Семейные ценности как основа русского фольклора
консультация (младшая группа) на тему
Раскрывается работа с семьями воспитанников через приобщение детей и взрослых к малым фольклорным жанрам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynye_tsennosti.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.А. МИНИАХМЕТОВА
«Семейные ценности как основа русского фольклора»
Введение
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, красоте, любви, свету, истине. Все эти качества заложены в народной культуре, народных традициях, обычаях, песнях и танцах, народной педагогике. В современном обществе эти понятия утрачивают свою значимость, мало освещаются в средствах массовой информации, педагогической литературе, мало применяются в практической деятельности дошкольных учреждений.
Фольклор всегда считался элементом народной педагогики. Обращение к истокам народной мудрости было актуально всегда, когда утрачивается духовная связь поколений.
Фольклор для детей, созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, прибаутки, потешки, сказочки, загадки, небылицы. И хотя они состоят из немногих строк, незатейливых по содержанию и просты по форме, но таят в себе не малые богатства – речевые, смысловые, звуковые и содержат множество ступеней педагогического воздействия на детей.
Веками народ отбирал и хранил, передавал из уст в уста эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Оказывает нравственное влияние – пробуждает в ребёнке чувства симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх.
Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельные песни, пестушки, прибаутки входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному.
Актуальность.
Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом – гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры – словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.
Проблема.
В наше время мы наблюдаем процесс упрощения русского языка, его оскудения, пропадает его красота и образность. Причем, это можно наблюдать у целых поколений. У большинства родителей, которые приводят детей в детский сад, наблюдается бедный и примитивный словарный запас. Это происходит по разным причинам. Во- первых, резко сократилось число людей, которые сегодня читают книги. Как правило, сегодняшнее поколение предпочитает проводить время в интернете, телефонах и за просмотром телевизора.
Во-вторых, бешеный ритм жизни создает предпосылки к тому, что общение дома с детьми сводится к минимуму. Родители приходят домой усталые, включают телевизор или тот же интернет, редко поют колыбельные песни, читают сказки на ночь.
В результате анкетирования родителей в своей группе, я выяснила, что они очень мало знают произведений устного народного творчества, помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока-белобока…», практически не знают ни одной колыбельной песни, кроме «Баю-баюшки-баю не ложися на краю…». И сделала вывод, что работа в данном направлении в детском саду организована недостаточно.Поэтому я перед собой поставила:
Цель: повышение компетентности родителей в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста, посредством малых фольклорных форм.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей и родителей с разнообразными формами фольклора: колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки.
- Расширить словарный запас детей.
Развивающие:
- Приобщить детей к устному народному творчеству, развивать их речь, чувство ритма и рифмы, как в детском саду, так и дома.
- Развивать интерес к семейным традициям.
Воспитывающие:
- Создать благоприятные условия для развития интереса детей к фольклору.
- Создать условия для приобщения детей к малым фольклорным формам, через создание мини-музея «Русская горница»
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, через участие в подготовке проектов, сборе экспонатов.
- Собрать и систематизировать материал, собранный педагогом и родителями по приобщению детей к малым фольклорным формам.
Предполагаемые результаты
- повышение речевой активности детей и овладение знаниями о малых формах фольклора;
- развитие связной речи детей, используюя детьми в активной речи потешки, считалки, загадки,колыбельные песни;
- установление партнёрских взаимоотношений педагога и родителей повопросам использования народного фольклора в развития речи детей, повышение уровня их педагогической компетентности.
Новизна моей педагогической идеи заключается в том, что знакомство и приобщение детей младшего дошкольного возраста к малым фольклорным формам,осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно.
Проработав накопленный материал по теме «Развитие речи детей посредством малых фольклорных форм»,было решено реализовать программу с детьми 3-4 лет. Для реализации программы выбрана кружковая работа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.Занятия проводятся с октября по май. В программе разработано 23 занятия, перспективный план работы с детьми и родителями.
Ведущей педагогической идеей моего опыта является создание условий для организациисистематической и целенаправленной работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через использование малых фольклорных форм, в тесном взаимодействии с родителями воспитанников.
Свою работу по приобщению дошкольников к малым фольклорным жанрам я начала со сбора соответствующих материалов и пособий, создания предметно-развивающей среды в группе. Организовала в группе мини-музей «Русская горница».
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. На всех наших мероприятиях для детей мы рады всегда видеть родителей, бабушек, дедушек, не только в качестве зрителей, но и активными участниками.
Для начала вместе с родителями составили план работы, обсудили, на каких занятиях они бы приняли участие. Я использую активные формы и методы работы с родителями:
1. Родительский уголок.
2. Консультации.
3. Занятия с участием родителей.
4. Беседы с родителями и детьми.
5. Анкетирование.
6. Дни общения.
7. Участие родителей в подготовке и проведение праздников, досугов.
8. Дни добрых дел.
Работа с родителями велась по двум основным направлениям:
Знакомство родителей с культурой и традициями русского народа, через активные формы взаимодействия детей и родителей.
Ознакомление их с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре.
В группе велась работа в рамках семейного проекта «Моя семья»
Цель данного проекта сформировать представление детей о народной культуре, народных традициях. Работая над проектом, совместными силами был оформлен альбом, странички которого готовили семьи воспитанников. Каждая страничка отражала сведения о традициях каждой семьи, их быте, праздниках, традиционных занятиях, любимых играх и игрушках, а так же включала народный фольклор и подвижные игры. Оформление альбома было продолжено страничками «Моя семья и мои друзья» с целью формирования представлений детей о том, что в каждой семье могут быть родственники и друзья различных национальностей.
Созданный альбом рассматривался и обсуждался со всеми детьми. Дети по материалам «страничек», рассказывали о своей семье и ее традициях, а затем совместно с педагогом знакомили детей с народными попевками, закличками,потешками, прибаутками, играми.
Кроме того, параллельно велась просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление их особенностями традиционной народной культуры. С этой целью были организованы такие формы работы с родителями, как консультации «Фольклор в воспитании детей», «Подвижные игры на детских семейных праздниках», «Семейные традиции»; размещение информации о воспитании у детей в семье интереса к традиционной народной культуре, к народным праздничным традициям в рукописных журналах «Пасха», «Широкая Масленица» «Рождественские обычаи и обряды». Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов, в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.
В результате проведенной работы, у родителей замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, используют их в повседневной жизни.
Усовершенствована система работы с родителями путем сотворчества и приобщения родителей к активному участию в воспитании детей.
Проделанная работа не могла отразиться на успехах детей. Хочется отметить, что использование в обучающем процессе устного народного творчества сказывается на расширении словаря детей. В результате проведенной работы произошли позитивные изменения в словарном запасе детей.
Таким образом, последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны, позволяет формировать знания о культурном наследии русского народа.
Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Перспективой дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Список литературы.
1. Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада» - В.; «Учитель», 2006г.
2. Г.М. Лямина «Воспитание и развитие детей раннего возраста» - М.; «Просвещение», 1985г.
3.Л.Н. Павлова «Фольклор для маленьких» Дошк. воспитание. – 1990г. №12, 1991г. №6, 1990г. №7
4.Л. Романенко «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей». Дошк. воспитание. – 1990г. №7
5.Т.И. Бахметьева «Детские частушки, шутки, прибаутки» Я.: «Академия развития» 2005г.
6. А. П. Усова «Русское народное творчество детскому саду», М. «Просвещение» 1972г.
7. Н. Орлова «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми» «Д\В» – 1984 № 4
8. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id
9. http://www.moi-detsad.ru/metod83.h
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме
Консультация для родителей Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме...
Семейные ценности, как основа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в обществе
В данной статье говорится о приобщении детей дошкольного возраста к культуре своего народа,к отеческому наследию на примере семейных ценностей и традиций....
Воспитание семейных ценностей как основа развития свободы и ответственности у дошкольников со сложным дефектом, аутизмом
В статье рассматриваются вопросы о понятиях «свобода», «ответственность» и их формирование у дошкольников со сложным дефектом, аутизмом. С какого возраста, в какой среде, каким специалистом или родит...
"Возрождение и укрепление традиционных семейных ценностей на основе праздничного круглогодичного детского народного календаря"
Духовно – нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада.Важной частью духовно – нравственного в...
Самообразование по теме "Формирование семейных ценностей посредство малых форм фольклора- пословиц"
Освоение нравственных и этических ценностей традиционной семейной культуры посредство малых форм фольклора - пословиц...
Семинар – практикум для педагогов «Семейные ценности как основа специфических функций семьи»
Семейные ценности конкретизируются в понятии функций семьи, в психологии семейных отношений. Семейные ценности – это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением по...
Консультация для родителей. Возрождение и укрепление традиционных семейных ценностей на основе праздничного семейного календаря.
Семья – это, пожалуй, одна из основ полноценного человеческого счастья, у всех нас есть люди, которых мы можем назвать своей родной и любимой семьёй. Существует невероятное количество разнообраз...