Проект "Шашечный дебют"
проект на тему

Проект про шашки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shashechnyy_debyutword_3.docx734.79 КБ

Предварительный просмотр:

Проект « шашечный дебют»

Старший дошкольный возраст.

              Мирная шашечная борьба – это состязание  в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила  игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому  некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть  в шашки –дело далеко не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

             Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.

 Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.

 Шашки – это волшебная игра. Она одновременно и простая, и сложная. Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие качества, как организованность , ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в себя. Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность

Актуальность:   Дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний день. Раннее обучение

 детей дошкольного возраста игре в шашки позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. 

     Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: игра в  шашки может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шашками в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность.

 Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить дарования.

 Цель: Обучение дошкольников принципам шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития;

 - Создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шашки.  

        Задачи:

        Обучающие:

  • научить детей играть в настольную игру шашки, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;
  • обучать простым комбинациям, практике шашечной игры;
  • обучать детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шашках в процессе игры;

обеспечивать успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шашечной партии.

 Развивающие:

  • развитие умственных способностей: логического мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение; 
  • развитие образного и аналитического мышления -  умение производить расчеты на несколько ходов вперед;
  • развитие умения сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
  • развитие  самостоятельности в решении логических задач.

        Воспитательные:

  • воспитания отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
  • воспитания настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
  • воспитания уверенности в себе и  в своих силах, самостоятельности в принятии решений; 

         

Методы и формы работы: Занятия проводятся комбинированным способом, чередую элементы теоритической  и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями.       

  Формы игровых  встреч  выбираются с учетом психолого-педагогических и  возрастных особенностей детей, проводятся как групповые, так и  индивидуальные.

 

 Методы проведения игровых  встреч:

 Важное значение при изучении курса  игры  в  шашки, имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

В игровой форме ввести детей в мир шашек: познакомить дошкольников с историей развития шашек. В простой и доходчивой форме рассказать о шашках, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, познакомить дошкольников со своеобразным миром шашек, привить им любовь к древней и мудрой игре. Поэтому в программе широко используются сказки, ребусы, загадки,  шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам 

 

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками .

Основные формы и средства обучения:

         Практическая игра:

  1. Дидактические игры и задания, игровые упражнения; 

Развлечения  и  познавательные  досуги, игры в  шашки.

  Ожидаемые результаты:

К  концу обучения дети должны знать:

  • Шашечные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, ничья;
  • Правила хода.

К  концу обучения дети должны уметь:

  • Ориентироваться на шашечной доске;
  • Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил;
  • Правильно располагать  доску между партнёрами;
  • Правильно располагать фигуры перед игрой;
  • Решать простые шашечные задачи.

 1этап: – предварительный:

Мониторинг знаний детей:…, анкетирование.

2 этап: - основной:

 1-й год обучения

Дата

Работа с детьми

 Работа

 с родителями.    

 Совершенствование

   предметно –

 развивающей среды

1

«По  дороге  знаний» - экскурсия в шашечный клуб. Знакомство  с  помещением, тренером, с   историей  шашек. Познакомить с историей возникновения игры. Понятие о здоровом образе жизни.

 .Приобретение настольной игры «Шашки»

Помощь в проведении экскурсии в Дом творчества.

Создание в группе Центра шашек (Кукла Шашечная Королева»,

т.д.

 . Игра «уголки»

  Игра «поддавки»  

2

Сказка начинается  «Королевство  шашек». Познакомить  с понятиями  шашка, жителями  шашечной  страны.  

 Помощь родителей при подготовки досок и фишек для игры в шашки.

 

1 Дидактические игры:

 «Кто первый», «Составь

 доску»

Просмотр  видеофильма «Про  поросенка, который  умел  играть  в  шашки».

3

 «Путешествуем  по  сказочному  королевству» -  «Шашечная доска и шашки. Познакомить с общими понятиями:   шашечная доска и шашки. Расстановка шашек.

 Привлечение родителей к к изготовлению дид.сказки «Королевство

Шашек»

   Изготовление

 дидактической сказки

 «Королевство шашек»

4

 «Волшебные  ниточки  сказочного  королевства» - «Шашечные дороги». Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: дерево, стена дома, окно, столб и т.д. После этого найдите отличие от вертикали, расположенной на шашечной доске.

 . Чтение и инсценировка дидактической сказки «Королевство шашек»

1Изготовление

 сказочного панно

«Расставь героев

 по вертикали».

5

«Задания  умной  совы» - «Шашечные дороги». Познакомить с понятием «горизонталь»  игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально».

 

 . Чтение

 художественной

литературы Юровский Е.М «Зайкин сон»

6

 «В  гостях  у  знатока  шашек – Зайки». Практическое закрепление материала. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.  

   

Изг    изготовление

 Ди  дидактических игр по мар       маршруту.

7

 «Там  на  невиданных  дорожках» - «Диагональ». Познакомить с понятием диагональ- Самая важная шашечная диагональ – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8-и клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол

 

2 Игра «Главная

 дорога»,  чтение худ

. литературы

8

«Лесная  школа  умного  зайца»  - Центр Познакомить с шашечным понятием центр.

           

2

9

«В  гости  к   друзьям»  - «Как ходят шашки».

Практическое закрепление материала.

 Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске

 

 игра:

«Кто быстрее расставит шашки»

10

«Правила  хорошие, знать  каждому  положено»- Основные правила шашечной игры

 

.Практическое закрепление материала.

 

 Слайды с правилами

 игры в шашки

11

«Лесная  школа  умного  зайца» - Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии 

 Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске

 .

2

12

«Лесная  школа  умного  зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске

 

2

13

«Лесная  школа  умного  зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки. 

     

2

14

«Этикет  игрока» - Правила поведения во время игры Познакомить с правилами поведения во время игры.

 

 

1

   15

 

     Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки»

1

16

 

      закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ.

  1. Дидактические игры
  2.  «Кто быстрее построит на доске фигуры»,
  3. « Ловушки»

Итоговые мероприятия:

-   Викторина «Королевство шашек» ,

 - Подготовка к соревнованиям между игроками ДОУ « Шашечные встречи сильнейших» ,

-  «Лесной турнир»,  дружеские шашечные встречи, досуги,

 - Шашечный бал

- Шашечные турниры: «Весёлый бой». «Шашечный бал»,

-  « Как справится с задачей»: чтение худ. литературы Сеня Храбрик и шашки» Авторы: Ю.П. Барский и В.Б. Городецкий;,

 -  Игра «Сдавайся»;

 -  Упражнение на выполнение ходов,

 - тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

  - Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки».

 - Работа с диаграммами.

Методическое обеспечение:

1. В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984. Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В.Б.

2. А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.

 3. В.С. Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.

 4. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956.

5. Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске, «Лениздат», 1969.

 6. Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.

 

 

Список рекомендованной литературы для детей  и родителей

  1. В.Я. Вигман. Радость творчества, «ФИС» ,1986.

 .

  1. Д. Саргин, П. Бодянский, А. Шошин. Русские шашисты, «ФИС»,1987.

3.Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В.

 4.Стихотворение Юровский Е.М. «Перед боем шашки в ряд на земле своей стоят» ".

D:\Новая папка\IMG_20171123_162648.jpg

 

F:\NEHYBH\DSC04410.JPG

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Педагогический дебют - 2012"

Сценарий городского конкурса среди молодых воспитателей ДОУ...

Педагогический дебют 2015

В 2015 году я приняла участие в городском конкурсе, среди молодых  работников ДОУ....

Дебют в науке 2015г

Презентация для республиканского конкурса исследовательских работ и проектов «Открываем мир»...

Эссе на тему "Педагогический дебют"

В данном материале я постаралась передать свое отношение к педагогической деятельности на момент начала моего профессионального пути....

"Педагогический дебют-2016"

Сборник методических разработок, уроков, непосредственно-образовательной деятельности...

Дебют в науке 2016г

Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов детей "Я познаю мир"...