Педагогический творческий проект «Весна»
проект на тему

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными весенними фольклорными праздниками. Создание с помощью приёмов тестопластики образов весны. Вовлечение родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_kuntasheva.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический творческий проект «Весна»

Педагогический творческий проект: «Весна»

Вид проекта: творческий.

Разработчик  проекта:   Кунташева Н.Н.                                                                                

Основные исполнители Проекта: дети возрастной группы, воспитатели и родители.

Цель проекта. 

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными весенними фольклорными праздниками.

Создание с помощью приемов  тестопластики  образов весны. 

Вовлечение родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.           

Основные задачи проекта. 

Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными фольклорными весенними праздниками.

Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

Расширять представления о сезонных изменениях в природе (природа просыпается от зимнего сна, появление первой травы, цветов, прилет птиц и т. д., о труде людей весной).

Познакомить со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок в разнообразии видов.

Формировать способность к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию.

Овладевать умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.

Развивать у детей любознательность, интерес и стремление к познанию, умению реализовать свои впечатления в художественно-творческой деятельности.

Развивать воображение, творческие и актерские способности.

Повышать уровень  навыков и умений в мастерстве детей в результате  своих работ.

Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

Воспитывать желание привносить, сохранять  семейные традиции, отвечающие национальным обычаям (народные праздники).

Ожидаемые результаты реализации Проекта:

устойчивый интерес к культуре русского народа;

знание детьми устного народного творчества, песен, праздников, декоративно-прикладного искусства, приемов работы с тестом в создании образов весны;

вовлечение родителей в жизнедеятельность группы, с целью повышения уровня удовлетворенности родителей процессом развития ребенка в детском саду в рамках личностно-ориентированного подхода.

Критерии эффективности проекта:

Методика

Целевые ориентиры

Материал и оборудование

Формы обследования

Образовательная область «Художественно эстетическое развитие»

Методика №1. Представления и восприятия произведений искусства

Ребенок имеет представление о разных видах декоративно-прикладного искусства (игрушки, утварь, одежда, предметы быта) и разных областей России.

Предметы декоративно-прикладного искусства

Задание 1. Назови предметы быта на Руси.

Методика №2. Технические умения

Лепка.

Ребенок лепит конструктивным и смешанным способом; создает многофигурные и устойчивые конструкции, объемные и рельефные изображения; использует различные инструменты; передает фактуру, сглаживает поверхность предмета; вылепливает мелкие детали.

Соленое тесто, дрожжевое тесто, стеки

Анализ детских творческих работ.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Методика №3 Развитие первичных представлений о малой Родине и Отечестве.

Ребенок проявляет интерес к родной стране; ее истории, традициям, быту, обычаям.

Иллюстрации народных праздников

Вопрос: Какие народные  праздники ты знаешь?

Методика №4

Ребенок открывает мир природы.

Ребенок устанавливает последовательность сезонных изменений в природе (смена условий в неживой природе влечет изменения в жизни растений, животных) и в жизни людей; понимает причины этих явлений.

Иллюстрации сезонных изменений

Вопросы: Что происходит в жизни растений и животного мира со сменой времени года?

Почему происходят такие изменения?

Критерии эффективности  позволяют выделить разные уровни развития интереса к народно-прикладному искусству. На момент проведения мониторинга большая часть детей (78%) показали высокий уровень освоения материала.

Основные принципы Проекта:

Основные  принципы проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора, декоративно-прикладного искусства. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры, связанные с весной  – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

  • От простого к сложному.
  • Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  • Доступность.
  • Системность знаний.
  • Воспитывающая и развивающая направленность.
  • Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  • Активность и  самостоятельность.
  • Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

Нормативно-правовая база проекта:

1. Нормативно – правовой ресурс:

согласование проекта с администрацией детского сада.

2. Материально – технический ресурс

приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в группах детского сада.

3. Информационный ресурс:

подбор методической и познавательной литературы по теме;

сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.

Обеспечение проекта:

Реализация проекта осуществляется силами педагогов ДОУ, и родителей воспитанников ДОУ (сбор экспонатов для музея, изготовление наглядных и дидактических пособий и др.).

Материально-техническое:

Реализация проекта требует оформления мини-музея, изготовления информационных материалов для родителей воспитанников.

  • для работы: светлое помещение со столами и стульями по росту детей;
  • для изготовления теста: мука пшеничная, соль, емкость для замеса теста, пищевые красители для замеса цветного теста;
  • для работы с тестом: фартук, клеёнка, стеки, чеснокодавка, салфетка, баночка с водой, кисть, гуашь, клей ПВА;
  • для рассматривания: иллюстрации и открытки по темам;
  • для чтения: книги с малыми фольклорными формами, рассказы, сказки по темам.

Учебно-методическое:

  • Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.
  • Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л.Князева, М.Д.Маханева, 2001г.).
  • Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».
  • Лыкова И.А., Шипунова В.А. Вкусная лепка для детей и взрослых: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. – М.: «Издательский дом «Цветной мир», 2014.
  • Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
  • Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр. Сост. Л.Н.Калмыкова. Волгоград. Учитель, 2014.
  • Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»
  • Интернет ресурсы:  https://infourok.ru/proekt-testoplastika-dlya-detey-let-571430.html
  • https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/9355-narodnye-folklornye-prazdniki.html
  • http://www.maam.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - творческий проект " Весны любимые цветы"

Проект разработан с целью ознакомления детей с первоцветами. В ходе проектной деятельности дети познакомятся с названиями первоцветов, их внешним видом, местом произростания, пользой для  всего ж...

Познавательно - творческий проект "Весна идет. Весне дрогу!"

Актуальность. Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет...

Познавательный творческий проект "Весна на улице, весна!"

Проект: краткосрочный.Вид проекта: познавательный, творческий.Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.Цель: Закреплять представления о сезонных изменениях в природе, замечать при...

Педагогический творческий проект «Весна-красна»

Данный проект направлен на приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными весенними фольклорными праздниками, создание с помощью приемов тестопластики образов...

Творческий проект "Весна идет, весне дорогу!"

Творческий краткосрочный проект в средней группе...

Познавательно-творческий проект "Весна идет! Весне дорогу!"

Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей старшего дошкольного возраста, как средства развития ключевых компетентностей в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс М...

Познавательно-творческий проект: «Весна идет. Весне дорогу!»

Познавательно-творческий проект:«Весна идет. Весне дорогу!»...