ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЗВИТИЕ ЕГО ПРЕДПОСЫЛОК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гришина Галина Николаевна,
воспитатель,
МБДОУ ДС №57 «Радуга»,
Трофимова Ольга Викторовна,
воспитатель,
МБДОУ ДС №57 «Радуга»,
Ватутина Анастасия Анатольевна,
воспитатель,
МБДОУ ДС №57 «Радуга»,
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЗВИТИЕ ЕГО ПРЕДПОСЫЛОК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Эстетическое восприятие - процесс приобщения человека к прекрасному в самом широком смысле этого слова. Это и окружающий мир, и предметы искусства, и красоты природы, вызывающие у человека возвышенные эмоции, чувства и поведенческие реакции. Формирует эстетическое восприятие не только среда, окружающая ребенка, но и пространственная среда. Огромное значение в формировании у детей чувства прекрасного имеет природа. Она дарит неоценимый эмоциональный опыт, помогающий человеку развиться в более богатую внутренне, тонко чувствующую личность. Не стоит приуменьшать значимость среды, окружающей малыша в детстве: здания детского сада, прилегающей территории, а также его развивающей предметно - пространственной среды: игрушек, предметов мебели. Но ни то, ни другое не идет ни в какое сравнение с природой по степени влияния на эмоциональную сферу ребенка. Прогулки на свежем воздухе являются важнейшим инструментом привития детям чувства прекрасного, ведь красоты природы поистине неисчерпаемы, а сама она – источник для вдохновения многих классиков литературы и искусства. В классе полученные на прогулке в развлекательной форме знания о том, как устроен окружающий мир, дополняются рассказом педагога. Взаимодействуя с природой, дети по-новому, через призму своего опыта общения с живой природой, воспринимают сказки, стихи, рассказы и учатся сравнивать художественные образы с увиденным на прогулке. Мы, педагоги, играем ключевую роль в эстетическом воспитании учеников детского сада через взаимодействие с природой, в идеале - постоянное. При этом у нас две ключевые задачи – научить детей видеть природу, ощущать себя частью ее и развивать в детях эстетический вкус. Как следует приступить к выполнению этой задачи? Развитие восприятия дошкольников к окружающей природе. Во время прогулок не упускаем возможности обратить внимание детей на деревья, упавший листок, шум ветра, ручеек, который протекает неподалёку от места прогулки. Предлагаем детям потрогать кору дерева, шероховатую шишку, мокрые капли дождя. Не забываем про запахи – свежая трава, запах липы и цветов, нагретой от солнца земли, а также звуки – пение птиц, шелест листьев. Старайтесь задействовать все органы чувств, обращайте внимание на размеры, цвета, формы объектов. Дети с легкостью воспринимают окружающий мир в равной степени посредством зрения, слуха, обоняния и осязания.
Составление сезонного плана наблюдений за природой. Полезным будет прописать структурированный «план действий» на год вперед и разделить его по временам года. За чем будем наблюдать? За другими детьми, взрослыми, животными и птицами, растениями? В какое время года будет происходить процесс – летом, зимой, весной или осенью? В каждом из четырех времен года есть свои уникальные особенности, рассказываем подопечным о различиях между ними и поведении животных и птиц летом и зимой.
Зима. В игровой форме показываем и объясняем детям, как замерзает вода. Капаем в миску с водой пару капель краски и смотрим, как она окрашивается, а затем замораживаем, получая разноцветные льдинки. Гуляем среди деревьев, покрытых пушистым снегом, раскапываем снег и показываем детям зимующую травку.
Весна. Обращаем внимание на запах приближающейся весны, на более яркое солнце, на кучерявые ватные облачка. На каких животных они похожи? Вместе слушаем пение птиц, капель и журчание ручейков. Собираем веточки с деревьев и ставим их в воду, объяснив, как распускаются почки. Рассказываем о птицах, многие из которых улетели на юг и вскоре снова вернутся, чтобы клевать корм из кормушек во дворе, о разнице между видами птиц. Во время прогулки обращаем внимание на первоцветы, пробивающуюся сквозь снег траву, любуемся деревьями, на которых совсем скоро распустятся почки и придумываем каждому дереву свое имя.
Лето. Теплое время года – самая подходящая пора для знакомства с миром насекомых, животных, птиц и растений. Наслаждаемся теплым ветром, наблюдаем за кучерявыми облаками, подставляем лица теплому летнему солнцу, гуляем босиком по теплому песку и мягкой траве. Вместе гладим шелковые травинки, наливаем на песок немного жидкости и оставляем на мокром песке отпечатки ладоней, выкладываем красивые узоры из найденных камешков. Указываем на насекомых – жучков, бабочек, стрекоз, на их лапки, крылышки, яркие цвета. А сколько летом красивых цветов, как интересно их внимательно рассматривать.
Осень. Прекрасное время года, яркое и полное новых впечатлений. Листопад, пряные запахи листвы, шуршащей под ногами. Собираем разноцветные опавшие листочки, рассматриваем их – ни один не похож на другой. Чем отличаются листья у разных деревьев? Рассматриваем уже начинающие увядать цветы, называем их цвет, форму. Наблюдаем за улетающими птицами. Кто из них улетит, а кто останется? Смотрим на пронзительно голубое небо сквозь ветви деревьев – в это время года оно особенно прекрасно. Вкус к красоте развивается не сразу. Но если пустить этот процесс на самотек и не помогать ребенку увидеть красивое в каждодневной жизни, в природе, то развитие это может очень надолго задержаться. В этом и состоит наша задача – направить наших подопечных таким образом, чтобы они на всю жизнь сохраняли видение красоты природы.
Список литературы
1.Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников. [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2004.- № 7. - С. 45-49.
2.Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим. [Текст]// Дошкольное воспитание. - 2003. - № 7. - С. 31-34.
4.Пономарева Л. И. Воспитание природолюбия в процессе экологического образования дошкольников. Монография. [Текст] / Под ред. З. И. Тюмасевой.
– СПб.: МИНПИ, «Астерион», 2005. – 183с.
5.Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] – М.: Издательский центр «Академия», 2006 – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые упражнения на развитие навыков восприятия характера и содержания музыкального произведения для детей старшего дошкольного возраста.
В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, приобщение ребенка к наилучшим об...
Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством эстетического восприятия.
Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством эстетического восприятия. Познавательно-исследовательская деятельность, ориентирована ...
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЗВИТИЕ ЕГО ПРЕДПОСЫЛОК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья для воспитателей...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Развитие музыкального восприятия в процессе слушания классической музыки у детей старшего дошкольного возраста»
Открытое музыкальное занятие в котором в игровой форме закрепляются выразительные средства музыки...
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыкальных произведений
Это будет интересно музыкальным руководителям....
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЗВИТИЕ ЕГО ПРЕДПОСЫЛОК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
доклад для педагогов...
Упражнения для развития фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста
Упражнения для развития фонематического восприятия...