"Возрождение и укрепление традиционных семейных ценностей на основе праздничного круглогодичного детского народного календаря"
статья (старшая группа)
Духовно – нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада.
Важной частью духовно – нравственного воспитания является ориентация на традиционные семейные ценности, их возрождение и укрепление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрождение и укрепление традиционных семейных ценностей на основе праздничного круглогодичного детского народного календаря
Духовно – нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада.
Важной частью духовно – нравственного воспитания является ориентация на традиционные семейные ценности, их возрождение и укрепление.
В связи с этим целью сотрудничества с семьей является сопровождение и приобщение семьи к решению задач духовно-нравственного воспитания дошкольников, представленных на слайде.
Для выполнения задач духовно – нравственного воспитания дошкольников организовано единое образовательное пространство, активными участниками которого являются не только дети и педагоги детского сада, но и семьи наших воспитанников: мамы, папы, бабушки и дедушки.
Деятельность по возрождению и укреплению традиционных семейных ценностей осуществляется на основе праздничного круглогодичного детского народного календаря, который восстанавливает связь времен между детьми и их родителями, возвращает утраченные традиции, знакомит дошкольников с народными и семейными ценностями, истоками русской народной культуры, историей Руси и родного края.
Календарь дает возможность не просто представить детям факты культуры традиционного семейного лада, но перенять бесценный опыт народного педагогического мастерства и наполнить повседневную жизнь детского сада теплотой семейного очага. В основе его лежит освоение детьми дошкольного возраста в игровой форме ценностей традиционной семейной культуры, которые способствуют развитию и поддерживанию в детях любви, уважительного отношения к родителям, дедушкам, бабушкам. На примере собственного младенчества детям показывается значимость близких в его судьбе (кормили, защищали, оберегали, помогали учиться ходить, сидеть, есть), воспитывается чувство защищенности и доверия к близким, закрепляются правильные семейные отношения, помогающие ребенку увидеть свое место в них.
Построен он согласно православному и земледельческому календарям.
Начинается праздничный круглогодичный детский народный календарь осенью. В это время чествуем капусту, разучиваем потешки, пословицы, считалки, частушки, хороводы и, конечно же, любимые детьми игры «Колышки», «Капуста», «Бел козел», «Завивайся, капустка».
Завершает осенние праздники «Покров», время свадеб. С детьми и родителями мы изготавливаем куклы «Пеленашки», «Самокрутки», «Берегини», «Лихоманки», которые впоследствии используем для ознакомления с семейными обрядами (сватовство, венчание и т.д.). Работа протекает легко и весело, благодаря песням: «Во Кузнице», «Как ходил, гулял Ванюша». Песни чередуются с народными обрядовыми играми, посвященными именно этому периоду крестьянской жизни: «Подушечка», «Заря – Заряница», «Сяду – посижу», инсценировой народных потешек: «Чики – чики – чикалочки», «Ай – тари, тари, тари».
Также в это время, делаем соломенных коней для ознакомления с семейной традицией посвящения мальчика в защитники. Ранее коня – качалку делал сыну отец и в три года ребенка сажали на этого коня. А затем едем на праздничную Покровскую ярмарку. А какой же праздник без танцев: «Сапожки», «Кадриль», без залихватских частушек.
Продолжают праздничный круглогодичный детский народный календарь зимние православные праздники. Начинаются они с самого весёлого праздника на Руси «Коляда пришла – Рождество принесла». Наступает время гаданий, волшебства, сказочной атмосферы. Дети с помощью взрослых: педагогов, родителей активно вовлекаются в водоворот событий. Вместе с героем Чертом, мамами и бабушками наших воспитанников, колядовщиками, дети осуществляют переход в прошлое, осуществляется связь поколений, происходит передача свода правил игр. Дети распевают колядки, щедривки; играют в рождественские игры: «Долгая Арина», «Прялица», «Баба – Яга». В водоворот праздника включаются родители наших воспитанников с играми: «Микола», «Дед, дед Домовой». Идет перепев песен между детьми и взрослыми: «Ой, мороз, мороз» и «Летели две птички», а так же рождественских частушек.
К концу февраля «ждем дорогую гостью Масленицу». Вся масленичная неделя заполнена разными играми, которые относятся к «Масленичным дням»: «Встречины», «Заигрыш», «Лакомка», «широкая Масленица», «Золовкины посиделки», «Тещины блины», «Прощенное воскресенье».
После «Масленицы» наступает Великий пост, в течение которого знакомим детей с весенними праздниками: «Сороки» (22 марта) - это игры с жаворонками, «Закликания и вызывание весны»; «Благовещенье» (7 апреля), где знакомим с обрядом «выпускания птиц на волю», играми «Сей да птица, что за птица!», «Воробей», «Бабочка и ласточка», «Коршун», «Жаворонок» и «Вербное воскресенье» с играми «Верба, вербочка», «Захарка», «Дед».
Делимся семейными рецептами и печем куличи и печенье: жаворонки, чувилки, тетёрки, кулики, грачи. Фигурки лепим разной формы: завиваем спиралью, завязываем узелком, перевиваем верёвкой.
Затем наступает «праздник всех праздников» - Пасха! Под звон колоколов дети со словами «Христос воскресе!» и с вербами в руках входят в зал, украшенный расписными яйцами и куличами. Ребята рассказывают о поверьях, приметах, относящихся к Пасхе. Разыгрывается театральная постановка празднования православного праздника Пасхи на селе. Главные герои: две соседки, дед, бабка, солдат, да домовенок Кузька. Весь праздник игры да забавы. Веселая суматоха смешивается с танцами, частушками, играми.
Особое внимание уделяем знакомству детей с пасхальной символикой, украшаем пасхальное дерево, играем а пасхальные игры: «Чье яйцо крепче», «Перенеси, не урони», «Катание яйца по желобку», «Чье яйцо дольше прокрутится?».
Завершается годовой круг детского народного календаря летом. Летом приходит время Зелёных Святок – от Вознесения до Духова дня с праздником Троицы. Происходит проведение обрядовых игр «Завивание и украшение берёзки», «Кумовство», обряды сопровождаются хороводами, песнями, гаданиями «Пускание венков в воду».
Еще любимый летний праздник «Спас» - Медовый, Яблочный, Ореховый, где можно полакомиться медком, яблочками, орешками и поиграть в игры «Пчелки», «Холсты», «Яблочко».
Все наши народные праздники сочетаются с традициями, обрядами, обычаями русского народа, его поведением в быту и на праздниках. Поэтому возникла необходимость в создании и использовании русского народного костюма. Активное участие в создании костюмов принимают наши незаменимые помощники родители. Каждый костюм уникален, сделан с душой и любовью.
В ходе мастер – класса по украшению головного убора, кокошника из разных материалов: стекляруса, бусин, пайеток, дети узнали историю русского костюма, головного убора: кто их мог носить, что означал узор на головном уборе, какие существовали виды, формы головных уборов. Какие обряды, приметы осуществлялись при ношении того или иного убранства. Все это вызвало огромный интерес у детей и подвигло их к творчеству, и оставило, неизгладимый след в их маленьких душах.
Ежегодно, вместе с родителями, мы принимаем активное участие в творческих выставках и конкурсах, таких как конкурс детского рисунка «Рождественские чудеса» под патронажем Русской православной церковью Петрозаводской и Карельской епархии Карельской митрополии, Всероссийский конкурс «Святая Пасха», Международный конкурс «Русь Святая», Ежегодный методический фестиваль открытых мероприятий по духовно – нравственному воспитанию обучающихся «300 лет Кузбассу: семейные реликвии», Всероссийская экспресс – викторина «Русский фольклор», муниципальные выставки художественного творчества «Пасхальный перезвон», «Рождественские фантазии».
Изготовление поделок и рисунков значимо, потому что они имеют нравственное назначение – подарить, порадовать, украсить, организовать выставку и предназначены для близких людей, родителей, друзей.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
привить семейные ценности, укрепить институт семьи;
пропаганда и возрождение семейных традиций;
приобщение детей и родителей к мировой культуре, отечественным духовно-нравственным и культурно-историческим ценностям.
формирование ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности;
Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по
отношению к своим родным, близким.
Повышению компетентности родителей в вопросах семейного воспитания.
Восстановлению преемственности семейных поколений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование традиционных семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русскому изобразительному искусству
Материал будет полезен педагогам и специалистам ДОУ...
ТРАДИЦИОННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Традиционные национальные ценностикак основа современного образования.Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России ...
«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно- нравственного воспитания, через построение целостного педагогического процесса»
Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам духовно- нравственного воспитания, средствами народной культу...
Приобщение дошкольников к традиционным культурным ценностям, как основе духовно – нравственного и патриотического воспитания.
Воспитание патриота, гражданина, знающего и любящего свою Родину - задача в настоящее время очень актуальна. Чтобы решить эту задачу, надо познать духовное богатство своего народа, отечественную...
Доклад по теме: «Формирование традиционных семейных ценностей у детей. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения»
ДокладТема: «формирование традиционных семейных ценностей у детей. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения»...
Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы
Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы...
Проект «Семейные мастерские как средство формирования традиционных семейных ценностей и укрепления партнерских взаимоотношений детского сада и семьи"
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что технология Семейных мастерских - это широкое использование различных форм, методов и технологий работы с семьей с целью формирования се...