Доклад на тему: «Организация мини – музеев в детском саду»
статья на тему
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №16 Красногвардейского района СПб
Доклад
на тему: «Организация мини – музеев
в детском саду»
Подготовила:
Воспитатель
Высшей квалификационно категории
Филиппова Т.А.
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Создание мини-музеев, которые тесно связана с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение, помогут развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учить уважать его традиции, воспитывать патриота. Создание мини - музеев - это три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.
В рамках подготовительного этапа воспитатели, дети и их родители определяют тему и название мини-музея, место его размещения, разрабатывают модель будущей экспозиции.
Практический этап предусматривает непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.
В процессе создания мини-музеев учитывались следующие принципы:
- интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной
программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;
- деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
- научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
- гуманизации и партнерства - мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект - субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок»;
- культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
- динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
- разнообразия – наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
- регионального компонента – мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в мини пространстве.
Задачи деятельности музея: создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром; формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы; развитие чувства причастности к судьбе родной земли; формирование исторического сознания; обучение основам исследовательской работы, обработка собранных материалов; воспитание бережного отношения культурного наследия, потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций России.
Цель данного мини-музея – способствовать сохранению и возрождении традиционной культуры, поддерживать таланты детей и родителей. Основными задачами мини-музея являются: возрождение и популяризация искусства изготовления куклы, приобщение дошкольников и их родителей к художественно-прикладному творчеству. Через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси, с особенностями народного быта.
Целями создания мини-музея книги и письменности стали: формирование представления у детей о музее, об истории создания книги, развитие речи дошкольников, формирование интереса к «книгопечатанию» через отдельные интересные факты сведения о разных способах и средствах создания книги, фиксирования знаний людей, знакомство детей с историей возникновения книги, их видами.
В мини – музее «Чудо – роспись» можно представить поделки декоративно-прикладного творчества: дымковская игрушка, предметы с хохломской росписью, гжельской, жостовской, городецкой. Цель этого мини – музея знакомство детей с изделиями народных промыслов, историей их развития, углубление знания о видах росписи, учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи; развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке; развить эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятия, интерес к искусству; формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства. Знакомство детей с декоративно-прикладным творчеством способствует воспитанию уважения к культуре своей Родины, к национальным традициям, что способствует воспитанию гражданина и патриота, своей Родины.
В процессе создания мини-музеев в группах особое внимание надо уделять созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в каждом мини-музее устроить уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры.
Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.
Важное место в работе мини-музея отводить обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи:
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, могут стать интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволит воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых. Мини-музеи должны стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды детского сада.
Список литературы
- Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
- Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29.
- Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008.
- Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
- Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
- Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
Санкт-Петербург
2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ДОУ по теме «Организация мини-музея в группе детского сада»
Цель: актуализация знаний педагогов по теме «музейная педагогика».Задачи:1. уточнить представления ...
Консультация для воспитателей ДОО по теме "Организация мини-музея в группе детского сада"
Знакомство с технолигией создания группового мини-музея...
семинар по теме: «Организация совместной работы детского сада и семьи в проектной деятельности по нравственному воспитанию дошкольников».
17.02.2017 г. На базе МБДОУ « Детский сад № 5»прошел городской семинар по теме: «Организация совместной работы детского сада и семьи в проектной деятельности по нравственному воспитанию дошкольников»....
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в 2 младшей группе по теме «Экскурсия в мини-музей детского сада «Русская изба»».
НОД проводилась в мини-музее детского сада «Петушок», использовались аудиозапись русской народной музыки, русские народные костюмы; демонстрационные материалы: экспонаты мини-музея....
Консультация для педагогов на тему: «Организация режима в детском саду».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 24 общеразвивающего вида Консультация для педагогов на тем...
Консультация для педагогов МДОУ на тему: «Организация прогулки в детском саду».
Ознакомившись с данной консультацией, воспитатели могут познакомится с требованиями безопасности при организации прогулок на участке детского сада, с требованиями к подготовке и возвращению с прогулки...
Консультация для молодых педагогов на тему: «Организация прогулки в детском саду в соответствии с ФГОС ДО».
Прогулка занимает в режиме дня дошкольника значительное время и имеет важное значение. Организуется прогулка 2 раза в день – первую и вторую половину дня. Для пребывания детей на свежем воздухе ...