Статья «Проектирование и реализация образовательной программы на основе ФГОС ДО»
статья (старшая группа)

Ткач Ирина Алексеевна

Статья предназначена в помощь педагогу детского сада. В ней рассказывается о том, как спроектировать и реализовать на практике ФГОС дошкольного образования.
 Включает в себя конспект комплексного занятия по художественно-эстетическому развитию "Чудесные шарики игрушки для новогодней ёлки" для детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx39.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 56 общеразвивающего вида»

СТАТЬЯ

на тему:

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА ОСНОВЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Автор :

Воспитатель высшей квалификационной категории

 Ткач И. А.

В связи с тем, что приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"  и                от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» в настоящее время утратили свою силу с 1 января 2014 года  действует приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвекции ООН о правах ребёнка.

Основными  принципами  дошкольного образования являются:

1- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенчество, ранний и дошкольный возраст);

2-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка (индивидуализация дошкольного образования);

3-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

4-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5-сотрудничество Организации с семьей;

6-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Стандарт направлен на достижение следующих  целей:

1-повышение социального статуса дошкольного образования;

      2-обеспечение  государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3-обеспечение  государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

    4- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение следующих  задач:

1-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

2-обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;

3-объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей;  

4-обеспечение  вариативности  и разнообразия содержания Программ;

      5-обеспечение поддержки семьи и повышения компетентности родителей;

      6-формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

     7-объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

    8-формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Стандарт включает в себя требования к структуре Программы и её объёму, условиям реализации Программы, результатам освоения Программы.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

  ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА ОСНОВЕ ФГОС.

Стандарт является основой для разработки Программы; разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования; разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы; оказания помощи родителям в воспитании детей. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребёнка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие. Формирование духовных и общечеловеческих ценностей. А также способностей и интегративных качеств. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (образовательные области):

1-социально-коммуникативное развитие;

2-познавательное развитие;

3-речевое развитие;

4-художественно-эстетическое развитие;

5-физическое развитие.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности).

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками обязательных отношений (ЧФУОО). Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Объём обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях. В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной Программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Но если она не соответствует одной из примерных программ, тогда она должна быть представлена развернуто.

 Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, которая раскрывает цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к формированию Программы, значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Целевой раздел включает в себя и планируемые результаты освоения программы.

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей:

1-описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях, с учётом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

2-описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы. Обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА ОСНОВЕ ФГОС.

Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Для успешной реализации Программы необходимы:

-- создание образовательной среды;

-- выполнение требований к психолого-педагогическим условиям (недопустимость искусственного ускорения и искусственного замедления развития детей; ориентировка на интересы и возможности детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность и др.);

 --получение качественного образования детьми с ОВЗ; -- педагогическая диагностика (мониторинг) индивидуального развития детей (построение образовательной траектории ребенка, оптимизация работы с группой детей);

-- психологическая диагностика (выявление и изучение психологических особенностей детей) только с согласия родителей;

-- выполнение требований к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна обеспечить реализацию образовательных программ, условия для инклюзивного образования, учитывать возрастные  особенности детей, климатические и национально-культурные условия;

--развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной;

-- создание условий для социального развития детей (обеспечение эмоционального благополучия, поддержка индивидуальности, инициативы ребенка, установление правил взаимодействия в разных ситуациях и т.д.);

-- создание условий для профессионального развития  и образования педагогов;

-- создание условий для работы с детьми с ОВЗ;

-- максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать СанПиН 2.4.1.3049-13;

-- требования к кадровым условиям реализации Программы (квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным Единым квалификационным справочником (26.08.2010г. № 761н);

  -- должностной состав и количество работников определяется целями, задачами  и особенностями развития детей при реализации Программы;

-- требования к материально-техническим условиям (в соответствии с СанПин, пожарной безопасности, оснащенность помещений, средства воспитания и обучения).

                 

                           Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                              «Детский сад № 56 общеразвивающего вида»

КОНСПЕКТ

КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

НА ТЕМУ:

«Чудесные шарики-игрушки для Новогодней ёлки».

                                                  ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5ЛЕТ

ВОСПИТАТЕЛЬ

 ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ТКАЧ И. А.

Характеристика занятия: комплексное, сюжетно-ролевое.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель:  формировать графические представления.

Программные задачи:

для детей 4 лет  

  • учить штриховать геометрические формы с помощью линейки-трафаретки;  правильно держать карандаш, чувствовать и уметь регулировать силу нажима; закреплять знание основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий).

для детей 5 лет

  • продолжать формировать умение составлять сложную форму предметов из геометрических форм с помощью линейки-трафаретки; закреплять навыки штрихования в заданном направлении; закреплять умение правильно держать карандаш, регулировать мышечные усилия; закреплять умение узнавать и называть цвета.

для детей 4-5лет

  • развивать зрительное восприятие детей, зрительно-моторную координацию;
  • развивать подвижность глазных мышц, используя коррекционные упражнения;
  • развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение выразить своё, изображая радость, печаль; развивать выразительность движений.
  • развивать мелкую моторику рук, мышцы кистей рук;
  • активизировать речь детей;  развивать воображение, фантазию, эмоциональность;
  • создать положительную атмосферу в группе; воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

Инструментарий: фрагменты классических произведений для фона;  костюмы зверюшек (Белочка, Зайчик);  зрительный тренажёр «Полоска кругов», «Новогодняя ёлка»;  новогодняя игрушка – красивый большой шарик;  разноцветные новогодние шарики средних размеров по количеству детей; шкатулка; волшебная палочка; лазерная указка.

Раздаточный материал на каждого ребёнка: заготовка шарика-игрушки из бумаги; линейка-трафаретка; набор цветных карандашей.

Предварительная работа: игры у Новогодней ёлки, заучивание новогодних стихов, сматывание цветных верёвочек в клубок, знакомство с линейками-трафаретками, рисование карандашами, дидактические игры по ознакомлению детей с цветовой гаммой.

СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Дети входят в группу, рассказывают  воспитателю о том, что они видели в лесу.

Воспитатель: (обращаясь к персонажам): «А вы кто такие?»

Дети: «Я – Белочка. Я – Зайчик. Ребята пригласили нас в детский сад».

Воспитатель: «Очень рада, что вы пришли к нам в гости».

                                                Игра «Кто как ходит?» (Психогимнастика).

Воспитатель: Совсем недавно в детском саду был праздник. Какой, ребята? (Дети:  Новый год). Кто приходил к нам? (Дети: Дед Мороз, Снегурочка, Петрушка, Снеговик). На празднике была красивая новогодняя Ёлка. Что ребята делали возле ёлки? (Дети: читали стихи, пели песни, играли, водили хоровод).

Заяц: «Ну и что же? У нас в лесу тоже ёлки растут!»

Воспитатель: «Наша ёлочка была необычная -  праздничная, нарядная. Вот такая же красивая!» 

 Вос-ль предлагает полюбоваться  электронной Ёлочкой-красавицей,  рассмотреть и назвать игрушки, вспомнить новогодние стихи. Дети хлопают в ладоши, радуются.

Белочка и Зайчик грустят.

Воспитатель: « Почему вы грустите, Белочка и Зайчик?»

Белка: « В лесу у нас ёлки растут, они очень красивые, но не нарядные, и кроме снега на них ничего нет…».

Воспитатель: «Да, это очень печально. Посмотрите, ребята тоже расстроились. Они грустят вместе с вами».                                         

                    Этюд «Грустный ребёнок» (Психогимнастика).

Воспитатель: Дети, хватит горевать! Лучше улыбнитесь друг другу. Покажите-ка, какие у вас весёлые личики.  Давайте все вместе подумаем,  как помочь зверушкам? (поисковые ответы детей).  Нужно нарисовать новогодние игрушки и  подарить их Белочке и Зайчику. Они ими в лесу свои ёлки и украсят.             

                         Воспитатель предлагает детям и зверушкам пройти к столам. 

 

                                        Зрительная гимнастика.

Воспитатель: « Как вы думаете, что у меня здесь под салфеткой спрятано? (поисковые ответы детей). Посмотрите – это шарик. Какой он красивый! Самые лучшие новогодние игрушки – это разноцветные блестящие шары. У вас на столах тоже лежат шарики, мы их будем украшать сейчас с помощью линейки-трафаретки. Что изображено на этих линейках? (Геометрические формы: круг, треугольник, прямоугольник…). Возьмите карандаш любого цвета, покажите мне, как правильно нужно держать его в руке. Не забудьте, что сначала мы обводим контур, а потом штрихуем. Круг - как клубочек, квадрат – слева направо или сверху вниз.  

Под музыку дети рисуют и закрашивают геометрические формы.

- Белочка, что ты хотела бы нарисовать на шарике? (Грибок).  Какие геометрические формы тебе понадобятся? (Овал и полукруг). Не забудь правильно подобрать цвета.

- Зайчик, а чем ты украсишь свой шарик? (Я хочу нарисовать морковку). Какую форму ты выберешь на линейке? (Треугольник). Я, надеюсь, ты не забыл, какого цвета бывает морковка?

Коррекционное упражнение на снятие зрительного напряжения  («Полоска кругов»).

Все рисунки дети собирают на один стол, рассматривают их.

Воспитатель:  «Молодцы, ребята! Замечательные рисунки нарисовали! Белочка, Зайчик, вам нравятся такие шарики, ими можно украсить ёлки?

Заяц (грустно): «Снег пойдёт, рисунки намокнут…».                     

Воспитатель: «У меня есть шкатулочка. Она не простая, она волшебная.  Положите в неё ваши рисунки.

Я, взмахну волшебной палочкой.  Скажу волшебные слова:  «КРИБЛИ - КРАБЛИ - БУМС!»…

Посмотрите, что у нас получилось! Рисунки превратились в настоящие новогодние шарики!

       Белочка,  Зайчик, берите скорее эту шкатулочку, несите её в  лес и  украшайте  ёлку шарами».

                       Дети прощаются с гостями, приглашают их приходить в гости.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какое доброе, хорошее дело вы сегодня сделали – подарили красивые шарики зверушкам, порадовали их.

       

 

  Игра на снятие напряжения «Девочки и мальчики».

(Развитие речи с движением).

                          Девочки и мальчики   (хлопают)

                               Хлоп-хлоп-хлоп.

                          Прыгают, как мячики  (прыгают)

                                Прыг-прыг-прыг.

                           Ножками топочут         (топают)  

                                  Топ-топ-топ.

                            Весело хохочут            (хохочут)  

                                    Ха-ха-ха.

Новогоднее стихотворение.

Всю ёлку до макушки

Украсили игрушки:

Звёзды, бусы и шары,

Для весёлой детворы!

Зрительная гимнастика.

А сейчас, а сейчас, всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем,

И опять их открываем.

Смело можем показать, как умеем мы моргать.

Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014г.
  2. Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей». (Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1997г.)
  3. В.М.Минаева «Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста». Ч.1. Игры – М.: А.В.Мерзлов, 1996г.

Вывод.

Дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К.Крупская писала: «…игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего». В моей педагогической работе игра выступает, как самая важная деятельность, через которую решаются все образовательные задачи, в том числе и обучение. Игра – это ведущая деятельность ребёнка, посредством которой он органично развивается, познаёт очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношения между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д. Задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре.

 Занятия не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьёй. 

ФГОС ДО не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь дошкольника. Он – человек играющий, поэтому в ФГОС ДО закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Изобразительная деятельность ребёнка в детском саду, по моему мнению,   является наиболее эффективным средством при формировании творческой личности. В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления детей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности.

Одним из основных принципов ФГОС дошкольного образования является уважение личности ребёнка.

                                     ЛИТЕРАТУРА.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014г.
  2. Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  3. Т.А.Копцева «Новые подходы к художественно-эстетическому воспитанию детей в дошкольном учреждении» Москва. Педагогический университет «Первое сентября». 2011год.
  4. И.Я.Лернер «Дидактические основы методов обучения» - М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации образовательной программы в соответсвии ФГОС ДО

Рабочая программа по реализации образовательной программы в соответствии ФГОС ДО...

Рабочая программа по реализации образовательной программы в соответствии ФГОС ДО.

Рабочая программа по реализации образовательной программы  в соответствии ФГОС ДО....

Реализация развивающей программы на основе технологий проектирования в условиях билингвальной (трилингвальной) среды В Республике Бурятия на базе пилотной площадки МБДОУ "Д/с №89 "Журавленок" г. Улан-Удэ"

Основная цель данной программы - это создание условий для формирования у детей интереса к изучению бурятского языка; создание условий для развития коммуникативных и познавательных способностей детей в...

Реализация развивающей программы на основе технологий проектирования в условиях билингвальной (трилингвальной) среды в Республике Бурятия на базе пилотной площадки МБДОУ №89 Д/с"Журавлёнок" г. Улан-Удэ

Основная цель данной программы- это создание условий для формирования у детей интереса к изучению бурятского языка; создание условий для развития коммуникативных, и познавательных способностей детей в...

Система психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных программ в условиях ФГОС ДО

Система психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных программ в условиях ФГОС ДО     Подготовила пе...