сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему
статья по теме:сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с подбором практического материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie.docx | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие
Сенсорика — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Существует 5 сенсорных систем, с помощью которых человек познает окружающий мир зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Развивающая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, палочек, бусинок, квадратов из картона или фанеры и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной инструкции и т. п., таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Изучив работы отечественных исследователей и педагогов Е. И. Тихеевой, Ф. И. Блехер, Ш. А. Абдуллаевой по теме сенсорное развитие и воспитание дошкольников, можно сделать вывод, что основным средством сенсорного воспитания и развития являются дидактические игры и упражнения.
Ведь именно в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о форме, цвете и величине предметов.
Цель методической разработки:
Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.
Задачи:
Для достижения этой цели поставила следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме.
2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
3. Помочь детям овладеть системой сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.
1. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной
активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал
увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Успешность игры - в её результативности, поэтому подготовка к игре - это уточнение имеющего багажа знаний и умений или формирование их.Важным фактором в планировании проведения дидактических игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных игр на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.
Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, дать ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволить оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.
Систематическое проведение дидактических игр позволяет более качественное и полноценное восприятие детьми окружающей действительности.
Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.
Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие.
Использую следующие виды дидактических игр:
-Игры - забавы
-Настольно – печатные
-Словесные
-Музыкальные
Обязательным элементом дидактическим игр является:
-Познавательный вопрос, проблемная ситуация
-Выделение игровых задач
-Наличие правил
-Действия играющих
-Подведение итогов игры
Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:
углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
- Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время);
- Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате и на участке детского сада;
- Определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, карточки, картинки, природный материал);
- Подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, способы руководства игрой;
- Подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представление о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развити
Это очень интересная и полезная игра, которую придумала всем известный педагог Мария Монтессори. Согласно её методике, самостоятельность и активность ребёнка – это ключ к его развитию.
Воспитанник может сам выбрать элемент пособия, с которым хочет поработать.
Цель: Развитие сенсорных способностей, памяти, внимания, творческого и логического мышления, речи и мелкой моторики рук.
Методическая ценность:
Любопытство малыша не знает границ! Всё нужно попробовать открыть, захлопнуть, расстегнуть. Бизиборд надолго увлекает ребенка, ставит перед ним много различных задач, требующих внимательности, усидчивости и настойчивости, развивает творческое и логическое мышление, помощь в освоении бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности детей.
Область применения:
Дидактическое пособие находится в свободном и доступном пользовании.
Дети очень любят открывать и закрывать двери, застегивать, перебирать, что развивает мелкую моторику обеих рук
(Образовательная область «Физическое развитие»).
С помощью развивающего пособия можно поговорить с детьми о безопасном поведении в быту
(ОО «Социально-коммуникативное развитие»).
Разнообразие цветов, форм, наличие цифр и предметов способствует развитию интересов детей, любознательности, формированию познавательных действий, развитие воображения.
(ОО «Познавательное развитие») .
Уровень сложности развивающего пособия, зависит только от вашей фантазии и смекалки. Поверьте, все, что вы придумаете, будет интересно и полезно для ребенка.
Вашему вниманию хочу предложить несколько дидактических игр для детей с использованием развивающего пособия «Бизиборд».
Возможности использования:
Дидактические игры:
«Подбери по цвету», «Количество и счёт»
Цель: развитие элементарных математических представлений.
«Чудо-дерево»
Цель: Формирование счётных навыков.
Игры позволят ребенку закрепить представления о цветах, способствуют развитию памяти, мышления, логики и мелкой моторики рук, умение различать геометрические фигуры.
«Раз, два, три - замочек отвори».
Цель: формирование познавательных интересов.
Игра способствует развитию мышления, памяти, речи детей.
Воспитывает интерес к природному окружению.
За дверцей картинки. Например, животные.
Ребёнок открывает замочек. Задать вопросы: Кто это? Как говорит? Кто детёныш?
Такие сюрпризы повышают интерес ребенка, ему не терпится поскорее открыть замочек, чтобы узнать, кто же там спрятался внутри.
«Помоги паучку сплести паутину».
Цель: Развивает пространственное ориентирование, способствует пониманию понятий "вверх", "вниз", "справа", " слева".
Формирует навыки шнуровки.
Возраст: Развивающее пособие рассчитано на детей от 3-х лет.
Вот такое дидактическое пособие изготовила для детей своей группы.
"Слоник с секретом".
В основе этой игры лежит всем известная игра "Волшебный мешочек", где на ощупь надо найти и угадать разные предметы.
Игра заключает в себе несколько дидактических игр.
Эти игры очень полезны для развития детей (тренируют мелкую моторику рук, сенсорику, мышление, воображение и память) .
Цель: развитие у детей тактильного восприятия, памяти, внимания, воображения, образного мышления, мелкой моторики рук.
Методическая ценность:
Эта игра очень полезна для развития ребенка.
Через поисковую деятельность у детей расширяются знания об окружающем мире, обогащается словарный запас.
Когда ребенок перебирает в слонике различные фигурки, тренируется мелкая моторика рук и сенсорика.
Развивается мышление и воображение, тренируется память форм на ощупь.
Область применения:
Игру можно использовать как во время индивидуальной работы, так и во время каких-то сюрпризных моментах.
Развивающая игра «Разные дорожки»
Задачи: Продолжать закреплять знания о цвете. Упражнять в умении сравнивать предметы по длине, обозначать результаты сравнения словами (длинная, короткая). Активизировать речь. Продолжать учить классифицировать предметы по цвету. Развивать мелкую моторику.
Ход игры:
Ребенок сидит за столом. Перед ним лежит дидактическое пособие О. Н. Тепляковой. Воспитатель предлагает ребенку выложить на доске (игровое поле) дорожки короткую и длинную по цвету.
Развивающая игра «Найди одинаковые палочки»
Задачи: Упражнять в умении находить одинаковые по цвету предметы (палочки) ; соотносить количество предметов (палочек) словами мало, много. Развивать мелкую моторику. Активизировать речь.
Ход игры:
Ребенок сидит за столом. Перед ним лежит дидактическое пособие О. Н. Тепляковой. Воспитатель предлагает ребенку отложить палочки по заданному цвету. Уточняет, сколько палочек отложили вначале, и сколько палочек стало в конце.
Возможности использования:
Если проявить фантазию, то эту игру можно использовать по-разному:
Игры, в которые мы играем с детьми:
«Угадай, что потрогал»
«Определи на ощупь»
«Найди пару»
«Узнай фигуру»
Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом. Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.
Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Развитие мелкой моторики и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»
Презентация была подготовлена в рамках мастер класса для родителей «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях», который помог им, с минимальным...
Влияние предметно - развивающей среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.
Доклад.Влияние предметно-пространственной среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.Дошкольное детство особый период становления органов и систем и прежде всего фун...
Интеллектуально-познавательный проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования универсального дидактического материала и игр»
Цель проекта - формирование и развитие сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год и аннотация к программе...
Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета
Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...
Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» (Первая младшая группа)
Родительское собрание в форме мастер-класса«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»(Первая младшая группа)...