Пальчиковая гимнастика.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Набиулина Мария Николаевна

Пальчиковая гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx178.02 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам

  1. Лексическая тема «Осень. Деревья осенью»        

«Осенние листья»

  Раз, два, три,

 Четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(«шагают» по столу средними и указательными пальчиками)

«Осень»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(плавные волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(спокойно укладывают ладони на стол)

«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца)

Вышел дождик погулять.

(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шёл неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

(часто и ритмично бьют в ладоши)

  • Ох!

(один хлопок)

И ушёл. Газон засох.

(ритмичные хлопки по столу)

  1. Лексическая тема «Овощи. Огород»

«Овощи»

      У Лариски –                             А у Вовки –

Две редиски.                            Две морковки.

У Алёшки –                             Да ещё у Петьки –

Две картошки.                         Две хвостатых

У Серёжки сорванца –                              редьки.

Два зелёных огурца.

«Однажды хозяйка с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

(шагают пальчиками по столу)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу.

(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!

(хлопок)

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

(попеременные удары кулачками и ладонями)

Картошка? Капуста? Морковка?

Горох? Петрушка иль свёкла?

(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!

(хлопок)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

(стучат ребром каждой ладони по столу)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу.

(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!

(хлопок)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

(ладони складывают крест-накрест на столе)

Картошка, капуста, морковка,

Горох, петрушка и свёкла.

(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!

(хлопок)

И суп овощной оказался неплох!

 (показывают, как едят суп)

  1. Лексическая тема «Фрукты.  Сад»

«Компот»

     Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот!

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»)

«Апельсин»

Мы делили апельсин.

(дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)

Много нас,

(показывают 10 пальцев)

А он один.

(показывают 1 палец)

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

(загибают по одному пальчику на каждую строчку)

А для волка – кожура.

(бросательные движения правой рукой)

Он сердит на нас – беда!!!

(сжимают кулаки и прижимают их к груди)

Разбегайтесь – кто куда!!!

(«бегут» пальцами по столу)

  1. Лексическая тема «Осень.  Грибы.  Ягоды»

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес идём мы погулять.

(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

(загибают пальчики, начиная с большого)

«Грибы»

Топ-топ – пять шагов,

(дети «шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный –

Гриб опасный.

(сгибают и разгибают кулачки)

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

(на каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с большого)

  1. Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы»

«Птички»

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Эта птичка – злой орлан.

(машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички, по домам.

(машут обеими руками, как крыльями)

«Сорока – белобока»

Сорока-белобока                Сорока-белобока

Кашку варила,                    Кашку варила,

Детишек кормила.             Детишек кормила

Этому дала,                         Этому не дала:

Этому дала,                         Ты воды не носил,

Этому дала,                         Дров не рубил,

Этому дала,                         Каши не варил -

Этому дала.                         Тебе ничего нет!

«Уточка»

Шла уточка бережочком,

Шла серая по крутому.

(«идут» двумя пальчиками по столу переваливаясь)

Вела детей за собою,

И малого, и большого,

(загибают безымянный палец, мизинец)

И самого любимого.

(загибают указательный палец)

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

(на каждое название птицы загибают по одному пальчику)

Всем хватило зёрнышек.

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

«Ласточка»

Ласточка, ласточка,              - За морем бывала,

Милая касаточка,                  Весну добывала.

Ты где была?                         Несу, несу

Ты с чем пришла?                 Весну- красну.

(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного,- сначала на правой, потом на левой руке)

«Дрозд - дроздок»

Дружок ты мой, дрозд,

(машут сложенными ладонями, как крыльями)

В крапинку хвост,

Носик – остренький,

Бочок – пёстренький,

Перья – тонкие,

Песни – звонкие.

(загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого)

Весной распеваются,

Зимой забываются.

(машут сложенными ладонями, как крыльями)

  1. Лексическая тема «Насекомые»

Прилетела к нам вчера            (Машут ладошками)

Полосатая пчела,              (На каждое насекомое загибают пальчик)

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

 Как фонарики глаза.         (Делают колечки и подносят к глазам)

Приходили муравьи

И травинку принесли.

Пожужжали, полетали,          (Машут ладошками)

От усталости упали.             (Роняют ладони на колени)

  1. Лексическая тема «Осенние одежда, обувь, головные уборы»

«Обувь»

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

«Новые кроссовки»

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

    Обувает валенки.

А сыночек Вовка -

Новые кроссовки.

(загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших)

Вот так,

Вот так,

Новые кроссовки.

(шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук)

«Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоём

Неразлучные идём.

(средний и указательный пальчики «шагают» по столу)

Мы гуляем по лугам,

По зелёным берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

(загибают по одному пальчику, начиная с  большого)

Будем там тихонько спать.

(укладывают ладони на стол)

  1. Лексическая тема «Домашние животные, птицы и их детеныши»

 

БОДЛИВЫЕ ТЕЛЯТА

Теленочек бодливый рос,

На правой руке  сгибают и прижимают к ладони все пальцы, кроме мизинца и указательного.

Другой теленок – тоже.

Сгибают все пальцы на левой руке, кроме мизинца и указательного.

Они бодались каждый день.

Кто их разнять поможет?

Выставленные пальцы на обеих руках «бодаются». 

ДЕТЕНЫШИ

Детеныши в домике этом живут.

Их мамы зовут – они сразу бегут.

Называя детенышей домашних животных,  разгибают пальцы на руке, начиная с большого.

Жеребеночек быстрый,

Котенок пушистый,

Теленок бодливый,

Щенок шаловливый,

Козленок рогатый,

Убежали все ребята.

Все пальцы – снова в кулак.

 

МОЯ ЛОШАДКА

Вот бежит моя лошадка,

Сидя произнося слова, ритмично поочередно стучат кулачками по столу или коленкам.

Колокольчиком звеня,

Складывают пальцы одной руки в щепотку и ритмично «звонят в колокольчик».

Громко цокают копыта,

Скоро дома буду я.

Стучат кулачками по столу, изображая бегущую лошадку.

  1. Лексическая тема «Дикие животные  и их детеныши»

Белочка


Сидит белка на тележке,
(хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно)
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому –
(загибают по одному пальцы, начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
(ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками)

  1. Лексическая тема «Наш быт. Мебель»

 «Наша квартира»

В нашей комнате-столовой –

Есть отличный СТОЛ дубовый,

СТУЛЬЯ – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев ШКАФ зеркальный,

Две широкие КРОВАТИ

С одеялами на вате

И берёзовый КОМОД,

Мама там бельё берёт.

А в гостинной КРЕСЛА есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ – центр музыкальный.

(на каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10)

«Много мебели в квартире».

Раз, два, три, четыре,

(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)

Много мебели в квартире

(сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

(загибают пальчики на каждое название мебели)

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

  1.  Лексическая тема «Транспорт»

Автобус, троллейбус, машина, трамвай – 
О них ты на улице не забывай.           (соединение пальцев по очереди с большим)
В морях – корабли, ледоколы, суда,          (то же пальцами другой руки)
Они очень редко заходят сюда.

  1.  Лексическая тема «Зима»

Раз, два, три, четыре, пять,       (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.            (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили,    (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались.    (Вести указательным пальцем правой              

                                                    руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись.           (Класть ладошки на стол то одной, то  

                                                     другой стороной)
Все в снегу домой пришли,       (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли.          (Производить движения воображаемой  

                                                    ложкой, положить руки под щеку)

  1.  Лексическая тема «Зимующие птицы»

Прилетайте, птички! Сала дам синичке.
Приготовлю крошки Хлебушка немножко. 
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, Ешьте макароны!
«зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения

одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»

  1. Лексическая тема «Одежда, обувь, головные уборы»

«Обувь»

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

  1. Лексическая тема «Новогодний калейдоскоп»

Перед нами ёлочка:       Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях,        

                                         перед собой; пальцы рук переплетены,      

                                         большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка  

                                        «ёлочки».
Шишечки, иголочки,        Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и                  

                                         «иголочки» - растопыренные пальцы.
Шарики, фонарики,          Показывают «шарики»: ладошка –  

                                          «полуковшик» со слегка раздвинутыми  

                                          пальцами обращена вверх; «фонарики»: так  

                                          же сложенные ладошки обращены вниз.
Зайчики и свечки,            Показывают «зайчиков» - кулачки с  

                                         поднятыми указательным и средним  

                                         пальцами; «свечки» - сложенные ладони со            

                                          сведёнными пальцами.
Звёзды, человечки.        Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с  

                                         растопыренными пальцами; «человечков» -    

                                         положение «ушки» вниз.

  1. Лексическая тема «Зимние забавы, развлечения»

Лепим мы из снега ком, 
(Дети сжимают и разжимают кисти рук) 
Из комочков слепим дом. 
(Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны) 
Звери будут в доме жить, 
(Хлопают в ладоши) 
Веселиться и дружить, 
Вместе домик сторожить
(Соединяют руки в «замок») 
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики. 
Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят". 
Круглый, крепкий, очень гладкий

(Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.)
И совсем-совсем не сладкий.

( Грозят пальчиком. )
Раз — подбросим, "Подбрасывают". 
Два — поймаем, "Ловят". 
Три — уроним "Роняют". 
И... сломаем. Топают. 

  1. Лексическая тема «Орудия труда. Инструменты»

Стук-стук, стук-стук (стучим кулачками по коленочкам) 

Раздается странный звук (стучим кулачками по коленочкам), 

Молоточки стучат, (стучим кулачком по кулачку) 

Строят домик для котят. (стучим кулачком по кулачку) 

Вот с такою крышею, (показываем руками над головой) 

Вот с такими окнами, (показываем руками перед лицом) 

Вот с такою дверью, (вытягиваем руку вперед, показывая ладонь) 

И вот с таким замком! (руки в «замок»)

«Гномики-прачки»

Жили были в домике

Маленькие гномики:

(дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

(загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять,

(разгибают пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать:

(трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки,               Чики – носочки,

Пики – платочки,              Мики умница был,

Лики – штанишки,            Всем водичку носил.

(загибают пальчики, начиная с больших)

  1. Лексическая тема «Посуда.  Продукты питания»

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,

(удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик5 тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга)

  1. Лексическая тема «Посуда.  Продукты питания»

«Каша»

Каша в поле росла,

(дети подняли руки, шевелят пальчиками)

К нам в тарелку пришла.

(«идут пальчиками по столу)

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим.

(в правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки)

Птичке-невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрёшке,

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Всем дадим по ложке!

(разжимают кулачки)

«Машина каша»

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

(сгибают и разгибают кулачки)

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

(загибают по одному пальчику)

Всю посуду заняла,

Всё до крошки раздала.

(сгибают и разгибают кулачки)

  1. Лексическая тема «День защитника Отечества»

Аты — баты, аты — баты! 

(поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота

 – Рота за ротой. 

  1. Лексическая тема «8 марта»

Мамочка, мамочка                                          Поочерёдно загибаем пальчики 
Любимая моя,                                                  правой руки, начиная с большого,
Ведь ты знаешь, мамочка,                              затем то же на левой руке.
Как я люблю тебя.                                           Правую руку сжать в кулак,
                                                                          ладошкой левой крепко его                          

                                                                          обхватить.


«Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.                                           Движения по тексту
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом – 
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, 
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем». 

  1. Лексическая тема «Откуда хлеб пришел?»

 Бублик                                     Большой и указательный пальцы образуют круг.

  Баранку,                                Большой и средний пальцы образуют круг.

  Батон                                         Большой и безымянный пальцы  образуют круг

  И буханку                                       Большой и мизинец образуют круг.  

  Пекарь из теста                             Имитация лепки хлеба.

     

 Испёк спозаранку.

   

  1.    Лексическая тема «Игрушки»

Я с игрушками играю:                (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы  

                                                       обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю,                (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю,                 (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно    

                                                     кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю.              (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью  

                                                     правой руки – «катаем машинку».)

 На большом диване в ряд.                             Попеременно хлопают в ладоши              

                                                                          и   стучат кулаками.
Куклы Танины сидят:                
Два медведя, Буратино,                                Загибают поочередно все пальцы.
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять.                           Разгибают поочередно все пальцы.
Помогаем нашей Тане                                   Попеременно хлопают в ладоши и
Мы игрушки сосчитать.                                 стучат кулаками.

.        

24.Лексическая тема «Дом»

"ДОМ НА ГОРЕ"

На горе мы видим дом.                  (Кистями рук изобразить домик)
Много зелени кругом.
                   (Волнообразные движения кистями рук)
Вот деревья, вот кусты.
                 (Руками «показать» деревья, кусты)
Вот душистые цветы.
                    (Пальцами «показать» бутон)
Окружают весь забор.
                 (Пальцами «показать» забор)
За забором - чистый двор.
        (Погладить ладонями стол)
Мы ворота открываем.
           (Кистями «показать», как ворота открываются)
К дому быстро подбегаем.
    (Пальцами «пробежаться» по столу)
В дверь стучимся: «Тук-тук-тук!».
   (Постучать кулаком по столу)
Кто-то к нам идет на стук.
     (Ладонь приложить к правому уху, прислушаться)
В гости к другу мы пришли и гостинцы принесли.
   (Вытянуть руки вперед, как будто преподнося что-то)

"СТРОИМ ДОМ"

Тук да тук - раздается всюду стук   (Стучим кулачком о кулачок)
Строим дом, дом большой
             (Показываем крышу дома ладонями над головой)
И с крылечком и трубой,
                    (Складываем ладошки вместе)
Из трубы идет дымок,
                        (Движениями губ показываем дым)
На двери висит замок,
                          (Руки в замок)
Кто его открыть бы мог?

Потянули, покрутили,                   (Соответственно словам выполняем движения руками)
Постучали и открыли.

Отворяем ворота,
Проходите все сюда.                  (Разводим ладони рук в стороны)

                                 25. Лексическая тема «Комнатные растения»

«Цветы»

Наши алые цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают

Мет. указ. Медленно разгибать пальцы из кулаков, покачивать кистями рук вправо-влево, медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивать кулаки вперед-назад.

«В горшочках»
На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки
Повернут цветочки
Развернут бутоны,
В солнышке утонут

Мет. указ. Ладони соединить в бутон, поднять вверх, раскрыть, закрывать, раскрыть и покачать влево - вправо, вверх-вниз.

26.Лексическая тема «Животные Севера и Юга»

http://xn------5cdcba9a8bhiqf4boq8n7b.xn--p1ai/Kirill/194/040.jpg

27.Лексическая тема «День Космонавтики»

Космонавтом хочешь стать?
Сильным быть и ловким?
Надо пару подобрать
И лицом друг к другу встать.
Если чистые ладошки – 
Значит можно начинать. Выполнять движения по тексту.

Раз, два, три, четыре, пять - По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.
Командир в бинокль глядит, Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, Загибают пальчики обеих рук
Большую желтую луну. 

В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук.) 
Ледяной летит объект. (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.) 
Хвост его-полоска света, (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост») 
А зовут объект комета. (Сжимают и разжимают пальцы рук.) 

«Красота нашего города, страны»

Здравствуй, Солнце золотое!               Пальцами правой руки по 

Здравствуй, небо голубое!                 очереди «здороваться» с 
Здравствуй, вольный ветерок!      пальцами левой руки, 
Здравствуй, маленький дубок!      похлопывая друг друга
Мы живем в одном краю - кончиками.
Всех я вас приветствую!

28. Лексическая тема «Весна»

«Весна»

Иди, весна, иди, красна,
(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
(загибают по одному пальчику с мизинца)
«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап – звенит капель.
Приближается апрель.
(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)

29. Лексическая тема «Рыбы»

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница,

(грозят пальчиком)

Мы тебя хотим поймать.

(медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,

(сложенными вместе ладонями изображают, как плывёт рыбка)

Крошку хлебную взяла.

(делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(снова «плывут»)

29. Лексическая тема «День Победы»

Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями
По волнам с жемчужной пеной. друг к другу, слегка приоткрыв.
Я - отважный капитан, проговаривая стишок, показывать, как лодка
Мне не страшен ураган. качается на волнах, а затем плавными движениями рук
Чайки белые кружатся, сами волны, потом по тексту
Тоже ветра не боятся. стиха показать чайку, скрестив руки, соединив
Лишь пугает птичий крик ладони тыльной стороной и помахать
Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе
И, объездив чудо-страны, выпрямленными ладонями с пальцами,
Посмотрев на океаны, прижатыми друг к другу изобразить рыбок.
Путешественник-герой, плавными движениями ладоней показать
К маме я вернусь домой. как рыбы плывут в воде)


Аты — баты, аты — баты!
(поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки) 
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты, 
Потом артиллеристы, 
А потом пехота –
Рота за ротой.

30. Лексическая тема «Школьные принадлежности»

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Вы скачите, пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг – скок, прыг – скок,

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево – вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке!

31. Лексическая тема «Насекомые»

«Осы»

Осы любят сладкое,
К сладкому летят,
И укусят осы,
Если захотят Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны(«усы»). Шевелить «усами»
Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным,вращать им в разные стороны.
Божьей коровки папа идёт,
Следом за папой мама идёт,
За мамой следом детишки идут,
Вслед за ними малышки бредут.
Красные юбочки носят они,
Юбочки с точками чёрненькими.
На солнышко они похожи,
Встречают дружно новый день.
А если будет жарко им
То спрячутся все вместе. Всеми пальцами правой руки шагать по столу.Всеми пальцами левой руки 
шагать по столу.Шагаем обеими руками одновременно.Поджать ладони, пальцы плотно прижаты.Постучать указательными пальцами по столу. Изобразить пальцами солнышко.Спрятать пальцы обеих рук в кулачки. 

«Улей»
Вот маленький улей, где 
пчелы спрятались.
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья
Одна, две, три, четыре, пять.
З-з-з-з-з-з-з-з-з-з.  
Пальцы сжать в кулак, затем
отгибать по одному.

Пау – пау – паучок,
Паутиновый бочок,
Паучок всё вверх ползёт,
Паутинку он плетёт.
Паутинка хоть тонка – 
Крепко держит мотыльков. Образовать пальцами рамку. Затем соединить пальцы обеих рук в замок.
Не разжимая замка, поднять пальцы и помахать ими как крылышками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...