«Взаимодействие с социальными партнерами, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
статья на тему
ОдниОдним из основных принципов федерального государственного образовательного стандарта является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.Достичь планируемых результатов в реализации современной модели образования возможно при непосредственном участии и поддержке социальных партнеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_partnerstvo.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие с социальными партнерами, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Солуня Ирина Алексеевна, старший воспитатель
БДОУ г.Омска «Детский сад №81»
E-mail:bdou-81@yandex.ru
Одно из основных направлений педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.
Одним из основных принципов федерального государственного образовательного стандарта является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.
В современных социально-культурных условиях развития и расширения спектра различных форм работы с дошкольниками чрезвычайно актуальна проблема поиска и освоения новых вариантов работы - это работа с социумом. Достичь планируемых результатов в реализации современной модели образования возможно при непосредственном участии и поддержке социальных партнеров.
Все больше в жизнь детского сада входит такое понятие как социальное партнерство. Кто же является социальным партнером дошкольного учреждения, как складываются эти взаимоотношения? За дверьми детского сада – огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы и радости. Чем шире, разнообразнее социальные контакты ребенка, тем может быть успешнее решена задача формирования его самосознания, тем больше представлено условий для его самореализации.
Наш детский сад имеет многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями.
Одним из таких социальных партнеров для нашего ДОУ является городская библиотека «Радуга». Проблема заметного снижения интереса к чтению у детей стала причиной сотрудничества детского сада с библиотекой. Планирование мероприятий с сотрудниками библиотеки мы обговариваем в начале каждого года. Здесь учитываются наши тематические проекты и памятные даты. Сотрудничество с библиотекой «Радуга» дает возможность для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, знакомство с народными традициями.
Начиная со старшей группы мы водим детей в библиотеку на экскурсии, на тематические мероприятия. Сотрудники библиотеки проводят для наших воспитанников всех возрастных групп тематические занятия, театрализованные представления, знакомят детей с тем или иным писателем, рассказывают о народных праздниках и традициях, о героях Великой Отечественной войны. Прошли такие занятия как: «По страницам книг А.Барто», «Путешествие по сказкам», «Знакомство с русскими былинами», «Сказки В.Сутеева», «С чего начинается Родина?», «Знакомство с русской матрешкой», «Книга-наш друг».
Тесное взаимодействие работников библиотеки и воспитателей дошкольного учреждения позволяет добиться эффективного педагогического воздействия.
Работа с социальным окружением тщательно планируется педагогами и уже начиная со средней группы мы работаем по программе «Здравствуй, музей!», сотрудничая со многими музеями города. Это музей имени Врубеля, Государственный областной художественный музей «Либеров-центр», Омский государственный историко-краеведческий музей. Педагоги посещают семинары, посвященные методике работы по этой программе.
Сотрудники музеев проводят выездные занятия на базе д/с. В каждой возрастной группе своя тематика занятий: «Сказочный мир Васнецова», «Мы по городу идем», «Ребятам о зверятах», «Морской пейзаж в картинах Айвазовского», «Картофелина» (Об истории появления картофеля на Руси, его полезных свойствах), «Как рос и строился Омск», «Кто здесь живет?» (о многонациональном составе населения Сибири и о многообразии культур этих народов на примере различных жилищ), «Они помогли победить» ( о животных, помогавших человеку на фронтах ВОв), «Художник в пространстве природы», «Жанры живописи», «Пейзаж в творчестве А.Н. Либерова и его учеников».
Каждое такое занятие заканчивается практической частью, где дети в ходе мастер-классов выполняют различные рисунки или поделки.
Занятия, организованные сотрудниками музея помогают расширять представления дошкольников об искусстве, учат видеть и любить прекрасное, закладывают основы эстетики. Краеведческий материал способствует в освоении детьми социальной, культурной, природной среды родного края и осознанию своего места в окружающем мире, в усвоении общечеловеческих ценностей.
Музеи и ДОУ в целях своей деятельности традиционно имеют много общего: они стремятся воспитывать чувство патриотизма, духовности и нравственности, способствовать установлению отношения личности с обществом, историей, культурой человечества, формировать личностное, эмоциональное отношение к малой и большой Родине.
Не первый год мы очень тесно сотрудничаем с «Детской школой искусств №10». Учащиеся этой школы приходят к нам с концертами, на которых знакомят наших воспитанников с игрой на таких инструментах, как баян, аккордеон, фортепиано, гитара, домра.
Второй год мы участвуем в конкурсе рисунков «Я рисую музыку», которую организовывают педагоги школы искусств. В этом году больше 30 наших детей были призерами этого конкурса. Наши дети ходят в школу искусств на экскурсии, в ходе которых им показывают концерты дети- исполнители.
В результате совместной работы педагогов ДОУ и школы искусств у детей формируется нравственно – эстетическое восприятие мира, происходит приобщение к миру музыки и искусства, появляется желание в дальнейшем обучаться там.
Но главную и центральную роль в сознании ребенка играет семья. То, что малыш приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья — это колыбель духовного развития ребёнка. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, в семье закладываются жизненные позиции.
Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Поэтому другим направлением работы по духовно-нравственному развитию дошкольников в нашем ДОУ является взаимодействие с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
В работе по социально-личностному развитию дошкольников и сотрудничеству с родителями мы применяем наряду с традиционными- нетрадиционные формы работы, в первую очередь это-досуговые мероприятия.
Хорошей традицией в нашем ДОУ стало проведение массовых мероприятий для детей всех возрастных групп и родителей. Проведение таких досуговых мероприятий помогают детям осваивать способность взаимодействия взрослого и детей. В присутствии родителей дети взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой. А родители на таких мероприятиях являются не пассивными наблюдателями, а активными участниками. В прошлом году прошла традиционная в нашем саду Масленица, где игры-развлечения проводили не только воспитатели, но и родители.
Запомнилось всем и проведение военно-патриотической игры «Зарница», где проводил игры с каждым отрядом папа-военный.
Каждый год в ДОУ проходит «Осенняя ярмарка» с народными играми, песнями, частушками, в которой активное участие принимают родители.
Самые яркие впечатления по опросам детей и родителей оставил Флешмоб к Всемирному дню здоровья, который танцевали на закрытии спартакиады дети, воспитатели, родители.
Одной из форм работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в нашем детском саду является проведение «Недели открытых дверей». Родителям было предложено стать не просто сторонними наблюдателями образовательного процесса, а быть активными участниками. В эту неделю родители проводили утреннюю зарядку, непосредственно-образовательную деятельность. Совместная работа сближает воспитателей и родителей, родителей и детей. У многих родителей открываются таланты и способности, о которых те и не подозревали. Атмосфера становится более доброжелательной. Родители начинают проявлять интерес к жизни детского сада, к результатам и продуктам детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребёнка.
Неделя открытых дверей проходит успешно, это позволяет нашему детскому саду стать еще более открытым для родителей и общественности.
Мы считаем, данная модель педагогического сопровождения социально-личностного развития детей дошкольного возраста способствует приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, установлению доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами, развитию навыков сотрудничества родителей с ребенком.
Подводя итоги сотрудничества ДОУ с социумом, можно сделать вывод, что результатом работы стало: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами, развитие навыков сотрудничества родителей с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Взаимодействие ребенка с природой как средство духовно – нравственного развития.
В работе раскрываются условия необходимые для воспитания духовности, нравственности и развития интеллекта у детей через экологическое воспитание....
«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. В дошкольном возрасте интенсивно ф...
«Взаимодействие с социальными партнерами, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Потребность перехода ДОУ к сотрудничеству в работе с социумом обуславливается рядом причин: изменением образовательных ориентиров, личностным подходом в воспитании, расширение пред...
«Взаимодействие с социальными партнерами, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными ...
Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...