Проект "Шашечный дебют"
проект на тему
Предварительный просмотр:
Проект « шашечный дебют»
Старший дошкольный возраст.
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки –дело далеко не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.
Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.
Шашки – это волшебная игра. Она одновременно и простая, и сложная. Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие качества, как организованность , ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в себя. Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность
Актуальность: Дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний день. Раннее обучение
детей дошкольного возраста игре в шашки позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: игра в шашки может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шашками в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность.
Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить дарования.
Цель: Обучение дошкольников принципам шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития;
- Создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шашки.
Задачи:
Обучающие:
- научить детей играть в настольную игру шашки, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;
- обучать простым комбинациям, практике шашечной игры;
- обучать детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шашках в процессе игры;
обеспечивать успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шашечной партии.
Развивающие:
- развитие умственных способностей: логического мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение;
- развитие образного и аналитического мышления - умение производить расчеты на несколько ходов вперед;
- развитие умения сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
- развитие самостоятельности в решении логических задач.
Воспитательные:
- воспитания отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
- воспитания настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- воспитания уверенности в себе и в своих силах, самостоятельности в принятии решений;
Методы и формы работы: Занятия проводятся комбинированным способом, чередую элементы теоритической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями.
Формы игровых встреч выбираются с учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей детей, проводятся как групповые, так и индивидуальные.
Методы проведения игровых встреч:
Важное значение при изучении курса игры в шашки, имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
В игровой форме ввести детей в мир шашек: познакомить дошкольников с историей развития шашек. В простой и доходчивой форме рассказать о шашках, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, познакомить дошкольников со своеобразным миром шашек, привить им любовь к древней и мудрой игре. Поэтому в программе широко используются сказки, ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками .
Основные формы и средства обучения:
Практическая игра:
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
Развлечения и познавательные досуги, игры в шашки.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения дети должны знать:
- Шашечные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, ничья;
- Правила хода.
К концу обучения дети должны уметь:
- Ориентироваться на шашечной доске;
- Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил;
- Правильно располагать доску между партнёрами;
- Правильно располагать фигуры перед игрой;
- Решать простые шашечные задачи.
1этап: – предварительный:
Мониторинг знаний детей:…, анкетирование.
2 этап: - основной:
1-й год обучения
Дата | Работа с детьми | Работа с родителями. | Совершенствование предметно – развивающей среды | |
1 | «По дороге знаний» - экскурсия в шашечный клуб. Знакомство с помещением, тренером, с историей шашек. Познакомить с историей возникновения игры. Понятие о здоровом образе жизни. | .Приобретение настольной игры «Шашки» Помощь в проведении экскурсии в Дом творчества. | Создание в группе Центра шашек (Кукла Шашечная Королева», т.д. . Игра «уголки» Игра «поддавки» | |
2 | Сказка начинается «Королевство шашек». Познакомить с понятиями шашка, жителями шашечной страны. | Помощь родителей при подготовки досок и фишек для игры в шашки.
| 1 Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску» Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки». | |
3 | «Путешествуем по сказочному королевству» - «Шашечная доска и шашки. Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. | Привлечение родителей к к изготовлению дид.сказки «Королевство Шашек» | Изготовление дидактической сказки «Королевство шашек» | |
4 | «Волшебные ниточки сказочного королевства» - «Шашечные дороги». Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: дерево, стена дома, окно, столб и т.д. После этого найдите отличие от вертикали, расположенной на шашечной доске. | . Чтение и инсценировка дидактической сказки «Королевство шашек» | 1Изготовление сказочного панно «Расставь героев по вертикали». | |
5 | «Задания умной совы» - «Шашечные дороги». Познакомить с понятием «горизонталь» игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально». |
| . Чтение художественной литературы Юровский Е.М «Зайкин сон» | |
6 | «В гостях у знатока шашек – Зайки». Практическое закрепление материала. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
| Изг изготовление Ди дидактических игр по мар маршруту. | |
7 | «Там на невиданных дорожках» - «Диагональ». Познакомить с понятием диагональ- Самая важная шашечная диагональ – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8-и клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол |
| 2 Игра «Главная дорога», чтение худ . литературы | |
8 | «Лесная школа умного зайца» - Центр Познакомить с шашечным понятием центр. |
| 2 | |
9 | «В гости к друзьям» - «Как ходят шашки». Практическое закрепление материала. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске |
| игра: «Кто быстрее расставит шашки» | |
10 | «Правила хорошие, знать каждому положено»- Основные правила шашечной игры
.Практическое закрепление материала. |
| Слайды с правилами игры в шашки | |
11 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске | . | 2 | |
12 | «Лесная школа умного зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске |
| 2 | |
13 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки. |
| 2 | |
14 | «Этикет игрока» - Правила поведения во время игры Познакомить с правилами поведения во время игры.
|
| 1 | |
15 |
| Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки» | 1 | |
16 |
| закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ. |
|
Итоговые мероприятия:
- Викторина «Королевство шашек» ,
- Подготовка к соревнованиям между игроками ДОУ « Шашечные встречи сильнейших» ,
- «Лесной турнир», дружеские шашечные встречи, досуги,
- Шашечный бал
- Шашечные турниры: «Весёлый бой». «Шашечный бал»,
- « Как справится с задачей»: чтение худ. литературы Сеня Храбрик и шашки» Авторы: Ю.П. Барский и В.Б. Городецкий;,
- Игра «Сдавайся»;
- Упражнение на выполнение ходов,
- тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
- Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки».
- Работа с диаграммами.
Методическое обеспечение:
1. В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984. Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В.Б.
2. А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.
3. В.С. Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.
4. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956.
5. Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске, «Лениздат», 1969.
6. Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.
Список рекомендованной литературы для детей и родителей
- В.Я. Вигман. Радость творчества, «ФИС» ,1986.
.
- Д. Саргин, П. Бодянский, А. Шошин. Русские шашисты, «ФИС»,1987.
3.Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В.
4.Стихотворение Юровский Е.М. «Перед боем шашки в ряд на земле своей стоят» ".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий "Педагогический дебют - 2012"
Сценарий городского конкурса среди молодых воспитателей ДОУ...
Педагогический дебют 2015
В 2015 году я приняла участие в городском конкурсе, среди молодых работников ДОУ....
Дебют в науке 2015г
Презентация для республиканского конкурса исследовательских работ и проектов «Открываем мир»...
Эссе на тему "Педагогический дебют"
В данном материале я постаралась передать свое отношение к педагогической деятельности на момент начала моего профессионального пути....
"Педагогический дебют-2016"
Сборник методических разработок, уроков, непосредственно-образовательной деятельности...
Дебют в науке 2016г
Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов детей "Я познаю мир"...