ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства – «Теремок»
рабочая программа (младшая группа) на тему
«… театр — единственный учитель нравственности,
поведения, возвышенных идеалов,
который никогда не наскучит ученику …
театр — ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению
для детей, и без него не совершенна самая прекрасная школа».
М. Твен
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА»
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ЗАРИНСКА
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете, протокол от 31.08.2017 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО МБДОУ детский сад № 7 «Сказочная полянка» общеразвивающего вида города Заринска № 114 от « 31 » августа 2017 г. Заведующий __________Л.В. Яковлева |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Развитие творческих способностей детей
средствами театрального искусства – «Теремок»
(срок реализации 2017-2018 учебный год, возраст детей 3-4 лет)
Автор-составитель:
Глушенкова Татьяна Владимировна,
воспитатель
Заринск
2017г.
Содержание | страница 3 |
I. Раздел целевой | 3-4 |
| 4-5 |
| 5-6 |
| |
1.4 Принципы и подходы к формированию рабочей программы | 6 |
1.5 Особенности построения программы | 6-7 |
II. Раздел содержательный | 8 |
2.1Календарно-тематический план | 8-10 |
2.2Структура занятий | 10-11 |
2.3Способы и направления поддержки детской инициативы | 11-12 |
2.4Особенность взаимодействия с семьями воспитанников | 12 |
2.5Планируемые результаты освоения программы | 12 |
III. Раздел организационный | 13 |
3.1Описание материально - технического обеспечения программы | 13 |
3.2Место программы в режиме дня. | 14 |
3.3Особенность предметно - пространственной среды. | 14 |
Список литературы | 15 |
Приложение | 16-27 |
- Раздел целевой
- Пояснительная записка
«… театр — единственный учитель нравственности,
поведения, возвышенных идеалов,
который никогда не наскучит ученику …
театр — ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению
для детей, и без него не совершенна самая прекрасная школа».
М. Твен
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Занятия в театральном кружке, организованном в ДОУ, содействуют развитию социальной уверенности воспитанников, формированию позитивного отношения к сверстникам и окружающим людям, становлению индивидуальности каждого ребенка.
Как показало изучение проблемы преодоления неуверенности детей, педагогическое воздействие на них может быть эффективным, только если учитывать психологическую природу и создавать на занятии обстановку эмоционального благополучия. Ключевым условием является гуманизация педагогического общения, основанная на признании ценности ребенка как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.
Мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить.
В.С.Сухомлинский писал: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве…»
Рабочая программа «Развитие творческих способностей средствами театрального искусства – «Теремок» разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17.10.2013г. №1155;
- Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений".
1.2 Возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью театрализованной игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Вот здесь и придет на помощь театрализованная игра воспитатель распределит роли, а дети будут исполнителями.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Театрализация оказывает психотерапевтический эффект на развитие высших психических функций головного мозга: активизируется мозга, успокаивает, снимает напряжение и тревогу.
1.3. Цель: — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
- Формирование у детей позитивного отношения к своему «Я», сверстникам и другим людям посредством театрализованной деятельности (для этого педагогу необходимо научить дошкольников устанавливать контакты и согласовывать свои действия с партнерами, развивать эмоциональность, понимать состояние другого человека и уметь выражать свои эмоции, воспитывать дружеские взаимоотношения, умение действовать сообща);
- Заложить основы театральной культуры (педагог формирует интонационную выразительность речи, совершенствует их артистические умения, моделирует навыки социального поведения в заданных условиях с помощью атрибутов, а так же поддерживает инициативу, самостоятельность, творческую активность детей в играх).
Срок реализации
Данная программа рассчитана для реализации в течение 2017-2018 учебного года с детьми 3-4 лет, форма работы групповая во вторую половину дня продолжительностью 15 минут, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.
1.4 Принципы и подходы к формированию рабочей программы
- Полноценное проживание ребенком всех возрастных этапов;
- Построение деятельности основывается на индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых;
- Сотрудничество с семьей;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка;
- Целостность системы, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы;
- Единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;
- Преемственность с примерными основными общеобразовательными программами;
- Индивидуальный подход в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком.
1.5 Особенности построения программы
В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Содержание программы:
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
- Раздел содержательный
2.1 Календарно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год
№ п/п | Месяц | Тема | Цель |
1 | Октябрь | Беседа «Давайте познакомимся с театром как нужно себя вести в театре». Рассматривание иллюстраций. | Познакомить детей с театром. Рассказать о различных видов театра. Рассказать кто такие актеры. Познакомить детей с правилами поведения в театре. |
2 | Октябрь | Показ конусного театра « Три поросенка». | Познакомить детей с конусным театром. |
3 | Октябрь | Чтение и разучивание потешки «Белка», «Ежик», «По кочкам по кочкам» | Развивать интерес к устному народному творчеству. |
4 | Октябрь | Показ сказки «Курочка ряба». Знакомство с вязанным театром. | Вызвать желание следить за развитием в кукольном спектакле, сопереживать персонажем народной сказки. |
5 | Ноябрь | Импровизация поведения разных животных. Пройди как медведь, попрыгай как зайка, полай как собачка и т.д. | Совершенствовать импровизационные способности детей; формировать, положительное к героя сказки. |
6 | Ноябрь | Театрализованная игра «Зайка». Обыгрывание стихотворения А.Барто «Зайка». | Вызвать желание детей наблюдать за действия педагога. Побуждать детей использовать движения для создания образа. |
7 | Ноябрь | Разыгрывание игры драматизаций «Котенок наелся молока и стал веселым он тогда». | Познакомить детей с элементами игры – драматизаций. Формировать четкое произношение отдельных звуков. |
8 | Ноябрь | Отгадывания загадок «Волшебная шкатулка». | Активизировать речь и словарь ребенка. |
9 | Декабрь | Разучивания артикуляционной гимнастики «Лошадка», « Вкусное варенье», « Язычок». | Формировать правильное произношение отдельных звуков. |
10 | Декабрь | Упражнения на ритмопластику «Быстро времечко идет и цыпленок подрастет». | Продолжать развивать умения выполнять имитационные движения. |
11 | Декабрь | Чтение и обсуждения сказки «Репка». | Познакомить детей с русской народной сказкой «Репка». |
12 | Декабрь | Инсценировка «Выросла репка большая пребольшая». | Развивать имитационные движения. Способствовать четкому произношению отдельных фраз и звуков. |
13 | Январь | Упражнения на высоту и силу голоса «Тиши - громче», «Грустный –веселый». | Формировать умения детей вырабатывать интонацию голоса. |
14 | Январь | Просмотр сказки «Три медведя». | Познакомить детей с русской народной сказкой. |
15 | Январь | Пантомима «Собачке грустно», «Хитрая лиса». | Познакомить детей с пантомимой. Развивать артистические способности. |
16 | Январь | Разучивание потешки «Волчек-волчек». | Познакомить детей с русской народной потешкой. |
17 | Февраль | Театр би-ба-бо «Волк и семеро козлят» | Познакомить детей с кукольным спектаклем «Волк и семеро козлят». |
18 | Февраль | Игра драматизация «Как собачка друга искала» | Вызвать желание у всех детей участвовать в драматизации сказки. Активизировать словарь детей. |
19 | Февраль | Чтение сказки «Лисичка и заяц» | Познакомить детей с новой сказкой. Обогащать словарный запас детей. |
20 | Февраль | Подвижная игра « Зайки», «Мишка» | Развивать умения активно и в так двигается под музыку. |
21 | Март | Настольный театр «Мамины помощники» | Прививать устойчивый интерес к кукольному спектаклю, желание досмотреть сказку до конца. |
22 | Март | «Бабушкины забавушки» настольные игрушки корова, коза, утка, воробей | Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству. Вызвать желание слушать народные загадки, потешки, наблюдать за действием педагога. Развиватиь умение понимать содержание произведений малых фольклорных форм, побуждать отвечать на вопросы педагога. |
23 | Март | Инсценировка потешки «Еду на лошадки». | Развивать умение выполнять имитационные движения согласно текста. |
24 | Март | Встречаем гостей. Беседа «Кто в гости приходил». Обыгрывание стихов А.Барто «Мишка», «Грузовик», «Бычок». | Совершенствовать мимику и жесты. |
25 | Апрель | Основы кукловождения. Резиновые, пластмассовые, мягкие игрушки настольного театра. | Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки настольного театра. |
26 | Апрель | Знакомство с русской народной сказкой «Смоляной бычок». | Познакомить детей с русской народной сказкой. Активизировать речь детей. |
27 | Апрель | «Пойми меня» Отгадывание загадок. | Активизировать речь, мышления и память. |
28 | Апрель | Упражнение: вести рассказ от первого лица и рассказать о себе: «Я маленький зайчик», и т. д. | Создать условия для сочетания в роли движения и слова, развивать чувство партнерства. |
29 | Май | Чтение сказки «Теремок». | Познакомить детей со сказкой «Теремок». |
30-31 | Май | «Кто в теремочке живет». | Совершенствовать имитационные движения. Совершенствовать фонетический слух. |
32 | Май | Драматизация сказки. «Теремок». | Закреплять четкое сочетания в роли движения и слова, развивать чувство партнерства. |
2.2. Структура занятий
На занятии используются разные формы организации детской активности: от индивидуальной и совместно-индивидуальной до совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей.
Вводная часть.
При проведении занятий необходимо:
- создавать атмосферу заинтересованности, увлеченности, бодрого, энергичного настроения;
- занятие должно не просто развлекать, а увлекать, заинтересовывать ребенка новой информацией, активной познавательной и творческой деятельностью, предоставляя ему возможности для личностного, художественно-эстетического развития.
Основная часть
- способствовать развитию каждого ребенка, особенно поддерживая неуверенных в себе, испытывающих определенные затруднения; педагог не должен сравнивать детей, подчеркивая при этом, кто из них лучше себя проявляет, и наоборот;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, степень их умственной, физической и эмоциональной нагрузки;
- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли поиграть с ними;
- собственное отношение педагога к деятельности, его эмоциональная выразительность, поскольку он является образцом для подражания;
- воспитывать доброжелательное отношение детей по отношению друг к другу и ко всем взрослым, с которыми они общаются.
Заключительная часть.
- в заключение занятия различными способами вызывать у детей радость, эмоциональное удовлетворение.
2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы
- Игра;
- Импровизация (служащая мостом между играми ребенка в быту и искусством актера) ;
- Инсценировки и драматизация;
- Объяснение;
- Рассказ и рассказ детей;
- Чтение воспитателя;
- Показ;
- Личный пример;
- Беседы;
- Просмотр видеофильмов;
- Разучивание произведений устного народного творчества;
- Обсуждение;
- Наблюдения;
- Словесные, настольные и подвижные игры;
- Пантомимические этюды и упражнения.
2.4. Особенность взаимодействия с семьями воспитанников
- Консультации для родителей;
- Беседы;
- Буклеты;
- Мастер-классы по изготовлению театра своими руками;
- Родительские собрания с использованием ИКТ.
- Планируемые результаты освоения программы
Дети готовы и способны:
- Иметь способность к обыгрыванию отрывков из художественного произведения;
- Умение подражать образу героев;
- Обладать умением работать в коллективе;
- Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке;
- Умеют двигать в заданном ритме;
- Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
- Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены;
- Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия;
- Владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
- Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
- Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок;
- Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
- Раздел организационный
- Описание материально - технического обеспечения программы
- Театральная ширма;
- Музыкальное сопровождение; магнитофон, нотбук, проэктор;
- Декорации;
- Различные виды театра (пальчиковый, настольный, перчаточный, плоскостной, куклы маски и т.д.);
- Костюмы;
- Картотека песен и потешек;
- Картотека театрализованных игр;
- Книга русские народные потешки;
- Маски животных;
- Платок;
- Резиновые игрушки: кошка, собака, курочка, волк;
- Шкатулка;
- Модульный конструктор.
3.2 Место программы в режиме дня
Содержание программы реализуется во вторую половину дня.
3.3Особенности развивающей предметно - пространственной среды
- Расширение творческого развития детей, проявление их способностей и талантов, по выбранному направлению;
- Создание прочной развивающей среды, способствующей развитию таланта ребенка;
- Создание информационного банка методического обеспечения работы с детьми;
- Создание системы педагогического сопровождения детей;
- Выступление перед родителями, воспитанниками детского сада.
Методическое обеспечение рабочей программы
- Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования 3-е изд., и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-368с.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Я., Петрова Е.С. Театрализованные игры в д/с.- Москва «Школьная пресса», 2000.
- Маханева М.Д.“Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.
Интернет-ресурс.
Консультация для родителей « Роль театра в жизни детей».
rol_teatra_v_vospitanii_detey.docx
2. Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка http://detsad-kalinka.ru/2015/12/rol-kukolnogo-teatra-v-vospitanii-i-razvitii-rebyonka/
Приложение 1
Консультация для родителей «Роль театра в жизни детей».
Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно
Театрализованные занятия в детском саду могут делиться на четыре раздела:
Ритмопластика - включает в себя ритмические, музыкальные и пластические игры для развития двигательных способностей детей. Ритмопластика развивает в ребёнке ощущение гармонии своего тела с окружающим миром.
Культура и техника речи – В этот раздел входят игры и упражнения направленные на развитие дыхания, речевого аппарата. Упражнения на развитие дикции, артикуляции и интонации. Задания на сочинение небольших сказок.
Театральная игра – Этот раздел призван развить у ребёнка способность творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Он включает в себя инсценировка песен, басен, игры драматизации.
Основы театральной культуры – В этом разделе происходит знакомство с видами театра, с культурой поведения в театре, театральными профессиями.
Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста.
- бибабо
- настольный театр
- театр на фланелеграфе
- книжка-театр
- театр пяти пальцев
- театр масок
- театр ручных теней
- пальчиковый теневой театр
- театр «живых» теней
- магнитный театр
- марионеточный театр идр.
По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными видами.
Вот некоторые примеры.
- Театр на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.
- Вязаный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.
- Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.
Для организации театрализованной деятельности педагоги дошкольных учреждений чаще используют игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности.
Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста.
Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.
Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.
Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
Так же мы можем, использовать игры имитации попрыгай как зайчик, пройди как медведь итд.
К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.
Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.
В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.
В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов. Дети более старшего возраста любят игры драматизации, где они могут показать себя совершенно с новой стороны.
В театрализацию невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.
Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей.
Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.
Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Приложение 2
Мастер класс для родителей « Театр своими руками».
Цель: распространить опыт работы по изготовлению театральных кукол из
пластмассовых ложек путем прямого и комментированного
показа последовательности действий.
Задачи:
−Повысить уровень теоретической и методической подготовки участников;
−Мотивировать осознанную деятельность всех участников, принимающих
участие в работе мастер класса;
−Развивать коммуникативную культуру;
−Развивать способность к рефлексии.
Участники: родители.
Оборудование: зеркало, пластмассовые ложки, пластилин, цветная бумага.
Ход мероприятия:
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас. Для того,
чтобы снять напряжение, создать доброжелательную эмоциональную обстановку давайте встанем в круг и поиграем.
Игровое упражнение на снятие эмоционального напряжения
«Похвали себя»
-играющие, глядят в зеркало, говорят себе комплименты.
Доклад «Значение театрализованной деятельности для всестороннего развития ребенка».
В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и
научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а способности чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания.
Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и др. новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния», также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия, взрослых в развитии ребёнка, без этого невозможно полноценное психическое и эмоциональное развитие личности.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению –это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Решение этих проблем театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя
Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.
Кукольный театр это волшебный мир одна из самых великих моделей
Человека и Человечества. В отличие от драматического театра, где играют
не куклы, а живые люди, кукольный театр более долговечен. Его актеры способны жить много столетий, и любая музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами ту самую кукольную комедию, которой восхищались зрители короли, ремесленники, дворяне, купцы, наемные солдаты и сто, и двести, и четыреста лет назад.
Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста:
Виды театра в детском саду.
Настольный кукольный театр
магнитный настольный, конусный, театр игрушки;
Стендовый театр
фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд книжка;
Театр на руке
пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней;
Напольные куклы
марионетки, конусный театр;
Театр живой куклы
театр с " живой куклой", ростовые, люди куклы, театр масок.
Этапы изготовления кукол из пластмассовых ложек .
Первый герой будет-лягушка, для этого берём ложку и зелёный пластилин, на выпуклую сторону наносим пластилин размазывая его по всей ложке. Далее мы лепим:глаза,рот.
Далее нам понадобится цветная бумага зелёного цвета,из неё вырезаем квадрат 10 на 10 сантиметров,складываем его по диагонали и вырезаем небольшую дырочку, чтобы вставить ложку.
Из пластилина делаем воротничок,чтобы соединить бумагу с ложкой.
Следующий герой-мышка.
Берём ложку, серый пластилин и также размазываем его,делаем носик, глазки, ротик и ушки.
Для мышки я выбрала бумагу голубого цвета,также вырезаем квадратик 10 на 10 и делаем дырочку, вставляем ложку.
Далее лепим воротничок.Мышка готова.
Следующий герой -зайчик.
Для зайчика я оставила белую ложку,просто на неё прилепила мордочку и ушки.
По образцу предыдущих героев делаем одежду. Зайчик готов.
Следующая будет-лиса.Понадобится оранжевый пластилин.Лепим мордочку и ушки.
Оформляем одежду оранжевой бумагой и соединяем с ложкой, как у предыдущих героев. Лиса готова.
Таким же способом делаем медведя.
И так у нас получились герои сказки "Теремок".Такими игрушками сделанными своими ручками,дети будут с удовольствием играть и показывать спектакли.А самое главное они сделаны из доступных материалов,которые найдутся в группе.
Большое спасибо мы с вами хорошо поработали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по проектной деятельности "Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства"
Презентационный отчёт совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда по проекту за 2010-11 уч.год на итоговом педсовете дошкольной Гимназии....
Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»
Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевнытема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»...
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства в различных видах музыкальной деятельности
Театральное искусство поистине является феноменом педагогического процесса: выражая общечеловеческие ценности и отражая весь окружающий мир, оно оказывает огромное влияние на формирование духовной жиз...
ОПЫТ РАБОТЫ: «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства».
Наличие речевого дефекта у детей - логопатов приводит к изменениям в психической сфере, нарушение общей и речевой...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания...
Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»
Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.В.Сухомлинский....