ООД "Удивительный песок"
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
«Удивительный песок»
Средняя группа.
Воспитатель: Велигурина Л.А.
г. Городовиковск 2017
«Удивительный песок»
(Средняя группа) Цели: Познакомить детей с песком, как с природным компонентом и дать представления о свойствах песка.
Задачи: Образовательные: Продолжить работу над развитием логического мышления, познавательно-психических процессов, речи, мелкой моторики. Обучающие: Формировать умения осуществления осознанной деятельности. Принимать активное участие в опытно-экспериментальной деятельности.
Воспитательные: Формировать нравственно-волевые качества, формировать представления о значимости природы в жизни человека, воспитывать чувства ответственности, привить культуру общения. Ожидаемые результаты: Проявить интерес к окружающему миру природы. Знать свойства песка: сыпучий, лепится, пропускает воду. Уметь поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения. Уметь наблюдать, изобретать, использовать нестандартные решения.
Оборудование: песок, лупы, фартуки, тарелочки, разных размеров, кружечки разных размеров, пластиковые бутылки, ложечки, губка, вода, песочные часы, «живой песок» игра, сувениры из песка.
Организованная образовательная деятельность
1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Почтальон приносит в детский сад письмо без обратного адреса.
Воспитатель: Как узнать, откуда пришло письмо? (спросить у почтальона, посмотреть, что лежит в письме…)
2. Обсуждение проблемы. Принятие задачи.
Открываем конверт и достаем фото Сайгачонка и письмо.
Воспитатель: От кого письмо? Чтение письма:
«Здравствуйте, ребята! Я вчера получил письмо от своего друга Верблюда, который живет в пустыне. Там повсюду удивительный песок. Очень хвалит пустыню и приглашает в гости. А я вот думаю, что этот самый песок есть и у нас в Калмыкии. Я видел песок, только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен.»
Ваш Сайгачонок.
Ну, что поможем и выясним, чем же удивителен песок. А чтобы понять,чем же удивителен песок надо его исследовать. А как вы считаете песок можно исследовать? (можно) Будем исследовать его.
- Смотрите, мы с вами снова стали исследователями. А кто такие исследователи? (Исследуют, делают опыты).
- А мы с вами будем исследовать? (песок)
- Что же будет объектом нашего исследования? (песок)
3. Опытническая деятельность.
- Ну, что будем искать в песке что-то удивительное?
Опыт 1.
- Возьмите мерную ложечку, насыпьте немного песка на тарелочку.
- Легко ли сыпется песок?
Самостоятельно
Пересыпаем из ладошки в ладошку, из одной емкости в другую.
Работа с лупой.
- Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются. (наблюдают)
- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?
- Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.
- Какого они цвета? (Темные и светлые.)
- Давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (Не одинаковые, есть крупные и мелкие).
Давайте проверим.
Работа с ситом
Воспитатель: Через сито просеиваем песок, он сыпется с сита в ёмкость и наоборот.
- Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий) 1 свойство
Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.
- Давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.
- Возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим. Что прошёл дождик и в одну из баночек он попал – намочите водой песок.
- Каким стал песок? (влажным, мокрым)
- Давайте понюхаем мокрый песок. Он имеет специфический запах.
- А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками)
Опыт 2.
- Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, а в другую с сырым. Что тяжелее? Почему? (Сырой – среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных – более тяжёлая вода).
- Аккуратно мерной ложечкой возьмите сырой песок и выложите в тарелочку.
Работа с лупой.
Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, т.к. из мокрого песка выходит воздух.
- А теперь попробуйте пересыпать мокрый песок обратно в ёмкость.
Вывод: Мокрый песок не сыпется, он лепится.2 свойство
Дети делают «пироги, куличи».
Презентация. Постройки Элисты, песок слайд с изображением дюн, бархан, почему ветер наметает дюны – сухой песок легкий. Видимо здесь и живет друг Сайгачонока. Правда, красиво?
последний слайд караван верблюдов.
-а кто расскажет стихотворение о верблюде?
Ребёнок: У верблюда два горба, всё равно красивый.
Гордыё, сильный, и не торопливый
По пустыни он идёт на высоких ножках,
Груз старается, несёт и устал немножко.
-И мы немного отдохнём, физминутку проведём
Физкультминутка.
«У сайгака шёрстка, …»
продолжение презентации с растений, верблюжья колючка и потом опыты
Предлагаю детям проверить, как песок пропускает воду. Ребята, вы видели, где вода? (впиталась)
Опыт 3.
Воспитатель: Возьмем пластиковую бутылку с отрезанным дном, перевернем её, вложим в горлышко кусочек губки (поролона), насыпаем песок. Под бутылку поместим ёмкость для сбора жидкости. Нальем в бутылку воду.
- Что произошло? (Вода выходит, а остается только мокрый песок).
Значит песок пропускает воду.
- Какой можно сделать вывод? (песок пропускает воду)3 свойство
- А еще. Песок своим свойством привлёк внимание людей и тем, что, пропуская воду, он задерживает предметы и вещества, процеживает грязную воду через песок и получается чистая вода, но не питьевая.
- Хотите проверить?
Опыт 4.
- Берем бутылку, дно отрезаем – в горлышко поролон. Бутылку чуть наполняем песком. Приготовим ёмкость с грязной водой (примесь с глиной). Нальём часть воды в бутылку с песком, и ждём пока, она не просочится в песок.
Сравним!!!
Вода прошла через фильтр. Сравним отфильтрованную воду от грязной.
- Как изменилась вода? (стала прозрачной) Песок – это природный фильтр, он пропускает воду.
4. Вывод.
Рефлексия.
- Ребята как вы считаете, помогли мы выяснить Сайгачонку, об удивительных свойства песка? Давайте вспомним их.
- Как узнать, что песок сыпучее вещество?
- Как у нас это получалось?
- Что мы для этого делали? (опыты)
- Что вас самих удивило на занятии? Каковы свойства песка?
Игра:
- Представьте, что вы песчинки. (Дети держаться за руки). А я ветер. Я дую на вас, а вы разлетаетесь. Почему? (легкие). (Дети бросают руки).
- Как сделать две одинаковые горсточки песка разные по весу? (одну намочить)
- Как узнать, можно ли из песка что-нибудь слепить? (намочить песок)
- Если мы сделаем бумажный домик, а для защиты от дождя посыплем крышу песком, защитит ли она нас? (нет, т.к. песок пропускает воду).
-ребята песок используют не только в строительстве, но и в медицине, песочные ванны, песочные часы, из него делают сувениры даже игрушки. Показать всё.
Вот сколько нового мы узнали. Дома можно вместе с родителями проделать все опыты, даже сделать зарисовки. Чтобы наш друг Сайгачонок смотрел на ваши рисунки и не забывал удивительные свойства песка. А теперь давайте похвалим себя.
Дети:
Я умный
Я сильный
Я красивый
Я добрый
Я быстрый.
Я талантливый
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для родителей - "Сыпь песок"
Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...
Перспективный план кружка "Чудесный песок"
В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...
Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»
Познакомить со способом изготовления и внедрить использование кинетического песка в свою практику....
Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.
Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...
Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"
Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....
Экспериментальная деятельность «Песок. Сухой и влажный песок. Их свойства»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229583","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Мастер-класс "Кинетический песок - удивительный песок"
Мастер-класс для педагогов и родителей...