«Создание благоприятного психологического комфорта в ДОУ» из опыта работы
статья на тему
Статья "Создание благоприятного психологического комфорта в ДОУ из опыта работы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_psihologicheskogo_komforta_v_gruppah_detskogo_sada.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание благоприятного психологического комфорта в ДОУ»
из опыта работы
В век научно – технического прогресса, напряженного ритма жизни необходимо поддерживать состояние высокой активности. Нервная система в подобном режиме ведет к повышенному напряжению, а неумение расслабляться приводит к перевозбудимости нервной системе, агрессии, повышенной утомляемости. Активный ритм жизни коснулся не только взрослых, но и детей. И как следствие все более чаще, в детский сад приходят дети с низкой группой здоровья. Мы знаем, что здоровье человека состоит из четырех частей – физическое, эмоциональное, интеллектуальное и духовное. Почему столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей? Наверняка, каждый может ответить на вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребенка:
- появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
- переход психических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт сохранения организма);
- проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде проявляются в виде психологической защиты выбирая позицию избегания – сюда относятся (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), а так же проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм).
Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Такие дети сложны и для родителей и для педагогов. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков. Поэтому самая важная задача взрослых, воспитывающих детей, - не только сохранить физическое здоровье, но и воспитать психологически здоровую личность. Как сказал американский психиатр Росса Кэмпбелла: «Самая важная задача родителей и педагогов – научиться правильно общаться с детьми, пока они «психически здоровы»». Основными способами снижения нервного, психического напряжения, агрессивности, как следствия психического переутомления у детей дошкольного возраста является: игра, участие в самодеятельности, творческая деятельность (лепка, рисование, придумывание сказок, и т.д.), на занятиях проводим аутогенную тренировку, упражнения направленные на устойчивость к стрессу, а так же психогимнастику и сказкотерапию.
Необходимо создавать благоприятный социально – психологический климат в группе. Ведь климат – это система психических условий, влияющая на продуктивность совместной деятельности, а самое главное развитие личности в группе. Благоприятный психологический климат формируется на основе доверия и доброжелательности, отсутствия давления со стороны взрослых, повышенная групповая сплоченность.
Рассмотрим варианты создания благоприятного эмоционального и психологического комфорта для детей в группах детского сада.
- Использование принципа М.Монтессори: принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Не выгонять ребенка, а предложить побыть одному (т.е. создать в группе уголок для уединения).
- Выстраивать систему правил. «В рамках правил ребенок учится отличать себя от других, правила развивают чувство уверенности и собственной полноценности, таким образом, укрепляется Я ребенка».
- Так же у нас в ДОУ созданы в группе «Уголок ярости», где дети могут выплескивать накопившиеся негативные эмоции, чувства гнева (созданы подушки для выхода отрицательных эмоций).
- Введены в режим дня «Минуты тишины» и «Минуты всего дозволенности». В это время дети могут громко кричать, визжать, топать ногами (т.е. дают выход накопившимся эмоциям, после такого бурного выплеска энергии следует минута тишины.
- Использование в течение дня игры – правила: «Обзывалки» естественно они не должны носить обидный характер, а так же «Кричалки – шепталки – молчалки».
- Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся».
- В режимы дня, нашего детского сада, введены «Релаксационные паузы». В каждой группе есть магнитофон и фонотека с разнообразной музыкальной подборкой.
Необходимо на ранних этапах развития личности обучать цивилизованным способам выхода энергии, гнева, саморегуляции поведения и умению приводить свою нервную систему в норму, что бы уже к 5-6 годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, необходимо развить способность к адаптации и саморегуляции.
Всем известно, что дети легко улавливают настроение и состояние окружающих их взрослых людей. И для того чтобы сохранить эмоциональное психическое здоровье детей, необходимо, чтобы и окружающие их взрослые имели эмоционально устойчивое психическое состояние.
Умение расслабляться, помогает как взрослым, так и детям, снять напряжение, сконцентрироваться, снять возбуждение.
Для поддержания благоприятного психологического здоровья сотрудников детского сада. В нашем детском саду создана комната психологической разгрузки, где для сотрудников детского сада проводится методика транс-медитативной само регуляции. Благодаря этим занятиям активизируется внутренние ресурсы организма, необходимые для профилактики и коррекции нервно - психического и психосоматических расстройств. А так же поможет эффективно отдохнуть и восстановить работоспособность и развить самоактуализацию личности. Оздоровительный комплекс трансово медитативных упражнений направлен на пробуждение целительных ресурсов организма для профилактики нервно – психического и психосоматических расстройств, а также для устранения их симптомов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль родителей в создании благоприятного психологического климата, в формировании жизнеутверждающей позиции, в приобретении позитивного жизненного опыта детьми"
Материал подготовлен для выступления на общегородском родительском собрании "Ответственное родительство: вопросы безопасности детей и подростков"....
Тренинт для воспитателей "Создание благоприятного психологического микроклимата способствующего эмоциональному комфорту всех детей".
Цель: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям. Задачи: выработать позитивное отношение к ребенку; выработать эмоционал...
Создание условий благоприятного психологического комфорта дошкольников.
Консультация для родителей по теме создания условий для благоприятного комфорта детей в детском саду и дома....
Создание условий благоприятного психологического комфорта дошкольников.
Краткая памятка для педагогов по созданию условий благоприятного психологического комфорта в группах детского сада....
Памятка для педагогов "Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе"
В данной памятке раскрыты основные характеристики авторитарного, либерального и демократического стиля общения между воспитателем и детьми...
Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт
Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитатель...
«Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе».
Детское учреждение отличается от другого детского учреждения прежде всего своим общим стилем и тоном. А.С. Макаренко...