Рабочая программа педагога ДОУ
рабочая программа (старшая группа) на тему
Рабочая программа педагога ДОУ с учётом
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (старшая группа, 5-6 лет).
Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 337 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа педагога ДОУ с учётом
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (старшая группа, 5-6 лет).
Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год, рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей.
3. Перспективное планирование по образовательным областям.
4. Пример региональной модели перспективного планирования.
5. Коррекционная работа. Работа с родителями.
6. Система мониторинга.
7. Результаты освоения программы.
8. Учебно-методическое сопровождение.
9. Список литературы.
Пояснительная записка
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Задачи:
1. способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;
2. обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;
3. реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД), самостоятельной деятельности (СД), режимных моментах, работе с родителями.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Возрастные особенности развития детей 5-6 лет (старшая группа)
Ребенок 5-6 лет может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи.
Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Режим дня дошкольного образовательного учреждения.
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
время приёма пищи;
укладывание на дневной сон;
общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей старшей группы и способствует их гармоничному развитию.
Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 5-6 лет составляет 5,5 - 6 часов.
Организация жизни и деятельности детей спланирована согласно СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013 г. N 26.
Холодный период года
Режимные моменты | Старшая группа 5-6 лет |
Приём детей, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика, гигиенические процедуры | 7.00-8.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.25-8.50 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 8.50-9.10 |
Организованная детская деятельность, занятия со специалистами (указано общая длительность, включая перерывы и динамические паузы + второй завтрак 10.10-10.20) | 9.10-10.55 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, индивидуальная работа, трудовые поручения) | 10.55-12.35 |
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры | 12.35-12.45 |
Подготовка к обеду. Обед | 12.45-13.10 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.10-15.00 |
Постепенный подъем, воздушные процедуры, бодрящая гимнастика, подготовка к полднику | 15.00-15.25 |
Полдник | 15.25-15.40 |
Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность | 15.40-16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.30-18.00 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, уход детей домой | 18.00-19.00 |
Теплый период года
Режимные моменты | Старшая 5-6 лет |
Утренний прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика(на улице) | 7.00-8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20-8.50 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 8.50-9.00 |
Совместная деятельность детей с педагогом | 9.00-10.00 |
Второй завтрак | 10.00-10.20 |
Подготовка к прогулке | 10.20-10.35 |
Прогулка (игры, наблюдения, индивидуальная работа, трудовые поручения) | 10.35-12.15 |
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры | 12.15-12.30 |
Подготовка к обеду. Обед | 12.30-13.00 |
Гигиенические процедуры, подготовка ко сну | 13.00-13.20 |
Дневной сон | 13.20-15.30 |
Постепенный подъем, воздушные процедуры, водные процедуры, подготовка к полднику | 15.30-15-45 |
Полдник | 15.45-16.10 |
Чтение художественной литературы | 16.10-16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.30-16.45 |
Возвращение с прогулки, игры, уход детей домой | 16.45-19.00 |
СЕТКА-РАСПИСАНИЕ
КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗОВАННЫХ ВИДОВ
ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Старшая группа, 2018\2019 учебный год
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Речевое развитие. Чтение художествен ной литературы. Физическая культура(физи ческое развитие) | Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора). Художественное творчество (рисование). Музыка (худ. эстетическое развитие). | Познание(формирование элементарных математических представлений) Художествен ное творчество (лепка, аппликация) Физическая культура(физическое развитие). | Речевое развитие. Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора). Физическая культура (физическое развитие) | Музыка(худ. эстетическое развитие). Художественное творчество (рисование). Музыка (худ. эстетическое развитие). |
Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих образовательных областей:
• Физическое развитие;
• Социально – коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно – эстетическое развитие.
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления: здоровье и физическая культура, по содержанию – часто интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие имеет направления коммуникация, труд, безопасность. В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями «Познавательное» и « Речевое» развитие.
Образовательная область « Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и окружающий мир.
Образовательная область «Речевое развитие» , предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями.
Образовательная область « Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.
Содержание рабочей программы завершают «Целевые ориентиры возможных достижений детей», что соответствует требованиям Федеральных Государственных стандартов дошкольного образования ( приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. Министерства образования и науки РФ).
Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Оценка здоровья детей группы
Общая численность детей 24
Группа, возраст | ЧБД | Группа здоровья | В том числе | |||||||
Старшая, 5-6 лет | I | II | III | Другая | Нарушения речевого развития | Лор- паталогия | Заболевания опорно-двигательного аппарата | Аллергия | Другое | |
24 |
Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют основные приоритеты в реализации образовательной программы -физическое развитие и оздоровление воспитанников.
Индивидуальные особенности детей группы
Группа, возраст | Пол | Тип темперамента | Социально- эмоциональная сфера | Познавательная сфера | |
ж | м | ||||
Старшая группа 24 человека, 5-6 лет | Сангвистический- Холестерический- Флегматический - Меланхолический- | Агрессивность- Тревожность- Застенчивость- Гиперактивность- | Соответствует норме развития |
Наибольшее число детей являются активными, подвижными, настойчивыми и азартными, что при определении психотипа присуще сангвиникам и холерикам. Также в группе есть дети спокойные и медлительные, их немного меньше. Данная образовательная программа определяет планомерную работу по осуществлению индивидуального подхода к детям в воспитании и обучении их в различных видах деятельности.
Сведения о семьях воспитанников группы.
Критерии | Кол-во детей |
Полная семья | |
Неполная семья | |
Многодетная семья | |
Проблемная семья | - |
Семья с опекуном | - |
Этническая семья (по желанию) | - |
Максимально допустимый объем дневной образовательной нагрузки.
Возраст детей | Продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности | Максимально допустимый объем нагрузки в день, в том числе в первой и второй половине дня |
Старшая группа, 5-6 лет | 25 мин. | Первая половина дня - 50-75минут, Вторая половина дня - нагрузка отсутствует |
Учебный план.
Образовательные области | Образовательная нагрузка |
Познавательное развитие (формирование представлений об окружающем, познавательно-исследовательская деятельность) | 1 |
Познавательное развитие (развитие математических представлений) | 1 |
Речевое развитие | 2 |
Физическое развитие | 3 |
Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие) | 2 |
Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность) | 2 |
Художественно-эстетическое развитие (конструктивно-модельная деятельность) | 0.5 0.5 |
Социально-коммуникативное развитие | В совместной деятельности в ходе режимных моментов |
Количество НОД в неделю | 13 |
Объём недельной образовательной нагрузки | 6,5 часов |
Примерная модель планирования образовательной работы с детьми на день.
Тема недели: Полезные продукты.
Тема проекта: Здоровый образ жизни.
День недели | Режимные моменты. Образовательная деятельность. | Интеграция образовательных областей | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей. | Создание условий для самостоятельной деятельности детей(в центрах активности). | |
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | ||||
Вторник | Утро: дежурство, свободное общение, утренняя гимнастика, гигиенические процедуры, завтрак игры малой подвижности, рисование, гигиенические процедуры, второй завтрак, подготовка к прогулке, прогулка. Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, обед, дневной сон. | Художественно-эстетическая Познавательная Социально- коммуникативная Физическая Речевая | Совместная игровая деятельность: подвижные игры "Затейники", "Мышеловка". Совместный труд-уборка в уголке спортивного инвентаря. Рассматривание узора снежинки. Познавательная (конструирование) "Мосты". Цель: дать представление о мостах, об их функциональном назначении, учить детей создавать прочные конструкции, развивать творческую активность, воображение . Музыка. Художественное творчество(рисование)"Наши зимние забавы". Цель: учить рисовать фигуру человека (ребенка) в зимней одежде (комбинезоне, передавая форму частей тела, их расположение, пропорцию, учить передавать простые движения рук и ног, развивать умение передавать в рисунке свое отношение к зимним играм; прививать любовь к здоровому образу жизни и занятиям спортом. | Индивидуальная беседа"Что такое семья?" "Большая ли у тебя семья?" Воспитывать любовь к семье, к близким . Закрепление культурно-гигиенических навыков. Совершенствовать умения быстро и аккуратно умываться, соблюдая порядок в умывальной комнате. Воспитывать доброжелательное отношение к другим. | Самостоятельная деятельность детей в различных центрах активности: Рисование, конструирование, логические и настольно-печатные игры Обогащение предметно-развивающей среды в группе. Активизация детей (создание мотивации) на самостоятельную деятельность в уголках: книги, природы, художественного творчества, творческих игр и др. Создание проблемных ситуаций. Творческие задания |
Вечер: оздоровительные, закаливающие, и гигиенические процедуры, полдник, игры, чтение, совместный труд, прогулка. | Дидактическая игра лото «Одежда в любую погоду» . Рассматривание репродукций В. Сурикова «Взятие снежного городка», иллюстраций зимних пейзажей; | Упражнение:"Прокати слово с горки" — ребенку предлагается протяжно произносить односложные слова, например "дом", "ком". Цель - упражнять голосовые связки. | |||
Модель планирования прогулки на неделю
C____по____ _____________.
Тема недели Здоровый образ жизни
Тема проекта Здоровый образ жизни
Образовательные области | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей. | Создание условий для самостоятельной детской деятельности. | |
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | ||
Физическое развитие | Подвижные и спортивные игры. "Сделай фигуру" "Мороз красный нос" "Пустое место" "Пятнашки" "Взятие снежной крепости" "Два мороза" | Обучающая игра "Что сначала, что потом?" "Лабиринт"- иди след в след. | Создание мотивации к сюжетно-ролевым и театрализованным играм. Решение проблемных ситуаций. Свободное общение на разные темы, ситуативные разговоры. Создание мотивации к коммуникативной деятельности. Творческие задания. |
Социально-коммуникативное | Трудовые поручения: постройка горки или снеговика по выбору детей. | Активизировать добрые, чуткие, отзывчивые отношения между детьми, учить видеть негативные последствия для других своих неосторожных действий. | |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская деятельность: Наблюдение за сезонными осадками – снег, хлопья, крупа; явлениями природы – метель, вьюга, поземка. | "Какой лед?" — дети дают описание льда. "Почему Мороз рисует узоры на окне?" "Почему хрустит снег под ногами?" | |
Речевое развитие | Дидактическая игра "Когда это бывает?" Дидактическая игра "Придумать предложение" — дети придумывают предложение с заданным словом. | "Слова-родственники" — дети подбирают однокоренные слова к слову "снеговик". Цель : упражнять в подборе однокоренных слов. | |
Художественно-эстетическое развитие | Составление узоров из цветных ледышек.(Залив подцвеченной красками водой формочки, дети получат разноцветные ледышки, которыми можно украсить участок.) Рисование на снегу. | Лепим снеговика. Лепим пирожки и калачи. |
Система образовательной работы с детьми старшей группы
ГБОУ лицея №572 на 2018 учебный год.
НОД | Совместная деятельность взрослого и детей (указать, как часто организуется работа с детьми в разных видах детской деятельности). | ||||||||
Игровая | Коммуникативная | Восприятие худ. литературы и фольклора | Познавательно-исследовательская | Двигательная | Изобразителная | Музыкальная | Трудовая | Конструирование | |
Всего в неделю: 13 видов НОД. Недельная образовательная нагрузка — не более 2 ч 45 мин, перерыв между НОД — 10 мин (в соответствии с СанПиНом) | Пальчиковые игры ежедневно. Игровые и проблемные ситуации ежедневно. Ролевые игры — 2 раза в неделю. Дидактические игры ежедневно. Театрализованные игры — 2 раз в неделю. Строительные игры — 3 раз в нед. Игры на развитие мелкой моторики ежедневно | Словесные игры и упражнения ежедневно. Общение на свободные темы в играх и режимных моментах — ежедневно. Составление рассказов по картине, — 1 раз в неделю. Рассказывание по прочитанным произведениям — 1 раз в неделю. Разучивание стихов — 1 раз в неделю. Речевые упражнения с движением ежедневно | Знакомство с фольклором, чтение литературных произведений ежедневно | Наблюдения в природе- ежедневно. Опыты с водой, песком, снегом — 2—раза в неделю. Дидактические игры — ежедневно | Разные виды гимнастик, подвижные игры, игры малой и средней подвижности, подвижные игры — ежедневно. Элементы закаливания (босохождение, «Дорожка здоровья») — ежедневно | Художественное творчество — 3 раза в неделю | Хороводные игры ежедневно. Слушание музыки (фольклорные, классические, современные произведения) — 2 раза в неделю. Музыкально-дидактические игры — 2 раза в неделю. Игры со звучащими игрушками- 2 раза в неделю. Пение — 2 раза в неделю. | Самообслуживание(умывание, соблюдение опрятности в одежде-ежедневно. Элементарные трудовые поручения- ежедневно. Знакомство с трудом взрослых - 2 раза в неделю. | Конструирование - 2 раза в неделю. |
Развитие речи | 2 раза в неделю |
Чтение художественной литературы | Ежедневно |
Художественное творчество: Рисование Лепка Аппликация | 3 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели |
Физическая культура | 3 раза в неделю |
Музыка | 2 раза в неделю |
Общее количество | 15 |
1.2 Планируемые результаты
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств
- и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
В учебный период проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1.индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2.оптимизации работы с группой детей.
В основе оценки лежат следующие принципы:
• Она строится на основе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности).
• Тесты проводят педагоги, специалисты, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают ребенка.
• Оценка максимально структурирована.
Анализ осуществляется в соответствии с показателями развития ребенка по образовательным областям, представленным в общих диагностических листах по каждому возрасту. Для этого заполняются соответствующие карты наблюдения на группу. Карты наблюдения позволяют получить наглядную картину усвоения программного содержания, как по группе, так и суммарные показатели по каждому ребенку. Это помогает педагогам планировать индивидуальную работу с детьми, вносить коррективы в содержание образовательной деятельности. Низкие показатели на конец года указывают педагогам на те области, в отношении которых должна быть усилена работа с отдельными детьми или всей группой.
Методика оценивания предусматривает критерии выставления того или иного балла по каждому параметру. Параметры, оцениваемые специалистами, выделены в отдельные подразделы. Все данные заносятся в сводные таблицы оценки динамики детей.
Система оценок мониторинга трехуровневая: « качество проявляется устойчиво» (2 балла), «качество проявляется неустойчиво», то есть, по сути, находится в зоне ближайшего развития, в стадии становления, и проявляется лишь в совместной со взрослым деятельности(1 балл), «качество не проявляется» (0 баллов).
Результаты мониторинга выражены в процентах и объективно показывают:
• Успешность освоения программы каждым ребенком;
• Успешность освоения содержания выделенных в Программе образовательных областей всей группой детей;
Динамика изменений степени освоения содержания образовательных областей каждым ребенком индивидуально и группой детей в целом за весь учебный год определяется путем сравнения результатов, полученных на начало года и на конец года. Если итоговое значение по какому – либо из параметров ниже 75%, то необходима более активная работа с группой детей по данному направлению. Возможно, педагогу следует пересмотреть методы и формы организации образовательной работы. Если к концу год показатели развития ребенка оказываются меньше 50 %, то разрабатывается индивидуальная программа мероприятий, способствующих активизации процесса развития ребенка.
2. Содержательный раздел
2.1 Образовательная деятельность.
В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. В модели образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых мероприятий с повседневной жизнью детей в детском саду работа по физическому и музыкальному развитию представлена частично, лишь та ее часть, которая позволяет обеспечить принцип интеграции образовательных областей и комплексно-тематическое построение процесса.
Перспективное планирование.
Образовательные области | Задачи психолого-педагогической работы (должны соответствовать проектами, календарно-тематическим планированием образовательным направлениям) |
Сентябрь-ноябрь | |
Социально-коммуникативное развитие |
|
Познавательное развитие |
Формирование элементарных математических представлений. Количество и счет.
Величина.
Форма.
Ориентировка в пространстве.
Ориентировка во времени.
Ознакомление с миром природы.
Сезонные наблюдения.
|
Речевое развитие |
Формирование словаря.
Звуковая культура речи.
Грамматический строй речи.
Связная речь.
|
Художественно=эстетическое развитие |
Рисование.
Лепка.
Аппликация.
|
Физическое развитие |
|
Развитие игровой деятельности |
|
Образовательные области | Декабрь- февраль |
Социально- коммуникативное развитие |
|
Познавательное развитие |
Формирование элементарных математических представлений. Количество и счет.
Величина.
Форма.
Ориентировка в пространстве.
Ориентировка во времени.
Ознакомление с миром природы.
Сезонные наблюдения.Зима.
|
Речевое развитие |
Формирование словаря.
Звуковая культура речи.
Грамматический строй речи.
Связная речь.
Совершенствовать диалогическую форму речи.
|
Художественно-эстетическое развитие | Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. Рисование.
Лепка.
Аппликация.
|
Физическое развитие |
|
Развитие игровой деятельности |
|
Социально-коммуникативное развитие | Март-май
|
Познавательное развитие |
Формирование элементарных математических представлений. Количество и счет.
Величина.
Форма.
Ориентировка во времени.
Ознакомление с миром природы.
|
Речевое развитие | Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Формирование словаря.
Звуковая культура речи.
Грамматический строй речи.
|
Художественно-эстетическое развитие | Рисование.
Лепка.
Аппликация.
|
Физическое развитие |
|
Развитие игровой деятельности |
|
Комплексно-тематическое планирование
Тема | Лексические подтемы | Период | Развернутое содержание работы | |
Воспитатель | Учитель - логопед | |||
День Знаний | «Скоро в школу» «Детский сад. Игрушки» | Август 3-4 недели Сентябрь 1-2 недели | Развитие у детей познавательной мотивации, интереса к школе, книгам. Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. Продолжение знакомства с детским садом, как ближайшим социальным окружением, расширение представлений о профессиях сотрудников детского сада. |
|
Мониторинг | - | Сентябрь 3- 4 неделя | В период адаптации и обследования воспитателями и специалистами проводятся индивидуальные работы, беседы с детьми, организация совместной деятельности по подгруппам. Развивать у детей познавательную мотивацию. Формировать дружеские отношения между детьми. | Алгоритм работы по лексической теме:
|
Осень | «Овощи» «Фрукты» «Лес. Деревья» «Грибы. Ягоды» | Октябрь 1-4 неделя | Расширение представлений детей об осени. Развитие умений устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Расширение представлений о правилах безопасного поведения на природе. Формирование элементарных экологических представлений. | |
«Я в мире человек» | «Моя страна» «Семья. Моя родословная» | Ноябрь 1-4 неделя | Расширение представлений детей о семье. Формирование представлений о родственных отношениях в семье. Развитие представлений детей о своем внешнем облике. | |
«мой дом, мой город» | «Квартира. Мебель» «Бытовые приборы» «Дом. Улица » | Декабрь 1-3 неделя | Формирование представлений о доме, городе, его истории и культуре. Формирование представлений о ближайшем окружении ребенка. Знакомство с элементарными правилами безопасности. | |
«Новогодний праздник» | «Новый год. Елка» (Празднование Нового года в различных странах) | Декабрь 4 недели | Знакомство с традициями празднования Нового года в различных странах. Закладывание основ праздничной культуры, расширение представлений детей о зиме. Формировать творческие и конструктивные способности детей. | |
«Зима» | «Зимние забавы. Зимние виды спорта» «Домашние птицы» «Зимующие птицы» «Животные нашего края» | Январь 2-4 неделя, февраль 1 неделя | Знакомить с зимними развлечениями, зимними видами спорта. Формировать представление о безопасном поведении зимой. Продолжение знакомства детей с зимой как временем года. Расширение и обогащение знаний детей об особенностях зимней природы. Формирование первичного исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой и льдом. | |
«День защитника Отечества» | «Транспорт. Его виды» «Наша армия. Военные профессии» | Февраль 2-3 неделя | Расширение представлений детей о Российской Армии. Знакомство с разными родами войск, боевой техники. Воспитание детей в духе патриотизма. Любви к Родине. Расширение тендерных представлений, формирование в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины. | |
«8 Марта» | «Мамин праздник» «Ранняя весна. Цветы» | Февраль 4 неделя, март 1-2 неделя | Организация всех видов детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Развивать творческие и конструктивные способности детей. | |
«Знакомство с народной культурой и традициями» | «Народные праздники на Руси (традиции и игры)» Народная игрушка» «Посуда» | Март 3-4 неделя | Продолжение знакомства детей с народными традициями и обычаями. С народным декоративно- прикладным искусством. Расширение представлений о народных традициях, играх. Формирование представлений о предметах домашнего обихода. | |
«Весна» | «День космонавтики» «Перелетные птицы» «Рыбы» | Апрель 1-3 неделя | Формирование у детей обобщенных представлений о весне как времени года, о приспособленности птиц к изменениям в природе. Расширение знаний о характерных признаках весны. | |
Планета Земля | «День Победы» «Город (Москва, Санкт-Петербург)» «Государственная символика России» | Апрель 4 неделя, май 1-2 неделя | Знакомство детей с государственной символикой России. Воспитание детей в духе патриотизма, любви к Родине, через рассказы о людях и подвигах, прославивших страну. | |
Мониторинг | - | Май 3-4 неделя | В период обследования воспитателями и специалистами проводятся индивидуальные работы, беседы с детьми, организация совместной деятельности по подгруппам. Формировать дружеские отношения между детьми. | |
«Лето» | «Лето. Изменения в природе» «Насекомые» «Продукты питания» (залог здоровья) | Июнь 1-4 неделя | Формирование у детей обобщенных представлений о лете, как времени года; признаках лета. Расширение и обогащение представлений о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений. |
Рекомендации к изучению лексических тем: «Профессии», «Труд взрослых», «Сезонные изменения в живой и неживой природе» (изменения в погоде, растения, животные, птицы, человек) проходят в течение всего учебного года.
Формы оздоровительной работы в группе, система закаливания
Элементы повседневного закаливания
- Воздушно- температурный режим (Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды)
- Утренняя гимнастика (в теплое время года проводиться на улице, в холодное время в группе)
- Сквозное проветривание в отсутствии детей.
- Физкультминутки во время занятий, подвижные игры, упражнения на дыхание.
- Физкультурные занятия в зале(+18)
- Прогулка утренняя и вечерняя (до -15)
- Сон с доступом свежего воздуха
- Гигиенические процедуры (ежедневно в течение дня)
- Утренний прием детей на улице (в теплый период)
2.2 План работы с родителями
месяц | мероприятия | тема | наглядность | примечания |
Сентябрь | Родительское собрание Индивидуальные беседы Фотовыставка Рекомендации | Безопасное поведение на дорогах (воспитатели группы) Выступления педагога по петербурговедению Выборы родительского комитета Знакомство с родителями вновь прибывших детей. Анкетирование «Как я провел лето» «Безопасность детей на улице» | Информационный стенд для родителей На стенде | 10 сентября В холле сада |
Октябрь | Досуг с родителями Фотоальбом Мастерская Рекомендации | «Домашний театр» «Моя семья» Помощь родителей в изготовлении элементов декораций для кукольного театра Консультация в уголок здоровья: «Витаминный календарь. Осень». | В группе На стенде | Третья неделя |
Ноябрь | Осенний праздник Досуг с родителями Консультация Мастер-класс | «Колосок» «День матери» «Развитие речи детей» Готовим подарок для детей-кукла из ниток | Готовим костюмы Помогают родители В группе На стенде | Первая неделя месяца Последняя неделя Третья неделя |
Декабрь | Новогодний праздник Открытое занятие для родителей Консультация Мастерская | «Новогодняя сказка» «Растем, играя» «Как провести выходной день с ребенком» «Новогодняя мастерская» | Готовим костюмы Помогают родители На стенде Готовим с родителями украшения и подарки | Последняя неделя Первая неделя Вторая неделя |
Январь | Родительское собрание Совместная деятельность Консультация Мастер класс | Снежные постройки для зимних игр на участке В родительский уголок «Поощрять или наказывать» Знакомство с профессией художника гримера | Объявление-приглашение для родителей На стенде | в выходные каникулы последняя неделя |
Февраль | Спортивный досуг Газета Сказки для родителей Рекомендации | «Лучше папы в мире нет!» «Наши замечательные папы» Театрализованное представление «Заюшкина избушка» «Как предупредить весенний авитаминоз» | В группе На стенде | Третья неделя Третья неделя Первая неделя |
Март | Праздник для мам Выставка Рекомендации | Ко дню 8 марта Поделки родителей и детей «Наши увлечения» «Если ребенок невнимателен. Игры на внимание» | В группе На стенде | Первая неделя |
Апрель | Сказки для родителей Выставка Консультации | Театрализованное представление «Три поросенка» Поделки с родителями к Пасхе Все о компьютерных играх | В родительском уголке | Вторая неделя |
Май | Родительское собрание Совместное развлечение рекомендации |
«Вот и стали мы взрослее» «Безопасность ребенка на воде» | На стенде | Третья неделя |
Система работы с родителями воспитанников.
Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав и Конвенция о правах ребенка), а также законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации), ФГОС До. Наиболее важные положения этих документов нашли отражение в данной программе:
- Уважение личности ребенка;
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей, педагогов) и детей;
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- Бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;
- Взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.
3.Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение
Магнитофон 1
3.2Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Образовательная область | Стратегия взрослого | Особенности развивающей среды |
Физическая | Ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться; обучать детей правилам безопасности создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере; использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать. Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; участвовать с элементами соревнования. Знакомить с народными играми. | Игровое и спортивное оборудование Мячи разных размеров и назначения Скакалки, обручи, кегли, тренажеры Оборудование для развития крупной моторики на площадке |
Познавательная | Стимулировать детскую познавательную активность педагог может: Регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления; регулярно предлагая детям открытые, творческие вопросы, в том числе проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы; обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия; Позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации; Организуя обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения; Строя обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии; Помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях; Предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в т.ч. наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу. | Конструкторы Материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования шнуровки различной сложности Логические игры Развивающие игры Палочки Кьюзенера Блоки Дьенеша Настольно-печатные игры по возрасту Серии картинок по темам Схемы Складные кубики Пазлы Мелкая мозаика Дидактические игры и игрушки (народные, электронные, компьютерные) |
Речевая | Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.). В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. | Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов Мини-коллекция (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала) Иллюстрированные книги, открытки, Фотографии с достопримечательностями родного края Репродукции картин |
Социально- коммуникативная | С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь: Создавать в течение дня условия для свободной игры детей; Определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь; Наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре; Отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех у кого игра развита слабо; Косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей). Кроме того, педагоги должны знать детскую субкультуру: наиболее типичные роли и игры детей, понимать их значимость. Воспитатели должны устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности. Спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей. | Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, комплекты костюмов для сюжетно-ролевых игр по профессиям Муляжи Наборы продуктов Куклы различные Коляски Наборы продуктов Различные виды транспорта Разные виды кукол для театрализации Костюмы Элементы костюмов Атрибуты |
Художественно -эстетическая | Развивать художественные наклонности в пении, рисовании, музицировании. Поддерживать увлечения детей разнообразной художественной и познавательной деятельностью, создавать условия для посещения кружков и студий. Планировать время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения. Создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности; конструирование в ходе совместной деятельности. | Материалы для творчества: для рисования, аппликации, лепки. Изделия народных промыслов. Детские музыкальные инструменты Аудиозаписи Магнитофон Конструкторы с мелкими элементами Иллюстрированные книги Репродукции картин |
Перечень основной документации воспитателя.
Локальные акты по обеспечению деятельности воспитателя:
(срок хранения - постоянно)
1.1 Должностная инструкция воспитателя.
1.2 Инструкция по охране жизни и здоровья детей.
1.3 Инструкция по охране труда.
2. Документация по организации работы воспитателя:
2.1 Основная общеобразовательная программа дошкольного образования по возрастным группам.
2.2 Перспективное и календарное планирование в соответствии с Положением о планировании.
2.3 Расписание НОД.
2.4 Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО ( педагогическая диагностика, мониторинг интегративных качеств).
2.5 Оснащение предметно – развивающей среды в соответствии с возрастной группой.
2.6 Распорядок жизни группы.
2.7 Портфолио воспитателя (находится в группе или в методическом кабинете ДОУ.
3.Документация по организации работы с воспитанниками ДОУ.
3.1 Табель посещаемости детей.
3.2 Сведения о детях и родителях.
3.3 Лист здоровья на воспитанников группы.
3.4 Режим дня группы на теплый и холодный период времени.
4. Документация по организации взаимодействия с родителями и семьями воспитанников.
4.1 Социальный паспорт семей воспитанников группы (Приложение№5).
4.2 План взаимодействия с родителями воспитанников группы.
4.3 Протоколы родительских собраний группы.
Регламентирующая документация, регулирующая деятельность воспитателя ДОУ.
Конституция страны;
Конвенция, принятая в ООН по правам детей;
нормы принятого закона «Об образовании»;
все федеральные законы, которые гарантируют права ребенка в стране;
все региональные или федеральные программы, направленные на улучшение дошкольного образования;
перечень санитарно-эпидемиологических требований к содержанию, созданию и организации режима деятельности детсада;
типовые положения. Каждый детский сад разрабатывает свои положения, определяемые его видом;
локальные виды актов: уставы, основные правила внутреннего распорядка, заключенный коллективный или трудовой договор, а также установленные должностные инструкции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Консультация для педагогов "Разработка рабочей программы педагога ДОУ"
Данный конспект может использоваться старшими воспитателями, воспитателями для обучения педагогов составлению рабочих программ, в том числе программы кружкой работы с детьми....

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"
Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"...

Консультация для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Консультация для педагогов ДОУ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...