Гармоничное воспитание дошкольников в условиях дополнительного образования
статья на тему

Разрешите вашему вниманию представить опыт работы по работе с дошкольным возрастом в отделе САИР в ЦРТДиЮ г Нерюнгри.

Группы дошкольников отдела САИР посещают две категории детей - неорганизованные дошкольники, те дети, которые по тем или иным причинам не посещают детский сад и дошкольники, готовящиеся стать первоклассниками.

Весь педагогический состав, который работает с данной категорией детей, обязан руководствоваться нормативными документами регламентирующими работу не только в дополнительном образовании , но и ФГОС стандартами дошкольного образования для сохранения преемственности.

В связи с этим основной целью развития дошкольника в условиях дополнительного образования является накопление определенного «внутреннего капитала» для успешного перехода на новую ступень взросления, оказание помощи в  подготовке к новой социальной роли.

Для реализации этой цели педагогический коллектив работает над тем, чтобы развить необходимые индивидуальные особенности конкретного ребенка для его приближения к возрастным нормам (и его готовности к школе.)

На практике это представлено определенными направлениями развития и образования.

 

Области развития

программы

педагоги

Социально-коммуникативная

«Сказка своими руками»

«Дружная семья» и

психологическое сопровождение отдела

Корсакова Л.Н.

познавательная

«Эврика»

«Эрудит»

Шишкина Н.В.

Тютюникова Л.Л.

речевая

«Говоруша»

«Я познаю мир»

Говорова Е.В.

Шишкина Н.В.

 

Художественно-эстетическая

«Сказка своими руками»

«Волшебная радуга»

 Кукольный театр

Музыка для всех

Корсакова Л.Н.

Кучина Ю.А.

Тютюникова Л.Л.

Шахрай Н.В.

физическая

«Физкультура для дошкольников»

Чикмарева А.В.

 

 

Педагоги, работающие с детьми данного возраста, сталкиваются с определенными особенностями, которые они учитывают в своей образовательной деятельности:

  • особенности эмоциональной сферы (повышенная тревожность, низкая самооценка, повышенная сензитивность);
  • особенности здоровья;
  • особенности семейного воспитания (повышенная религиозность, разные стили воспитания в одной семье, воспитание в неполной семье, авторитарный стиль воспитания);
  • билингвизм.

Для преодоления данных особенностей в начале и конце учебного года в объединениях проводится  диагностическое обследование и последующий междисциплинарный консилиум для оценки «стартовых» возможностей обучающегося, по результатам которого происходит:

  • коррекция образовательных программ педагогов;
  • выработка  индивидуального маршрута ребенка;
  • планирование работы с родителями;
  • создание предметно-развивающей среды.

 

В течение нескольких лет практики в ЦРТДиЮ сформировалась определенная система по работе с дошкольниками, в нее входит:

  1. Создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний педагогами - Проведение консультационных занятий по психологическому сопровождению образовательных программ. Дискуссионные площадки по волнующим педагогов темам. Тренинги психологического роста. Теоретические и практические семинары по повышению профессиональных компетенций всех участников образовательного процесса. Учебно-практические семинары
  2. Обогащение знаний родителей о закономерностях психологического воспитания и развития детей дошкольного возраста – проведение лекториев для родителей по программе «Дружная семья».
  3. Сравнение достижений ребенка с его предыдущими достижениями – разработка индивидуального маршрута и ведение портфолио ребенка на протяжении всего периода обучения.
  4. Система выявления и методика работы с одаренными детьми для формирования банка данных одаренных детей и психологического сопровождения педагогов при создании индивидуально-образовательных маршрутов, для таких обучающихся. Детские проекты и исследовательские работы в этом направлении успешно представлены на научно-практических конференциях.
  5. Проведение занятий по модифицированным и авторским программам, с использованием интеграции разных образовательных областей. Спортландия – шахматы и спорт, Говоруша –легоконструирование и подготовка к школе, Семицветик – арттерапия и анимация, Эврика – подготовка к школе и трудовое воспитание.
  6. Создание сенсомоторной среды. Дети на занятиях, а также в свободной деятельности выполняют разные задания со специально подобранным материалом: купание в «сухом бассейне», поиск игрушки в фасоли, составление рисунка из пробок и др
  7. Использования на занятиях и на переменах дидактических игр (или игр по намеченным правилам). Каждый педагог подбирает игры, которые помогают ему решать задачи, поставленные на занятии.
  8. Применение современных технологий  в том числе использование ИКТ – проведение занятий и мероприятий  с использованием интерактивной доски,  показ видеофайлов на компьютере в процессе психолого-педагогической работы.
  9. Психологическое сопровождение – диагностика, рекомендации и консультации для педагогов, развивающие и адаптационные занятия, собрания и консультации для родителей.

 

Конечно же, мы в своей работе сталкиваемся с рядом сложностей, а именно:

Посещаемость – в данном возрасте важна посещаемость не столько детей, как родителей потому что дошкольник сам прийти не может его приводят родители, и если родитель не пришел, то соответственно и ребенка на занятии не будет. А не прийти родитель может по нескольким причинам – сменный график работы, загруженность на работе,  праздники, болезни, лень и форс-мажорные обстоятельства.

Билингвизм – на протяжении нескольких лет мы на своем педагогическом опыте познаем, что такое  этническая миграция – в наших группах практически каждый год есть дети и родители, которые не владеют в полной мере или частично русским языком.

Материально-техническое оснащение – для детей дошкольного возраста первостепенна наглядность, об этом знает любой педагог, но и интегративные занятия так же требуют больших технических возможностей. П э наш отдел с благодарностью примет в дар детские пластмассовые  игрушки и легодетали если они вам дома не нужны.

Подводя итоги своего выступления хочу сказать о наших результатах. проводимая заключительная диагностика в конце каждого учебного года, показывает, что все проводимые мероприятия на протяжении образовательного периода дают положительную динамику по всем основным психолого-педагогическим параметрам, в среднем это выражается в следующих цифрах:

  • Высокий уровень готовности к школе, начало года – 33%, конец года – 95%.
  • Высокий уровень самооценки, начало года – 39%, конец года – 95%.
  • Высокий уровень мотивации к обучению, начало года – 54%, конец года –81%.
  • Высокий уровень эмоциональной комфортности, начало года – 55%, конец года – 99%.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гармоничное воспитание дошкольников в условиях дополнительного образования

Разрешите вашему вниманию представить опыт работы по работе с дошкольным возрастом в отделе САИР в ЦРТДиЮ г Нерюнгри.

Группы дошкольников отдела САИР посещают две категории детей - неорганизованные дошкольники, те дети, которые по тем или иным причинам не посещают детский сад и дошкольники, готовящиеся стать первоклассниками.

Весь педагогический состав, который работает с данной категорией детей, обязан руководствоваться нормативными документами регламентирующими работу не только в дополнительном образовании , но и ФГОС стандартами дошкольного образования для сохранения преемственности.

В связи с этим основной целью развития дошкольника в условиях дополнительного образования является накопление определенного «внутреннего капитала» для успешного перехода на новую ступень взросления, оказание помощи в  подготовке к новой социальной роли.

Для реализации этой цели педагогический коллектив работает над тем, чтобы развить необходимые индивидуальные особенности конкретного ребенка для его приближения к возрастным нормам (и его готовности к школе.)

На практике это представлено определенными направлениями развития и образования.

Области развития

программы

педагоги

Социально-коммуникативная

«Сказка своими руками»

«Дружная семья» и

психологическое сопровождение отдела

Корсакова Л.Н.

познавательная

«Эврика»

«Эрудит»

Шишкина Н.В.

Тютюникова Л.Л.

речевая

«Говоруша»

«Я познаю мир»

Говорова Е.В.

Шишкина Н.В.

Художественно-эстетическая

«Сказка своими руками»

«Волшебная радуга»

 Кукольный театр

Музыка для всех

Корсакова Л.Н.

Кучина Ю.А.

Тютюникова Л.Л.

Шахрай Н.В.

физическая

«Физкультура для дошкольников»

Чикмарева А.В.

Педагоги, работающие с детьми данного возраста, сталкиваются с определенными особенностями, которые они учитывают в своей образовательной деятельности:

  • особенности эмоциональной сферы (повышенная тревожность, низкая самооценка, повышенная сензитивность);
  • особенности здоровья;
  • особенности семейного воспитания (повышенная религиозность, разные стили воспитания в одной семье, воспитание в неполной семье, авторитарный стиль воспитания);
  • билингвизм.

Для преодоления данных особенностей в начале и конце учебного года в объединениях проводится  диагностическое обследование и последующий междисциплинарный консилиум для оценки «стартовых» возможностей обучающегося, по результатам которого происходит:

  • коррекция образовательных программ педагогов;
  • выработка  индивидуального маршрута ребенка;
  • планирование работы с родителями;
  • создание предметно-развивающей среды.

В течение нескольких лет практики в ЦРТДиЮ сформировалась определенная система по работе с дошкольниками, в нее входит:

  1. Создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний педагогами - Проведение консультационных занятий по психологическому сопровождению образовательных программ. Дискуссионные площадки по волнующим педагогов темам. Тренинги психологического роста. Теоретические и практические семинары по повышению профессиональных компетенций всех участников образовательного процесса. Учебно-практические семинары
  2. Обогащение знаний родителей о закономерностях психологического воспитания и развития детей дошкольного возраста – проведение лекториев для родителей по программе «Дружная семья». 
  3. Сравнение достижений ребенка с его предыдущими достижениями – разработка индивидуального маршрута и ведение портфолио ребенка на протяжении всего периода обучения.
  4. Система выявления и методика работы с одаренными детьми для формирования банка данных одаренных детей и психологического сопровождения педагогов при создании индивидуально-образовательных маршрутов, для таких обучающихся. Детские проекты и исследовательские работы в этом направлении успешно представлены на научно-практических конференциях.
  5. Проведение занятий по модифицированным и авторским программам, с использованием интеграции разных образовательных областей. Спортландия – шахматы и спорт, Говоруша –легоконструирование и подготовка к школе, Семицветик – арттерапия и анимация, Эврика – подготовка к школе и трудовое воспитание.
  6. Создание сенсомоторной среды. Дети на занятиях, а также в свободной деятельности выполняют разные задания со специально подобранным материалом: купание в «сухом бассейне», поиск игрушки в фасоли, составление рисунка из пробок и др
  7. Использования на занятиях и на переменах дидактических игр (или игр по намеченным правилам). Каждый педагог подбирает игры, которые помогают ему решать задачи, поставленные на занятии.
  8. Применение современных технологий  в том числе использование ИКТ – проведение занятий и мероприятий  с использованием интерактивной доски,  показ видеофайлов на компьютере в процессе психолого-педагогической работы.
  9. Психологическое сопровождение – диагностика, рекомендации и консультации для педагогов, развивающие и адаптационные занятия, собрания и консультации для родителей.

Конечно же, мы в своей работе сталкиваемся с рядом сложностей, а именно:

Посещаемость – в данном возрасте важна посещаемость не столько детей, как родителей потому что дошкольник сам прийти не может его приводят родители, и если родитель не пришел, то соответственно и ребенка на занятии не будет. А не прийти родитель может по нескольким причинам – сменный график работы, загруженность на работе,  праздники, болезни, лень и форс-мажорные обстоятельства.

Билингвизм – на протяжении нескольких лет мы на своем педагогическом опыте познаем, что такое  этническая миграция – в наших группах практически каждый год есть дети и родители, которые не владеют в полной мере или частично русским языком.

Материально-техническое оснащение – для детей дошкольного возраста первостепенна наглядность, об этом знает любой педагог, но и интегративные занятия так же требуют больших технических возможностей. П э наш отдел с благодарностью примет в дар детские пластмассовые  игрушки и легодетали если они вам дома не нужны.

Подводя итоги своего выступления хочу сказать о наших результатах. проводимая заключительная диагностика в конце каждого учебного года, показывает, что все проводимые мероприятия на протяжении образовательного периода дают положительную динамику по всем основным психолого-педагогическим параметрам, в среднем это выражается в следующих цифрах:

  • Высокий уровень готовности к школе, начало года – 33%, конец года – 95%.
  • Высокий уровень самооценки, начало года – 39%, конец года – 95%.
  • Высокий уровень мотивации к обучению, начало года – 54%, конец года –81%.
  • Высокий уровень эмоциональной комфортности, начало года – 55%, конец года – 99%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников в системе дополнительного образования в детском саду.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой ребёнком. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности от которого во многом зависит последующ...

Развитие вокальных способностей дошкольников в рамках дополнительного образования в условиях ДОУ

В  рамках общеобразовательной  деятельности  у  условиях  ДОУ  пению  отводится  лишь четвертая  часть  занятия,  а  потребность  в...

Развитие вокальных способностей дошкольников в рамках дополнительного образования в условиях ДОУ

В системе комплексного художественно-эстетического воспитания вокально-хоровое пение занимает важное место и является одним из самых доступных, распространенных, активных и полезных видов исполнительс...

Консультация для воспитателей на тему: "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современного образования".

Консультация для воспитателей на тему:  "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современного образования"....

10 февраля в ДОП «Ивушка» прошел педагогический совет на тему «Трудовое воспитание дошкольников в условиях современного образования».

В ходе педсовета педагоги ДОП «Ивушка» познакомились с опытом работы дошкольной образовательной площадки по трудовому воспитанию дошкольников. Воспитатель Атоян М.Р. представила вниманию к...

10 февраля в ДОП «Ивушка» прошел педагогический совет на тему «Трудовое воспитание дошкольников в условиях современного образования».

В ходе педсовета педагоги ДОП «Ивушка» познакомились с опытом работы дошкольной образовательной площадки по трудовому воспитанию дошкольников. Воспитатель Атоян М.Р. представила вниманию к...