Рабочая программа по реализации образовательной программы в соответствии ФГОС ДО.
материал (младшая группа) по теме
Рабочая программа по реализации образовательной программы в соответствии ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_na_mladshuyu_gruppu.doc | 858 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Сообщество»
Рабочая программа
по реализации образовательной программы
детского сада в младшей группе
(0т 3 до 4 лет)
на 2016-2017 учебный год
(разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013, №1155)
Составили: Фадеева Л.В.
Тычина М.А.
СОДЕРЖАНИЕ
- Целевой раздел
- Пояснительная записка - Введение
- Цели и задачи
-Принципы и подходы
-Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики
- Возрастные особенности детей второй младшей группы
- Индивидуальные особенности детей второй младшей «А» группы - Особенности организации образовательного процесса в группе
1.2. Планируемые результаты освоения программы образовательного процесса
- Содержательный раздел
2.1. Учебный план
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе
2.3. Взаимодействие с семьей
2.4. Планирование работы с детьми
Годовое планирование тематических проектов
Планирование заданий в центрах активности в рамках реализации
тематического проекта
2.5. Вариативная часть
- Организационный раздел
3.1. Оформление предметно-пространственной среды в группе
3.2. Режим дня
3.3. Расписание непосредственно образовательной деятельности
3.4. Система закаливания
3.5. Двигательный режим
3.6. Модель календарного планирования воспитателя
3.7. Перечень методических пособий
3.8. Система мониторинга развития воспитанников
1.1. Пояснительная записка
- Введение
Рабочая программа по организации жизнедеятельности воспитанников второй младшей группы разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «СОШ №3» (дошкольное отделение), в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования.
Рабочая программа по организации жизнедеятельности воспитанников второй младшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программам дошкольного образования»;
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
-постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
-Устав учреждения.
- Цели и задачи основной образовательной программы МБОУ. Программа разработана на основе:
Примерной основной образовательной программы дошкольного образования
«ОткрытиЯ» под редакцией Е.Г. Юдиной, соответствует ФГОС ДО, ориентирована на личностно-ориентированный подход к ребенку в дошкольном образовании, что и дает ей основания позиционировать себя как программу, ориентированную на ребенка.
Примерная образовательная программа дошкольного образования «Открытия» – это программа развития личности ребенка дошкольного возраста в группе Организации.
Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству
3
между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Согласно ФГОС ДО, программа направлена на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» (ФГОС ДО, п. 2.4.) .
- соответствии с установками Программы, ребенок является не объектом,
- субъектом, участвующим в своем собственном развитии, поэтому особенно важно способствовать развитию у ребенка инициативы и самостоятельности, чувства собственного достоинства, а также создавать условия для развития сотрудничества со сверстниками и взрослыми, т.е. для создания сообщества детей и взрослых в группе Организации.
Целью Стандарта является повышение социального статуса дошкольного образования и обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, ее структуре и результатам ее освоения.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач, определенных ФГОС ДО:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
4
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Данное требование Стандарта определяет обращение к личностно-ориентированной педагогике, заложенное в Программе. В этой связи важно понимать, какие цели преследует подход, ориентированный на ребёнка (личностно-ориентированный), и чем он отличается от целей традиционной
системы образования (знаниево-центристский), часто не столько ориентированной на интересы детей, сколько отвечающей интересам педагогов.
Позиции | Знаниево-центристский | Личностно- |
(ориентированный на | ориентированный | |
педагога) | (ориентированный на | |
ребёнка) | ||
Цель | Вооружить ребёнка | Содействовать становлению |
знаниями, умениями, | и развитию личности | |
навыками | ребёнка, его | |
самореализации | ||
Содержание | Передача знаний, | Ориентация активной |
образовательного | социальных норм, | деятельности детей по |
процесса | подготовленных и | созиданию, получению, |
предлагаемых педагогами | овладению и применению | |
полученных знаний для | ||
решения проблем | ||
Ожидаемый | Знания по дисциплинам | Компетентности |
результат | ||
Направление | Овладели ли дети | Приобрели ли дети |
контроля | знаниями? | компетентности? |
Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Цель Программы заключается в расширении прав и возможностей ребенка, в развитии его способностей, его человеческого достоинства и уверенности в себе, самостоятельности и ответственности, причем способами,
5
ориентированными на ребенка, позитивными по отношению к нему, поддерживающими и охраняющими его личное достоинство.
Согласно ФГОС ДО основная образовательная Программа Организации должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в следующих образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Программа нацелена на то, чтобы ребенок на этапе завершения дошкольного образования оказался способен:
- принимать перемены и порождать их;
- критически мыслить;
- осуществлять самостоятельный и осознанный выбор;
- ставить и решать проблемы;
- обладать творческими способностями;
- проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность;
- заботиться о себе, других людях, обществе, стране, окружающей среде;
- работать в команде.
Задача Программы заключается в раскрытии и развитии индивидуальности каждого ребенка, создании субъектного опыта его жизнедеятельности, благоприятных условий для реализации активности, самостоятельности, личностно значимых потребностей и интересов. Развитие детей, приобщение их
- культурным нормам действий и взаимодействия с другими людьми строится, исходя из способностей каждого ребёнка и с опорой на законы возраста.
Согласно ФГОС ДО основная образовательная Программа в дошкольной образовательной организации обеспечивает «создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей)» (ФГОС ДО, п. 3.1.)
Программа решает все эти задачи в комплексе:
• способствуя развитию детей во всех образовательных областях, сохраняя и укрепляя физическое и психическое здоровье детей, создавая в Организации сообщество детей и взрослых, в рамках которого детям
6
прививаются принципы свободной дискуссии, сотрудничества, содействия, уважения к личности каждого человека, ответственности и самостоятельности;
- оказывая поддержку всем детям, включая детей со специальными потребностями, в достижении высоких стандартов, устанавливаемых программой, обеспечивая равный доступ к обучающему содержанию, методам обучения, обучающим заданиям, материалам и образовательной среде группы;
- создавая условия для вовлечения семьи в образовательный процесс в Организации, уважая и поддерживая все формы участия семей и местного сообщества в образовании детей.
Программа основана на практике образования, учитывающего развитие каждого ребенка, что позволяет большинству детей развиваться и учиться, полностью используя свой потенциал. Именно такая практика является основой высококачественной работы Организации.
- Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
-Принцип развивающего образования предполагает, что образовательное
содержание предъявляется ребенку с учетом его актуальных и потенциальных
возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных
действий, с учётом его интересов, склонностей и способностей. Данный
принцип предполагает работу педагога в зоне ближайшего развития ребенка,
что способствует развитию, т.е. реализации как явных, так и скрытых
возможностей ребенка;
-Принцип позитивной социализации ребёнка предполагает освоение ребёнком в
процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных
норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и
общения с другими людьми;
предполагает освоение ребенком в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;
-Принцип возрастной адекватности образования предполагает подбор
педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с
возрастными особенностями детей;
-Принцип личностно-ориентированного взаимодействия лежит в основе
образования детей дошкольного возраста;
-Принцип индивидуализации дошкольного образования предполагает: постоянное наблюдение за развитием ребёнка, сбор данных о нем, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ развития; помощь ребёнку в сложной ситуации; предоставление ребёнку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личную активность.
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
7
- Значимые для разработки и реализации рабочей программы
характеристики.
Количество воспитанников в группе 30 детей.
- Возрастные особенности воспитанников второй младшей группы
Показатели | Содержание |
Ведущая деятельность | Партнерская игра со взрослыми, |
индивидуальная с игрушками. | |
Познавательная деятельность | |
Условия успешности | Развивающая сфера и партнерские отношения |
развития ребенка на данном | со взрослыми. |
этапе | |
Объект познания | Окружающие предметы. Их свойство и |
назначение. | |
Способ познания | Экспериментирование, конструирование. |
Мышление | Наглядно-действенное мышление |
Наглядно-образное мышление | |
Восприятие | Сравнение с образцом, выделяют отличия. |
Воображение | Воссоздающее. |
(Воспроизводит, что интересно и | |
впечатлило). | |
Произвольность | Память и внимание не произвольные. |
познавательных процессов | |
Личностные особенности | |
Форма общения | Взрослый выступает как партнер и |
разговаривает с ребенком (выясняет проблемы) | |
в конкретной ситуации (ребенок не способен | |
обсуждать то, что было «когда-то») | |
(Ситуативно-деловое) | |
Отношения со сверстниками | Проявление интереса к сверстникам. |
Отношения со взрослыми | Источник способов деятельности, партнер по |
игре и творчеству; («Я- сам»). | |
В присутствии взрослого соблюдают три | |
правила. | |
Эмоции | Взрослый выступает как партнер и |
разговаривает с ребенком (выясняет проблемы) | |
в конкретной ситуации (ребенок не способен | |
обсуждать то, что было «когда-то») | |
(Ситуативно-деловое). | |
Речь | Начало формирования связной речи, возникает |
описательная речь (начинает понимать | |
прилагательные). | |
Ведущая потребность | В общении, уважении; в признании |
самостоятельности ребенка. | |
8 |
Новообразования | -Усвоение первичных нравственных норм. |
-Появление самооценки. | |
-Появление элементов партнерского общения. | |
- Индивидуальные особенности группы
- Особенности организации образовательного процесса в группе
- При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Ханты-Мансийский Автономный округ –
север России. В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года уменьшается пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.
Для преодоления сенсорной депривации в условиях Севера, где дети лишены возможности познавать окружающий мир с помощью тактильного восприятия, используются в работе иллюстрации, познавательная литература, музыкальное сопровождение. В доступной форме используются приемы экспериментирования, опыты с природным материалом: снегом, песком, почвой; наблюдения за таянием снега; замерзанием и кипением воды.
Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
1 - холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности);
2 - летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим
дня).
Таким образом, большая изменчивость погоды способствует активным наблюдениям за природными явлениями. Живое общение детей с природой помогает воспитывать у детей эстетические, патриотические, нравственные чувства. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
- Демографические особенности: Анализ социального статуса семей выявил, что в дошкольном учреждении воспитываются дети из полных ( %, из неполных ( %) и многодетных ( %) семей. Основной состав родителей – (средне)обеспеченные, с высшим ( %) и средним профессиональным ( %) образованием.
- Национально – культурные особенности: этнический состав воспитанников группы. Совместная жизнь таких разных народов, как и в семье, невозможна без взаимного уважения, умения ладить друг с другом. В группе воспитывается уважение к своим и чужим традициям, обычаям. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Основной контингент воспитанников проживает в условиях города.
9
1.2. Планируемые результаты освоения программы (в виде ключевых компетентностей, где критерии и показатели соответствуют целевым ориентирам)
К концу года воспитанник способен:
Способность | Вторая младшая группа | |
Контролировать свое | 1.Делится с другими по просьбе взрослого. | |
поведение | 2.Отвечает на вопрос: хорошо или плохо обижать | |
других? разбрасывать игрушки? | ||
3.Решает конфликты с помощью взрослого | ||
(принимает решение взрослого). | ||
Формулировать свой | 1.Выбирает игрушку, игру, центры активности из | |
интерес, | предложенным взрослым. | |
предпочтение, | 2.Высказывает потребности и желания с помощью | |
намерение | взрослого. | |
3.Показывает свое достижения и называет | ||
Анализировать и | Отвечает на вопросы взрослого: что ты сейчас | |
комментировать свои | делаешь? У тебя хорошо получается? | |
действия | ||
Выполнять простые | 1.Соблюдает правила по напоминанию взрослых. | |
правила, | 2.Выполняет 3 правила поведения. | |
договариваться о | ||
правилах | ||
Организовывать свою | 1.Отвечает на вопрос: что мы сейчас будем делать? | |
работу | 2.Определяют замысел (что я хочу сделать) и | |
реализует замысел (отбирает нужный материал, | ||
планирует одно-два действия, оценивают | ||
«получилось или нет») с помощью педагога. | ||
3.Выполняет 3-5 операций. | ||
4. Выполняет обследовательские действия по | ||
словесной инструкции взрослого. | ||
6.Экспериментирует по побуждению взрослого. | ||
7.Может не доводить действия до результата, но | ||
удерживает в памяти. | ||
Задавать вопросы и | Задает и отвечает на вопросы: кто? что? почему? | |
отвечать на вопросы | ||
Работать с | 1.Называет и использует источники знаний | |
информацией | (взрослый, книги, собственный опыт). | |
2.Сравнивает информацию об объектах по внешним | ||
признакам и по назначению с помощью взрослого. | ||
3.Предоставляет информацию, которую нашел | ||
взрослый. | ||
Высказываться в | 1.Отвечает на вопросы взрослого по теме. | |
пределах темы | ||
10 |
Использовать | 1.Слушает взрослого и сверстника с помощью |
элементарные нормы | игрового приема. |
общения | 2.Вступает в контакты по инициативе взрослого. |
3.Говорит «спасибо», приветствует сверстников и | |
взрослых по напоминанию взрослого. | |
4.Хвалит сверстника с помощью взрослого. | |
Сотрудничать со | 1.Инициирует парное взаимодействие со |
взрослыми, | сверстником и взрослым (игра). |
сверстниками, детьми | |
разного возраста |
11
II. Содержательный раздел
2.1.Учебный план
Базовая часть (инвариантная) Образовательные области | Непосредственно-образовательная деятельность НОД | Число занятий в неделю | |||
Физическое развитие | Двигательное | Физическая культура (в зале) | 2 | ||
30/120/930 | |||||
Физическая культура (на прогулке) | 1 | ||||
15/60/465 | |||||
Социально – коммуникативное развитие | Познавательное игровое общение | РЭМП/ развитие элементарных математических представлений | 1 | ||
15/60/405 | |||||
Центр математики | |||||
Познание | 1 1 раз в 2 недели | ||||
15/30/240 | |||||
Центр науки | |||||
1 1 раз в 2 недели | |||||
15/30/240 | |||||
Центр песка и воды | |||||
1 1 раз в 2 недели | |||||
15/30/240 | |||||
Центр кулинарии | |||||
Развитие речи | 1 | ||||
15/60/405 | |||||
Художественно - эстетическое развитие
| Музыкальное, художественное | Литературный центр | |||
Музыка | 2 | ||||
30/120/930 | |||||
Рисование | 1 | ||||
15/30/405 | |||||
Лепка Аппликация | 1 1 раз в 2 недели | ||||
15/30/240 | |||||
Центр искусства | |||||
Конструирование | 1 1 раз в 2 недели | ||||
15/30/240 | |||||
Центр строительства |
Количество минут в неделю | 165 мин – 2ч 45 мин | |
Общая продолжительность работы в центрах | 1ч | |
активности в течение дня | ||
ИТОГО: | 11 | |
Объём обязательной части не менее 60 % | ||
Утренний, вечерний сбор/ | 10/10 мин | |
Развитие социальных навыков | ||
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности | ||
Чтение художественной литературы | ежедневно | |
Конструктивно – модельная деятельность | 1 раз в неделю | |
Игровая деятельность | ежедневно | |
Общение при проведении режимных моментов | ежедневно | |
Дежурства | ежедневно | |
Прогулки | ежедневно | |
Самостоятельная деятельность детей | ||
Самостоятельная игра | ежедневно | |
Региональный компонент | периодичность | |
Базовый вид деятельности | периодичность | |
Познавательно-исследовательская деятельность | ежедневно | |
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития | ежедневно | |
Оздоровительная работа | ||
Утренняя гимнастика | ежедневно | |
Комплексы закаливающих процедур | ежедневно | |
Гигиенические процедуры | ежедневно |
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
«Социально-коммуникативное развитие»
Задачи | Формы работы |
Присвоение общепринятых норм, | Игры |
моральных и нравственных ценностей. | Чтение |
Беседы | |
Наблюдения | |
Педагогические ситуации | |
Реализация проектов | |
Формирование готовности к | Игры |
совместной деятельности со | Совместные задания для работы в |
сверстниками. | паре |
Развитие общения и взаимодействия | Коммуникативные игры |
ребёнка с взрослыми и сверстниками. | Беседа |
Презентация конечного продукта | |
Формирование представлений об | Наблюдения |
основных источниках опасности в | Настольно- печатная и сюжетно- |
13
быту, на улице, в природе. | ролевая игра |
Рассматривание картин | |
Беседа | |
Чтение | |
Освоение способов безопасного | Смоделированные ситуации с |
поведения в быту, на улице, в природе. | детьми |
Формирование позитивных установок | Чтение |
к различным видам труда и творчества. | Рассматривание иллюстраций |
Наблюдение за трудом взрослых | |
Уход за растениями | |
Уборка игрушек | |
Подготовка и уборка рабочего места | |
Сюжетно-ролевые игры | |
Продуктивная деятельность | |
Формирование элементарных навыков | Игры с дидактической куклой |
самообслуживания. | Составление алгоритмов (одевания, |
раздевания, умывания и т.д.) | |
Настольно-печатные игры | |
Беседа | |
Практические действия | |
«Познавательное развитие» | |
Задачи | Формы работы |
Развитие любознательности и | Работа с моделью трех вопросов |
познавательной мотивации, | Игры- эксперименты |
формирование познавательных | Решение проблемных ситуаций |
действий. | Наблюдения |
Формирование первичных | Рассматривание |
представлений о себе и других людях. | Наблюдение |
Дидактические игры | |
Чтение | |
Беседа | |
Формирование представлений об | Рассматривание |
объектах и явлениях окружающего | Наблюдение |
мира, их свойствах и отношениях. | Игра-экспериментирование |
Обследовательские действия | |
Дидактические игры | |
Формирование представлений о малой | События |
родине и Отечестве, представлений о | Сюжетно-ролевая игра Чтение |
социокультурных ценностях нашего | Беседы |
народа, об отечественных традициях и | Празднование дня рождения |
праздниках. | Разучивание стихотворений и песен |
Игра-драматизация | |
Формирование представлений о | Рассматривание |
планете Земля как общем доме людей, | Наблюдение |
14
об особенностях её природы, | Игра-экспериментирование | ||||
многообразии стран и народов мира. | Обследовательские действия | ||||
Дидактические игры | |||||
«Речевое развитие» | |||||
Задачи | Формы работы | ||||
Обогащение активного словаря. | Речевые игры | ||||
Чтение с последующей беседой | |||||
Рассматривание картин, иллюстраций, | |||||
предметов | |||||
Эксперименты | |||||
Разучивание стихотворений | |||||
Показ театра | |||||
Развитие связной грамматически | Сюжетно-ролевые игры | ||||
правильной диалогической и | Игры-драматизации | ||||
монологической речи. | Игровые ситуации | ||||
Речевые игры | |||||
Ситуации общения в быту | |||||
Разговоры с детьми в ходе режимных | |||||
моментов | |||||
Развитие звуковой и интонационной | Дидактические игры | ||||
культуры речи, фонематического | Заучивание стихотворений | ||||
слуха. | Игры-инсценировки | ||||
Формирование звуковой аналитико- | Речевые игры и упражнения | ||||
синтетической активности как | |||||
предпосылки обучения грамоте. | |||||
«Художественно-эстетическое развитие» | |||||
Задачи | Формы работы | ||||
Развитие предпосылок ценностно- | Чтение | ||||
смыслового восприятия и | Рассказ | ||||
понимания произведений | Слушание произведений | ||||
словесного, музыкального, | Беседа | ||||
изобразительного искусства. | |||||
Формирование элементарных | Рассматривание произведений искусств | ||||
представлений о видах искусства. | Беседа | ||||
Рассказ | |||||
Реализация самостоятельной | Продуктивная деятельность (рисование, | ||||
творческой деятельности детей | лепка, аппликация, конструирование) | ||||
(изобразительной, конструктивно- | Музыкальные подвижные игры | ||||
модельной, музыкальной, и др.). | Концерты-импровизации | ||||
Изготовление конечных продуктов в | |||||
тематическом проекте | |||||
Создание соответствующей предметно- | |||||
15 |
развивающей среды | |
«Физическое развитие» | |
Задачи | Формы работы |
Накопление и обогащение | Выполнение общеразвивающих |
двигательного опыта (развитие | упражнений и основных видов |
основных движений), воспитание | движений |
культуры движений. | Спортивные и физкультурные досуги |
Развитие физических качеств. | Подвижные и малоподвижные игры |
Формирование начальных | Рассказ |
представлений о некоторых видах | Рассматривание |
спорта. | Беседа |
Овладение элементарными нормами | Сюжетно-ролевые игры |
и правилами здорового образа | Беседа |
жизни. | Рассказ |
Чтение | |
Проблемная ситуация Изготовление | |
конечных продуктов в тематическом | |
проекте |
2.3. Взаимодействие с семьей
План работы с родителями по участию в образовательном процессе второй младшей «А» группы
№ | Название | Цель | Ответствен | Сроки |
п\п | мероприятия | ные | ||
1. | Акция | Привлечение родителей | Воспитатели, | Сентябрь |
«Внимание, | к адаптации | родители | ||
дети!» | воспитанников к | |||
транспортной среде, | ||||
обеспечению | ||||
безопасности детей на | ||||
дорогах. | ||||
2. | Фотовыставка | Обмен информацией | Воспитатели, | Сентябрь |
«Летнее | между родителями в | родители | ||
путешествие» | организации семейного | |||
досуга в летний период. | ||||
3. | Родительское | Знакомство родителей с | Воспитатели | Сентябрь |
собрание | концепцией основной | |||
«Знакомство с | общеразвивающей | |||
основной | программы ДОУ, с | |||
общеобразовате | образовательными | |||
льной | технологиями, | |||
программой | обеспечивающими |
16
группы и ДОУ» | формирование | |||
компетентностей детей, | ||||
с распорядком дня в | ||||
группе. | ||||
4. | Консультация | Информирование | Воспитатели | Октябрь |
«Адаптация | родителей о течении | |||
детей к | адаптационно периода | |||
условиям ДОУ» | детей, продумывание | |||
алгоритма совместных | ||||
действий для | ||||
благополучного | ||||
включения ребенка в | ||||
новую социальную | ||||
среду. | ||||
5. | Выставка | Привлечение внимания | Родители | Октябрь |
рисунков | родителей к детскому | |||
«Краски осени» | творчеству. | |||
Совершенствование у | ||||
детей техники | ||||
рисования красками, | ||||
развитие представления | ||||
у детей о | ||||
разнообразности цветов | ||||
и оттенков в | ||||
окружающей природе. | ||||
6. | Выставка | Привлечение родителей | Родители | Октябрь |
поделок из | к совместной с детьми | |||
природного | продуктивной | |||
материала | деятельности дома, к | |||
«Волшебство | обмену знаниями и | |||
леса» | техникой изготовления | |||
поделок между | ||||
родителями и детьми. | ||||
7. | Встреча с | Объединение усилий с | Воспитатели, | Октябрь |
родителями по | родителями по | родители | ||
теме «Маршрут | развитию детей через | |||
выходного дня» | семейный досуг, | |||
интересные | ||||
познавательные | ||||
прогулки и экскурсии в | ||||
выходной день. | ||||
8. | Выставка | Привлечение родителей | Воспитатели, | Ноябрь |
рисунков | к воспитанию уважения | папы | ||
«Мамочка милая | и бережного отношения | |||
моя» | к маме. Побуждение | |||
детей к передаче | ||||
17 |
эмоционального | ||||
отношения и чувств в | ||||
портрете, передаче в | ||||
рисунке настроения и | ||||
внешние особенности | ||||
конкретного человека. | ||||
9. | Встреча с | Обмен опытом в | Воспитатели | Декабрь |
бабушками | воспитании внуков, | |||
детей | укрепление отношений | |||
«Бабушкины | между воспитателями и | |||
посиделки» | взрослым поколением. | |||
10. | Родительское | Информирование | Воспитатели | Декабрь |
собрание | родителей об | |||
«Успехи нашей | успешности детей за | |||
группы» | период с октября – | |||
декабрь, совместное | ||||
выстраивание с | ||||
родителями стратегии | ||||
по формированию | ||||
успешности детей. | ||||
11. | Выставка | Привлечение родителей | Воспитатели, | Декабрь |
рисунков | к совместной | родители | ||
«Новый год у | творческой | |||
ворот» | деятельности с детьми | |||
дома. Передача | ||||
способов | ||||
взаимодействия между | ||||
взрослым и ребёнком. | ||||
12. | Акция «Ёлочка» | Формирование | Воспитатели, | Декабрь |
экологической | родители | |||
культуры родителей и | ||||
детей. | ||||
13. | Совместное | Активное участие | Воспитатели | Декабрь |
выстраивание с | родителей в | |||
родителями | определении целей | |||
стратегии дома | развития своих детей. | |||
по решению | ||||
задач развития | ||||
на ребенка | ||||
14. | Выставка | Привлечение родителей | Воспитатели, | Январь |
рисунков | к совместной | родители | ||
«Зимние | творческой | |||
забавы» | деятельности с детьми | |||
дома. Передача | ||||
способов | ||||
взаимодействия между | ||||
18 |
взрослым и ребёнком. | ||||
15. | Акция | Привлечение родителей | Воспитатели, | Январь |
«Покормите | к изготовлению | родители | ||
птиц зимой!» | кормушек детьми | |||
совместно с | ||||
родителями. Передача | ||||
способов | ||||
взаимодействия между | ||||
взрослым и ребёнком. | ||||
16. | Публичные | Повышение | Воспитатели, | Январь |
выступления | заинтересованности | родители | ||
родителей в | ||||
результатах развития | ||||
социальной | ||||
компетентности своего | ||||
ребенка. | ||||
17. | Фестиваль | Оказание поддержки | Воспитатели, | Февраль |
проектов «Мой | родителей в | родители | ||
мир» | самореализации | |||
личностных | ||||
познавательно- | ||||
творческих | ||||
способностей своих | ||||
детей. | ||||
18. | Акция «Неделя | Развитие интереса | воспитатели, | Февраль |
детской книги» | детей и родителей к | родители | ||
детской | ||||
художественной | ||||
литературе и детскому | ||||
чтению. | ||||
19. | Фотовыставка | Демонстрация | Воспитатели, | Февраль |
«Мой папа в | уважительного | родители | ||
армии служил!» | отношения детского | |||
сада к роли отца в | ||||
воспитании ребенка. | ||||
Формирование | ||||
атмосферы общности | ||||
интересов детей, | ||||
родителей и коллектива | ||||
детского сада. | ||||
20. | Выставка | Привлечение к | Воспитатели, | Февраль |
рисунков, | совместному | родители | ||
«Нашей армии - | оформлению с | |||
салют!» | родителями и детьми | |||
выставки рисунков | ||||
19 |
«Нашей армии - | ||||
салют!» | ||||
21. | Выставка | Демонстрация | Воспитатели | Март |
рисунков | уважительного | |||
«Самые | отношения детского | |||
любимые» | сада к роли мам и | |||
бабушек в воспитании | ||||
ребенка. | ||||
22. | Фотовыставка | Демонстрация | Воспитатели | Март |
«Наши | уважительного | |||
замечательные | отношения детского | |||
мамы» | сада к семейным | |||
ценностям. Развитие | ||||
позитивного отношения | ||||
родителей к детскому | ||||
саду. | ||||
23. | Фотогазета | Обмен опытом между | Воспитатели, | Апрель |
«Наши | родителями в | родители | ||
семейные | поддержании семейных | |||
традиции» | традиций, содействие к | |||
укреплению семейных | ||||
отношений. | ||||
24. | Акция «За | Привлечение родителей | Воспитатели, | Апрель |
здоровье и | к формированию у | родители | ||
безопасность» | детей навыков | |||
осознанного, | ||||
безопасного поведения, | ||||
созданию условий для | ||||
здорового образа жизни | ||||
в семье. | ||||
25. | Тематический | Объединение усилий с | Воспитатели, | Апрель |
вечер «Мамин(а) | родителями по | родители | ||
помощник(ца)» | обобщению | |||
социального опыта | ||||
ребенка через желание | ||||
проявлять заботу к | ||||
близким, помогать | ||||
маме, выполнять | ||||
посильные обязанности | ||||
по дому. | ||||
26. | Интерактивные | Мотивация родителей | Воспитатели | Май |
площадки «Мы в | по использованию | |||
заботах круглый | опыта педагогов со | |||
год, посмотри | своими детьми в | |||
на нас народ!» | домашних условиях. | |||
27. | Выставка | Приобщение родителей | Воспитатели, | Май |
20
рисунков | и детей к | родители | ||
«Спасибо | уважительному | |||
скажем за | отношению | |||
победу» | исторического | |||
прошлого Родины. | ||||
28. | Родительское | Знакомство родителей с | Воспитатели | Май |
собрание | целями подхода, | |||
«Личностно – | ориентированного на | |||
ориентированны | ребенка и его отличие | |||
й подход в | от традиционной | |||
образовании – | системы образования. | |||
что это?» | ||||
29. | Совместное | Активное участие | Воспитатели | Май |
выстраивание с | родителей в | |||
родителями | определении целей | |||
стратегии дома | развития своих детей. | |||
по решению | ||||
задач развития | ||||
на ребенка | ||||
30. | Индивидуальны | Информирование | Воспитатели | В течение |
е консультации | родителей по вопросам | года | ||
по запросу | развития ребенка. | |||
родителей | ||||
2.4. Планирование работы с детьми в группе |
- Годовое планирование тематических проектов
№ | Тема проекта | Краткое содержание | Предполагаемые |
п/п | продукты | ||
1. | «Здравствуй, | Профессии работников | Альбом «Профессии |
детский сад | д/сада. | детского сада». | |
«Знайка»!» | Наша группа. | ||
Традиции и правила группы. | |||
Любимая игрушка. | |||
2. | «Золотая | Сезонные изменения в | Гербарий из листьев |
осень» | природе осенью в нашем | деревьев нашего края. | |
городе. | |||
Признаки времени года. | |||
Листопад. | |||
Деревья нашего края. | |||
Животные и птицы осенью. | |||
Перелётные птицы. | |||
Одежда осенью. | |||
Осенний урожай. | |||
21 |
4. | «Овощная | Сбор урожая осенью. | Коллаж «Вкусные и |
корзинка» | Польза овощей, фруктов, | полезные блюда из | |
ягод и грибов, созреваемых | ягод и овощей». | ||
осенью. | Выставка поделок из | ||
Разнообразие блюд из ягод, | овощей «Озорные | ||
грибов, овощей, фруктов. | овощи». | ||
5. | «Домашние и | Среда обитания диких | Книжки – малышки с |
дикие | животных. | описательными | |
животные» | Внешний вид и повадки | рассказами о | |
домашних и диких животных. | животных. | ||
Значение домашних и диких | |||
животных для человека. | |||
Правила поведения с | |||
животными. | |||
6. | «Зимушка- | Сезонные изменения в | Кормушки для |
зима» | природе зимой. | зимующих птиц в | |
Признаки времени года зима. | нашем городе. | ||
Зимующие птицы в нашем | |||
городе. | |||
Животные зимой. | |||
Зимняя одежда. | |||
Безопасное поведение зимой. | |||
7. | «Новогодние | Традиция празднования | Выставка творческих |
игрушки» | Нового года. | работ «Новогодняя | |
Традиция украшать ёлку на | игрушка своими | ||
праздник. | руками». | ||
Хвойные деревья. | |||
Разнообразие новогодних | |||
игрушек и украшений. | |||
Безопасность использования | |||
новогодних фейерверков, | |||
хлопушек, гирлянд. | |||
8. | «Зимние | Спорт – это здоровье. | Книга «Зимние виды |
забавы» | Профилактика простудных | спорта». | |
заболеваний. | Фоторепортаж | ||
Зимние виды спорта. | «Зимние забавы моей | ||
Зимние игры. | семьи». | ||
8. | «Чистюлька» | Здоровый образ жизни. | Сборник «Советы |
Гигиена человека. | Чистюльки». | ||
Гигиенические | |||
принадлежности человека. | |||
9. | «Милая | Роль мамы в семье, для | Фотогазета «Наши |
мамочка» | человека. | любимые мамочки». | |
Профессии наших мам. | Творческие работы | ||
Помощь, забота о маме. | для поздравлений мам | ||
в женский день. | |||
22 |
10. | «Цирк» | Устройство цирка. | Макет арены цирка с |
Цирковые профессии. | цирковыми | ||
Цирковые атрибуты. | животными. | ||
Дрессированные животные. | |||
Цирковые представления – | |||
зрелищный вид искусства. | |||
11. | «Волшебный | Влияние на здоровье | Коллекция фантиков |
фантик» | человека большое количество | «Звери, птицы, | |
сладкого. | рыбы…», «Мульти – | ||
Фантик – мусор или материал | пульти» | ||
для творчества. | (с изображением | ||
Коллекционирование. | сказочных героев) и | ||
др. | |||
Творческие работы | |||
«Что можно сделать | |||
из конфетного | |||
фантика». | |||
12. | «Красавица | Сезонные изменения в | Модель весеннего |
Весна» | природе весной. | календаря. | |
Признаки весны. | Коллаж «Признаки | ||
Ледоход. | весны». | ||
Животный и растительный | |||
мир весной. | |||
Насекомые. | |||
Первоцветы. | |||
Охрана природы. | |||
13. | «Кто живёт в | Животный и растительный | Таблички со знаками |
воде?» | мир рек, озер, морей. | охраны воды («не | |
Речные и морские рыбы. | бросай в реку мусор!», | ||
Значение воды в жизни | «берегите воду!», «не | ||
человека. | выливай грязную воду | ||
Бережное отношение к воде. | в реку!» и др.) | ||
Свойства воды. | |||
14. | «На чём люди | Виды транспорта. | Плакат – коллаж |
ездят?» | Основные части машины. | «Наша улица». | |
Профессии, связанные с | |||
транспортом. | |||
Правила дорожного | |||
движения. | |||
15. | «Сундучок | Сказка – литературный жанр. | Драматизация сказок |
сказок» | Виды сказок. | «Репка», «Три | |
Русские народные сказки. | медведя». | ||
Герои сказок. | |||
Чему нас учат сказки. |
23
- Примерные задания в центрах активности в рамках реализации тематических проектов
Центры активности | Задания |
Центр математики | Счет. |
Дидактические упражнения с геометрическими | |
фигурами формами, на ориентировку во времени, в | |
пространстве. | |
Работа с рабочими листами. | |
Центр науки | Поиск информации с помощью воспитателя. |
Составление альбомов, книг, журналов. | |
Опыты | |
Эксперименты. | |
Коллекционирование. | |
Поделки с природного материала. | |
Оформление гербария. | |
Центр литературы | Составление описательных рассказов, по картинкам. |
Создание книжек. | |
Подбор картинок по определённой теме. | |
Раскрашивание героев сказок, выбери героя сказки. | |
Центр искусства | Рисование. |
Аппликация. | |
Лепка. | |
Изготовление поделок из бросового, бумаги. | |
Работы в техниках: рисование пальчиками, | |
ладошками, ватными палочками, штампами. | |
Составление простых узоров. | |
Центр строительства | Выполнение построек по образцу, замыслу, по |
картинке. | |
Центр движения | Выполнение основных видов движений, |
общеразвивающих упражнений. | |
Малоподвижные игры. | |
Хороводы | |
Центр кулинарии | Приготовление блюд. |
Составление рецептов в картинках | |
Центр песка и воды | Постройка из песка. |
Игры-эксперименты | |
Центр драматизации | Игра на музыкальных инструментах. Постановка |
спектаклей. | |
Игры-драматизации. | |
Инсценировки. | |
Сюжетно-ролевые игры. |
24
2.5. Вариативная часть
Вариативная часть программы направлена на поддержку образовательных областей обязательной части программы.
- Традициями группы, направленными на социализацию
воспитанников
Название традиции | Содержание (задачи) | |
Дни рожденья | Направлено на развитие способности у | |
воспитанников радостных событий, | ||
вызывает положительные эмоции, | ||
подчеркивает значимость каждого ребенка в | ||
группе. | ||
Взаимодействие между | Способствует формированию социальной | |
группами | компетентности. У воспитанников | |
формируется умение довариваться, | ||
распределять действия, согласованно | ||
действовать, оказывать помощь. | ||
Интерактивные площадки | Организация «центров активности», в | |
которых родители выполняют задания | ||
совместно с ребенком. Работа в центрах | ||
активности позволяет родителям видеть, | ||
чем занимаются педагоги в детском саду с | ||
их детьми, умения и навыки детей, а также | ||
приобрести практические навыки в разных | ||
видах деятельности для применения этих | ||
заданий в домашних условиях. | ||
Межсемейные проекты | Дети и взрослые участвуют в реализации | |
«Взрослые и дети» | межсемейного тематического проекта, | |
который организовывается между семьями в | ||
образовательном учреждении. Семьи | ||
воспитанников объединяются в малые | ||
группы для создания совместного продукта, | ||
что способствует их сближению, | ||
становления положительных | ||
взаимоотношений между ними, при этом | ||
ребенок видит образцы взаимодействия и | ||
отношений. | ||
А у нас сегодня гость | В качестве гостей в группы детского сада | |
приглашаются родители или другие люди, | ||
представители разных профессий или | ||
почетные гости (ветераны войны, труда). | ||
Благодаря встречам у детей развивается | ||
любознательность, формируются | ||
представления о других людях и разных | ||
25 |
профессиях. | |
Организация и проведение | В процессе подготовки и проведения |
мероприятий в соответствии с | праздников дети объединяются общими |
календарем праздничных дат: | переживаниями, у них воспитываются |
День знаний, День здоровья, | основы коллективизма; произведения |
День воспитателя, День | фольклора, песни и стихи о Родине, о |
матери, Новый год и т.д. | родной природе, труде формируют |
патриотические чувства; участие в | |
праздниках и развлечениях формирует у | |
дошкольников дисциплинированность, | |
культуру поведения. Родителей включают в | |
подготовительную работу и организацию | |
праздников. | |
Книжкин день рождения | С целью воспитанию детям бережного |
отношения и любви к книгам один раз в | |
месяц мы отмечаем день рождения новой | |
книги. |
- Региональным компонентом
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие
1.Использовать знания о родном крае в игровой деятельности.
2.Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Югры, стремление сохранять национальные ценности.
Познавательное развитие
1.Развивать у детей познавательный интерес к родному городу, Ханты-Мансийскому автономному округу.
2.Развивать способности чувствовать красоту природы своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
3.Развивать представления детей об особенностях и культурных традициях жителей родного края.
Речевое развитие
1.Овладение речью как средством культуры.
- Обогащение активного словаря с учетом региональной тематики.
Художественно-эстетическое развитие
1.Развивать интерес детей к народной культуре (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм).
- Формировать умение отражать полученные знания, умения в разных видах художественно-творческой деятельности.
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Физическое развитие
26
1.Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы народов ХМАО-Югры. Решение задач по региональному компоненту осуществляется через целевые прогулки, беседы, проекты «Здравствуй, детский сад, «Знайка»!», «Золотая осень», «Зимушка-зима», «Красавица Весна».
- Объем времени для реализации вариативной части программы Время, необходимое для реализации вариативной части Программы,
зависит от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей составляет:
Группа | Время вариативной части | % |
в день | ||
младшая | 120 мин. | 20% |
(2 часа) |
27
III. Организационный раздел
3.1. Оформление развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда в группе ДОУ соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 и обеспечивает развитие ребенка по направлениям: познавательному, речевому, художественно-эстетическому, социально- коммуникативному, физическому развитию.
Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных зон («центры активности»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение центров активности меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В группе созданы центры:
-Математика/ манипуляция
-Искусство
-Наука и природа
-Драматизация
-Кулинария
-Строительство
-Литература
-Песок и вода
-Движение
Для детей и родителей в группе создана широкая и открытая информационная среда.
Для детей - информационная стена расположена на месте утреннего сбора и хорошо просматривается детьми. На информационной стене находятся:
- календарь погоды, природы;
- модели недели, месяца;
- правила группы;
- новость дня;
- дорожка дел (распорядок дня);
- доска выбора центров активности;
- темы проектов и конечные продукты (обозначены крупными буквами);
- продукты детской деятельности (рисунки, поделки, альбомы и т.д.)
- учебные таблицы и плакаты в соответствии с темой проекта.
Рядом с информационной стеной находится полочка с пособиями для проведения группового сбора.
- группе работают интерактивные стенды:
- Плакетки с именами ребёнка и родителей на шкафчиках (фото, рисунок, автопортрет ребенка).
28
- Стенд «Наши успехи». Информация об умениях, достижениях, интересах детей, полученных в ходе наблюдений.
- «Наши дни рождения», «Наши именинники».
- Модель трёх вопросов. Стенд «Что я знаю?», «Что я хочу знать?», «Как я узнаю?» Вопросы и высказывания, рассуждения детей о том, что их интересует.
- «Звезда недели», «Наша звёздочка». Интервью ребенка-победителя по итогам выбора за неделю, или пожелание детей, родителей, воспитателей на день рождения.
- Стенд «Деловые хлопоты». Ежедневное распределение ролей детьми, участие в ежедневной работе группы в соответствии с обязанностью, ролью, которую он сегодня выбрал:
«официант», «швейцар», «главный специалист по чтению сказок», «специалист по задвиганию стульев», «специалист по завязыванию шнурков», «гонец или рассыльный», «главный специалист по поддержанию порядка в группе», «миротворец», «метеоролог», «точильщик карандашей», «счетовод», «детектив по полу», «впереди идущий», «замыкающий в колонне», «парикмахер», «специалист по открыванию баночек с гуашью», «мойдодыр» и т.д.
- «Мастерская дел». Участие детей в делах группы и детского сада.
- «Почта для родителей». Обмен информацией о развитии детей.
- «Поле благодарности». Благодарность родителям за участие в
образовательном процессе МБОУ, в делах группы, активизация на совместное сотрудничество.
10. Стенд «Наше настроение». Отслеживание эмоционального состояния каждого ребёнка в течение дня.
11. Стенд «Наше творчество», «Наш вернисаж». Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка, выставка продуктов его творчества.
- Специальный кармашек для информационного письма к родителям – приглашение к сотрудничеству родителей, информирование родителей о
теме проекта и о том, какую помощь могут оказать родители: в поисках материалов, информации по теме проекта.
13. Информационный лист или стенд «Мы сегодня …» – ежедневная информация для родителей о деятельности в центрах активности на сегодняшний день.
14. Стенд с объявлениями для родителей.
15. Корзина для сбора материала по теме проекта.
В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели
- игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), смена игрушек, стимулирующих двигательную активность, несколько раз в день.
Развивающая среда соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает все направления развития детей.
29
3.2. Режим дня
Режим дня строится с учетом сезонных изменений. В теплый период года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, сокращается количество непосредственно образовательной деятельности; при наличии условий, некоторые режимные моменты переносятся на прогулочный участок (занимательные игры, гимнастика, закаливание). При осуществлении основных моментов режима важен индивидуальный подход к ребенку: сон может быть у детей разным по длительности; в рационе питания могут быть замены блюд и др.
№ | Режимные моменты | Время проведения | |
п/п | |||
1. | Утренний прием детей в группе, осмотр. | 7.00 | – 7.20 |
2. | Утренний прием детей на воздухе, осмотр, игры. | 7.20 | – 8.05 |
Беседа с родителями. Ритуал встречи. Игры, | |||
дежурство, индивидуальная, подгрупповая работа | |||
с детьми. | |||
3. | Утренняя гимнастика в группе. | 8.05 | – 8.15 |
4. | Подготовка к завтраку, завтрак. | 8.15 | – 8.50 |
5. | Утренний сбор. | 8.50 | – 9.00 |
6. | Работа в центрах активности по выбору детей, | 9.00 – 10.00 | |
физическое развитие, музыкальное развитие. | |||
7. | II завтрак (сок, фрукты). | 10.00 | – 10.15 |
8. | Подготовка к прогулке, | 10.15 | – 11.40 |
прогулка («открытая площадка»), | |||
физкультура на воздухе, возвращение с прогулки. | |||
9. | Подготовка к обеду, обед. | 11.40 | – 12.20 |
10. | Гигиенические процедуры, дневной сон. | 12.20 | – 15.00 |
11. | Постепенный подъем, закаливающие процедуры. | 15.00 | – 15.15 |
12. | Подготовка к полднику, полдник. | 15.15 | – 15.35 |
13. | Игры, совместная деятельность в центрах | 15.35 | – 16.15 |
активности, студиях, самостоятельная | |||
деятельность. | |||
14. | Подготовка к ужину, ужин. | 16.15 | – 16.50 |
15. | Вечерний сбор. | 16.50 | – 17.00 |
16. | Подготовка к прогулке, прогулка, игры с детьми | 17.00 | – 19.00 |
по интересам, уход детей домой. |
3.3. Расписание НОД, занятий в кружках, студиях и совместной
деятельности взрослых и детей Продолжительность совместной деятельности по реализации
тематических проектов составляет:
- Групповые сборы:10 мин;
- Работа в центрах активности: до 60 мин.
30
День недели | Время | НОД, занятия в студии |
8.50 – 9.00 Утренний сбор 16.50 – 17.00 Вечерний сбор | ||
9.00 – 10.00 Работа в центрах активности | ||
15.35 – 16.15 Совместная деятельность в центрах активности | ||
Понедельник | 9.00 – 9.15 | Музыкальное развитие |
10.20 – 10.35 | Физическое развитие (на | |
улице) | ||
Вторник | 9.00 – 9.15 | Физическое развитие |
Среда | ||
Четверг | 9.00 – 9.15 | Физическое развитие |
Пятница | 9.25 – 9.40 | Музыкальное развитие |
3.4. Система закаливания
Закаливание во 2 младшей группе Закаливание осуществляется сочетанием воздушных ванн, водных
процедур, воздействием ультрафиолетовых лучей. Закаливание воздухом происходит во время утренней прогулки, при выполнении физических упражнений на воздухе, на занятиях физической культурой, после дневного сна.
Виды закаливания, время, температурный режим представлены в таблице.
Виды | Местное воздействие | Общее воздействие | ||
закаливания | ||||
Начальная | Конечная | Начальная | Конечная | |
температура | температура | температура | температур | |
Воздушные | +23 С/+22 С | +16 С/+18 С | +22 С / +20 С | +19 С |
ванны | ||||
3.5. Режим двигательной активности
(младшая группа12 –часового пребывания детей)
Формы работы | Виды деятельности | Режим | |
двигательной | |||
активности | |||
Организованная | а) в спортивном зале | 2 раза в неделю 15 | мин |
образовательная | |||
деятельность по | б) на улице | 1 раза в неделю 15 | мин |
физическому развитию | |||
Физкультурно- | а) утренняя гимнастика | Ежедневно 5-6 мин | |
31
оздоровительная | б) подвижные и | Ежедневно 2 раза | ||||||||||
работа в режиме дня | спортивные | (утром и вечером) | ||||||||||
игры и упражнения на | по 15-20 мин | |||||||||||
прогулке | ||||||||||||
в) физкультминутки (в | Ежедневно в зависимос | |||||||||||
середине статического | ти от вида, содержания | |||||||||||
занятия) | статического занятия | |||||||||||
1-3 мин | ||||||||||||
г) взбадривающая | Ежедневно 5-10 мин | |||||||||||
гимнастика после | ||||||||||||
дневного сна | ||||||||||||
Активный отдых | а) физкультурный досуг | 1 раз в месяц 20 мин | ||||||||||
б) физкультурный | - | |||||||||||
праздник | ||||||||||||
в) день здоровья | 1 раз в квартал | |||||||||||
Самостоятельная | а) самостоятельное | Ежедневно 15 мин | ||||||||||
двигательная | использование | |||||||||||
деятельность | физкультурного и | |||||||||||
спортивно-игрового | ||||||||||||
оборудования | ||||||||||||
б) самостоятельные | Ежедневно 15 мин | |||||||||||
подвижные и | ||||||||||||
спортивные игры | ||||||||||||
3.6. Календарное планирование | ||||||||||||
Режимные моменты | Содержание | Время | Время реализации | |||||||||
ООП | ||||||||||||
Обязате | Вариати | |||||||||||
льная | вная | |||||||||||
часть | часть | |||||||||||
Прием детей, игры, | ||||||||||||
совместная | ||||||||||||
(индивидуальная), | ||||||||||||
самостоятельная | ||||||||||||
деятельность | ||||||||||||
Утренняя гимнастика | ||||||||||||
Подготовка к завтраку, завтрак | ||||||||||||
Самостоятельная | ||||||||||||
деятельность детей | ||||||||||||
Утренний сбор | ||||||||||||
Работа | в | центрах | ||||||||||
активности | по | выбору | ||||||||||
детей | ||||||||||||
НОД по | физическому/ | |||||||||||
музыкальному | развитию, | |||||||||||
обучение грамоте | ||||||||||||
Подготовка | к | прогулке, | ||||||||||
32 |
прогулка | («открытая | ||||
площадка»), | физкультура | ||||
на воздухе | |||||
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед | |||||
Гигиенические процедуры, дневной сон | |||||
Постепенный подъем, закаливающие процедуры | |||||
Подготовка к полднику, полдник | |||||
Совместная | деятельность | ||||
(индивидуальная, | |||||
подгрупповая, групповая в | |||||
форме «вечернего сбора»), | |||||
самостоятельная | |||||
деятельность | |||||
Подготовка к ужину, ужин | |||||
Подготовка | к прогулке, | ||||
прогулка, уход домой | |||||
Объем реализации образовательной программы 10ч | 480 мин | 120мин | |||
8ч | 2 ч | ||||
Итого: 10+2 (дневной сон) = 12 часов |
3.7. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе
Методические пособия
Физическое развитие
Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду»
Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет.
Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Младшая группа. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика: Комплексы упражнений для детей 3-7 лет.
Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр.
Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду.
Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр 2-7 лет.
Утробина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников.
Познавательное развитие
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Дыбина О.В. Ознакомление с предметами и социальным окружением: Младшая группа (3-4 лет).
Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир.
Дыбина О. Б. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников.
Дыбина О. Б. Творим, изменяем, преобразуем: Игры-занятия с дошкольниками.
Дыбина О. Б. Рукотворный мир: Игры-занятия с дошкольниками.
Дыбина О. Б. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия с дошкольниками.
Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей.
33
Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет).
Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа (3-4 лет).
Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с пра-вилами дорожного движения.
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа (3-4 лет).
Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (3-7 лет).
Речевое развитие
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду.
Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.
Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников.
Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх.
Социально – коммуникативное развитие
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет). Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет) Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Младшая группа (3-4 лет). Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду.
Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Как играть с ребенком». Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Игры с правилами в дошкольном возрасте».
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду».
Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет).
Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Шипицина Л.М. и др. «Азбука общения»/ Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет).
Художественно – эстетическое развитие Буренина А.И. Ритмическая мозаика.
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду.
Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду.
Зацепина М.Б., Антонова Т.Б. Праздники и развлечения в детском саду.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество.
Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада.
Комарова Т.В. Развитие художественных способностей дошкольников.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.
Младшая группа (3-4 лет).
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.
Куцакова Л.В. Конструирование их строительного материала: Младшая группа
34
(3-4 лет).
Лыкова И.А. Программа по художественно-эстетическому воспитанию
дошкольников «Цветные ладошки»
И.Каплунова, И. Новоскольцева. Программа «Ладушки».
3.8. Система мониторинга развития детей
Для того чтобы добиться эффективного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, знать каковы эти интересы и потребности, и как они изменяются со временем. Программа, ориентированная на ребенка, нацелена на индивидуальное раскрытие и развитие каждого ребенка.
Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Наблюдение за развитием ребенка осуществляется ежедневно, в течение года. По итогам наблюдений проводится 2 раза в год оценка развития каждого ребенка и заполняется карта.
Карта наблюдений и оценки развития детей 3-4 лет.
(2 младшая группа)
Ф.И.ребенка______________________________________
Дата оценки:
- сентябрь
- декабрь
- май
Способность | Показатели | 1 | 2 | 3 |
Контролировать | 1.Делится с другими по | |||
свое поведение | просьбе взрослого. | |||
2.Отвечает на вопрос: хорошо | ||||
или плохо обижать других? | ||||
разбрасывать игрушки? | ||||
3.Решает конфликты с | ||||
помощью взрослого | ||||
(принимает решение взрослого). | ||||
Формулировать | 1.Выбирает игрушку, игру, | |||
свой интерес, | центры активности из | |||
предпочтение, | предложенным взрослым. | |||
намерение | 2.Высказывает потребности и | |||
желания с помощью взрослого. | ||||
3.Показывает свое достижения | ||||
и называет | ||||
Анализировать | Отвечает на вопросы взрослого: | |||
и | что ты сейчас делаешь? У тебя |
35
комментировать | хорошо получается? | |||
свои действия | ||||
Выполнять | 1.Соблюдает правила по | |||
простые | напоминанию взрослых. | |||
правила, | 2.Выполняет 3 правила | |||
договариваться | поведения. | |||
о правилах | ||||
Организовывать | 1.Отвечает на вопрос: что мы | |||
свою работу | сейчас будем делать? | |||
2.Определяют замысел (что я | ||||
хочу сделать) и реализует | ||||
замысел (отбирает нужный | ||||
материал, планирует одно-два | ||||
действия, оценивают | ||||
«получилось или нет») с | ||||
помощью педагога. | ||||
3.Выполняет 3-5 операций. | ||||
4. Выполняет | ||||
обследовательские действия по | ||||
словесной инструкции | ||||
взрослого. | ||||
6.Экспериментирует по | ||||
побуждению взрослого. | ||||
7.Может не доводить действия | ||||
до результата, но удерживает в | ||||
памяти. | ||||
Задавать | Задает и отвечает на вопросы: | |||
вопросы и | кто? что? почему? | |||
отвечать на | ||||
вопросы | ||||
Работать с | 1.Называет и использует | |||
информацией | источники знаний (взрослый, | |||
книги, собственный опыт). | ||||
2.Сравнивает информацию об | ||||
объектах по внешним | ||||
признакам и по назначению с | ||||
помощью взрослого. | ||||
3.Предоставляет информацию, | ||||
которую нашел взрослый. | ||||
Высказываться | 1.Отвечает на вопросы | |||
в пределах темы | взрослого по теме. | |||
Использовать | 1.Слушает взрослого и | |||
элементарные | сверстника с помощью игрового | |||
нормы общения | приема. | |||
2.Вступает в контакты по | ||||
инициативе взрослого. | ||||
36 |
3.Говорит «спасибо», | ||||
приветствует сверстников и | ||||
взрослых по напоминанию | ||||
взрослого. | ||||
4.Хвалит сверстника с | ||||
помощью взрослого. | ||||
Сотрудничать со | 1.Инициирует парное | |||
взрослыми, | взаимодействие со | |||
сверстниками, | сверстником и взрослым (игра). | |||
детьми разного | ||||
возраста |
Шкала оценки:
0 баллов - способность не проявляется;
1 балл – способность проявляется иногда;
2 балла – способность проявляется периодически;
3 балла – способность проявляется.
Полученная информация позволяет выработать индивидуальные задачи для дальнейшего развития ребенка, оказать ему поддержку на основе его индивидуальных интересов, возможностей и особенностей.
________________________ | _____________________ |
________________________ | _____________________ |
________________________ | _____________________ |
________________________ | _____________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации образовательной программы в соответсвии ФГОС ДО
Рабочая программа по реализации образовательной программы в соответствии ФГОС ДО...
Рабочая программа по реализации Образовательной программы дошкольного образования в рамках ФГОС.
Программа является составным компонентом Образовательной программы Учреждения, характеризует систему организации образовательной деятельности педагогов с детьми младшей группы, определяет содержание н...
Рабочая программа по реализации Образовательной программы дошкольного образования для детей ОРН 4-5 лет в рамках ФГОС ДО.
Программа разработана с учётом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования на основе использования образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих развитие де...
Рабочая программа по реализации образовательной программы разработанной на основе примерной образовательной Программы «Радуга» в группе общеразвивающей направленности 6-7лет
Рабочая программа по реализации образовательной программыМБДОУ ДС «Золушка» г. Волгодонска, разработанной на основе примерной образовательной Программы...
Рабочая программа по реализации образовательной программы МБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска, разработанной на основе примерной основной образовательной программы «Радуга» под редакцией Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон, Е.А. Екж
Рабочая программа по реализации образовательной программыМБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска, разработанной на основе примерной основной образовательной программы «Радуга» п...
Рабочая программа по реализации образовательной программы МБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска, разработанной на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой
Рабочая программа по реализации образовательной программы МБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска,разработанной на основе примерной основной образовательной программы «От ро...
Рабочая Образовательная Программа по реализации образовательной программы дошкольного образования
Рабочая Образовательная Программа по реализации образовательной программы дошкольного образования...