Рабочая программа педагога-психолога
рабочая программа на тему

Ларькова Ольга Васильевна

В рабочей программе указаны основные направления моей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_moya_1.docx86.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»

«Утверждаю»

заведующий МАДОУ ЦРР

-д/с «Теремок»

_________ М.Н.Осутина

«» ________2018г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

педагога-психолога  в контексте ФГОС

на 2018 - 2019 учебный год

Составитель:

Педагог-психолог Ларькова О.В.

«Согласовано»

 на педагогическом совете

1 от «31»августа 2018г.

Возраст  воспитанников: 2-7  лет

                                                             Срок реализации программы– 1 год

г.Мамоново  2018г.

Содержание.

1.Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка.

1.1.1 Цели Программы.

1.1.2 Принципы  и подходы  к  реализации рабочей  программы

1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенности развития детей раннего и дошкольного возраста.

1.2 Планируемые результаты.

1.2.1. Психологическое сопровождение системы мониторинга.

1.2.2. Планируемые результаты освоения Программы.

2. Содержание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.

3.Организационный раздел.

3.1. Материально- техническое обеспечение Программы.

3.2.Список литературы.

1.Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка.

Согласно Федеральному закону от 29.12.12 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон №273-Ф3) педагогический работник (в данном случае педагог-психолог) – это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

На основании ст.48 Закона №273-Ф3 педагогические работники обязаны осуществлять свою педагогическую деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Законом №273-Ф3 устанавливается значение рабочей программы в системе образования, которая входит в понятие образовательная программа как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие «примерная основная образовательная программа» как структурная единица учебно-методической документации.

Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии с современными требованиями основных нормативных документов:

  1. Конституция РФ, ст. 43, 72.
  2. Конвенция о правах ребенка (1989 г.).

  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  4. Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  7. Устава муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка - детского сада «Теремок» г. Мамоново Калининградской области.
  8. Рабочая программа педагога-психологамуниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка - детского сада «Теремок» г. Мамоново Калининградской областиразработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 1,5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

Программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по  основным  направлениям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развития,  обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса  образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ,  – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.        

1.1.1 Ведущие цели Программы.

Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.

Цель программы: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, творческой самореализации, определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением: познавательное и речевое развитие; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

- обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

1.1.2 Принципы  и подходы  к  реализации рабочей  программы:

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Программа  опирается на научные принципы ее построения:

  • принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • соответствие  критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие  непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областейв соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при  проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенности развития детей раннего и дошкольного возраста.

Психологическое сопровождение реализации

Основной общеобразовательной программы ДОУ

по освоению образовательных областей в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает, с учетом приоритетного направления деятельности ДОУ  в соответствии ФГОС и сферы компетентности педагога-психолога, в  реализации пяти направлений развития детей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.

Возрастные психологические особенности новообразования дошкольного детства.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит  включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.

Возраст от 2 до 3 лет.

Основной формой мышления становится наглядно- действенная.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом  трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

На третьем году жизни интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.  Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи.

Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.Продолжает развиваться  предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Возраст от 3 до 4 лет.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение.

Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.

Игра становится ведущим видом деятельности в этом возрасте.

Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать  до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать  предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

В младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребёнок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.

Дети 3—4 лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).

В 3 года ребёнок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 мин, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго.

Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2-3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его).

Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинаетразвиваться, и прежде всего это происходит в игре.

Главным средством общения с взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребёнок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей.

Возраст от 4 до 5 лет.

Начинает складываться произвольное внимание.

Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.

В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.

Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.

Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.

Внимание становится всё более устойчивым. Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).

В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображённых на предъявляемых ему картинках.

В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью.

Возраст от 5 до 6 лет.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре.

В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).

Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка.

Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве.

К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.

В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.

Возраст от 6 до 7 лет.

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложныевзаимодействия людей.Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им  объёмными предметами.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.

В возрасте 6—7 лет  существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь.

1.2 Планируемые результаты.

1.2.1 Психологическое сопровождение системы мониторинга

достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

ФГОС ДО предъявляет к системе мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения программы следующие требования:

  • система мониторинга должна обеспечивать отслеживание индивидуальной траектории развития ребенка,
  • мониторинг проводится с оценкой динамики достижений ребенка,
  • мониторинг включает описание объекта, форм, периодичности и содержание.

При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга - физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Основные используемые методы:

- наблюдение за ребенком,

- беседы

- экспертные оценки.

При этом в построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Мониторинг освоения направлений развития и образования детей проводится по усмотрению воспитателей возрастной группы в течение  учебного года с использованием диагностического инструментария, предусмотренного ООП, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

Содержание мониторинга изложено в Основной общеобразовательной программе ДОУ.

В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих  получить  объем  информации  в  оптимальные  сроки.

1.2.2 Планируемые результаты  освоения программы.

Педагог-психолог осуществляет:

  • Психологическую диагностику познавательных процессов детей.
  • Психологическую диагностику личностных качеств.
  • Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.

 Младший возраст (3-4 года):

• развито сенсорное развитие;

• дети умеют играть;

• у детей развито пространственное представление;

• у детей активная речь;

• умеют рисовать (желание рисовать, наличие замысла, правильно держат карандаш и т. д.);

• поведение (развито взаимоотношение с взрослыми и сверстниками).

Средний возраст (4-5 лет):

• у детей развито слуховое восприятие (различают неречевые  шумы);

• зрительное восприятие (узнают черно-белое изображение);

• развито пространственное представление (конструирование, употребляют простые предлоги);

• развита мелкая моторика

• развито мышление;

• анализируют продуктивную деятельность-рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т.д.;

• игра — уровень игры, преобладает вид общения;

• социальные навыки — общаются со взрослыми и сверстниками.

Старший возраст (5-6 лет):

• развито слуховое внимание;

• зрительно-пространственный гнозис - узнают предметы, явления, их значения и смысл ;

•зрительно-пространственный праксис - выполняют последовательные комплексы движений и совершают целенаправленные действия по выработанному плану;

• развита общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;

• развита графическая деятельность;

• латеральные предпочтения;

• развита мыслительная деятельность;

• игровая деятельность;

• анализ продуктов деятельности;

• преобладают коммуникативные навыки.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

• развита зрительно-моторная координация;

• ритмическое чувство;

• переключение движений;

• определяют состав числа;

• выделяют 4-го лишний, простые аналогии;

• составляют сюжетный рассказ по серии картин;

• понимают логико-грамматические конструкции;

• устанавливают причинно-следственные связи;

• ориентируются на листе бумаги.

Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в целом.

2.Содержание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обеспечивает реализациюОсновной общеобразовательной программы ДО ДОУ, основанной на примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования  «Детство» (под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, В.И. Солнцевой.)

Основным приоритетным направлением в деятельности ДОУ является развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру,  квалифицированная коррекция недостатков в психическом развитии детей, а также особое внимание уделяется  познавательному и речевому развитию детей. Вместе с этим, задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждого образовательного направления, с обязательным психологическим сопровождением.

Психодиагностика.

Цель:получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Проводится:

  • Обследование детей первой, второй младшей группы (3-4 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
  • Диагностика воспитанников средней (4-5 лет) и старшей группы (5-6 лет) с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации и координации работы в данных группах.
  • Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (6-7 лет).

Дополнительно:

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

ПСИХОДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ  ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ(5,5 лет)

Диагностируемые параметры

Методика

Источник

1

2

3

Способность действовать по образцу

«Домик»

Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет / авт.-сост. Ю. А. Афонькина, Т. Э. Белотелова, О. Е. Борисова. Волгоград: Учитель, 2011

Способность к обучению

«Рисование флажков», «Выкладывание елочки»

Новая внутренняя позиция,

направленность ребенка

на процесс обучения в школе

«Представь себе»

Эмоциональное отношение к предстоящему обучению в школе

«Веселый - грустный»

Знания о школе

«Знания о школе»

Вербальное мышление

Тест школьной зрелости Керна -Йирасека

Понимание последовательности событий

Изучение способности устанавливать причинно-следственные связи

Умение классифицировать предметы по группам

Изучение процесса классификации

Умение обобщать предметы

Изучение процесса обобщения

Объем кратковременной зрительной памяти и скорость запоминания

«Десять картинок».

Объем кратковременной вербальной памяти и скорость запоминания

«Десять слов»

Произвольность внимания

«Копирование точек»

Устойчивость внимания

«Перепутанные линии»

Переключение внимания

«Сравнение картинок»

Фигурно-фоновые отношения

«Что нарисовано на картинке?»

Зрительно-моторная координация

Пробы моторной одаренности Озерецкого, тест Бендер

ПСИХОДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Диагностируемые параметры

Методика

Источник

1

2

3

Способность действовать по образцу

«Домик»

Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет / авт.-сост. Ю. А. Афонь-кина, Т. Э. Белотелова, О. Е. Борисова. Волгоград, 2011

Способность к обучению

«Рисование флажков», «Выкладывание елочки»

Новая внутренняя позиция, направленность ребенка на процесс обучения в школе

«Представь себе»

Эмоциональное отношение к предстоящему обучению в школе

«Веселый - грустный»

Знания 0 школе

«Знания о школе»

Вербальное мышление

Тест школьной зрелости Керна-Йирасека

Понимание последовательности событий

Изучение способности устанавливать причинно-следственные связи

Умение классифицировать предметы по группам

Изучение процесса классификации

Умение обобщать предметы

Изучение процесса обобщения

Объем кратковременной зрительной памяти и скорость запоминания

«Десять картинок»

Объем кратковременной вербальной памяти и скорость запоминания

«Десять слов»

Произвольность внимания

«Копирование точек»

Устойчивость внимания

«Перепутанные линии»

Переключение внимания

«Сравнение картинок»

Фигурно-фоновые отношения

«Что нарисовано на картинке?»

Зрительно-моторная координация

Пробы моторной одаренности Озерецкого, тест Бендер

Тонкая моторика и произвольное внимание, умение работать самостоятельно

«Продолжи узор»

Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения. Семаго Н., Семаго М.

Сформированность навыков пересчета, соотнесение цифры и количества. Моторные навыки. Сформированность понятия «больше—меньше».

 «Сосчитай и сравни»

Сформированность звукового и звукобуквенного анализа, сформированность графической деятельности, произвольная регуляция собственной деятельности.

«Слова»

Сформированность произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

«Шифровка»

Сформированность графической деятельности, оценка топологических и метрических пространственных представлений, общего уровня развития.

«Рисунок человека»

Мотивов обучения в школе

Методика  «Мой класс»

Проблема адаптации первоклассников в школе.- Одесса, 2003г. Лескова А.А.

Эмоциональный фон и энергетический баланс организма

Цветовой тест Люшера

Методическое руководство «Цветовой тест М. Люшера» В. И. Тимофеева и Ю. И. Филимоненко (СПб, ИМАТОН).

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМАМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

(по запросу)

Сфера психического развития

Диагностируемы е параметры

Методика

Источник

1

2

3

4

Физическое развитие

Общие параметры

психомоторного

развития

Развитие общих и специфических двигательных навыков

Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ сост. И. А. Ноткина [и др.]. СПб., 2008

Двигательные умения и способности

Методика С. В. Маланова

Маланов С. В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Воронеж, 2001

Индивидуально-

типологические

показатели моторной активности

Оценка моторной активности

Микляева Н. В., Микляева Ю. В.Работа педагога-психолога

в ДОУ. М.,2005

Эмоциональ-ное

Психическое

напряжение

«Признаки психического

напряжения и невроти-ческих тенденций у детей» (опросник для родителей)

Велиева С. В. Диагностика пси

хических состояний детей дошкольного возраста. СПб., 2007

Эмоциональное

состояние

«Эмоциональное состояние ребенка»

Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. М., 2006

Эмоциональное

неблагополучие

«Эмоциональное небла-

гополучие детей» (опросник для родителей)

Юдина Е. Г., Степанова Г. Б.,

Денисова Е. Н. Педагогическая

диагностика в детском саду. М., 2002

Представления

об эмоциях

Эмоциональная пиктограмма

Изотова Е. И., Никифорова Е. В.

Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. М., 2004

Уровень тревожности

Оценка уровня тревожности ребенка (А. И. Захаров)

Диагностика эмоционально-

личностного развития дошкольников 3-7 лет / сост. Н. Д. Денисова. Волгоград, 2010

Проявления тревожности

Тест тревожности

(Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Степень позитив-

но-негативного

психического состояния

«Паровозик»

Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб., 2007

Особенности эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия

Анкета

Эмоциональные

ожидания от воспитателя

Проективные рассказы

Диагностика эмоционально-

личностного развития дошкольников 3-7 лет / сост. И. Д. Денисова. Волгоград, 2010

Степень удовлетворения потребностей

Тест С. Розенцвейга

Клюева Н. Ф., Филиппова Ю. В.Общение. Дети 5-7 лет. Яро-

славль, 2001

Страхи

«Страхи в домиках»

Панфилова М. А. Игротерапия

общения. М., 2008

Личностное

Осознание моральных норм

Сюжетные картинки

Диагностика эмоционально-

личностного развития дошкольников 3-7 лет / сост. Н. Д. Денисова. Волгоград, 2010

Игровые навыки

Диагностика уровня

сформированности

игровых навыков

Калинина Р. Психолого-педагогическая диагностика в детскомсаду. СПб., 2011

Особенности общей самооценки

«Самооценка» (де Греефе)

Белановская О. В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. Минск, 2004

Вид самооценки

«Лесенка»

Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет / сост. Н. Д. Денисова. Волгоград, 2010

Уровень притязаний

«Собери картинку»

Калинина Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб., 2011

Мотивационные предпочтения

«Три желания»

Детская практическая психология / под ред. Т. Д. Марцинков-ской. М., 2001

Представления о себе, отношение к себе

«Автопортрет»

Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет / сост. Н. Д. Денисова. Волгоград, 2010

Я-концепция

Изучение особенностей Я-концепции

Белановская О. В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. Минск, 2004

Интеллектуальное развитие

Продуктивность и устойчивость внимания

«Найди и вычеркни»

Психодиагностика в дошкольных учреждениях / сост. Е. В. Доценко. Волгоград, 2011

Фигурно-фоновые отношения

«Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Наглядно-образное мышление

«Чем залатать коврик?»

Образные представления об окружающем мире и логических связях между объектами

«Нелепицы»

Мыслительная операция обобщения

Исключение лишнего

Креативность, творческое мышление

Тест Гилфорда (модифицированный)

Установление причинно-следственных связей

Последовательные картинки

Калинина Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб., 2011

Индивидуально-типологические показатели интеллектуальной активности

Оценка интеллектуальной активности

Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ. М.,2005

Уровень схематического мышления

Тест Когана

Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997

Знаково-символи-

Методика С. В.

Маланов С. В. Развитие

ческие умения и внутренний план умственных действий

Маланова

умений и способностей у детей дошкольного возраста. М.; Воронеж, 2001

Коммуникативное развитие

Структура детской группы

Изучение свободного общения детей

Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. М., 2000

Социометрический статус ребенка

Игра «Секрет» (Т. А. Репина)

Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет / сост. Н. Д. Денисова. Волгоград, 2010

Стиль педагогического общения

Диагностика стиля взаимодействия субъектов образовательного процесса

Калинина Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб., 2011

Форма общения со взрослым

Изучение форм общения ребенка со взрослым

Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. М., 2000

Контекстное общение со взрослым

«Да и нет»

Психодиагностика в дошкольных учреждениях / сост. Е. В. Доценко. Волгоград, 2011

Уверенность в родительской любви

«Почта»

Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб., 2007

Основные психические состояния, испытываемые ребенком в семье

«Цветик-семицветик»

Общение ребенка с членами семьи

«Два домика», «Рисунок семьи»

Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997

Проявления эмоций в общении

«Кактус»

Панфилова М. А. Игротерапия общения. М., 2008

Особенности межличностных отношений

Методика Р. Жиля

Шипицына Л. М. [и др.]. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 1998

Родительское

отношение

Тест-опросник (А. Я. Варга, В. В. Столиц)

Диагностика в детском саду / под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. ПосевиноЙ. Ростов н/Д.,

2005

Индивидуально-типологические показатели коммуникативной активности

Оценка коммуникативной активности

Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагот-психолога в ДОУ.

М., 2005

Речевые умения и способности

Методика С. В. Маланова

Маланов С. В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. М.; Воронеж, 2001

 Психопрофилактика.

Цель:предупреждение дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде)  возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки .

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологом стоит задача - содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Для этого предусмотрено:

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно:

  • Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.
  • Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
  • Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
  • Участие в экспертной оценке проектируемой предметно-пространственной развивающей среды.

Коррекционная и развивающая работа.

Цель:создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательное и речевое развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.

В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

Объектом коррекционной и  развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.  Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы.

Обязательно:

  • Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – Адаптационные игры, наблюдение.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших и подготовительной групп, с целью формирования предпосылок учебной деятельности, коррекции и развития познавательной и эмоциональной, волевой сфер (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).
  • Выстраивание индивидуальной траектории (индивидуальный образовательный маршрут) развития ребенка в процессе обучения.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ГРУППОВОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ.

Направленность

программы

Название программы

Нормативный срок освоения

С какого года реализуется программа

Развивающе - коррекционная программа для детей испытывающих трудности в познавательном развитии.

2-я младшая группа –  «Коррекционно-развивающие занятия» В.Л.Шарохина

Средняя группа – «Коррекционно-развивающие занятия» В.Л.Шарохина.

Старшая группа – «Коррекционно-развивающие занятия» В.Л.Шарохина.

Подготовительная группа – «Коррекционно-развивающие занятия» Л.И.Катаева

1 год

1 год

1 год

1 год

2011 г.

Развивающе - коррекционная программа для детей испытывающих трудности в эмоционально-личностном развитии

«Азбука эмоций» И.В.Ковалец

«Азбука общения» Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская.

«Игры с песком» педагог-психолог Николаева Е.А.

1 год

3 года

3 года

2011 г.

2013г.

Коррекционно-развивающая программа для детей

с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа для детей

с ограниченными возможностями здоровья

(умственная отсталость) педагог-психолог Николаева Е.А.

3 года

2015г.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

п/п

Содержание коррекционной работы

Формы коррекционной работы

Периодичность

проведения

Ответственные

1

Коррекция диафрагмального дыхания

Утренняя гимнастика с элементами дыхательных, корригирующих упражнений (групповые)

ежедневно

воспитатели

2

Развитие мелкой моторики

Пальчиковые игры (индивидуальные, подгрупповые, групповые)

ежедневно

воспитатели,

 педагог- психолог

3

Развитие понимания обращенной речи

Игровые сюжеты

(индивидуальные, подгрупповые, групповые)

ежедневно

воспитатели,

педагог- психолог

4

Развитие выразительности движений

Элементы психогимнастики (индивидуальные, подгрупповые)

1 раз в неделю

педагог- психолог

5

Развитие познавательной сферы: внимания, памяти, восприятия, мышления.

Игровые упражнения с использованием информационных компьютерных средств (тренажеров)

(индивидуальные, подгрупповые)

1 раз в неделю

педагог- психолог

6

Снятие психоэмоционального напряжения

Релаксационные упражнения (индивидуальные, подгрупповые)

1 раз в неделю

педагог- психолог

7

Развитие игровой деятельности

Сюжетно-ролевые игры (индивидуальные, подгрупповые)

ежедневно

воспитатели

8

Развитие сенсорной культуры

Накопление знаний о себе и окружающем мире

(индивидуальные, подгрупповые, групповые)

ежедневно

воспитатели

9

Развитие коммуникативной компетентности

Сюжетно-ролевые игры (подгрупповые, групповые)

ежедневно

воспитатели

10

Развитие познавательной сферы, подготовка к обучению в школе.

Игровые упражнения (индивидуальные, подгрупповые)

1 раз в неделю

Педагог-психолог

11

Коррекция агрессивности

Упражнения, игровые ситуации на снятие агрессивности (индивидуальные, подгрупповые)

1 раз в неделю

Педагог-психолог

12

Развитие эмоциональной компетентности

Игровые ситуации (индивидуальные, подгрупповые)

1 раз в неделю

Педагог-психолог

13

Развитие зрительно-моторной координации

Игровые задания (индивидуальные, подгрупповые)

ежедневно

воспитатели,

педагог- психолог

14

Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств

Сюжетно-ролевые игры

 (подгрупповые, групповые)

ежедневно

воспитатели,

педагог- психолог

15

Коррекция тревожности у детей при негативном настрое

Упражнения на повышение самооценки, активизация познавательной деятельности (индивидуальные, подгрупповые)

1 раз в неделю

Педагог-психолог

Психологическое консультирование.

Цель:оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.

Обязательно:

  • Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
  • Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Проблема

Содержание психологической помощи

Консультирование по проблемам трудностей в обучении

Развитие познавательной активности, любознательности, наблюдательности, умения рассуждать. Детские вопросы как форма познавательной активности. Приемы повышения работоспособности, тренировки памяти. Развитие элементов произвольного внимания. Учет детских интересов в процессе обучения. Развитие представлений об окружающем, обогащение впечатлений. Развитие самоорганизации деятельности

Консультирование по проблемам детско-родительских взаимоотношений

Учет в организации взаимодействия с детьми особенностей дошкольного возраста: импульсивность, отвлекаемость, неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность, эмоциональное «заражение» и т. п. Определение оптимальных требований к ребенку. Эффективные стратегии поведения в трудных воспитательных ситуациях, учет типа темперамента ребенка. Взаимодействие с членами семьи, в том числе братьями и сестрами

Консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе

Преодоление конфликтов. Эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Приемы саморегуляции психоэмоциональных состояний. Выбор стиля общения, позиции в общении. Приемы продуктивного делового общения. Противодействие манипуляциям

Консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей

Психологические условия успешной адаптации. Преодоление негативного отношения к детскому саду, страха разных видов деятельности, неуверенности. Черты акцентуаций по гипертимному, сензитивному, истероидному, неустойчивому и другим типам личности. Проблемы популярных и изолированных дошкольников. Необоснованные претензии на лидерство как проявление дезадаптации. Преодоление у ребенка самоизоляции, высокой тревожности, страхов, агрессивности, конфликтности, неорганизованности, нарушения норм поведения, неадекватной самооценки, негативного отношения к общению, в том числе с конкретным взрослым, сверстником

Консультирование по проблемам раннего развития детей

Организация развивающих занятий с детьми, предметно-развивающей среды в семье. Организация игрового общения с детьми. Организация художественно-творческой деятельности ребенка в семье. Интеллектуальное развитие ребенка в семье. Проявления склонностей, способностей и одаренности. Особенности организации предметного пространства и взаимодействия с одаренным ребенком, создание безопасной психологической базы, преодоление трудностей во взаимоотношениях с окружающими

Консультирование по проблемам психологической готовности ребенка к обучению в школе

Формирование компонентов готовности к школе. Проявления кризиса 7 лет и выбор оптимальной стратегии взаимодействия с ребенком. Психологические требования к организации взаимодействия с ребенком в период адаптации к школьному обучению

Работа с детьми.

  • Плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и конец  

      учебного года, промежуточная диагностика в середине года) познавательной сферы,

эмоционального благополучия ребенка.

  • Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.
  • Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по

запросам воспитателей, родителей.

  • Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.
  • Коррекция познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой    

сфер ребенка.

  •  Составление индивидуальной траектории развития ребенка (индивидуальный

образовательный маршрут).

Работа с  педагогами.

  • Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых  

мероприятий (по плану ДОУ).

  • Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская

работа с воспитателями, педагогами ДОУ.

  • Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года).
  • Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года); разработка  

рекомендаций.

  • Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по  

запросам).

Работа с родителями.

  • Социологическое анкетирование родителей (в течение года).
  • Индивидуальное консультирование родителей.
  • Углубленная диагностика социальной ситуации семейных, детско-родительских

взаимоотношений (по запросу).

  • Просветительская работа среди родителей.
  •    Организация и проведение родительских собраний, тренингов, семинаров, мастер-классов.

3.Организационный раздел.

3.1 Материально- техническое обеспечение Программы.

Консультативное пространство

Оснащено  столом и стульями.

Зона сенсорного развития

Стол для работы с песком, магнитофон, стимульный материал, технический материал, вспомогательный материал, диагностический инструментарий, интерпретационный материал и др.

Блок психолого-педагогического сопровождения

Оснащение зоны коррекционно-развивающей работы: деревянный модуль «паровоз»; деревянный конструктор «Томик»; большой конструктор «Лего» (29 деталей); вкладыши «матрешки», «цыплята»; игра «цветные шарики»; вкладыши-ведерки квадратные и круглые;  пирамидка деревянная, 3 пластмассовые пирамидки разного размера; кубики с картинками 4-х и 6-ти составные; 2 набора «умные шнурочки»; дидактические игры: найди животное, найди пару, цвета, внимание, чья тень, половинки, урожай, сказки, чей домик, мой дом, ассоциации, четвертый лишний, логика, закономерности, геометрические формы; развивающее лото; азбука развития эмоций ребенка; домик настроений.

Кабинет  соответствует требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников. Позиция «ребенок прежде всего» определяет акценты в работе кабинета и его обеспечение.

Кабинет психолога можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их родителями и педагогами, в центре которого сосредоточены интересы прежде всего ребенка.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования»
  2. Афонькина Ю. А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО. – Волгоград: Учитель, 2014
  3. Афонькина Ю.А. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет.– Волгоград: Учитель, 2012
  4. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет.- Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  5. Галигузова Л.Н. Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст. – М.: Мозаика-Синтез,2013.
  6. Соколова Ю.А. Игры и задания на готовность к школе ребенка 6-7 лет. – М.: Эксмо, 2009.
  7. Соколова Ю.А. Тесты на готовность к школе. – М.: Эксмо, 2010.
  8. Соколова Ю.А. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка. – М.: Эксмо, 2009.
  9. Лесина С.В. Коррекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии.- Волгоград: Учитель, 2013.
  10.  Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал. – Волгоград: Учитель, 2013.
  11. Лихачева Е.Н. Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013.
  12. Коноваленко С.В. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста.-СПб.:ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
  13. Уханова А. Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка. Завтра в школу! – Санкт-Петербург, Сфера, 2011 г.
  14. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники)/Составитель Доценко Е.В. Волгоград, 2011 г.
  15. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе./автор-составитель Останкова Ю.В. Волгоград, 2008 г.
  16. Шарохина В. Л. Коррекционно развивающие занятия для детей старшей группы. – Книголюб, 2002
  17. Шарохина В. Л. Коррекционно развивающие занятия для детей средней группы. – Книголюб, 2002
  18. Шарохина В. Л. Коррекционно развивающие занятия для детей младшей группы. – Книголюб, 2002
  19. Катаева  Л.И. Коррекционно-развивающие занятия для детей подготовительной группы.- Книголюб, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"

Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация  содержания основной образовател...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...