Рабочая программа педагога ДОУ
рабочая программа (старшая группа) на тему
Рабочая программа педагога ДОУ с учётом
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (старшая группа, 5-6 лет).
Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_st.gr_.2018.doc | 337 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа педагога ДОУ с учётом
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (старшая группа, 5-6 лет).
Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год, рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей.
3. Перспективное планирование по образовательным областям.
4. Пример региональной модели перспективного планирования.
5. Коррекционная работа. Работа с родителями.
6. Система мониторинга.
7. Результаты освоения программы.
8. Учебно-методическое сопровождение.
9. Список литературы.
Пояснительная записка
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Задачи:
1. способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;
2. обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;
3. реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД), самостоятельной деятельности (СД), режимных моментах, работе с родителями.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Возрастные особенности развития детей 5-6 лет (старшая группа)
Ребенок 5-6 лет может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи.
Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Режим дня дошкольного образовательного учреждения.
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
время приёма пищи;
укладывание на дневной сон;
общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей старшей группы и способствует их гармоничному развитию.
Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 5-6 лет составляет 5,5 - 6 часов.
Организация жизни и деятельности детей спланирована согласно СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013 г. N 26.
Холодный период года
Режимные моменты | Старшая группа 5-6 лет |
Приём детей, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика, гигиенические процедуры | 7.00-8.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.25-8.50 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 8.50-9.10 |
Организованная детская деятельность, занятия со специалистами (указано общая длительность, включая перерывы и динамические паузы + второй завтрак 10.10-10.20) | 9.10-10.55 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, индивидуальная работа, трудовые поручения) | 10.55-12.35 |
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры | 12.35-12.45 |
Подготовка к обеду. Обед | 12.45-13.10 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.10-15.00 |
Постепенный подъем, воздушные процедуры, бодрящая гимнастика, подготовка к полднику | 15.00-15.25 |
Полдник | 15.25-15.40 |
Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность | 15.40-16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.30-18.00 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, уход детей домой | 18.00-19.00 |
Теплый период года
Режимные моменты | Старшая 5-6 лет |
Утренний прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика(на улице) | 7.00-8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20-8.50 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 8.50-9.00 |
Совместная деятельность детей с педагогом | 9.00-10.00 |
Второй завтрак | 10.00-10.20 |
Подготовка к прогулке | 10.20-10.35 |
Прогулка (игры, наблюдения, индивидуальная работа, трудовые поручения) | 10.35-12.15 |
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры | 12.15-12.30 |
Подготовка к обеду. Обед | 12.30-13.00 |
Гигиенические процедуры, подготовка ко сну | 13.00-13.20 |
Дневной сон | 13.20-15.30 |
Постепенный подъем, воздушные процедуры, водные процедуры, подготовка к полднику | 15.30-15-45 |
Полдник | 15.45-16.10 |
Чтение художественной литературы | 16.10-16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.30-16.45 |
Возвращение с прогулки, игры, уход детей домой | 16.45-19.00 |
СЕТКА-РАСПИСАНИЕ
КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗОВАННЫХ ВИДОВ
ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Старшая группа, 2018\2019 учебный год
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Речевое развитие. Чтение художествен ной литературы. Физическая культура(физи ческое развитие) | Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора). Художественное творчество (рисование). Музыка (худ. эстетическое развитие). | Познание(формирование элементарных математических представлений) Художествен ное творчество (лепка, аппликация) Физическая культура(физическое развитие). | Речевое развитие. Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора). Физическая культура (физическое развитие) | Музыка(худ. эстетическое развитие). Художественное творчество (рисование). Музыка (худ. эстетическое развитие). |
Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих образовательных областей:
• Физическое развитие;
• Социально – коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно – эстетическое развитие.
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления: здоровье и физическая культура, по содержанию – часто интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие имеет направления коммуникация, труд, безопасность. В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями «Познавательное» и « Речевое» развитие.
Образовательная область « Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и окружающий мир.
Образовательная область «Речевое развитие» , предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями.
Образовательная область « Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.
Содержание рабочей программы завершают «Целевые ориентиры возможных достижений детей», что соответствует требованиям Федеральных Государственных стандартов дошкольного образования ( приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. Министерства образования и науки РФ).
Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Оценка здоровья детей группы
Общая численность детей 24
Группа, возраст | ЧБД | Группа здоровья | В том числе | |||||||
Старшая, 5-6 лет | I | II | III | Другая | Нарушения речевого развития | Лор- паталогия | Заболевания опорно-двигательного аппарата | Аллергия | Другое | |
24 |
Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют основные приоритеты в реализации образовательной программы -физическое развитие и оздоровление воспитанников.
Индивидуальные особенности детей группы
Группа, возраст | Пол | Тип темперамента | Социально- эмоциональная сфера | Познавательная сфера | |
ж | м | ||||
Старшая группа 24 человека, 5-6 лет | Сангвистический- Холестерический- Флегматический - Меланхолический- | Агрессивность- Тревожность- Застенчивость- Гиперактивность- | Соответствует норме развития |
Наибольшее число детей являются активными, подвижными, настойчивыми и азартными, что при определении психотипа присуще сангвиникам и холерикам. Также в группе есть дети спокойные и медлительные, их немного меньше. Данная образовательная программа определяет планомерную работу по осуществлению индивидуального подхода к детям в воспитании и обучении их в различных видах деятельности.
Сведения о семьях воспитанников группы.
Критерии | Кол-во детей |
Полная семья | |
Неполная семья | |
Многодетная семья | |
Проблемная семья | - |
Семья с опекуном | - |
Этническая семья (по желанию) | - |
Максимально допустимый объем дневной образовательной нагрузки.
Возраст детей | Продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности | Максимально допустимый объем нагрузки в день, в том числе в первой и второй половине дня |
Старшая группа, 5-6 лет | 25 мин. | Первая половина дня - 50-75минут, Вторая половина дня - нагрузка отсутствует |
Учебный план.
Образовательные области | Образовательная нагрузка |
Познавательное развитие (формирование представлений об окружающем, познавательно-исследовательская деятельность) | 1 |
Познавательное развитие (развитие математических представлений) | 1 |
Речевое развитие | 2 |
Физическое развитие | 3 |
Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие) | 2 |
Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность) | 2 |
Художественно-эстетическое развитие (конструктивно-модельная деятельность) | 0.5 0.5 |
Социально-коммуникативное развитие | В совместной деятельности в ходе режимных моментов |
Количество НОД в неделю | 13 |
Объём недельной образовательной нагрузки | 6,5 часов |
Примерная модель планирования образовательной работы с детьми на день.
Тема недели: Полезные продукты.
Тема проекта: Здоровый образ жизни.
День недели | Режимные моменты. Образовательная деятельность. | Интеграция образовательных областей | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей. | Создание условий для самостоятельной деятельности детей(в центрах активности). | |
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | ||||
Вторник | Утро: дежурство, свободное общение, утренняя гимнастика, гигиенические процедуры, завтрак игры малой подвижности, рисование, гигиенические процедуры, второй завтрак, подготовка к прогулке, прогулка. Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, обед, дневной сон. | Художественно-эстетическая Познавательная Социально- коммуникативная Физическая Речевая | Совместная игровая деятельность: подвижные игры "Затейники", "Мышеловка". Совместный труд-уборка в уголке спортивного инвентаря. Рассматривание узора снежинки. Познавательная (конструирование) "Мосты". Цель: дать представление о мостах, об их функциональном назначении, учить детей создавать прочные конструкции, развивать творческую активность, воображение . Музыка. Художественное творчество(рисование)"Наши зимние забавы". Цель: учить рисовать фигуру человека (ребенка) в зимней одежде (комбинезоне, передавая форму частей тела, их расположение, пропорцию, учить передавать простые движения рук и ног, развивать умение передавать в рисунке свое отношение к зимним играм; прививать любовь к здоровому образу жизни и занятиям спортом. | Индивидуальная беседа"Что такое семья?" "Большая ли у тебя семья?" Воспитывать любовь к семье, к близким . Закрепление культурно-гигиенических навыков. Совершенствовать умения быстро и аккуратно умываться, соблюдая порядок в умывальной комнате. Воспитывать доброжелательное отношение к другим. | Самостоятельная деятельность детей в различных центрах активности: Рисование, конструирование, логические и настольно-печатные игры Обогащение предметно-развивающей среды в группе. Активизация детей (создание мотивации) на самостоятельную деятельность в уголках: книги, природы, художественного творчества, творческих игр и др. Создание проблемных ситуаций. Творческие задания |
Вечер: оздоровительные, закаливающие, и гигиенические процедуры, полдник, игры, чтение, совместный труд, прогулка. | Дидактическая игра лото «Одежда в любую погоду» . Рассматривание репродукций В. Сурикова «Взятие снежного городка», иллюстраций зимних пейзажей; | Упражнение:"Прокати слово с горки" — ребенку предлагается протяжно произносить односложные слова, например "дом", "ком". Цель - упражнять голосовые связки. | |||
Модель планирования прогулки на неделю
C____по____ _____________.
Тема недели Здоровый образ жизни
Тема проекта Здоровый образ жизни
Образовательные области | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей. | Создание условий для самостоятельной детской деятельности. | |
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | ||
Физическое развитие | Подвижные и спортивные игры. "Сделай фигуру" "Мороз красный нос" "Пустое место" "Пятнашки" "Взятие снежной крепости" "Два мороза" | Обучающая игра "Что сначала, что потом?" "Лабиринт"- иди след в след. | Создание мотивации к сюжетно-ролевым и театрализованным играм. Решение проблемных ситуаций. Свободное общение на разные темы, ситуативные разговоры. Создание мотивации к коммуникативной деятельности. Творческие задания. |
Социально-коммуникативное | Трудовые поручения: постройка горки или снеговика по выбору детей. | Активизировать добрые, чуткие, отзывчивые отношения между детьми, учить видеть негативные последствия для других своих неосторожных действий. | |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская деятельность: Наблюдение за сезонными осадками – снег, хлопья, крупа; явлениями природы – метель, вьюга, поземка. | "Какой лед?" — дети дают описание льда. "Почему Мороз рисует узоры на окне?" "Почему хрустит снег под ногами?" | |
Речевое развитие | Дидактическая игра "Когда это бывает?" Дидактическая игра "Придумать предложение" — дети придумывают предложение с заданным словом. | "Слова-родственники" — дети подбирают однокоренные слова к слову "снеговик". Цель : упражнять в подборе однокоренных слов. | |
Художественно-эстетическое развитие | Составление узоров из цветных ледышек.(Залив подцвеченной красками водой формочки, дети получат разноцветные ледышки, которыми можно украсить участок.) Рисование на снегу. | Лепим снеговика. Лепим пирожки и калачи. |
Система образовательной работы с детьми старшей группы
ГБОУ лицея №572 на 2018 учебный год.
НОД | Совместная деятельность взрослого и детей (указать, как часто организуется работа с детьми в разных видах детской деятельности). | ||||||||
Игровая | Коммуникативная | Восприятие худ. литературы и фольклора | Познавательно-исследовательская | Двигательная | Изобразителная | Музыкальная | Трудовая | Конструирование | |
Всего в неделю: 13 видов НОД. Недельная образовательная нагрузка — не более 2 ч 45 мин, перерыв между НОД — 10 мин (в соответствии с СанПиНом) | Пальчиковые игры ежедневно. Игровые и проблемные ситуации ежедневно. Ролевые игры — 2 раза в неделю. Дидактические игры ежедневно. Театрализованные игры — 2 раз в неделю. Строительные игры — 3 раз в нед. Игры на развитие мелкой моторики ежедневно | Словесные игры и упражнения ежедневно. Общение на свободные темы в играх и режимных моментах — ежедневно. Составление рассказов по картине, — 1 раз в неделю. Рассказывание по прочитанным произведениям — 1 раз в неделю. Разучивание стихов — 1 раз в неделю. Речевые упражнения с движением ежедневно | Знакомство с фольклором, чтение литературных произведений ежедневно | Наблюдения в природе- ежедневно. Опыты с водой, песком, снегом — 2—раза в неделю. Дидактические игры — ежедневно | Разные виды гимнастик, подвижные игры, игры малой и средней подвижности, подвижные игры — ежедневно. Элементы закаливания (босохождение, «Дорожка здоровья») — ежедневно | Художественное творчество — 3 раза в неделю | Хороводные игры ежедневно. Слушание музыки (фольклорные, классические, современные произведения) — 2 раза в неделю. Музыкально-дидактические игры — 2 раза в неделю. Игры со звучащими игрушками- 2 раза в неделю. Пение — 2 раза в неделю. | Самообслуживание(умывание, соблюдение опрятности в одежде-ежедневно. Элементарные трудовые поручения- ежедневно. Знакомство с трудом взрослых - 2 раза в неделю. | Конструирование - 2 раза в неделю. |
Развитие речи | 2 раза в неделю |
Чтение художественной литературы | Ежедневно |
Художественное творчество: Рисование Лепка Аппликация | 3 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели |
Физическая культура | 3 раза в неделю |
Музыка | 2 раза в неделю |
Общее количество | 15 |
1.2 Планируемые результаты
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств
- и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
В учебный период проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1.индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2.оптимизации работы с группой детей.
В основе оценки лежат следующие принципы:
• Она строится на основе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности).
• Тесты проводят педагоги, специалисты, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают ребенка.
• Оценка максимально структурирована.
Анализ осуществляется в соответствии с показателями развития ребенка по образовательным областям, представленным в общих диагностических листах по каждому возрасту. Для этого заполняются соответствующие карты наблюдения на группу. Карты наблюдения позволяют получить наглядную картину усвоения программного содержания, как по группе, так и суммарные показатели по каждому ребенку. Это помогает педагогам планировать индивидуальную работу с детьми, вносить коррективы в содержание образовательной деятельности. Низкие показатели на конец года указывают педагогам на те области, в отношении которых должна быть усилена работа с отдельными детьми или всей группой.
Методика оценивания предусматривает критерии выставления того или иного балла по каждому параметру. Параметры, оцениваемые специалистами, выделены в отдельные подразделы. Все данные заносятся в сводные таблицы оценки динамики детей.
Система оценок мониторинга трехуровневая: « качество проявляется устойчиво» (2 балла), «качество проявляется неустойчиво», то есть, по сути, находится в зоне ближайшего развития, в стадии становления, и проявляется лишь в совместной со взрослым деятельности(1 балл), «качество не проявляется» (0 баллов).
Результаты мониторинга выражены в процентах и объективно показывают:
• Успешность освоения программы каждым ребенком;
• Успешность освоения содержания выделенных в Программе образовательных областей всей группой детей;
Динамика изменений степени освоения содержания образовательных областей каждым ребенком индивидуально и группой детей в целом за весь учебный год определяется путем сравнения результатов, полученных на начало года и на конец года. Если итоговое значение по какому – либо из параметров ниже 75%, то необходима более активная работа с группой детей по данному направлению. Возможно, педагогу следует пересмотреть методы и формы организации образовательной работы. Если к концу год показатели развития ребенка оказываются меньше 50 %, то разрабатывается индивидуальная программа мероприятий, способствующих активизации процесса развития ребенка.
2. Содержательный раздел
2.1 Образовательная деятельность.
В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. В модели образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых мероприятий с повседневной жизнью детей в детском саду работа по физическому и музыкальному развитию представлена частично, лишь та ее часть, которая позволяет обеспечить принцип интеграции образовательных областей и комплексно-тематическое построение процесса.
Перспективное планирование.
Образовательные области | Задачи психолого-педагогической работы (должны соответствовать проектами, календарно-тематическим планированием образовательным направлениям) |
Сентябрь-ноябрь | |
Социально-коммуникативное развитие |
|
Познавательное развитие |
Формирование элементарных математических представлений. Количество и счет.
Величина.
Форма.
Ориентировка в пространстве.
Ориентировка во времени.
Ознакомление с миром природы.
Сезонные наблюдения.
|
Речевое развитие |
Формирование словаря.
Звуковая культура речи.
Грамматический строй речи.
Связная речь.
|
Художественно=эстетическое развитие |
Рисование.
Лепка.
Аппликация.
|
Физическое развитие |
|
Развитие игровой деятельности |
|
Образовательные области | Декабрь- февраль |
Социально- коммуникативное развитие |
|
Познавательное развитие |
Формирование элементарных математических представлений. Количество и счет.
Величина.
Форма.
Ориентировка в пространстве.
Ориентировка во времени.
Ознакомление с миром природы.
Сезонные наблюдения.Зима.
|
Речевое развитие |
Формирование словаря.
Звуковая культура речи.
Грамматический строй речи.
Связная речь.
Совершенствовать диалогическую форму речи.
|
Художественно-эстетическое развитие | Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. Рисование.
Лепка.
Аппликация.
|
Физическое развитие |
|
Развитие игровой деятельности |
|
Социально-коммуникативное развитие | Март-май
|
Познавательное развитие |
Формирование элементарных математических представлений. Количество и счет.
Величина.
Форма.
Ориентировка во времени.
Ознакомление с миром природы.
|
Речевое развитие | Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Формирование словаря.
Звуковая культура речи.
Грамматический строй речи.
|
Художественно-эстетическое развитие | Рисование.
Лепка.
Аппликация.
|
Физическое развитие |
|
Развитие игровой деятельности |
|
Комплексно-тематическое планирование
Тема | Лексические подтемы | Период | Развернутое содержание работы | |
Воспитатель | Учитель - логопед | |||
День Знаний | «Скоро в школу» «Детский сад. Игрушки» | Август 3-4 недели Сентябрь 1-2 недели | Развитие у детей познавательной мотивации, интереса к школе, книгам. Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. Продолжение знакомства с детским садом, как ближайшим социальным окружением, расширение представлений о профессиях сотрудников детского сада. |
|
Мониторинг | - | Сентябрь 3- 4 неделя | В период адаптации и обследования воспитателями и специалистами проводятся индивидуальные работы, беседы с детьми, организация совместной деятельности по подгруппам. Развивать у детей познавательную мотивацию. Формировать дружеские отношения между детьми. | Алгоритм работы по лексической теме:
|
Осень | «Овощи» «Фрукты» «Лес. Деревья» «Грибы. Ягоды» | Октябрь 1-4 неделя | Расширение представлений детей об осени. Развитие умений устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Расширение представлений о правилах безопасного поведения на природе. Формирование элементарных экологических представлений. | |
«Я в мире человек» | «Моя страна» «Семья. Моя родословная» | Ноябрь 1-4 неделя | Расширение представлений детей о семье. Формирование представлений о родственных отношениях в семье. Развитие представлений детей о своем внешнем облике. | |
«мой дом, мой город» | «Квартира. Мебель» «Бытовые приборы» «Дом. Улица » | Декабрь 1-3 неделя | Формирование представлений о доме, городе, его истории и культуре. Формирование представлений о ближайшем окружении ребенка. Знакомство с элементарными правилами безопасности. | |
«Новогодний праздник» | «Новый год. Елка» (Празднование Нового года в различных странах) | Декабрь 4 недели | Знакомство с традициями празднования Нового года в различных странах. Закладывание основ праздничной культуры, расширение представлений детей о зиме. Формировать творческие и конструктивные способности детей. | |
«Зима» | «Зимние забавы. Зимние виды спорта» «Домашние птицы» «Зимующие птицы» «Животные нашего края» | Январь 2-4 неделя, февраль 1 неделя | Знакомить с зимними развлечениями, зимними видами спорта. Формировать представление о безопасном поведении зимой. Продолжение знакомства детей с зимой как временем года. Расширение и обогащение знаний детей об особенностях зимней природы. Формирование первичного исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой и льдом. | |
«День защитника Отечества» | «Транспорт. Его виды» «Наша армия. Военные профессии» | Февраль 2-3 неделя | Расширение представлений детей о Российской Армии. Знакомство с разными родами войск, боевой техники. Воспитание детей в духе патриотизма. Любви к Родине. Расширение тендерных представлений, формирование в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины. | |
«8 Марта» | «Мамин праздник» «Ранняя весна. Цветы» | Февраль 4 неделя, март 1-2 неделя | Организация всех видов детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Развивать творческие и конструктивные способности детей. | |
«Знакомство с народной культурой и традициями» | «Народные праздники на Руси (традиции и игры)» Народная игрушка» «Посуда» | Март 3-4 неделя | Продолжение знакомства детей с народными традициями и обычаями. С народным декоративно- прикладным искусством. Расширение представлений о народных традициях, играх. Формирование представлений о предметах домашнего обихода. | |
«Весна» | «День космонавтики» «Перелетные птицы» «Рыбы» | Апрель 1-3 неделя | Формирование у детей обобщенных представлений о весне как времени года, о приспособленности птиц к изменениям в природе. Расширение знаний о характерных признаках весны. | |
Планета Земля | «День Победы» «Город (Москва, Санкт-Петербург)» «Государственная символика России» | Апрель 4 неделя, май 1-2 неделя | Знакомство детей с государственной символикой России. Воспитание детей в духе патриотизма, любви к Родине, через рассказы о людях и подвигах, прославивших страну. | |
Мониторинг | - | Май 3-4 неделя | В период обследования воспитателями и специалистами проводятся индивидуальные работы, беседы с детьми, организация совместной деятельности по подгруппам. Формировать дружеские отношения между детьми. | |
«Лето» | «Лето. Изменения в природе» «Насекомые» «Продукты питания» (залог здоровья) | Июнь 1-4 неделя | Формирование у детей обобщенных представлений о лете, как времени года; признаках лета. Расширение и обогащение представлений о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений. |
Рекомендации к изучению лексических тем: «Профессии», «Труд взрослых», «Сезонные изменения в живой и неживой природе» (изменения в погоде, растения, животные, птицы, человек) проходят в течение всего учебного года.
Формы оздоровительной работы в группе, система закаливания
Элементы повседневного закаливания
- Воздушно- температурный режим (Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды)
- Утренняя гимнастика (в теплое время года проводиться на улице, в холодное время в группе)
- Сквозное проветривание в отсутствии детей.
- Физкультминутки во время занятий, подвижные игры, упражнения на дыхание.
- Физкультурные занятия в зале(+18)
- Прогулка утренняя и вечерняя (до -15)
- Сон с доступом свежего воздуха
- Гигиенические процедуры (ежедневно в течение дня)
- Утренний прием детей на улице (в теплый период)
2.2 План работы с родителями
месяц | мероприятия | тема | наглядность | примечания |
Сентябрь | Родительское собрание Индивидуальные беседы Фотовыставка Рекомендации | Безопасное поведение на дорогах (воспитатели группы) Выступления педагога по петербурговедению Выборы родительского комитета Знакомство с родителями вновь прибывших детей. Анкетирование «Как я провел лето» «Безопасность детей на улице» | Информационный стенд для родителей На стенде | 10 сентября В холле сада |
Октябрь | Досуг с родителями Фотоальбом Мастерская Рекомендации | «Домашний театр» «Моя семья» Помощь родителей в изготовлении элементов декораций для кукольного театра Консультация в уголок здоровья: «Витаминный календарь. Осень». | В группе На стенде | Третья неделя |
Ноябрь | Осенний праздник Досуг с родителями Консультация Мастер-класс | «Колосок» «День матери» «Развитие речи детей» Готовим подарок для детей-кукла из ниток | Готовим костюмы Помогают родители В группе На стенде | Первая неделя месяца Последняя неделя Третья неделя |
Декабрь | Новогодний праздник Открытое занятие для родителей Консультация Мастерская | «Новогодняя сказка» «Растем, играя» «Как провести выходной день с ребенком» «Новогодняя мастерская» | Готовим костюмы Помогают родители На стенде Готовим с родителями украшения и подарки | Последняя неделя Первая неделя Вторая неделя |
Январь | Родительское собрание Совместная деятельность Консультация Мастер класс | Снежные постройки для зимних игр на участке В родительский уголок «Поощрять или наказывать» Знакомство с профессией художника гримера | Объявление-приглашение для родителей На стенде | в выходные каникулы последняя неделя |
Февраль | Спортивный досуг Газета Сказки для родителей Рекомендации | «Лучше папы в мире нет!» «Наши замечательные папы» Театрализованное представление «Заюшкина избушка» «Как предупредить весенний авитаминоз» | В группе На стенде | Третья неделя Третья неделя Первая неделя |
Март | Праздник для мам Выставка Рекомендации | Ко дню 8 марта Поделки родителей и детей «Наши увлечения» «Если ребенок невнимателен. Игры на внимание» | В группе На стенде | Первая неделя |
Апрель | Сказки для родителей Выставка Консультации | Театрализованное представление «Три поросенка» Поделки с родителями к Пасхе Все о компьютерных играх | В родительском уголке | Вторая неделя |
Май | Родительское собрание Совместное развлечение рекомендации |
«Вот и стали мы взрослее» «Безопасность ребенка на воде» | На стенде | Третья неделя |
Система работы с родителями воспитанников.
Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав и Конвенция о правах ребенка), а также законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации), ФГОС До. Наиболее важные положения этих документов нашли отражение в данной программе:
- Уважение личности ребенка;
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей, педагогов) и детей;
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- Бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;
- Взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.
3.Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение
Магнитофон 1
3.2Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Образовательная область | Стратегия взрослого | Особенности развивающей среды |
Физическая | Ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться; обучать детей правилам безопасности создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере; использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать. Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; участвовать с элементами соревнования. Знакомить с народными играми. | Игровое и спортивное оборудование Мячи разных размеров и назначения Скакалки, обручи, кегли, тренажеры Оборудование для развития крупной моторики на площадке |
Познавательная | Стимулировать детскую познавательную активность педагог может: Регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления; регулярно предлагая детям открытые, творческие вопросы, в том числе проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы; обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия; Позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации; Организуя обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения; Строя обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии; Помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях; Предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в т.ч. наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу. | Конструкторы Материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования шнуровки различной сложности Логические игры Развивающие игры Палочки Кьюзенера Блоки Дьенеша Настольно-печатные игры по возрасту Серии картинок по темам Схемы Складные кубики Пазлы Мелкая мозаика Дидактические игры и игрушки (народные, электронные, компьютерные) |
Речевая | Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.). В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. | Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов Мини-коллекция (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала) Иллюстрированные книги, открытки, Фотографии с достопримечательностями родного края Репродукции картин |
Социально- коммуникативная | С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь: Создавать в течение дня условия для свободной игры детей; Определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь; Наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре; Отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех у кого игра развита слабо; Косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей). Кроме того, педагоги должны знать детскую субкультуру: наиболее типичные роли и игры детей, понимать их значимость. Воспитатели должны устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности. Спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей. | Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, комплекты костюмов для сюжетно-ролевых игр по профессиям Муляжи Наборы продуктов Куклы различные Коляски Наборы продуктов Различные виды транспорта Разные виды кукол для театрализации Костюмы Элементы костюмов Атрибуты |
Художественно -эстетическая | Развивать художественные наклонности в пении, рисовании, музицировании. Поддерживать увлечения детей разнообразной художественной и познавательной деятельностью, создавать условия для посещения кружков и студий. Планировать время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения. Создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности; конструирование в ходе совместной деятельности. | Материалы для творчества: для рисования, аппликации, лепки. Изделия народных промыслов. Детские музыкальные инструменты Аудиозаписи Магнитофон Конструкторы с мелкими элементами Иллюстрированные книги Репродукции картин |
Перечень основной документации воспитателя.
Локальные акты по обеспечению деятельности воспитателя:
(срок хранения - постоянно)
1.1 Должностная инструкция воспитателя.
1.2 Инструкция по охране жизни и здоровья детей.
1.3 Инструкция по охране труда.
2. Документация по организации работы воспитателя:
2.1 Основная общеобразовательная программа дошкольного образования по возрастным группам.
2.2 Перспективное и календарное планирование в соответствии с Положением о планировании.
2.3 Расписание НОД.
2.4 Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО ( педагогическая диагностика, мониторинг интегративных качеств).
2.5 Оснащение предметно – развивающей среды в соответствии с возрастной группой.
2.6 Распорядок жизни группы.
2.7 Портфолио воспитателя (находится в группе или в методическом кабинете ДОУ.
3.Документация по организации работы с воспитанниками ДОУ.
3.1 Табель посещаемости детей.
3.2 Сведения о детях и родителях.
3.3 Лист здоровья на воспитанников группы.
3.4 Режим дня группы на теплый и холодный период времени.
4. Документация по организации взаимодействия с родителями и семьями воспитанников.
4.1 Социальный паспорт семей воспитанников группы (Приложение№5).
4.2 План взаимодействия с родителями воспитанников группы.
4.3 Протоколы родительских собраний группы.
Регламентирующая документация, регулирующая деятельность воспитателя ДОУ.
Конституция страны;
Конвенция, принятая в ООН по правам детей;
нормы принятого закона «Об образовании»;
все федеральные законы, которые гарантируют права ребенка в стране;
все региональные или федеральные программы, направленные на улучшение дошкольного образования;
перечень санитарно-эпидемиологических требований к содержанию, созданию и организации режима деятельности детсада;
типовые положения. Каждый детский сад разрабатывает свои положения, определяемые его видом;
локальные виды актов: уставы, основные правила внутреннего распорядка, заключенный коллективный или трудовой договор, а также установленные должностные инструкции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
творческий отчет о выполнении общеобразовательной программы ДОУ и рабочей программы педагога
отчет за год 2012-2013 подготовительная группа...
Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования (старшая группа, 5 – 6 лет). Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рожд
Рабочая программа разработанная Натальей Васильевной для работы с детьми 5-6 лет, расчитанна на 36 недель. Охватывает образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речев...
Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования
Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования Санкт-Петербургская ака...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образован
Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...