"Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа) на тему
Ребенок-это добродушный, пытливый, любознательный человечек.Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде.Мы, взрослые, обязаны, умело и верно направлять действия ребенка, научить его познавать и изучать мир.Мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностейб внутреннего потенциалаб научить любить окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_1.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: Овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей.
Задачи:
1.Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательных процессов у детей 6-7 лет.
2.Рассказать о значении развивающих игр на интеллектуальное развитие детей.
3.Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности.
Ход консультации:
Сегодня мы с вами рассмотрим тему ,безусловно очень актуальную для каждого из нас. Мы все хотим, чтобы наши дети не только блистали энциклопедическими знаниями ,но также были людьми большой души в отличной физической форме ,которые умеют выражать свои эмоции и чувства, общаться с людьми ,взаимодействовать с окружающим миром. Но все это невозможно без кропотливого труда нас самих, благодаря которому наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт и знания. Ребенок-это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде. Мы, взрослые, обязаны, умело и верно направлять действия ребенка, научить его познавать и изучать мир. Мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностей внутреннего потенциала научить любить окружающий мир. «Воспитание-это наука ,научающая наших детей обходиться без нас».
Эрнст Легуев.
-Что такое познавательные процессы ? Какова их роль в обучении ?
Познание- специфическая, уникальная деятельность человека, направленная на создание идеальной модели окружающей среды.
Познавательные процессы-процессы, происходящие в психике человека, отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях (ощущение восприятие память мышление речь воображение мотивация эмоции и т.д.).
-Сейчас подробнее рассмотрим основные из них.
Внимание-это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный обьект. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик: внимания: обьем концентрация переключение и распределение; противоположные вниманию состояния-это отвлекаемость неустойчивость.
Характерной особенностью внимания детей, дошкольного возраста является доминирование непроизвольности низкой сосредоточенности и концентрации на внешних обьектах вербального плана. В старшем дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания, значительно возрастает обьем и устойчивость появляются элементы произвольности.
Пример игры на развитие внимания.
Игра «Чего не стало?».
Рассмотрите внимательно картинку(картинка убирается).А теперь расскажите что на ней изображено:
Кто сидел за столом ?
Кто стоял возле стола?
Какого цвета рубашка у Пятачка?
Что ел Винни Пух?
Что держал в руках кролик?
(После беседы показывается картинка и проверяется правильность ответов).
Восприятие-целенаправленный и активный интеллектуальный процесс, по формированию образов окружающего мира. В процессе восприятия у старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятие сенсорное событий имеет решающее значение для развития операция мыслительной деятельности. У дошкольников мы развиваем зрительное (цвет, форма, величина), слуховое (речевые и неречевые звуки), тактильное восприятие.
Пример игры для развития восприятия .
Игра «Чудесный мешочек». (учет различных видов восприятия ,на примере материалов).
В мешочке лежат предметы, изготовленные из разных материалов,(дерево,металл, пластик, бумага, ткань).Нужно поочереди тянуть предметы. Выигрывает тот, кто угадывает наибольшее количество. Например: ребенок нащупывает предмет, называет его и из чего сделан.
Память-это психический процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившего в зависимости от социального окружения. В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
Для развития памяти можно организовать игры:
- «Запомни картинки»
- «Повтори слова»
- «Что ты видел сегодня на улице ?».
Мышление-это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.
К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
-Для понимания процесса развития мышления вам предлагается немного «поиграть».
Игра «Что снаружи что внутри ? »
Педагог называет пару предметов, а дети говорят, что может быть снаружи, а что внутри. Например: дом-шкаф, книга-шкаф, сумка-кошелек, кошеле-деньги и т.д.
Воображение-это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры ,что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольному к произвольному воображению. Воображение начинает выполнять две основные функции ,защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую психическое состояние путем создания воображаемой ситуации, отвлеченной от реальности.
Игра «Клякса» Детям раздаются листы бумаги, на которых нанесены кляксы. Они должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее так, чтобы вышло что-понятное. Выигрывает тот, чей рисунок будет отличаться степенью яркости и глубиной нарисованных образов.
Для развития воображения можно организовать игры
- «Закорючки»
- «Продолжи рисунок»
- «Дорисуй картинку»
- «Сочиняем сказку вместе»
- «Кляксография» Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития процессов познавательной деятельности
.-Как развивать познавательные процессы вы теперь знаете. Подводя итог хотелось бы обратить внимание родителей на 6 важных моментов.
- Для развития и роста детям нужна помощь взрослых. Это наша обязанность заботиться о детях ценить и уважать их.
- Научите детей брать на себя ответственность
- Взрослым важно понять и принять то, что дети могут думать и чувствовать по-другому
- Цените индивидуальность своего ребенка
- Создать атмосферу безопасности и защищенности
- Чтобы чувствовать себя хорошо, детям необходимо уважение осознание собственной важности
Надеемся что эти простые правила помогут вам лучше понять вашего ребенка и сделать жизнь вашей семьи еще счастливей!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
сообщение из опыта работы по коррекции речевых затрунений у детей с ТНР...
"Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста"
В данной статье рассматриваются важнейшие факторы формирования у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к обучению в школе, а именно развитие познавательных психических процесс...
Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста
В материале представлены два занятия педагога-психолога, предназначенные для детей подгогтовительной группы. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется друим, это позволяет с...
Программа развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр
Пояснительная записка.Большинство игр, представленных программой тематической направленности, можно включать в обучающие занятия с детьми. Например, игру «Найди пару», «Запомни свое место», «Найди пут...
«Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста через интеллектуально-дидактические игры»
Игры для интеллектуального развития дошкольников учат мыслить, планировать и анализировать свои действия. А еще работать в команде или проявлять лидерские качества. Малыши приобщаются к ...
Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет
О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...
Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Рекомендации для педагогов и родителей....