Гармоничное воспитание дошкольников в условиях дополнительного образования
статья на тему
Разрешите вашему вниманию представить опыт работы по работе с дошкольным возрастом в отделе САИР в ЦРТДиЮ г Нерюнгри.
Группы дошкольников отдела САИР посещают две категории детей - неорганизованные дошкольники, те дети, которые по тем или иным причинам не посещают детский сад и дошкольники, готовящиеся стать первоклассниками.
Весь педагогический состав, который работает с данной категорией детей, обязан руководствоваться нормативными документами регламентирующими работу не только в дополнительном образовании , но и ФГОС стандартами дошкольного образования для сохранения преемственности.
В связи с этим основной целью развития дошкольника в условиях дополнительного образования является накопление определенного «внутреннего капитала» для успешного перехода на новую ступень взросления, оказание помощи в подготовке к новой социальной роли.
Для реализации этой цели педагогический коллектив работает над тем, чтобы развить необходимые индивидуальные особенности конкретного ребенка для его приближения к возрастным нормам (и его готовности к школе.)
На практике это представлено определенными направлениями развития и образования.
Области развития | программы | педагоги |
Социально-коммуникативная | «Сказка своими руками» «Дружная семья» и психологическое сопровождение отдела | Корсакова Л.Н. |
познавательная | «Эврика» «Эрудит» | Шишкина Н.В. Тютюникова Л.Л. |
речевая | «Говоруша» «Я познаю мир» | Говорова Е.В. Шишкина Н.В.
|
Художественно-эстетическая | «Сказка своими руками» «Волшебная радуга» Кукольный театр Музыка для всех | Корсакова Л.Н. Кучина Ю.А. Тютюникова Л.Л. Шахрай Н.В. |
физическая | «Физкультура для дошкольников» | Чикмарева А.В. |
Педагоги, работающие с детьми данного возраста, сталкиваются с определенными особенностями, которые они учитывают в своей образовательной деятельности:
- особенности эмоциональной сферы (повышенная тревожность, низкая самооценка, повышенная сензитивность);
- особенности здоровья;
- особенности семейного воспитания (повышенная религиозность, разные стили воспитания в одной семье, воспитание в неполной семье, авторитарный стиль воспитания);
- билингвизм.
Для преодоления данных особенностей в начале и конце учебного года в объединениях проводится диагностическое обследование и последующий междисциплинарный консилиум для оценки «стартовых» возможностей обучающегося, по результатам которого происходит:
- коррекция образовательных программ педагогов;
- выработка индивидуального маршрута ребенка;
- планирование работы с родителями;
- создание предметно-развивающей среды.
В течение нескольких лет практики в ЦРТДиЮ сформировалась определенная система по работе с дошкольниками, в нее входит:
- Создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний педагогами - Проведение консультационных занятий по психологическому сопровождению образовательных программ. Дискуссионные площадки по волнующим педагогов темам. Тренинги психологического роста. Теоретические и практические семинары по повышению профессиональных компетенций всех участников образовательного процесса. Учебно-практические семинары
- Обогащение знаний родителей о закономерностях психологического воспитания и развития детей дошкольного возраста – проведение лекториев для родителей по программе «Дружная семья».
- Сравнение достижений ребенка с его предыдущими достижениями – разработка индивидуального маршрута и ведение портфолио ребенка на протяжении всего периода обучения.
- Система выявления и методика работы с одаренными детьми для формирования банка данных одаренных детей и психологического сопровождения педагогов при создании индивидуально-образовательных маршрутов, для таких обучающихся. Детские проекты и исследовательские работы в этом направлении успешно представлены на научно-практических конференциях.
- Проведение занятий по модифицированным и авторским программам, с использованием интеграции разных образовательных областей. Спортландия – шахматы и спорт, Говоруша –легоконструирование и подготовка к школе, Семицветик – арттерапия и анимация, Эврика – подготовка к школе и трудовое воспитание.
- Создание сенсомоторной среды. Дети на занятиях, а также в свободной деятельности выполняют разные задания со специально подобранным материалом: купание в «сухом бассейне», поиск игрушки в фасоли, составление рисунка из пробок и др
- Использования на занятиях и на переменах дидактических игр (или игр по намеченным правилам). Каждый педагог подбирает игры, которые помогают ему решать задачи, поставленные на занятии.
- Применение современных технологий в том числе использование ИКТ – проведение занятий и мероприятий с использованием интерактивной доски, показ видеофайлов на компьютере в процессе психолого-педагогической работы.
- Психологическое сопровождение – диагностика, рекомендации и консультации для педагогов, развивающие и адаптационные занятия, собрания и консультации для родителей.
Конечно же, мы в своей работе сталкиваемся с рядом сложностей, а именно:
Посещаемость – в данном возрасте важна посещаемость не столько детей, как родителей потому что дошкольник сам прийти не может его приводят родители, и если родитель не пришел, то соответственно и ребенка на занятии не будет. А не прийти родитель может по нескольким причинам – сменный график работы, загруженность на работе, праздники, болезни, лень и форс-мажорные обстоятельства.
Билингвизм – на протяжении нескольких лет мы на своем педагогическом опыте познаем, что такое этническая миграция – в наших группах практически каждый год есть дети и родители, которые не владеют в полной мере или частично русским языком.
Материально-техническое оснащение – для детей дошкольного возраста первостепенна наглядность, об этом знает любой педагог, но и интегративные занятия так же требуют больших технических возможностей. П э наш отдел с благодарностью примет в дар детские пластмассовые игрушки и легодетали если они вам дома не нужны.
Подводя итоги своего выступления хочу сказать о наших результатах. проводимая заключительная диагностика в конце каждого учебного года, показывает, что все проводимые мероприятия на протяжении образовательного периода дают положительную динамику по всем основным психолого-педагогическим параметрам, в среднем это выражается в следующих цифрах:
- Высокий уровень готовности к школе, начало года – 33%, конец года – 95%.
- Высокий уровень самооценки, начало года – 39%, конец года – 95%.
- Высокий уровень мотивации к обучению, начало года – 54%, конец года –81%.
- Высокий уровень эмоциональной комфортности, начало года – 55%, конец года – 99%.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гармоничное воспитание дошкольников в условиях дополнительного образования
Разрешите вашему вниманию представить опыт работы по работе с дошкольным возрастом в отделе САИР в ЦРТДиЮ г Нерюнгри.
Группы дошкольников отдела САИР посещают две категории детей - неорганизованные дошкольники, те дети, которые по тем или иным причинам не посещают детский сад и дошкольники, готовящиеся стать первоклассниками.
Весь педагогический состав, который работает с данной категорией детей, обязан руководствоваться нормативными документами регламентирующими работу не только в дополнительном образовании , но и ФГОС стандартами дошкольного образования для сохранения преемственности.
В связи с этим основной целью развития дошкольника в условиях дополнительного образования является накопление определенного «внутреннего капитала» для успешного перехода на новую ступень взросления, оказание помощи в подготовке к новой социальной роли.
Для реализации этой цели педагогический коллектив работает над тем, чтобы развить необходимые индивидуальные особенности конкретного ребенка для его приближения к возрастным нормам (и его готовности к школе.)
На практике это представлено определенными направлениями развития и образования.
Области развития | программы | педагоги |
Социально-коммуникативная | «Сказка своими руками» «Дружная семья» и психологическое сопровождение отдела | Корсакова Л.Н. |
познавательная | «Эврика» «Эрудит» | Шишкина Н.В. Тютюникова Л.Л. |
речевая | «Говоруша» «Я познаю мир» | Говорова Е.В. Шишкина Н.В. |
Художественно-эстетическая | «Сказка своими руками» «Волшебная радуга» Кукольный театр Музыка для всех | Корсакова Л.Н. Кучина Ю.А. Тютюникова Л.Л. Шахрай Н.В. |
физическая | «Физкультура для дошкольников» | Чикмарева А.В. |
Педагоги, работающие с детьми данного возраста, сталкиваются с определенными особенностями, которые они учитывают в своей образовательной деятельности:
- особенности эмоциональной сферы (повышенная тревожность, низкая самооценка, повышенная сензитивность);
- особенности здоровья;
- особенности семейного воспитания (повышенная религиозность, разные стили воспитания в одной семье, воспитание в неполной семье, авторитарный стиль воспитания);
- билингвизм.
Для преодоления данных особенностей в начале и конце учебного года в объединениях проводится диагностическое обследование и последующий междисциплинарный консилиум для оценки «стартовых» возможностей обучающегося, по результатам которого происходит:
- коррекция образовательных программ педагогов;
- выработка индивидуального маршрута ребенка;
- планирование работы с родителями;
- создание предметно-развивающей среды.
В течение нескольких лет практики в ЦРТДиЮ сформировалась определенная система по работе с дошкольниками, в нее входит:
- Создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний педагогами - Проведение консультационных занятий по психологическому сопровождению образовательных программ. Дискуссионные площадки по волнующим педагогов темам. Тренинги психологического роста. Теоретические и практические семинары по повышению профессиональных компетенций всех участников образовательного процесса. Учебно-практические семинары
- Обогащение знаний родителей о закономерностях психологического воспитания и развития детей дошкольного возраста – проведение лекториев для родителей по программе «Дружная семья».
- Сравнение достижений ребенка с его предыдущими достижениями – разработка индивидуального маршрута и ведение портфолио ребенка на протяжении всего периода обучения.
- Система выявления и методика работы с одаренными детьми для формирования банка данных одаренных детей и психологического сопровождения педагогов при создании индивидуально-образовательных маршрутов, для таких обучающихся. Детские проекты и исследовательские работы в этом направлении успешно представлены на научно-практических конференциях.
- Проведение занятий по модифицированным и авторским программам, с использованием интеграции разных образовательных областей. Спортландия – шахматы и спорт, Говоруша –легоконструирование и подготовка к школе, Семицветик – арттерапия и анимация, Эврика – подготовка к школе и трудовое воспитание.
- Создание сенсомоторной среды. Дети на занятиях, а также в свободной деятельности выполняют разные задания со специально подобранным материалом: купание в «сухом бассейне», поиск игрушки в фасоли, составление рисунка из пробок и др
- Использования на занятиях и на переменах дидактических игр (или игр по намеченным правилам). Каждый педагог подбирает игры, которые помогают ему решать задачи, поставленные на занятии.
- Применение современных технологий в том числе использование ИКТ – проведение занятий и мероприятий с использованием интерактивной доски, показ видеофайлов на компьютере в процессе психолого-педагогической работы.
- Психологическое сопровождение – диагностика, рекомендации и консультации для педагогов, развивающие и адаптационные занятия, собрания и консультации для родителей.
Конечно же, мы в своей работе сталкиваемся с рядом сложностей, а именно:
Посещаемость – в данном возрасте важна посещаемость не столько детей, как родителей потому что дошкольник сам прийти не может его приводят родители, и если родитель не пришел, то соответственно и ребенка на занятии не будет. А не прийти родитель может по нескольким причинам – сменный график работы, загруженность на работе, праздники, болезни, лень и форс-мажорные обстоятельства.
Билингвизм – на протяжении нескольких лет мы на своем педагогическом опыте познаем, что такое этническая миграция – в наших группах практически каждый год есть дети и родители, которые не владеют в полной мере или частично русским языком.
Материально-техническое оснащение – для детей дошкольного возраста первостепенна наглядность, об этом знает любой педагог, но и интегративные занятия так же требуют больших технических возможностей. П э наш отдел с благодарностью примет в дар детские пластмассовые игрушки и легодетали если они вам дома не нужны.
Подводя итоги своего выступления хочу сказать о наших результатах. проводимая заключительная диагностика в конце каждого учебного года, показывает, что все проводимые мероприятия на протяжении образовательного периода дают положительную динамику по всем основным психолого-педагогическим параметрам, в среднем это выражается в следующих цифрах:
- Высокий уровень готовности к школе, начало года – 33%, конец года – 95%.
- Высокий уровень самооценки, начало года – 39%, конец года – 95%.
- Высокий уровень мотивации к обучению, начало года – 54%, конец года –81%.
- Высокий уровень эмоциональной комфортности, начало года – 55%, конец года – 99%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников в системе дополнительного образования в детском саду.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой ребёнком. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности от которого во многом зависит последующ...
Создание условий для социально-коммуникативного развития дошкольников в рамках дополнительного образования (презентация опыта работы)
Презентация из опыта кружковой работы...
Развитие вокальных способностей дошкольников в рамках дополнительного образования в условиях ДОУ
В рамках общеобразовательной деятельности у условиях ДОУ пению отводится лишь четвертая часть занятия, а потребность в...
Развитие вокальных способностей дошкольников в рамках дополнительного образования в условиях ДОУ
В системе комплексного художественно-эстетического воспитания вокально-хоровое пение занимает важное место и является одним из самых доступных, распространенных, активных и полезных видов исполнительс...
Консультация для воспитателей на тему: "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современного образования".
Консультация для воспитателей на тему: "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современного образования"....
10 февраля в ДОП «Ивушка» прошел педагогический совет на тему «Трудовое воспитание дошкольников в условиях современного образования».
В ходе педсовета педагоги ДОП «Ивушка» познакомились с опытом работы дошкольной образовательной площадки по трудовому воспитанию дошкольников. Воспитатель Атоян М.Р. представила вниманию к...
10 февраля в ДОП «Ивушка» прошел педагогический совет на тему «Трудовое воспитание дошкольников в условиях современного образования».
В ходе педсовета педагоги ДОП «Ивушка» познакомились с опытом работы дошкольной образовательной площадки по трудовому воспитанию дошкольников. Воспитатель Атоян М.Р. представила вниманию к...