экологическое воспитание детей дошкольного возраста
статья на тему
Статья по экологическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu.docx | 16.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание в детском саду
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой делает человека добрее, мягче, положительно влияет на его чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Одним из направлений моей воспитательно - образовательной работы является всестороннее экологическое воспитание детей.
Самостоятельно разработала рабочую программу по экологическому воспитанию «Природа – наш дом»
Экологическое воспитание начинаю с самого маленького возраста, когда дети только приходят в детский сад. У меня выработалась своеобразная технология воспитания экологической культуры у детей. В неё включены циклы наблюдений за растениями в помещении, на участке, уход за ними, а также комплексные занятия с различными видами деятельности. В группе созданы все условия для развития дошкольников. Создаю в группе среду для познавательной деятельности, возможностей для наблюдений за природой, стараюсь привлекать внимание к окружающей природе, развивать умение видеть её красоту. За недолгое время созданы условия для каждодневного ухода за растениями, дети учатся на личной практике. На протяжении всего года организую самостоятельный опыт по уходу за зелёными обитателями группы, для детей имеется коллекционный наглядный материал (Дикие и домашние животные, Морские обитатели, Птицы, Овощи, Фрукты и др.)
Многие знания дети получают в процессе непосредственного общения с природой. В связи с этим некоторые виды деятельности переношу на улицу. Знания, полученные детьми закрепляю в повседневной жизни. Все виды деятельности направлены на формирование знаний об окружающей действительности, на которые ребёнок будет опираться в повседневной жизни.
Необходимо учитывать, что каждый день в природе неповторим. В процессе ознакомления с природой формирую эстетическое отношение к окружающему миру, учу детей видеть изменения в природе, делать элементарные умозаключения, делиться полученными впечатлениями, отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности и применять знания на практике. Уточняю и обогащаю представления детей о многообразии растительного и животного мира.
Не стоит забывать, что работаем мы с детьми, а им необходима интересная «подача» материала. И в своей работе я решила построить экологическое воспитание на использовании персонажей широко известных сказок, которые знакомы малышам и которые они с удовольствием вновь и вновь слушают, и обыгрывают. С помощью сказочных героев вызываю у детей положительные эмоции и интерес к природным явлениям. Провожу регулярные наблюдения за сезонными явлениями природы. Ежедневно, начиная с понедельника, во время прогулки обращаю внимание детей на небо. Прошу найти солнце, показываем облака. При этом даю словесные объяснения всем явлениям (солнце яркое, высоко на голубом небе; небо серое, всё в облаках, солнца не видно, может пойти дождик; небо тёмное, всё в тучах, идёт дождь, вода капает, капли стучат по стеклу, по крыше, по деревьям). Вернувшись с прогулки ещё раз предлагаю описать явление природы, которое наблюдали дети.
В зависимости от сезона и погодных условий детей знакомлю с травой, деревьями, цветами, дождём, снегом, ветром, птицами и животными. Весной провожу наблюдения за таянием снега, изменением неба, набуханием почек и появлением растительности. Летом дети следят за развитием деревьев, травы, занимаются работой на клумбе и в огороде. На прогулках осенью вместе с детьми наблюдаем за состоянием растительности, собираем и рассматриваем опавшие листья, наблюдаем листопад, проводим конкурс на лучший осенний букет. Зимой в силу погодных условий сокращается количество прогулок, тем не менее наблюдения проводятся из окна группы, на прогулках организуется кормление птиц.
На участке устроен огород и разбиты клумбы с цветами. В тёплое время года наряду с теоретическим материалом экологическая работа заключается в том, что вместе с детьми посещаем на прогулках эти объекты. Организуется работа на огороде. Под руководством взрослых дети учатся отличать культурные растения от сорняков, знакомлю с названиями культур, получают элементарные навыки ручного труда. Подводя детей к клумбе, каждый раз обращаю их внимание на новые особенности цветника, называю цветы «по имени», знакомлю с частями растения.
Тематический план органично связан с временами года, сезонными проявлениями природы. Это делает деятельность с детьми более реальными и результативными. Выбираю темы из основных тематических блоков и по-своему выстраиваю их, увязывая с жизнью природы, различными календарными событиями и явлениями. Постоянными стали развлечения и праздники. Проводятся «Праздник Осени», «В гости к лету», «Зимушка-зима», игры- инсценировки, оздоровительные досуги на свежем воздухе, дни экологических троп и т.д. Хорошей традицией стала забота о зимующих птицах. Сложилась определённая система в этой работе: привлекаю внимание детей, используя материал по темам «Птицы и люди», «Помогите синицам», «Они остались зимовать, мы им будем помогать», мастерим вместе с детьми кормушки, собираем корм, развешиваем на деревьях сделанные домики. Дети заняты и довольны, что могут быть полезны. Родители интересуются занятиями детей, обсуждают с ними их действия в течение дня, советуются с нами.
Не последнее место в работе отвожу экскурсиям. Экскурсия основана на непосредственном восприятии детьми изучаемых объектов и явлений в естественной обстановке. Мною регулярно проводятся подобные занятия. Организую прогулки в поле, в сад, на луг, на водоём. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Приучаю ребят наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствую формированию навыков самостоятельного изучения окружающей среды. Во время экскурсий дети собирают ветки деревьев, кустарников, травы, цветы и др. Всё это позже применяется в работе. После экскурсии обязательно организую беседу с детьми, мы делимся впечатлениями, анализируем увиденное, планируем очередной поход. Во время прогулок на участке дети занимаются сбором лекарственных трав (лопух, крапива, подорожник, полынь, чистотел, ромашка). Наряду с познавательной ценностью экскурсий стараюсь воспитывать у детей бережное отношение к природе, показать им, что природа-наш дом, частица нас самих и нельзя относится к ней равнодушно. Кроме того, обязательно провожу беседу о безопасном, природоохранном поведении на природе, чтобы дети не вредили окружающей среде, а также не подвергали опасности свою жизнь и здоровье.
Постоянно ищу новые пути развития детей и сотрудничества с родителями. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое. Хотя уже сегодня можно сказать, что наша деятельность приносит положительные результаты. Дети стали внимательнее относится к растениям, не ломают ветви деревьев, не рвут охапками цветы, траву, оберегают цветочные клумбы, стараются не вредить насекомым, ухаживают за птицами, бережно относятся к животным. Но, несмотря на это, работа по всестороннему экологическому воспитанию не прекращается, а, наоборот, принимает новые формы, стремясь к достижению устойчивого высокого результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на окружной летней методической неделе «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ» на тему «Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей».
Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей....
Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"
Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...
Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании
Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»
В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...
Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»
Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического воспитания дошкольников....