Конструктор сетевого образовательного события в ДОУ.
статья на тему

Роговая Людмила Сергеевна

В статье и в презентации рассказывается об опыте использования сетевого взаимодействия в решении образовательных задач ДОУ, даётся подробное описание проектирования сетевых образовательных событий в рамках одного из тематических проектов (конструктор сетевых образовательных событий) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструктор сетевого образовательного события в ДОУ.

Роговая Людмила Сергеевна - старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Колокольчик»

С развитием высоких технологий и переходом коммуникативных связей в информационное пространство на смену традиционным формам приходят новые формы взаимодействия ОО с социумом. Мы понимаем, что один детский сад не даст того образования, которое требуется детям XXI  века – чем шире образовательный процесс, чем больше в нём задействовано образованных взрослых, тем эффективнее для ребёнка проходит социальная адаптация.

Мы поставили перед собой цель – создание современного сетевого взаимодействия для более эффективной реализации инновационной образовательной модели «Лего-детский сад».

Определили следующие задачи:

  • изучить нормативно-правовую базу по реализации сетевого взаимодействия субъектов образования в едином ИМП;
  • определить потенциальных участников сетевого взаимодействия (по вертикали и горизонтали);
  • разработать и утвердить документы, регламентирующие сетевое взаимодействие  ДОУ с другими участниками сети;
  • разработать систему методической работы по повышению профессиональной  компетентности педагогов через сетевое взаимодействие с образовательными и социокультурными организациями;
  • активизировать процесс реализации вариативности образовательной деятельности ДОУ посредством выхода в сетевое пространство;
  • повысить качество и эффективность  образовательной деятельности ДОУ в результате  расширения  информационно — образовательного и социокультурного пространства;
  • оптимизировать открытую информационную среду ДОУ.

Свою работу по развитию новых форм сетевого взаимодействия  мы начали с изучения научно-методической базы по данному вопросу. Нас заинтересовали публикации и вебинары Ольги Евгеньевны Веннецкой – кандидата педагогических наук, ведущего научного сотрудника Российской академии образования, Почетного работника СПО, участника разработки программ «Миры детства» (2015), Примерной образовательной программы подготовки ребенка к школе (2008), руководителя инновационных площадок РАО.

Она определяет сетевое взаимодействие как систему «горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающую доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий»

[интернет ресурсы 1]. 

Ольга  Евгеньевна  Веннецкая выделяет два вида сетевого взаимодействия: «вертикаль и горизонталь» [интернет ресурсы 2, материалы вебинара]. 

         Используя данную видовую  классификацию, мы определили для себя участников сетевого взаимодействия по двум векторам.

         Для систематизации организационных решений по данному направлению мы создали конструктор организации сетевых образовательных событий в ДОУ.

Всю образовательную деятельность мы проектируем на основе банка вопросов и инициатив детей, а также предложений педагогов и родителей. Проанализировав этот банк к концу летнего периода,  разрабатываем план образовательных событий, разделив учебный год на 2-х недельные  тематические проекты (Лего-темы). Каждый тематический проект начинается с вброса  игровой проблемной ситуации в рамках Лего-темы. Проблема обсуждается детьми совместно с воспитателем на «детском совете» по «технологии 3-х вопросов»: «что мы об этом знаем? что хотим узнать и где  можно узнать? что можно сделать?» [8] Все предложения детей и педагога записываются – это и есть проект реализации Лего-темы. В ходе  выполнения намеченного плана, дети и педагог в совместной деятельности приходят к выводу, что для решения проблемы необходимо привлечь помощников (сетевых партнёров). Далее советом педагогов разрабатывается конструктор сетевого взаимодействия в рамках  Лего-темы и выбираются участники сетевого взаимодействия по двум векторам (по горизонтали и по вертикали), планируются  сетевые  образовательные события.

Рассмотрим действие данного конструктора на примере одной из Лего-тем.

Не секрет, что многие дети, особенно старшего дошкольного возраста не любят пить молоко. В ситуативной беседе воспитателя с детьми в ходе реализации основной Лего-темы «Фермерское хозяйство»  у детей возникли вопросы: Зачем нужно пить молоко? Чем оно полезно? Как оно попадает на прилавки магазинов? Какие продукты делают из молока? На основе этих вопросов была спроектирована  Лего-подтема «Молочное производство». Советом педагогов была смоделирована игровая проблемная ситуация: герои мультфильма «Трое из Простоквашино» обращаются к детям с просьбой помочь решить спор пса Шарика и кота Матроскина «Полезно или нет пить молоко? В чём его польза?», и подсказать, что делать с избытком молока, которое даёт корова Мурка. На детском Лего-совете были зафиксированы  инициативы ребят:

- узнать больше о пользе молока у знающих взрослых;  

- предложить героям мультфильма сделать из молока творог, мороженое и др. продукты;

-  открыть молочный магазин;

-  отправить в детский сад, в школу и др.

Дети вместе с воспитателем  спроектировали  работу по решению проблемы (модель 3-х вопросов). На основе этой модели координационный совет педагогов разработал план образовательных предложений. В ходе его реализации все участники проекта пришли к выводу, что для решения проблемы необходимо привлечь помощников (сетевых партнёров). Таким образом, мы вышли на связь с сельско-хозяйственной компанией ООО «Феникс» с. Тхорёвка.  Совместно с его руководством организовали экскурсию с выездом,  где дети узнали, где и как выращивают коров, как собирают молоко и куда его перевозят для переработки. Далее мы через интернет обратились к организаторам экскурсионного проекта «Академия молочных наук» компании ЭкоНива [интернет ресурсы 3] с просьбой прислать нам видео-ролик для детей о производстве молока и молочных продуктов. Они быстро откликнулись на наше обращение и прислали познавательный и занимательный для детей  видеоматериал.  Видеоролик очень заинтересовал ребят, и они решили помочь героям рекламного экскурсионного проекта Корове Марте, девочке Полине, профессору Зорькину и пчёлке Жу-жу.  К этой работе мы совместно с детьми решили привлечь и других наших сетевых партнёров – это МБОУ КСОШ №2 и детские сады района, объявив конкурс  рекламных рисунков, буклетов и презентаций о пользе молока и молочных продуктов для организма человека. А другим нашим партнёрам в рамках дуального образования  Россошанскому педагогическому колледжу было предложено включиться в наш проект в ходе практики студентов: провести образовательные мероприятия, такие как развивающая игра с использованием интерактивной доски «Подбери молочные продукты», сюжетно-ролевые и конструктивные игры «Фермерское хозяйство», «Молочный завод». В нашем проекте также поучаствовали районная библиотека – организовав выставку книг о пользе молока, краеведческий музей – пригласив детей на экспозицию – «Как хранили и перерабатывали молоко в прошлом», и, конечно же, наши главные помощники и социальные партнёры родители приняли участие  в роли профэкспертов. Например, конструктор, папа нашего воспитанника проконсультировал детей, как правильно построить молочный завод; мама нашей воспитанницы – продавец, помогла организовать экскурсию в магазин и рассказала детям, откуда к ним привозят молочные продукты, как они хранятся. Также многие родители принимали участие в организации итогового мероприятия «Путешествие в деревню Простоквашино» (подготовка декораций, атрибутов, костюмов героев, видеомонтаж, исполнение ролей).

Мы считаем, что сетевое взаимодействие, безусловно, обогащает социальный, коммуникативный и познавательный опыт детей, способствует повышению качества образования и воспитания в детском саду.

Представляем наш конструктор организации сетевых образовательных

событий в презентации.

Используемая литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

№ 273-ФЗ от 29.12.2012

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. Белая К.Ю. «Организация сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений» // «Справочник дошкольного воспитателя дошкольного учреждения» 2012 / № 5 С. 6-12.
  3. Бурмистрова И.В. Сетевое взаимодействие как одна из эффективных инновационных форм методической работы с педагогами ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6. — С. 17-22.
  4. Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования: монография. / под ред. А. В. Золотаревой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 176 с.
  5. Сетевая форма реализации образовательных программ дошкольного образования: учебно-методическое пособие / сост.: М. И. Губанова, Т.А. Шааб, М.Б. Федорцева и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2015. – 149с.
  6. Ларго Р. Детские годы: индивидуальность ребёнка как вызов педагогам/ под ред. А.И.Бурениной. – Москва : Национальное образование, 2015. -184 стр.
  7. Свирская Л.В. Детский совет: методические рекомендации для педагогов –  М.: Издтельство «Национальное образование», 2-15. - 80 стр.
  8. Рейхерт-Гаршхаммер Е. Проектная деятельность в дошкольной организации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / под ред. Л.В. Свирской. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 112 стр.

Интернет-ресурсы:

  1.  https://academy-prof.ru/blog/setevoe-vzaimodeistvie-v-dou-v-ramkah-fgos
  2.  https://ok.ru/academypr/topic/67451686005565
  3.  https://vk.com/amn.milk


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конструктор организации сетевых образовательных событий в инновационной модели ЛЕГО-ДЕТСКИЙ САД МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» Каменского муниципального района Воронежской области Старший воспитатель Роговая Л.С.

Слайд 2

«Ребёнок, получивший образование только в учебном заведении - необразованный ребёнок». Джордж Сантаяна «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим . . .» Д. Уибстер

Слайд 5

Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Российской академии образования, Почетный работник СПО, участник разработки программ «Миры детства» (2015), Примерной образовательной программы подготовки ребенка к школе (2008), руководитель инновационных площадок РАО. Веннецкая Ольга Евгеньевна

Слайд 7

«Вертикаль» предполагает взаимосвязь содержания образования и методов работы с разными возрастными группами, объединение организаций вокруг базовой школы или детского сада, то есть формируется центр на основе потенциала учреждения основного образования. Такое сотрудничество подкрепляется концепцией, общей программой, положением и договором о совместной деятельности. Примеры: сотрудничество ДОУ с педагогическим колледжем, общеобразовательной школой и производственными предприятиями.

Слайд 8

«Горизонталь» – объединение образовательных организаций на основе интеллектуальных и методических ресурсов. Участники взаимодействия создают единое образовательное пространство с единым уставом, концепцией, программой и учредительным договором. Примеры: партнёрство дошкольных организаций , объединённых по одной теме и использующих ресурсы друг друга , взаимодействие ДОУ с родителями, организациями дополнительного образования и социокультурными организациями.

Слайд 9

Цель – создание современного сетевого взаимодействия для более эффективной реализации инновационной образовательной модели «Лего-детский сад». Задачи: изучить нормативно-правовую базу по реализации сетевого взаимодействия субъектов образования в едином ИМП; определить потенциальных участников сетевого взаимодействия (по вертикали и горизонтали); разработать и утвердить документы, регламентирующие сетевое взаимодействие ДОУ с другими участниками сети; разработать систему методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов через сетевое взаимодействие с образовательными и социокультурными организациями ; активизировать процесс реализации вариативности образовательной деятельности ДОУ посредством выхода в сетевое пространство; повысить качество и эффективность образовательной деятельности ДОУ в результате расширения информационно — образовательного и социокультурного пространства; оптимизировать открытую информационную среду ДОУ.

Слайд 10

Детские сады: -Детские сады района -Детские сады региональные иновационные площадки Орг. дополнительного образования ЦРТДиЮ Детская школа искусств - Детская спортивная школа Социокультурные 0рганизации -Детская районная библиотека -Воскресная школа -Районный краеведческий музей - Кукольный театр «Корона»г Лиски Общественные организации -Родительская общественность Поэтический клуб «Родничок» -Совет ветеранов ВОВ, «Дети войны» Школы МКОУ КСШ №2 Школы района Колледжи Россошанский педагогический колледж ВУЗ - ВИРО - Региональные, федеральные и международные сетевые образовательные порталы Производственные предприятия Производственные предприятия района и региона Профэксперты Участники сетевого взаимодействия с ДОУ МБДОУ «Детский сад «Колокольчик»

Слайд 11

КОНСТРУКТОР ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ В ДОУ Поиск решений проблемы на основе опыта детей и образовательных предложений педагога Поиск решений проблемы через расширение информационно-образовательного пространства ДОУ Сетевое взаимодействие по вертикали Сетевое взаимодействие по горизонтали Банк детских вопросов и инициатив Вброс проблемной игровой ситуации в рамках образовательного события Проектирование образовательных событий и предложений (темы недель) Обогащение опыта детей для решения проблемы в процессе сетевых образовательных событий Проектирование сетевых образовательных событий

Слайд 12

Банк детских вопросов Чем полезно молоко? Как и где делают молочные продукты? Лего-тема : «Фермерское хозяйство. Молочное производство» Игровая проблемная ситуация: «Герои мультфильма «Трое из Простоквашино» не знают что делать с избытком молока, которое даёт корова Мурка» Инициативы детей по решению проблемы: - сделать из молока творог, мороженое и др. продукты; - можно открыть молочный магазин; - можно отправить в детский сад, в школу. Образовательные предложения педагога: Беседа «Чем полезно молоко и молочные продукты. Сколько нужно молока человеку в день». Экспериментирование, опыты «Молочные превращения» Измерение, сравнение количества молока в различных сосудах. Целевая прогулка на кухню с целью узнать: где хранится молоко, какие блюда готовят из молока. Экскурсии в магазин «Абсолют» в молочный отдел, на животноводческую ферму, дистанционная видеоэкскурсия на молочный завод. - Лего-конструирование «Животноводческая ферма», «Завод молокопродуктов» Сетевые события Выбор участников сетевого взаимодействия, проектирование сетевых событий Конструктор проектирования сетевых событий в рамках реализации тематического проекта «Фермерское хозяйство. Молочное производство»

Слайд 13

Детские сады района Социокультурные 0рганизации Детская районная библиотека Районный краеведческий музей Общественные организации Родительская общественность МБОУ КСОШ №2 Россошанский педагогический колледж ВИРО ООО «Феникс» с. Тхорёвка ЭкоНива Агро с.Залужное , Лискинский район. Экскурсионный проект для детей и взрослых «Академия молочных наук»: Профэксперты Тематический проект: «Фермерское хозяйство. Молочное производство» Конкурс детских рисунков и рекламных буклетов о пользе молока и молочных продуктов Выставка книг о пользе молока, о молочном производстве - Публикации методических разработок по реализации проекта в сетевых образовательных порталах Экспозиция «История русского народного быта» Видеорепортаж о производстве молока и молочных продуктов Участие в подготовке и проведении итогового мероприятия «Путешествие в Простоквашино» Проведение студентами развивающей игры с использованием интерактивной доски «Подбери молочные продукты» Конкурс презентаций о пользе молока и молочных продуктов среди учащихся 5-х классов с последующей демонстрацией а ДОУ Сетевые образовательные события

Слайд 14

Какие бывают молочные продукты? В чём польза молока?

Слайд 15

Строим фермерское хозяйство. Где выращивают коров? (экскурсия в сельскохозяйственную компанию ООО «Феникс» с Тхорёвка )

Слайд 16

Где хранится молоко? Какие блюда готовят из молока? (экскурсия на кухню детского сада)

Слайд 17

Как построить молочный завод? (встреча с архитектором) В каком отделе магазина продаются молочные продукты? (целевая прогулка в магазин)

Слайд 19

Эффективность инновационных сетевых событий обогащение методической базы и повышению профессиональной компетентности педагогов благодаря сетевым взаимодействиям с образовательными и социокультурными организациями ; многогранная и активная реализации вариативности образовательной деятельности ДОУ посредством выхода в сетевое пространство; повышение качества образования воспитанников ДОУ; расширены границы информационной среды ДОУ.

Слайд 20

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательного события в старшей группе "Путешествие по сказкам" (образовательная область "Речевое развитие")

Конспект образовательного события в старшей группе "Путешествие по сказкам" (образовательная область "Речевое развитие")....

Сетевая образовательная среда как ресурс профессионального развития педагога ДОУ

Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечёт за собой радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и образовательные учреждения должны быть информационными. П...

Конкурс! Образовательная область «Физическое развитие» Образовательное событие «С микробами я не дружу - я здоровьем дорожу! ( подготовительная группа)

Создание социальной ситуации развития в процессе совместной физкультурно-познавательной деятельности «С микробами я не дружу – я здоровьем дорожу!»....

Конспект образовательного события по рисованию для детей 1 младшей группы «Колобок» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Дети свободно располагаются по группе.Воспитатель поёт песенку колобка:Я колобок, колобок,                              ...

"Развитие логического мышления и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с конструкторам Artec Blocks".Практикум для педагогов города Лабытнанги в рамках работы сетевой образовательной команды «Кванториум ДОО»

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем ...

Консультация для педагогов «Образовательное событие в ДОО. Типы образовательных событий»

Консультация для педагогов «Образовательное событие в ДОО. Типы образовательных событий».В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие - это особая с...