Речевые игры
картотека (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Речевая игра « Весёлые чистоговорки».
Детям предлагается вслед за воспитателем произнести упражнения – чистоговорки, чётко произнеся звук (р):
Ра - Ра-Ра – весела у нас игра.
Ру – ру - ру – начинай со мной игру!
Ре – ре- ре- - детки рады все игре.
Ры - ры- ры - - без деток нет игры!
Речевая игра « Я и мои друзья ».
Дети с помощью воспитателя строят предложения, подбирая к ним окончания – однородные члены:
Все мои друзья… (хорошие, весёлые, честные, справедливые, верные, чуткие).
Мои друзья меня…(веселят, развлекают, поддерживают, помогают мне).
Я к своим друзьям отношусь… (доброжелательно, приветливо, благосклонно, хорошо, искренне).
Я часто предлагаю своим друзьям вместе… (погулять, поиграть, побегать, порисовать, спеть).
Я думаю, что друзья должны друг другу…(помогать, говорить правду, раскрывать секреты, дарить подарки).
Речевая игра «Чем хороша прогулка».
Воспитатель просит детей завершить объяснительные предложения, опираясь на собственный опыт и соображения.
Прогулка – это интересно, ведь во время прогулки я… (наблюдать за природой, исследовать, что- то интересное, познавать мир).
Прогулка - это полезно, ведь во время прогулки я … (дышу свежим воздухом, двигаюсь, бегаю, набираюсь сил и здоровья).
Прогулка – это весело, потому, что на прогулке я … (общаюсь с друзьями, забавляюсь, качаюсь на качелях, играю в песочнице, развлекаюсь, радуюсь).
Речевая игра «Вчера, сегодня, завтра».
Перед проведением игры воспитатель с детьми обсуждают круг вероятных дел, развлечений и т.д. , которыми могут заняться малыши вместе со взрослыми членами своей семьи.
Малышам предлагается изменить в предложениях глаголы и словосочетания с ними в соответствии с временной формой, по образцу или с помощью педагога.
Вчера с мамой и папой убирал квартиру. Сегодня я с мамой и папой убираю в квартире. Завтра я с мамой и папой буду убирать в квартире. Вчера я с родителями гулял в парке. Сегодня я с родителями буду гулять в парке. Завтра я с родителями буду гулять в парке.
Вчера мы всей семьёй ходили в цирк. Сегодня мы всей семьёй идём в цирк. Завтра мы всей семьёй пойдём в цирк.
Вчера я с папой играл в мяч. Сегодня я папой буду играть в мяч. Завтра я с папой поиграю в мяч.
Речевая игра «Доскажи слово».
Воспитатель учит детей изменению падежа слова « один» соответственно содержанию предложения.
Однажды маленький Вася остался дома… (один).
Папа – на работе, мама пошла в магазин, вот и получилось, что Васю оставили дома …(одного).
Сначала ему было не очень весело… (одному).
Вася подумал: « Наверное, не каждый малыш обрадовался бы тому, что остался… (один)».
Но рядом были любимые игрушки, книжки с весёлыми картинками. Вася перестал грустить и стал играть. Когда мама вернулась и застала сына за увлекательной игрой, то очень обрадовалась, а Вася гордился собой: ведь он не побоялся остаться… (один).
Речевая игра «хорошо плохо».
Воспитатель называет детям отдельные нераспространённые предложения, а ребёнка должны с помощью взрослого составить из них сложные распространенные предложения с антонимами
« хорошо, плохо».
Например:
Срывать цветы. Любоваться цветами. ( Любоваться цветами – хорошо, а срывать цветы – плохо).
Словесный материал для игры:
Сломать ветку. Посадить деревце.
Поймать мотылька. Наблюдать за мотыльком.
Разрушить муравейник. Огородить муравейник.
Вспугнуть птичку. Заслушаться пением птички.
Ходить по тропе. Вытаптывать траву.
Речевая игра «Слова - родственники».
Воспитатель называет детям ряд однокоренных слов и просит очень внимательно послушать и попытаться запомнить их.
Сад – садик – садовый – садовник – посадка – сажать.
Дети чётко проговаривают каждое слово.
Далее ребятам предлагается составить такую же цепочку родственных слов, которые происходят от слова « цветок»:
Цветок – цветочек – цветочный – цветовод – цвести – расцветать.
После этого дети по желанию могут придумать предложение с использованием прослушанных и образованных слов.
Например:
Все деревья в садике покрылись белыми цветами.
Каждый цветочек радовал заботливого садовника.
Весенний сад продолжал цвести целую неделю.
Речевая игра « Скажи по образцу».
Дети упражняются в образовании однокоренных слов по образцу взрослого.
Пчела – пчёлка – пчелиный.
Муравей – мурашка – муравьиный.
Муха – мушка – мушиный.
Комар – комарик – комариный и т.д.
Игра – викторина « Что ты знаешь о насекомых?»
Вопросы для игры:
- Какое насекомое дарит нам сладкий мёд? (пчела)
- Какое насекомое напоминает яркий цветок? (бабочка)
- Какое насекомое зелёного цвета? (кузнечик)
- Сколько ножек у каждого из насекомых? (шесть)
- Какие насекомые живут в муравейнике? (муравьи)
- Название, какого жука связано с последним месяцем весны? (майский жук)
Речевая игра «Строчку заверши- похожее слово доскажи!»
Дети с помощью воспитателя подбирают слова – рифмы и логически заканчивают начатые педагогом стихотворные строчки.
Зря мы время не теряли,
Мы цветочки… (поливали).
Играть детки перестали,
И игрушки все … (убрали).
Стол бы чистенький наш был,
Если б каждый руки… (мыл).
Ты, дружочек мой, смотри,
В помещенье… (не сори)!
Нам заботиться не трудно,
Что бы было здесь…(уютно).
Речевая игра « Скажи правильно»
Дети упражняются в изменении слова « двор», завершая начатые педагогом предложения.
Сегодня мы вышли прогуляться… ( во двор).
Мы долго гуляли… ( по двору).
Нам нравится в погожий день играть …( во дворе).
Дети гордятся своим уютным…( двором).
Ребята прошлись по улице, а потом возвратились… (во двор).
Ни в одном детском саду нет такого красивого… ( двора),
Во время игры воспитатель обращает внимание детей на изменение окончаний, правильное употребление предлогов и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"
Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»
« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....
Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...
Педагогический проект «Активизация речевой деятельности дошкольников через речевые игры»
В основу проекта положена идея развития личностного потенциала ребенка 4-7 лет, своевременное развитие речевой деятельности, которое является важнейшим условием для полноценного речевого и общего псих...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию (книга Селиверстова В.И. "Речевые игры с детьми")
речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию...
семинар практикум для родителей"Психологическая и речевая готовность ребенка к школе"сообщение и показ для родителей в какие речевые игры можно играть с массажными мячами ,учителя-логопеда Прокофьевой Е.Н. по теме: " Пальчиковая гимнастика как способ раз
познакомить участников семинара с играми с массажными мячами практически, какие речевые игры с мячом можно использвать ....
Консультация для педагогов ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ Подвижные речевые игры для детей с ОНР
Консультация для педагогов...