Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ дошкольного возраста.
статья на тему
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Дети с ОВЗ – это дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий. В связи с этим очень важно создать эти специальные условия для более эффективного развития таких детей, чтобы помочь им успешно социализироваться в жизнь общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ
дошкольного возраста.
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. В это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей [1]. На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий [4]. В связи с этим очень важно создать эти специальные условия для более эффективного развития таких детей, чтобы помочь им успешно социализироваться в жизнь общества. Очень часто таким детям, чтобы учиться и развиваться, необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых. У них имеются специфические проблемы, ограничивающие их способность к развитию, и, как правило, они не могут решить эти проблемы без помощи специалистов. У детей с ОВЗ часто отсутствует познавательный интерес. Поэтому если мы хотим, чтобы ребенок нас услышал, нужно, вначале его заинтересовать. Ребенка дошкольного возраста как здорового, так и с ОВЗ заинтересует в первую очередь игровая деятельность, как ведущая в этом возрасте [2]. При этом для успешного обучения важно воздействовать на несколько органов чувств, чередуя разные техники и методы.
Занятия с детьми с ОВЗ дошкольного возраста проводятся педагогом-психологом в нашем Центре от 4 до 7 лет согласно рекомендациям, разработанным ПМПК. Программа предлагает систему игровых занятий по развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики руки, двигательной координации. Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастает. В тоже время в пределах одного занятия игры подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими. В зависимости от особенностей детей и конкретных условий проведения занятий, порядок упражнений можно менять.
Цель программы - создание условий для активного развития познавательных процессов у детей с ОВЗ возрасте 4-7 лет. При проведении занятий используются разные технологии работы, методы, приемы, как традиционные, так и нет. Среди них развивающие игры и упражнения, кинезиологические упражнения, упражнения с элементами психогимнастики, , использование компьютерных технологий, методы арт-терапии (куклотерапия, изотерапия, песочная терапия и др.). Все эти техники помогает через игру формировать познавательный интерес у детей и в целом создают условия для развития познавательных процессов.
Параллельно занятиям с ребенком ведется индивидуальное психологическое консультирование родителей, даются конкретные рекомендации для закрепления полученных результатов на занятиях. При этом учитываются рекомендации других специалистов.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни человека. В.А.Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям»…[3]. Поэтому наша задача – помочь детям с ОВЗ захотеть с интересом двигаться дальше по этой «лестнице».
Список литературы
- Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника. СПб.: «Детство-Пресс», 2011.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб, 2006 .
- Сухомлинский В.А. «О воспитании». М.: Политическая литература, 1982.
- ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
сообщение из опыта работы по коррекции речевых затрунений у детей с ТНР...
"Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста"
В данной статье рассматриваются важнейшие факторы формирования у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к обучению в школе, а именно развитие познавательных психических процесс...
Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста
В материале представлены два занятия педагога-психолога, предназначенные для детей подгогтовительной группы. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется друим, это позволяет с...
Программа развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр
Пояснительная записка.Большинство игр, представленных программой тематической направленности, можно включать в обучающие занятия с детьми. Например, игру «Найди пару», «Запомни свое место», «Найди пут...
«Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста через интеллектуально-дидактические игры»
Игры для интеллектуального развития дошкольников учат мыслить, планировать и анализировать свои действия. А еще работать в команде или проявлять лидерские качества. Малыши приобщаются к ...
"Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста"
Ребенок-это добродушный, пытливый, любознательный человечек.Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде.Мы, взрослые, обязаны, умело и верно направлять действия ребенк...
Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет
О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...