«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С МУЗЫКОЙ НАРОДОВ КРЫМА»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Расширение представлений об интеграции образовательных областей как неотъемлемой части образовательного процесса в работе педагога для реализации воспитательно-образовательных задач ООП ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet.docx | 38.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ:
«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С МУЗЫКОЙ НАРОДОВ КРЫМА»
Интеграция - объединение в целое каких-либо частей; понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состояния.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей. Он обязывает дошкольные учреждения перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.
Решая задачу художественно-творческого развития детей в интегрированном образовательном пространстве ДОУ, необходимо рассматривать интеграцию как способ приобщения детей к законам искусства и формирования целостной картины мира.
Цель – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Интеграция, предполагает синтез различных видов искусства. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют красоту произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.
Музыка – интегрированная деятельность. О взаимосвязи литературы и музыки написано и сказано очень много, порой музыка вдохновляла поэтов, а порой литературные произведения рождали у композиторов интересные музыкальные идеи. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
Интеграция музыкальной деятельности с содержанием образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» происходит за счет игровой деятельности детей (подвижные, театрализованные, дидактические игры); приобщения к элементарным общепринятым нормам (музыкальной, театральной культуре) и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Интеграция с познавательным развитием реализуется за счет расширения музыкального кругозора детей (музыкальные, танцевальные термины); сенсорного развития; формирования целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества. Одним из интересных примеров интеграции музыкального и познавательное развития является самостоятельное определение детьми характеристик музыкальных звуков (звуки – стеклянные, деревянные, металлические, шуршащие), группами музыкальных инструментов (деревянные-ксилофоны, маракасы, деревянные-ложки, палочки и т.д., металлические - металлофоны, румба, бубен; стеклянные – колокольчик и т.д.)
Образовательная область «Речевое развитие» отражается в развитии устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений; в практическом овладении детьми нормами речи; обогащении «образного словаря», беседы о композиторе, о характере произведения, разучивание текста песен, решение проблемных ситуаций, рассказы детей о событиях и явлениях, о семейных традициях. Кроме того, ни один праздник, развлечение, досуг не обходится без стихотворений, речевых игр, драматизаций.
Музыкальная деятельность является часть «Художественно-эстетическое» и связана с «Физическим развитием». Практически на каждом занятии используются художественные произведения для обогащения содержания музыкального материала; происходит развитие физических качеств в ходе музыкально-ритмической работы; музыкальные произведения используются в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности. У физического и музыкального воспитания много общего – формирование правильной осанки дошкольников, ритмичная ходьба, выполнение танцевальные шагов и движения, хороводов, музыкальных игр, танцев и т.д.)
Календарное и перспективное планирование музыкальной деятельности, а также планирование массовых мероприятий эстетического цикла велось в этом году с учетом раскрытия данной темы.
Мы живем в уникальном, неповторимом уголке на земле. Крымский полуостров – это теплый и целебный климат, синее море и живописные горы, бескрайние степи и цветущие сады, многовековая история и многообразие культуры народов, населяющих Крым. Более 100 больших и малых народов проживают в Крыму. И у каждого народа свой язык, свои обычаи и традиции, вера, кухня, национальный костюм. Все мы разные, но нас объединяет то, что мы крымчане и всем нам хватает места под щедрым крымским солнцем. А особенности каждого народа, проживающего в Крыму, делают нашу культуру богаче, ярче, интереснее, красочнее. Поликультурность Крыма делает актуальным такое понятие как толерантность.
В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур разных народов должно прививаться уже в раннем возрасте. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы педагоги, должны довести до сознания детей то, что все люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Основа толерантности – это право на отличие, индивидуальность. Это жизненная позиция человека, имея которую, ему легко общаться с различными людьми, а значит - легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе.
Решить эту задачу помогает региональная программа по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму «Крымский веночек». Цель программно-методического комплекса «Культура добрососедства» — воспитание у ребенка уважения к родителям, их культурной самобытности, к языку и национальным ценностям страны проживания и страны происхождения, к культурам, отличным от его собственной; подготовка ребенка к сознательной жизни в демократическом обществе в духе взаимопонимания, мира, толерантности, дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами.
Знакомить детей с музыкой народов Крыма рекомендуется, используя наряду с классическим и высокохудожественным современным музыкальным репертуаром фольклорные произведения крымчан и произведения современных крымских авторов. Большой труд проделали авторы «Крымского веночка» отобрав из национального музыкального наследия народов, проживающих в Крыму, материал понятный и доступный для детей дошкольного возраста.
Для ознакомления с народными музыкальными инструментами можно рекомендовать следующие: балалайка, домра, зурна, кавал, думбелек, дарэ, скрипка, цимбалы и др.
С характерными особенностями традиций и обычаев людей, проживающих в Крыму, знакомить детей целесообразно на праздниках и развлечениях.
Игра самая понятное и естественное для детей занятие, поэтому мы начали знакомиться с музыкальной культурой народов Крыма народных музыкальных игр.
Я подобрала и разучила с ребятами старших групп самые разные народные музыкальные игры: игры русского народа - «Плетень», «Золотые ворота», «Гори, гори ясно», «Зоря –заряница, красная девица…» «Карусель», игры украинского народа – хороводная игра «Подоляночка», «Ой, у полі жито», «Біла квочка», «Старий горобейко», игры на крымскотатарском языке «Отманда яшай аюв»,игра с бубном под песню С. Кокура, подвижная игра «Наездники». Игры разные, но все они развивают с ребят ловкость и быстроту, справедливость и смелость, воспитывают добрые чувства друг к другу и поднимают настроение.
С музыкальной культурой русского народа программа «Крымский веночек» предлагает знакомить с помощью творчества композиторов М.И.Глинка, А.Т. Гречанинова, Д.Б.Кабалевского, П.И.Чайковского, Т.Попатенко и др. Эти композиторы всегда входили в программу по музыкальному воспитанию в детском саду, и музыкальные руководители на протяжении многих лет знакомят детей с «Котик заболел», «Котик выздоровел», «Детская полька»; «Плач куклы»; «Клоуны», «Болезнь куклы» и др.
Композитор М.С,Майкопар - представляет караимский народ и заслуживает более подробного разговора. В ходе реализации программы «Крымский веночек», я провела музыкальны вечер – развлечения, посвященный творчеству этого композитора. Выдающийся пианист, педагог, преподавал в петербуржской консерватории (понятие консерватории – как высшего музыкального учебного заведения, рассказ и показ в слайдах концертного зала, симфонических и хоровых концертов, знакомство с органом).Детских альбом «Бирюльки», рассказ о игре детей 19 века в бирюльки, знакомство о музыкальными произведениями, элементарное музицирование под пьесу «Пастушок», рассказ о профессии пастуха, игра а современными бирюльками.
Украинская музыкальная культура представлена народными хороводными песнями (смотреть выше), творчеством Ю. Михайленко, Я. Степового; Л. Ревуцкого,и конечно Филиппенко А., песни которого составляют золотую коллекцию музыкального воспитания в ДОУ.
Два года назад в нашем детском саду была открыта крымскотатарская группа. И хотя
программа «Крымский веночек» дает нам некоторый материал фольклорного характера (Домашние животные», «Между нами речка», «Играй, моя свирель» народные песни) авторские песни «Моя уточка», «Я люблю петь», муз. и сл. С. Усеинова; «Зеленоголовая уточка», «Осень», муз. Э. Налбандова, сл. О. Амита; «Я говорю на родном языке», муз. С. Кокура, сл. С. Усеинова; «Крым — Родина моя», муз. Э. Налбандова, с музыкальным репертуаром на крымскотатарском языке возникли некоторые проблемы (сложное для детей-дошкольников произношение, у песен сложный размер, ритм, большой диапазон). Особенно любимы детьми песни Эдема Налбандова. Они мелодичны, написаны с учетом возрастных особенностей дошкольников. Разножанровые произведения Эдема Налбандова исполнялись в разные годы в Москве, Киеве, Германии, Польше, Франции. Эдем Налбандов всю жизнь собирал, записывал народные песни и мелодии, мечтал создать оркестр крымско-татарских народных инструментов. Творческое наследие композитора, музыканта, педагога Эдема Налбандова, а также собранный им фольклор — бесценная часть богатейшей сокровищницы крымско-татарской музыки современности.
В этом году исполнилось бы 80 лет основоположнику музыкального направления «Религия в симфонизме», выдающемуся композитору современности, автору Государственного Гимна Республики Крым, Члену Союза композиторов СССР, Народному артисту СССР, Алемдару Караманову, который писал музыку к фильму Ромма «Обыкновенный фашизм». На муз. занятиях слушаем с детьми симфонические произведения Караманова «Лесные картинки», «Вечером», «Утро в лесу».
Ученик Н.А. Римского-Корсакова, Александр Афанасьевич Спендиаров — один из основоположников армянской классической музыки , талантливый композитор, видный музыкально-общественный деятель, воспитатель молодёжи, дирижёр. Вырос и долго жил с Симферополе, Ялте, Судаке. По собственным словам, материал для творчества он черпал из народных напевов, армянской поэзии, литературы и истории. Верность традициям армянской народной музыки он сочетал с опытом русской музыкальной классики. Записал и обработал множество украинских и крымско-татарских народных песен. В 1921 году написал «Украинскую сюиту» и музыку к стихотворению «Завещание» Тараса Шевченко.
Таким образом, интеграция образовательных областей способствует эмоциональному развитию дошкольников, повышению мотивации обучения, формирования целостной картины мира и расширению кругозора. Интеграция в образовательном процессе – это творческое дело педагога, ее можно организовать по-разному интересно,
она эффективнои всесторонне развивает личность ребёнка, а сочетание различных видов
деятельности способствует более лёгкому и быстрому запоминанию материала.
Использованная литература
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с. Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек».
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование проектной деятельности по теме: «Лес, деревья» (реализация принципа интеграции образовательных областей)
Перспективное планирование проектной деятельности по теме: «Лес, деревья». Срок реализации проекта две недели....
Доклад для выступления на районной конференции, тема: "Реализация принципа интеграции образовательных областей в НОД"
Доклад для выступления на районной конференции, тема: "Реализация принципа интеграции образовательных областей в НОД"....
Интегрированное занятие По образовательной области: коммуникация, познание: формирование целостной картины мира, художественное творчество, ручной труд на тему: «Зимушка-зима» в рамках РМО «Реализация принципов интеграции образовательной области»
Программное содержание:Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным развернутым ответом.Повтор и уточнение обобщённых понятий.Совершенствовать грамматический строй речи.Продолжа...
Консультация по теме: "Реализация принципа интеграции образовательных областей в НОД»
Консультация по теме: "Реализация принципа интеграции образовательных областей в НОД"...
Реализация принципов интеграции образовательных областей в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГС
Консультация для воспитателей...
Доклад на тему: "Реализация принципа интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ"
Выступление на методическом объединении...
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ И ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «РАЗНОЦВЕТНАЯ ВОЛШЕБНИЦА»
Многолетняя практика работы доказала эффективность использования принципа интеграции содержания образования на основе проектной деятельности, так как позволяет создать единое образ...