План саморазвития.
материал (подготовительная группа) по теме

Закуткина Анастасия Евгеньевна

Тема: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества через использование в образовательной деятельности элементов декоративного рисования»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakutkina_a.e._samorazvitie.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №411»

 г. Нижний Новгород

ПЛАН  САМОРАЗВИТИЯ

Закуткиной Анастасии Евгеньевны

(Ф.И.О педагога)

Воспитатель_______________________

(должность)

2017-2018 уч. год

Тема: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества через использование в образовательной деятельности элементов декоративного рисования»

Актуальность: Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Изучив программу воспитания и обучения «От рождения до школы», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных тем, ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей посали многие учёные ( А.В. Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В.Максимов и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые, яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствуют воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Цель: Повышение уровня профессионализма и педагогического мастерства в развитии у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с элементами декоративного рисования и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

1.  Изучить литературу по данной теме;

2. Расширить знания о народных промыслах

3.  Закрепить умения детей при составлении декоративной композиции на основе того или иного народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

4. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России;

5.Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;

 6. Систематизировать изученную литературу.

7.  Познакомить детей с народными промыслами;

8.  Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

9. Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

10. Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

11. Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

12. Развивать навыки художественного творчества детей;

Месяц

Цель

Содержание  работы

Форма представления результатов самообразования

Сентябрь

Научиться создавать благоприятные условия для художественного -эстетического развития ребенка в условиях ДОУ

1. Изучить требования ФГОС ДО по художественно - эстетическому развитию детей, раздела «Изобразительная деятельность»

2. Изучить общеобразовательную программу «От рождения до школы» под. ред. Н.Е. Вераксы и «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комаровой

- Выписки из текстов;

- Конспект;

- Понятийный словарь;

- Доклад на педсовете.

Октябрь

Сформировать представление о методах и формах работы с детьми по формированию обобщенных знаний и умений по наиболее известным видам декоративной живописи.

1. Изучить научную учебно-методическую литературу по вопросу русских народных промыслов;

2.  Проанализировать материально-технические возможности оснащения группы оборудованием и материалами.

- Конспект;

- Понятийный словарь;

- Систематизировать изученную литературу;

- Паспорт центра художественного творчества;

- Организация разнообразия развивающей среды;

- Картотека дидактического, изобразительного  и наглядного материала;

 - Размещение информации на сайте

 консультация для педагогов.

Ноябрь

Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;

1. Проанализировать полученные знания;

2. Разработать перспективный план работы с детьми.

3. Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ - технологий.

4. Планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики

- Пополнение понятийного словаря.

- Диагностика на начало и конец учебного года

- Памятка по формам и методам работы с детьми по разным видам декоративной росписи;

- Перспективный план работы с детьми;

Декабрь-Январь

Углубленное овладение методами и приемами декоративного рисования старших дошкольников

1. Изучить методические особенности обучения старших дошкольников технике декоративного рисования и приемам кистевого письма по мотивам гжельской, хохломской, городецкой, жостовской, мезенской  росписи.

2. Составление конспекта по проведению занятий по различным техникам декоративного рисования

- Пополнение понятийного словаря

- Конспекты занятий по декоративной росписи;

- Мастер-класс для педагогов;

- Открытое занятие

- Создание картотек игр «Виды декоративной росписи».

- Создание наглядно-иллюстративных материалов.

-Письменная рефлексия

Февраль

Углубленное овладение методами и приемами декоративной лепки, и последующей росписи.

1.  Изучить методические особенности обучения старших дошкольников технике декоративной лепки народных игрушек и приемам росписи полученных фигур.

2. Составление конспекта по проведению занятий по декоративной лепке, и последующей росписи.

- Пополнение понятийного словаря.

- Конспекты занятий по декоративной лепке;

- Создание наглядно-иллюстративных материалов.

- Творческий отчет о проделанной работе;

- Открытый просмотр работ детей.

Март

Освоить новые методы и формы  использования ИКТ в работе с детьми  по формированию обобщенных знаний и умений по наиболее известным видам декоративной живописи.

- Разобраться в понятиях, дополнить понятийный словарь

- Овладение формами и методами использования ИКТ, необходимыми для формирования обобщенных знаний и умений по наиболее известным видам декоративной живописи.

- Взаимодействие с старшим воспитателем по данной теме

- Пополнение понятийного словаря;

- Памятка по работе с детьми с использованием ИКТ;

- Творческий отчет

Апрель-Май

Предоставить полученные результаты педагогического опыта работы с детьми по декоративному рисованию

1.Участие в семинарах и мастер-классах

2. Участие в РМО

3. Обмен опытом с педагогами на педсоветете.

4. Ознакомление родителей с проделанной работой.

5. Создание авторской программы работы с детьми.

- Доклад на тему «Декоративная роспись, как важный элемент в развитии художественно-эстетического воспитания  дошкольника»;

- Семинар для родителей «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»

-Анкетирование родителей

- Программа работы с детьми по декоративному рисованию

Литература:

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
  2.  «Изобразительная деятельность в детском саду»  Т.С. Комаровой
  3. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
  4. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
  5. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.
  6. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
  7. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  8. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  9. Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
  10. Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
  11. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  12. «Дошкольное воспитание», научно-методический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План саморазвития учителя-логопеда Кирягиной О.В.

Один из вариантов плана саморазвития учителя-логопеда по выбранной проблеме...

План саморазвития педагога

Тема саморазвития:Русская народная культура, как средство формирования духовно – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста...

План саморазвития воспитателя Домниной Л.И. на 2015 - 2016 учебный год

План саморазвития  воспитателя Домниной Л.И. на 2015 - 2016 учебный год...

Индивидуальный маршрут профессионального развития педагога. Воспитатель: Парфилова Ольга Петровна. План саморазвития воспитателя на 2015-16 уч.год.

Индивидуальный маршрут профессионального развития воспитателя. План саморазвития воспитателя на 2015-2016 год.                         ( ...

план саморазвития педагога на 2015-2016 учебный год

Использование  ИКТ  в  коррекционно-образовательном процессе с детьми-логопатами дошкольного возраста...

План саморазвития на 3 года. «Реализация системы мероприятий направленных на оздоровление и физическое развитие детей».

План саморазвития на 3 года.«Реализация системы мероприятий направленных на оздоровление и физическое развитие детей»....