План-программа работы
рабочая программа (средняя группа) на тему
« Ознакомление со свойствами материалов через опытно-экспериментальную деятельность детей дошкольного возраста (4-5 лет) г. Коломна ,2015 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_eksperimentalnaya_rabota_v_sredney_gruppe.docx | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
«Согласовано» Зам.заведующей по УМР МБДОУ Д/С №17 «Журавушка» ___________ Т.В.Сайкина «____»__________ 2015 г. |
Заведующая
МБДОУ Д/С № 17
«Журавушка» _____________Н.В.Юдина « __»____ _2015 г.
План-программа работы
« Ознакомление со свойствами материалов
через опытно-экспериментальную деятельность
детей дошкольного возраста (4-5 лет)»
Е.В.Егорова
г. Коломна ,2015 г.
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.
С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Месяц | Темы игр-экспериментирований | |
Первая неделя | Третья неделя | |
Октябрь | Бумага и ее свойства | Город мастеров (бумага и ее свойства) |
Ноябрь | В гостях у Карандаша Карандашовича (дерево) | В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича (Дерево,металл) |
Декабрь | Мех. Зачем зайчику другая шуба | Плавающие и тонущие предметы |
Январь | Магнит. Действие магнита на предмет | Волшебная рукавичка (магнит) |
Февраль | Какими бывают камни? | Путешествие в мир стеклянных вещей. Все увидим, все узнаем. |
Март | Стекло ,его качества и свойства | В мире пластмассы |
Апрель | Магазин «Ткани» | Чем можно измерять? |
Май | Различные материалы. | Из чего сделаны предметы? |
Месяц | № п/п | Тема | Цели. Задачи. | Обеспечение интеграции образования (образовательной области) | Планируемые результаты |
Октябрь | 1. | Бумага и ее свойства | Развивать представления детей о свойствах бумаги (мнется, рвется, намокает) познакомить детей со свойствами бумаги; | Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении | Умеют называть свойства бумаги Проявляют интерес к исследовательской деятельности |
2. | Город мастеров (бумага и ее свойства) | Развивать диалогическую речь закрепить знания в активном словаре детей за счет повторения признаков бумаги. | Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении. | Умеют называть свойства бумаги Проявляют интерес к исследовательской деятельности | |
Ноябрь | 1. | В гостях у Карандаша Карандашович (дерево) | Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева , воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый | Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования. Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении. | Умеют называть свойства дерева Проявляют интерес к исследовательской деятельности |
2. | В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича (дерево,металл) | Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, плавится) | Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования. Умеют называть свойства металла и дерева. Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении. | Умеют называть свойства металла и дерева . Проявляют интерес к исследовательской деятельности | |
Декабрь | 1. | Плавающие и тонущие предметы | Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку :тонет ,плавает . | Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования. Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении | Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес к исследовательской деятельности |
2. | Мех. Зачем зайчику другая шуба | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе | Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно. | Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос. Проявляют интерес к окружающей нас природе | |
Январь | 1. | Магнит. Действие магнита на предмет | Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. | Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность. Коммуникация: учить делиться впечатлениями от | Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов |
2. | Волшебная рукавичка | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри) | Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность. Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление. | Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности | |
Февраль | 1. | Какими бывают камни? | Помочь определить какими свойствами обладают камни (в воде и на воздухе) | Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Коммуникация: учить называть свойства камней, развивать речевую активность детей | Владеет навыками исследовательской деятельности, называют свойства разных камней |
2. | Путешествие в мир стеклянных вещей «Все увидим, все узнаем». | Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы. | Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно. | Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно | |
Март | 1. | Стекло ,его качества и свойства | Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупкость | Познание : знать свойства прозрачность ,хрупкость , толщина. Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла | Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов . Умеют согласовывать существительные с прилагательными |
2. | В мире пластмассы | Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, | Познание : учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам. Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная). | Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы | |
Апрель | 1. | Чем и что можно измерять? | Знакомить с измерительными предметами. Способность измерять окружающие предметы. | Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства измерительных предметов | Умеют согласовывать существительные с прилагательными |
2. | Магазин «Ткани» | Узнавать предметы, сделанные из ткани, определять ее качества (структура поверхности . свойства) | Познание : знать свойства , толщина. Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства ткани | Умеют выделять предметы, сделанные из ткани среди множества других предметов . Умеют согласовывать существительные с прилагательными | |
Май | 1. | Различные материалы | Знакомить с материалами ; ткань, дерево, мех, металл, стекло, пластмасса определять их качества (структура поверхности, свойства) | Познание : знать свойства материалов Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов, характеризующих их свойства | Умеют выделять материал из которого сделан предмет., |
2. | Из чего сделаны предметы? | Узнавать предметы, сделанные из ткани, дерева меха, металла, стекла, пластмассы, камня; определять их свойства. | Познание : знать свойства материалов из которых сделаны предметы Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов, характеризующих их свойства | Используют в своей речи прилагательные, описывающие свойства разных материалов из которых сделаны предметы . |
Цель программы:
Создание условий для формирования у дошкольников поисково- познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширять имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: исследователя, лаборанта, ученого.
Задачи программы:
1.Развивать представления о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности ( вода и воздух, свет и тень, магнетизм, свойства песка, воздуха, камня, древесины, стекла, пластмассы, металла, резины, ткани); о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних на свойства других.
2.Развивать способности использовать обобщенные способы исследования разных объектов окружающей жизни с помощью систем эталонов, перцептивных действий.
3. Развивать мыслительные способности: операции анализа, классификации, сравнения, обобщения; развивать самостоятельность, наблюдательность, мышление, память.
4.Воспитывать ценность проживание в гармонии с природой.
Список литературы:
1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко
9.Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/Составитель Н.В.Нищева,-СПб,;ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013.-240 с.-(Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»)
10.ЮНЫЙ ЭКОЛОГ. Система работы в средней группе детского сада С.Н.Николаева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-программа по освоению и внедрению в практику работы ДОУ ИКТ
План-программа по формированию информационной компетентности педагогов ДОУ....
Обучение правильной речи заикающихся детей дошкольного возраста (план-программа коррекционной работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет)
Составлен учителями-логопедами ГБДОУ №116 Фрунзенского района Санкт-Петербурга...
План- программа коррекционной работы с ребенком с ОВЗ. Подготовительная группа.
Подробная план- программа работы с ребенком с ОВЗ по коррекции со списком рекомендуемой литературы....
План-программа кружковой работы по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста «Пластилиновое чудо»
Для детей от 2 до 4 лет....
План - программа кружковой работы по развитию двигательной активности дошкольников
Программа кружковой работы по гимнастике составлена с целью помочь решать проблемы, связанные с развитием эмоционального уровня, оздоровления детей, развития двигательных навыков и умений, а также вос...
Индивидуальный план: План программа коррекционной работы с детьми по устранению недостатков звукопроизношения.
Постановка и автоматизация звуков....
План-программа кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию «Люби и знай родной край»
Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностямЗадачи: Развивать интерес и уважение к истории, традициям и обычаям малой РодиныЗнакомить детей с культур...