порядка. Ребенок здесь уже может отказаться от личного желания и сделать что-то приятное людям, к которым у него симпатия.[12]
Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. [16]
Р.С. Буре отмечает, что в процессе формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста особую роль играет взрослый. Взрослый человек предстает перед детьми в двух функциях: как носитель социального опыта, норм и правил поведения, знаний о мире и как организатор процесса воспитания и обучения. И первая, и вторая функция реализуются в двух формах: стихийно и целенаправленно.
«Дошкольный возраст, – как отмечал А.Н. Леонтьев (1983), – период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. [7]
Результатом нравственного воспитания являются появление и
утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем
прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в
обществе моральных устоев наблюдается у ребенка. Нравственная
воспитанность как интегративная характеристика и результат процесса
нравственного воспитания представляет определенный уровень
сформированности нравственного сознания, чувств и поведения личности,
позволяющей ей осуществлять самостоятельный и осознанный нравственный
выбор, проявлять собственную нравственную позицию и выстраивать
гармоничные отношения взаимодействия с окружающими людьми. [1]
Таким образом, нравственное воспитание - непрерывный процесс, он
начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный
на овладение людьми правилами и нормами поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовое воспитание детей пятого года жизни
консультация...
Консультация " Трудовое воспитание детей пятого года жизни"
Дети пятого года жизни значительно отличаются от детей 3-4 лет жизни. Движения их более совершенны, они способны уже к более продолжительному сосредоточению к какому - то виду деятельности, к большему...
Трудовое воспитание детей пятого года жизни.
Консультация...
«Экологическое воспитание детей пятого года жизни через игру»
Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с ранненго возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, педагоги используют различ...
Консультация для родителей: "Экологическое воспитание детей пятого года жизни "
Консультация предназначена для ознакомления с условиями и средствами экологического воспитания детей пятого года жизни...
"Трудовое воспитание детей пятого года жизни"
Дети пятого года жизни значительно отличаются от детей 3-4 лет; движения их более совершенны, они способны уже к более продолжительному соредоточению на какой- либо деятельности, расширяются их знания...
статья "Роль проектной деятельности в формировании нравственных представлений детей пятого года жизни"
В статье представленны возможности метода проекта в формировании при взаимодействии с семьей и педагогическим коллективом детского сада гуманного отношения к людям. Метод проектов является эффек...