№ | Время дня | Тема | Цель | Примечание |
Подготовительный этап. |
1. Определение темы, постановка цели и задачи. 2. Подбор информации и иллюстрации. 3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. 4. Составление плана-схемы проекта. |
Работа с родителями. 1.Подбор потешек, прибауток, загадок, стихов, считалок об овощах. 2. Оформление своих работ на тему «Урманда зур концерт» (рисунки, плакаты, стенгазеты, поделки, аппликации, сочинение сказок и т. д.) |
Основной этап. |
1 день | Ут ро | Беседа «Лес и её обитатели», «Урман хэм анын жэннеклэре» «Что такое концерт?», «Концерт нэрсэ ул?» | Обобщить и систематизировать знания детей по данной теме. Расширить активизацию и актуализацию словаря по теме «Урман», «Урман хайваннары». Обучить детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой. Развивать умения называть животных на татарском языке и составлять диалог. | Презентация «Урманда зур концерт». Дидактическая игра «Нишли? – Что делает?» Куян нишли? Куян бии. Керпе нишли? Керпе гармунда уйный. Тычкан нишли? Тычкан жырлый. |
Ут ро | Пальчиковая гимнастика «Зайка и барабан», Бармак уены (Куян hэм барабан)
| Учить согласовывать движения с речью. Развивать общую и мелкую моторику рук.( Балаларнын бармак хэрэкэтлэрен устеру; кул чуклары мускулларын ныгыту; мостэкыль рэвештэ бармак уеннары уйнау телэге тэрбиялэу. Провести дидактическую игру «Это кто? Что он делает?» (Бу кем? Ул нишли?) в целях совершенствования строить диалог на татарском языке. | Уен барышы. Куян алган барабан ( Бармаклар йодрыкка богерлэнгэн, имэн бармак белэн урта бармак оскэ кутэрелэ( бу- куян) Hэм каккан ул:Трам- трам- трам! Бэргэлэгэн : бух-бух- бух Аннан суккан: шап- шап- шап! Бер- бер артлы кулларын Кутэргэн ул шалт та шалт ( Балалар имэн бармаклар белэн барабанга сугу хэрэкэтлэре ясыйлар, 3 тапкыр кул чабалар, башта бер, аннары икенче кулларын кутэрэлэр.)
Дидактическая игра «Это кто? Что он делает?» (Бу кем? Ул нишли?) Бу кем? - Бу куян.
- куян нишли?
- куян барабан уйный.
|
Прогулка | Подвиж ная игра «Мы ходили в лес» (Без урманга барган идек)
| Воспитание дружелюбное отношение друг к другу, умение играть вместе; развивать двигательную активность, внимание. (Бергэлэп уйнау телэге тудыру; хэтерне, игътибарлыкны ныгыту. | Уен барышы: балалар тугэрэктэ басып торалар. Бер бала ( Сэлим) башкаларга арты белэн баса. Тэрбияче куз карашы белэн генэ тугэрэктэге бер балага ымлый, ул качып тора. Балалар бергэлэп кабатлыйлар: Без урманга барган идеек, Югаллтык беребезне. Эйтеп бирче безгэ, Сэлим: Югалттык сон без кемне? Сэлим, борылып карап кем юклыгын эйтэ. Дорес эйтмэсэ, тагын бер кат сынап карыйлар , дорес эйтсэ , урыннарын алышалар. уен шулай дэвам итэ. Работа с родителями: закрепить слова игры. |
Ве чер | Сюжетно – ролевая игра «Мы идём на концерт» (Без концертка барабыз) | Формировать умение создавать игровой сюжет, закреплять знания по теме. Закрепить умение последовательно называть слова в предложениях на татарском языке. | Дети строят диалог: - Исәнмесез.
- Исәнмесез. Син буген концертка барасын мы ?
- Эйе мин буген концертка барам.
- Э син ?
- Эйе, мин дэ барам?
- Син билет эле алдын мы?
- Эйе, билет алдым.
- Концерта очрашырбыз?
- Ярый.
- Очрашканга кадэр, сау бул.
- Рәхмәт. Сау булыл.
Работа с родителями: изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры . |
2 день | Ут ро | Дидакти ческая игра «Чудес ный мешочек» (Серле капчык).
| Уточнить названия животных. Закрепить умение детей рассказывать по образцу о предмете на татарском языке. | Воспитатель показывает мешочек и говорит: Я - чудесный мешочек, Всем ребятам я — дружочек. Очень хочется мне знать, Как вы любите играть. Дети складывают в мешочек игрушки- зверюшки, гармошку. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его по – татарски (Бу тольке) , а потом достают, и говорят что они делают( тольке концерт алып бара.) После этого дети собираются вместе. |
НОД та тарский яз ык | Интегрированное занятие «Большой концерт в лесу» (Урманда зур концерт ) совмест но с воспитателем татарско го языка. | Дать детям представление о том, как организовывают концерты, кто такие ведущие и участники концертов. Ввести в активный словарь детей понятия «Танцуй- бие, жырлыйм- пою, тольке- лиса, волк- буре, мыш- тычкан,h.б. ». Расширять знания малышей о животных Использовать картинки в качестве наглядного материала во время прослушивания художественного произведения. | Используется мультимедийный экран для показа слайдов. |
НОД Художественное творчество - изо | Оформление дидакти ческого альбома «Животные в расскрасках детей» (Жэнлеклэрне дорес итеп буйый быз). | Формировать умение передавать в рисунке красоту окружающей природы, обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету, развивать умение ритмично наносить пятна, мазки, развивать эстетическое восприятие. | Работа с родителями:осуществляют преемственность в работе с педагогом. |
Прогулка. | Подвиж ная игра «В лесу. » (Урманда.) | Упражнять детей в изучении новых слов, обогащение словарного запаса. Ввести в словарь детей татарские слова. | В середине стоит ребёнок , с закрытыми глазами. Дети по очередиговорят названия знакомых им растений, и животных. ребёнок с завязанными глазами |
3 день | НОД | «Подарки осени» (Көз бүләклә ре). | Расширять, уточнять, обогащать словарь по лексической теме «Овощи» (растить, убирать, дёргать, срезать, срывать, копать, делать грядки, сеять, поливать, рыхлить, готовить, варить, нарезать, вкусный, полезный, душистый). Развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, логическое мышление, творческое воображение. Воспитывать волевые качества, умение применять знания в необычной обстановке. | Презентация «Подарки осени». Дидактическая игра «Что есть?» (Нәрсә бар?) - Нәрсә бар?
- Бәрәңге бар.
- Нәрсә юк?
- Бәрәңге юк.
|
Ре жимный момент | Хоровод ная игра «Есть у нас огород» (Безнең бакча бар) | Развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи, обогащать двигательный опыт детей. Воспитывать желание выразительно двигаться, быть аккуратным в движениях и перемещениях. | Огород у нас в порядке, Мы весной вскопали грядки (имитация работы лопатой) Мы пололи огород(наклоны, руками достать до пола) Поливали огород(показать, как поливали) В лунках маленьких не густо Посадили мы капусту(присесть на корточки, обхватить руками колени) Лето все она толстела, Разрасталась вширь и ввысь (медленно подняться) А сейчас ей тесно бедной Говорит: «Посторонись!»(топнуть ногой в конце фразы). |
Прогулка | Подвиж ная игра «Овощи – фрукты» (Яшелчә ләр – җиләк-җимеш ләр) | Формировать умение различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность, ловкость. | Дети у кого овощи растут в «синем огороде», у кого фрукты – в «зеленом огороде». По сигналу дети разбегаются и по сигналу скорее встать обратно на места, чей огород посажен первым, тот победитель. |
| Ве чер | ЧХЛ “Н.Носов “Огурцы” (Кыяр лар). | Формирование понимания того, что из книг можно узнать много интересного, приучать детей задавать вопросы, отвечать на вопрос. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. Использовать слайды в качестве наглядного материала во время прослушивания художественного произведения. | Используется мультимедийный экран для показа слайдов. Работа с родителями:поощряют желание ребенка заботиться о своем здоровье, употребляя овощи. |
4 день | Ут ро | Утренняя гимнастика «Собира ем урожай на даче» (Бакчадан уңыш җыябыз). | Развивать ориентировку в пространстве; умение ритмично, в едином темпе выполнять упражнения в соответствии с зарифмованным текстом; эмоционально окрашивать свои движения; поднять эмоциональный тонус детей с помощью совместной деятельности. | Под веселую музыку делают зарядку: Уезжаем мы на дачу (Дети строятся в колонну.) Чтоб собрать там урожай. Забирай с собой корзины и в вагончики вставай. Электричка быстро мчится,(Идут с ускорением темпа.) Станцию не прозевай. «Тук-тук-тук» — стучат колеса. Друг за другом поспевай! Замедляем темп движенья, (Идут медленнее, перестраиваются.) Остановка впереди. Кто на дачу собирался? Побыстрее выходи! Поле целое картошки. (Выполняют наклоны.) Будем мы ее копать. Снизу поддевать лопатой и в ведерко собирать. Помидоры — овощ нежный. (Приседают.) Чтоб сорвать его, присядь. Осторожно с ветки каждой помидоры надо рвать. Высоко висят на плетях(Вытягиваются вверх.) Молодые огурцы. Сверху собери сначала, ну а плети подвяжи. Вот капуста раздобрела, (Сидя, наклоняются вперед.) До чего же, хороша! Кочаны вы срежьте снизу и сложите не спеша. Где растет морковь и свекла?(Поворачиваются в стороны, разводя руки.) Покажите мне, друзья. Справа грядка, слева грядка. Вижу их теперь и я. Так устали мы на даче,(Лежа, поднимают и опускают руки и ноги.) Что свалились на траву. Кажется, что от работы Просто я сейчас умру. Но вернулись быстро силы.(Идут по кругу.) Чистым стал наш огород. Овощи в подвал мы сложим, чтоб хранились целый год. |
Режимный момент | Дидакти ческая игра «Кто скорее соберет» (Кем тизрәк җыя). | Учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность. | В центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты». По желанию говорят про свой овощ: «Бу бәрәңге. Бәрәңге тәмле, чиста, файдалы, түгәрәк. |
Прогулка | Подвиж ная игра «Посадка овощей» (Яшелчә утырту) | Развивать воображение, ловкость, умение действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развить умение бегать в разных направлениях, научить детей управлять своим поведением. | Две-три команды выстраиваются в колонны по одному. Перед командами на противоположном конце площадки чертят по 5 кружков. Первым игрокам вручают по мешочку с предметами, условно обозначающими овощи. По сигналу дети бегут, раскладывают все «овощи» по своим кружкам и пустой мешочек передают вторым номерам. Вторые номера берут, собирают «овощи» и мешочек с «овощами» передают третьим и т.д. Побеждает команда, раньше завершившая игру. |
Ве чер | Настоль ная игра – лото «В саду и в огороде» | Воспитывать культуру честного соперничества в играх – соревнованиях. Развивать монологическую форму речи на татарском языке. Поощрять попытку детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. | Дети вытаскивают из мешка рисунок какого-то овоща и говорят: «Бу чөгендер. Чөгендер кызыл, зур». Работа с родителями:проведение интервью «Как надо питаться, чтобы быть здоровым?» |
5день | Ут ро | Выступление старшей медсест ры «Могут ли овощи принести вред нашему здоро вью» (Яшелчә ләр безнең сәламәт леккә зыян китерә алалар мы) | Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин. Формировать умение вести диалог со взрослыми: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. | Приготовление овощного салата со старшей медсестрой. Работа с родителями:попросить принести овощи для салата. |
Режимный момент | Настоль ная игра – лото “Живая природа” (Тере таби гать) | Учить использовать в речи слова противоположного значения (большой – маленький, мягкий – твёрдый, шершавый – гладкий, сладкий – кислый, тяжёлый – лёгкий, чистый – грязный) . | Настольная игра проводится совместно с дидактической игрой «Дай, пожалуйста» (Бир әле): - Бир кыяр.
- Нинди кыяр?
- Зур, яшел кыяр.
- Мә, зур, яшел кыяр.
|
| Посадка лука (Суган утырта быз) | Сформировать представления об использовании лука человеком в разных сферах жизнедеятельности, умения дизайнерский оформлять огород на окне. | С элементами дидактической игры «Что надо?» (Нәрсә кирәк?): - Никита, нәрсә кирәк? - Суган кирәк. - Нинди суган кирәк? - Зур суган кирәк. - Ничә суган кирәк? - Бер суган кирәк. |
| Ве чер | Игра – драматизация русской народной сказки «Репка» (Шалкан) | Поставить сказку «Репка», включая татарские слова. Развивать воображение, артистизм, смелость при выступлении перед зрителями; формировать творческое начало личности ребенка. Воспитывать умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации сказки. | Работа с родителями:сделать маски персонажам сказки. |
Заключительный этап |
Работа с родителями: 1.Стенд «Самые полезные овощи для детей». Защита предоставленных работ (составляют краткий, яркий рассказ или сочиняют стихи или песенки). 2.Представление овощного блюда гостям. Участвуют в общей дегустации. 3.Награждение родителей в номинации «Самый лучший оратор», «Самая оригинальная работа», «Самый лучший овощной повар». |
Осенний праздник (Көзге бәйрәм). Используется мультимедийный экран для показа презентации «Овощи – наши друзья». |
Презентация проекта на педагогическом совете. |
Оформление тематической папки «Витаминный калейдоскоп». |