Клубный час
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Клубный час
Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку) детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращают в группу.
Эта технология не требует длительной и сложной переподготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное — огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Основные цели «Клубного часа»:
• воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
• учить детей ориентироваться в пространстве;
• воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
• формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
• формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;
• учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
• развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
• формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
• поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;
• помогать приобретать жизненный опыт, переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родителей на собрании заранее предупреждают о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей, и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы «Клубного часа», а также предлагать свою новую тематику и т. п.
Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:
1) тематику «Клубных часов», перспективный тематический план на полугодие. Это необходимо, так как «Клубный час» может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведения досуга.
Можно выделить следующие типы «Клубного часа»:
• свободный. Дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых;
• тематический. В этом случае «Клубные часы» включены в ситуацию месяца. Например, в ситуации месяца «Космос» могут быть организованы конкурс рисунка на асфальте, постройка космического корабля, викторина «Космонавт»;
• деятельностный. В основу этого типа «Клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности. Например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, в музыкальном — спектакль, в одной группе «пекут пирожки», в другой — шьют платья куклам и т. д.;
• творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность во время «Клубного часа» для всех детей;
2) периодичность и длительность «Клубного часа». Мероприятия, как правило, проходят 1 раз в неделю в начале программы и 2—3 раза в неделю впоследствии. Одно из главных условий проведения «Клубного часа» — его длительность, а именно не менее 1 часа, так как в противном случае дети не успевают приобрести собственный жизненный опыт;
3) правила поведения детей во время «Клубного часа»:
• «Говори ,,здравствуйте” и ,,до свидания”, когда входишь в другую группу»;
• «Если взял игрушку поиграть — положи её на место, когда уходишь»;
• «Не отнимай игрушку у другого ребёнка, если он взял первым»;
• «Помогай проводить занятие, если оно проходит во время ,,Клубного часа”»;
• «Говори спокойно»;
• «Ходи спокойно»;
• «Возвращайся в группу по сигналу»;
• «Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в неё, если устал»;
4) организационные моменты «Клубного часа». Всех сотрудников детского сада предупреждают о дне и времени проведения мероприятия. Оно проходит так. Закрывают входные двери в сад. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с гостями, показывают, рассказывают о своих занятиях. Детям также предлагают помочь сотрудникам в работе. Для этого заранее готовят различные виды деятельности для приходящих детей. По окончании «Клубного часа» ответственный проходит во всем этажам (группам), подавая сигнал, например колокольчиком, о том, что пора возвращаться в группы;
5) порядок начала программы «Клубного часа». Коллектив ДОУ определяет, сколько групп и какие будут участвовать в первом мероприятии, как подготовить детей к первому «Клубному часу».
С детьми старшей и подготовительной групп также проводят предварительную работу:
1) организуют дискуссию, во время которой старшие дошкольники узнают, что такое и зачем нужен «Клубный час», что они будут делать во время этого мероприятия, и обсуждают, кто хотел бы на него пойти;
2) определяют, какие группы есть в детском саду, возраст детей в этих группах и на каком этаже (в каком крыле) они находятся;
3) объясняют, какие есть помещения в детском саду, как они
называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит;
4) выдают детям план (карту), что и где происходит, в зависимости от того, какой вид «Клубного часа» планируется, — тематиический, деятельностный или творческий;
5) устанавливают штрафные санкции за несоблюдение правил.
Непосредственно перед проведением «Клубного часа» дети обсуждают все правила. Ведётся план-карта, каждый ребёнок планирует, куда он хочет пойти. Даётся инструкция: «Дети, вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по сигналу вы возвращаетесь в группу»;
б) после завершения «Клубного часа» все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре, зажигается свеча, включается медитативная музыка, начинается обсуждение — «Рефлексивный круг». Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и терпеливо ожидали свой очереди говорить. Каждому задают такие вопросы:
• Где ты был?
• Что тебе запомнилось?
• Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему?
• Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить, и если нет, то почему?
• Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?
Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа», и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.
После проведения каждого мероприятия на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями:
- что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей;
- как реагировали дети, которые оставались в своей группах, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей);
- соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;
- какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».
При реализации данной технологии возникли вопросы, касающиеся проведения «Клубного часа». После первых мероприятий стало ясно, что не все дети могут соблюдать правила. Тог была введена система «Красных кружков». Каждому ребёнку на время «Клубного часа» выдаётся по три красных кружка, которые он кладёт в специально сделанную им самим сумочку. Кружки может забрать любой взрослый, если ребёнок не соблюдает правила поведения во время «Клубного часа». На рефлексии по окончании мероприятия ребёнок выкладывает кружки перед собой, при нехватке у него одного или двух кружков он должен будет рассказать, кто и за что их у него забрал. Если у ребёнка забирают один кружок, он сразу идёт в свою группу, но не пропускает следующий «Клубный час». Если же забирают два или три кружка, то следующий «Клубный час» ребёнок пропускает.
Опыт показал, что детям «Клубный час» очень нравится. Дошкольники с нетерпением ждут его начала. Просят родителей обязательно отвести их в детский сад в день его проведения. Постоянно спрашивают воспитателей с тревогой, а будет ли «Клубный час». Родители поначалу беспокоятся о безопасности своего ребёнка во время мероприятия. Однако, видя его реакцию и очевидную пользу для детского развития, заинтересованно относятся к «Клубному часу».
Как отмечалось, во время мероприятия дети могут беспрепятственно перемещаться по всему зданию детского сада («иди куда хочешь, делай что хочешь»). При этом на начальной стадии проведения «Клубного часа» для детей желательно организовать самые разнообразные занятия: изостудию, музыкальный кружок, сделать свободным вход в физкультурный зал, в бухгалтерию, к медсестре, на кухню, предоставить возможность не только посмотреть, но и заняться чем-то интересным. А для безопасности на лестницах и в коридорах могут постоянно «убирать» няни, не вмешиваясь в передвижения ребят, не делая замечаний, но незаметно приглядывая.
Впервые дети оказываются не гостями, а хозяевами детского сада. Как из запертой клетки, выбираются они из групповой комнаты. Вырвавшись из-под неусыпной опеки, дети очень быстро приобретают умение самостоятельно найти себе дело и довести его до конца. Они легко усваивают, что такое час, и намечают, как его лучше провести. А ведь, судя по опросу родителей, 80 % дошкольников даже дома никогда не планируют своё время и деятельность. «Клубный час» доказал: пяти- и шестилетки не только в состоянии воспользоваться предоставленной свободой, но и способны сделать определённые выводы. Один рассуждает: «Сегодня мне не удалось побывать везде, где хотелось. Я очень долго играл в физкультурном зале. Но в следующий раз я всё успею». Другой сокрушается: «Вначале я перебегал из группы в группу, а потом не успел порисовать».
Поначалу некоторые воспитатели и педагоги скептически относятся к «Клубному часу». Среди детей всегда находятся такие, кому не очень интересно в помещениях, где не организована какая-либо деятельность при помощи взрослых. Они часто нарушают правила, проверяя границы пространства и дозволенного. Но примерно к шестому мероприятию намечается резкая тенденция к снижению нарушения правил, взрослые предлагают более разнообразные виды деятельности, а дошкольники — свои проекты. Также регулярное проведение рефлексии, обсуждение в кругу того, что происходило во время «Клубного часа», дисциплинирует детей не только во время самого мероприятия, но и в другие режимные моменты, что позволяет установить более тесный контакт и понимание между детьми и взрослыми. Они становятся отзывчивее друг к другу. Уменьшатся число конфликтов среди детей во время проведения групповых занятий. Воспитатели используют рефлексию и в другие режимные моменты.
По не очень понятной причине слабо осваиваются «Клубные часы» на участке детского сада, несмотря на то что это самое простое место для реализации. В перспективе планируется помощь старших детей воспитателю в проведении занятий с малышами, в освоении пространства дошкольной организации: старшие будут брать младших по их желанию за руку, проводить по территории детского сада во время «Клубного часа» и приводить обратно в группу после его окончания. Таким образом, постепенно все дети ДОУ включаются в «Клубный час».
В целом регулярное проведение «Клубного часа» 1 раз в неделю даже в течение полугода позволяет зафиксировать следующие изменения у детей:
• дошкольники узнают большинство детей сада и относятся к ним более дружелюбно;
• дети более подробно и открыто сообщают о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада;
• у многих детей снижается уровень агрессивности, особенно во время проведения «Клубного часа»;
• воспитатели практически перестают делить детей на своих и чужих, проявляют больше самостоятельности в творчестве не только в организации «Клубного часа», но и в другие режимные моменты;
• родители постепенно меняют своё скептическое отношение к детскому саду («Неужели такое возможно в обычном детском саду!») и стремятся к сотрудничеству с ним.
При проведении свободного «Клубного часа», во время которого дети самостоятельно организуют своё общение и деятельность, в основном игру, могут возникнуть трудности, связанные с тем, что современные дошкольники не умеют играть.
Литература
Гришаева Н.П. Современные технологии социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П. Гришаева. – М.: Вентана-Граф, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся готовить: десерт "Клубничка"
Практическое занятие, направленное на развитие речи и памяти детей. В ходе занятия дети узнают и запоминают рецепт и последовательность приготовления десерта....
Клубный час " Почему плачут березы"
Продолжать знакомить с деревьями нашей зоны. Познакомитьдетей с деревом, ставшим символом России, рассказать о том, что какую пользу береза приносит людям. Продолжать восп...
Клубный час " Мы ждем гостей"
Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета. Усвоение воспитанниками основных правил поведения в гостях. Р...
Клубный час " Хлеб всему голова"
Формировать знания о хлебе, о бережном отношении к хлебу:Воспитывать уважение к трупу хлебороба:Познакомить детей с некоторыми элементами хлебных изделий в старину на Руси. Развивать творче...
Преемственность в жизнь МДОУ д/с №13 "Клубничка" и МДОУ д/с №8 "Капелька"
Накануне "Дня здоровья" в поселке в нашем МДОУ прошла спартакиада среди педагогов....
Клубный час "Лего" - конструирование Организационные проекты "Клубных часов"
Организационные проекты клуба "Лего" - конструирования при реализации технологии "Клубный час"...
Сценарий клубного часа в импровизации мастерской «ОРИГАМИ», посвящённой общей теме фронтального клубного часа детского сада «Путешествие в искусство» для воспитанников старших и подготовительной к школе групп
Формирование у дошкольников элементарного интереса к теме творчества японского искусства оригами....