План по самообразованию "Развитие мелкой моторики"
материал (младшая группа) на тему

Боярская Светлана Сергеевна

В плане содержится информация о цели и задачах по развитию мелкой моторики у дошкольников. Раскрыты формы и этапы работы педагога по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_plan.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования

Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.

Задачи:

  1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста;
  2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
  3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  4. Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
  5. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
  6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Формы работы:

  • совместная работа с детьми;
  • индивидуальная работа;
  • свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Предполагаемый результат:

у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать ложку, карандаш, кисть, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности.

Этапы работы.

  1. Теоретический этап.

Деятельность педагога в области самообразования

  • Подбор и изучение методической литературы.
  •  Изучение нормативно-правовых документов САН Пина, ФГОС ,на данную тему.
  • Поиск и изготовление игр, пособий и материалов к занятиям.

Список изучаемой литературы:  

1.        Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2014.

2.        Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2013.

3.        Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2015.

4.        Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2014.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.

Творческое сотрудничество по теме самообразования (с кем)

  • Родителями.
  • Коллегами.
  • Воспитанниками.

II. Практический этап

Мероприятия, проведённые с воспитанниками и родителями (законными представителями) по развитию мелкой моторики за 2017- 2018 уч. г.

Цели и задачи

Рисование, лепка

  • Развивать гибкость и подвижность кистей рук;
  • воспитывать, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Создание картотеки пальчиковых игр

  • Налаживание контакта, эмоционального общения педагога и ребенка;
  • развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук;
  • сочетать игры и упражнения для развития моторики пальцев с речью;
  • развивать внимание, зрительное восприятие, речь;

Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Капуста», «Семья» и т.д

  • Побуждать детей выполнять действия руками и пальчиками, в соответствии со словами текста;
  • развивать мелкую моторику

«Модульная гимнастика»  или игры с прищепками.

  • Способствовать формированию у детей пользоваться прищепками ( «дождик для тучки», «иголочки для ёжика».)
  • побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями.
  • формировать умение  держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её.
  •  совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

Д/и: «Поймай рыбку!», «Накорми свинью», «Голодная корова», «Волшебные комочки», «Двери», «Кот- разноцветный хвост», «Улитка», «Починим зонтик», «Бродилки , лабиринты»

  • Развивать координацию движений,
  • мелкую моторику,
  • мышление, усидчивость.

Д/и. «Шнуровка», «Бусы»

  • Развивать соотносящие действия,
  • координацию действий обеих рук,
  • эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Д/и с сыпучими материалами(игры с крупой:

«Мы-художники»,«Пересыпалки»,«Сортировка» ,«Кто здесь живет?» ,«Прятки» ,«Накорми меня» и т.д)

  • Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук,
  •  повышение чувствительности пальцев;

сенсомоторное развитие,

  • формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина;
  • воспитание терпеливости в работе;
  • снятие эмоционального напряжения.

Создание  «Пальчикового театра»

  • Создать игровую среду для самостоятельной театрализованной деятельности детей,
  • развивать мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра

Массаж мячиками Су-Джок «Сказки про ёжика»

(создание картотеки игр с массажными мячиками.)

  • Воздействовать на биологически активные точки мячиками Су-Джок.
  • Развивать сгибание и разгибание кистей рук.
  •  Отрабатывать слаженность движений обеих рук.
  •  Развивать координацию движений.

Д/и «Веселые упражнения с карандашами»

  • Способствовать умению раскатывать карандаш между ладошками;
  •  улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

Оформление памятки для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры»

Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук»

Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей раннего возраста

Настольная игра «Мозаика».

Способствовать умению детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Д/и «С крышками»

(Создание пособий для игры с крышками от бутылок)

  • Развивать координацию движения рук,
  •  способствовать умению детей закручивать и откручивать крышки.

Доклад на родительском собрании и пед. совете  на тему: «Изготовление игр и пособий на развитие мелкой моторики и сенсорики в домашних условиях у детей младшего дошкольного возраста»

Презентация на тему: «Стимулирование речевой активности у детей 2-3 лет, через развитие  сенсорики и мелкой моторики »

Выставка для родителей и педагогов дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников

Отчет по самообразованию

В течение учебного года мы систематически использовали  дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики у малышей.  Выполняя пальчиками различные упражнения, дети получили удовольствие от творческой и игровой деятельности; достигли хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук  большинства воспитанников  приобрели хорошую подвижность, гибкость; у  некоторых детей исчезла скованность движений. А такжеблагодаря консультациям, рекомендациям, презентациям мы повысили компетентность родителей  нашей группы в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию«Развитие мелкой моторики рук, как фактор развития речи детей»

   Цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мускулатуры пальцев рук; создать условия для развития мелкой моторики....

План по самообразованию: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,сложнее движения, ярче твор...

План По самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры».

План По самообразованию  «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры»....

План по самообразованию " Развитие мелкой моторики детей 1 младшей группы"

Чтобы научить малыша говорить,необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат,но и развивать мелкую моторику рук....

план по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда»

   Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошколь...

план по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

   Уровень развития мелкой моторики – один из показателейинтеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Оказывается, что...