Детско-родительская арт-терапия в доме ребенка.
статья по теме
В данном материале представлен анализ совместного творческого процесса детей, находящихся в доме ребенка и их родителей. Освещены положительные и отрицательные стороны этого взаимодействия. Впервые данный материал был напечатан в международном журнале арт-терапии "Исцеляющее искусство" №4 осень 2017, том 20
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
det-rodit_at.docx | 49.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Детско-родительская арт-терапия в доме ребенка.
Программа «Чтобы быть вместе».
Абстракт. В данной статье представлена программа детско-родительской арт-терапии. Подчеркнуто положительное влияние совместного творческого процесса родителей и детей на динамику их отношений. Подробно освещены особенности проведения сессий и показана ценность и противоречивость детско-родительской арт-терапии в условиях дома ребенка. Приведены примеры арт-терапевтической работы с детьми 2 - 3,5 лет и их родителями в возрасте 22-38 лет.
Введение
На сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт использования арт-терапии в работе с детьми. Как показывает практика, арт-терапевтические методы могут иметь большое значение в психологическом сопровождении детей, находящихся в домах ребенка. Ряд авторов показали возможность применения арт-терапии даже, в том случае, когда у детей отсутствуют навыки создания оформленной художественной продукции.
Надо отметить, что арт-терапевтические занятия с детьми раннего возраста имеют ряд особенностей, как в плане используемых художественных средств, так и в плане взаимодействия специалиста с ребенком. Так, в психотерапевтическом процессе препятствием будут являться такие факторы, как недостаточно развитые изобразительные навыки ребенка, низкий уровень развития у него речевых и рефлексивных способностей. В то время как важнейшими факторами положительного воздействия арт-терапии на детей данной возрастной группы, станут возможность свободного самовыражения и установленные психотерапевтические отношения, благодаря которым ребенок может ощутить чувство безопасности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки.
В настоящее время отмечается повышенная потребность в программах, которые способствуют гармоничному развитию детей раннего возраста. При этом психологическое сопровождение должно включать элементы семейной психотерапии (Шаповалова Е.,2008). В свою очередь современная психотерапия рассчитана на исследование детского опыта, связанного с отношениями с родителями, выражение осознаваемых и неосознаваемых переживаний и диагностику актуальных семейных конфликтов (Ландгартен Х.,2001; Никольская И.М.,2005).
Любые межличностные отношения включают внешний аспект, связанный с использованием речи и сознания, а также внутренний аспект, который касается поведения, ощущений и чувств, затрагивает невербальную коммуникацию и бессознательное. Именно совместная творческая деятельность ребенка и родителя может служить средством для оценки скрытых аспектов, которые не могут быть проявлены вербально. В результате совместной деятельности создается общая среда, отражающая суть отношений ребенка и родителя (Гаврон Тами,2014).
Кроме того следует подчеркнуть, что учетом психологических особенностей детей раннего возраста, осуществление профилактических, развивающих и коррекционных программ с использованием вербальных форм семейной терапии представляется малоэффективным (Шаповалова Е.,2008) . В свою очередь Л.Пролкс отмечает, что творческое взаимодействие между родителем и ребенком, обеспечивающее укрепление и коррекцию детско-родительских отношений, возможно, даже если изобразительные навыки ребенка (и родителя в том числе) весьма ограничены (Л.Пролкс,2006). В этом случае эффективными будут грамотно выстроенные психотерапевтические отношения, влияние художественных материалов, осознание того, что творческая продукция создавалась совместно, а также принятие чувств, испытываемых при восприятии готовой работы.
В процессе терапии специалисту необходимо оценивать особенности взаимодействия между взрослым (-и ) и ребенком, понять распределение ролей и способы психологической защиты в кризисных ситуациях, отмечать уровень заинтересованности и включенности в отношения друг с другом, уровень сепарации/индивидуализации и способность к эмоциональной экспрессии во взаимоотношениях (Гаврон Тами,2014 ).
Программа детско-родительской арт-терапии «Чтобы быть вместе»
Данная программа была разработана арт-терапевтом дома ребенка № 13 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга. Необходимость ее создания возникла после накопления большого практического опыта арт-терапевтической работы с детьми и желанием расширить область применения арт-терапии в подобных учреждениях.
Программа «Чтобы быть вместе» создавалась для рассмотрения детско-родительских отношений в системе «мать-дитя», поскольку чаще всего детей в доме ребенка посещают мамы, и именно с ними больше шансов установить контакт для дальнейшего взаимодействия. Кроме того, такие этапы арт-терапевтического сопровождения как беременность (как период единства с ребенком) и роды (как естественный этап разделения) являются важными для дальнейшего формирования психологических связей с ребенком. Конечно, бывают случаи, когда на арт-терапию в дом ребенка ходят папы, но это скорее исключение, чем правило. В связи с этим, этапы, обозначенные в программе, при необходимости, могут модифицироваться и рассматриваться с точки зрения взаимодействия с другими членами семьи. Каждый этап программы важно сопровождать (фото или видеофиксацией). В ретроспективе фотографии и творческая продукция будут являться символическим шагом навстречу друг к другу родителя и ребенка.
Цели арт-терапевтического сопровождения в диаде «мать-дитя»:
- Поддержание или формирование тесных эмоциональных связей у детей и родителей в период разлуки;
- Принятие родителем прошлого опыта взаимоотношений с ребенком;
- Анализ динамики отношений;
- Анализ перспективы воссоединения семьи.
Этапы арт-терапевтического сопровождения в диаде «мать-дитя»:
- Беременность, как период единства с ребенком.
- Роды, как естественный этап разделения.
- Поступление в дом ребенка (этап «отделения» ребенка под влиянием жизненных обстоятельств).
- Анализ влияния своего детского опыта на материнство
- Этап сближения с ребенком. Посещения в доме ребенка.
- Анализ перспективы развития отношений в диаде «мать-дитя». Этап воссоединения или принятия других форм развития событий.
Примечание: Необходимо уточнить, что термин "техника" в арт-терапевтической практике применяется с целью удобства обозначения. Нередко под «техникой» в арт-терапии имеется ввиду использование определенной процедуры работы с материалом или выполнение ребенком определенной деятельности в соответствии с предлагаемой инструкцией, либо применение специалистом определенных форм взаимодействия с ребенком или специальных психотерапевтических приемов, таких, как внушение, «отзеркаливание» и т. д. (Сучкова Н.О,2008)
- Беременность, как период единства с ребенком
Данная техника предполагает анализ влияния опыта беременности на отношения мамы и ребенка.
Техника «Рисунок по мокрому листу»
Инструкция: Женщине необходимо нарисовать акварелью свою беременность в цвете, образах, формах на большом ватмане в центре которого изображен круг… Сделать нить, соединяющую мать и ребенка. В это время ребенок принимает активное участие в создании рисунка. Для папы создать творческую работу на тему «Беременность жены». Нарисовать беременную жену. Рассказать о беременности от ее лица и то, как он воспринимал эту беременность.
Рекомендуемые вопросы к обсуждению:
- Желанная беременность или нет?
- Была ли эмоциональная связь с ребенком, ощущение единения, целостности?
- Как протекала беременность Дискомфорт или легкость во время беременности? Что особенно беспокоило физически и психологически?
- Роды (естественный этап отделения от ребенка)
Техника «Работа с тестом».
Данная техника предполагает рассмотрение опыта рождения ребенка и особенностей установившихся связей в диаде «мать-дитя».
Инструкция: Создать совместную работу мамы и ребенка. Замешать тесто, разделить один большой «каравай» на 2 части, соединить жгутом/ нитью из теста (символика пуповины), разорвать эту нить, связывающую мать с ребенка
Рекомендуемые вопросы к обсуждению:
- Как протекали роды (легкие/тяжелые)? Были они естественными или проводили кесарево сечение?
- Испытывала ли мать страхи, опасения по отношению к своему здоровью и здоровью ребенка?
- Каковы были первые чувства, когда увидели ребенка? Что стало с «виртуальной нитью», связывающей маму с ребенком (оборвалась или стала крепче)?
- Поступление в дом ребенка (этап отделения ребенка под влиянием жизненных обстоятельств)
Техника «Свобода»
Данная техника предполагает анализ своего детского опыта, принятие прошлого и рассмотрение влияния на собственное материнство, а также попытка взять ответственность за происходящее в жизни своего ребенка и понимание того, что его разлука с родителем будет влиять на дальнейшее развитие их отношений.
Инструкция: Сначала мама и ребенок рисуют вместе, затем мама рисует на зеркале одна на тему: «Свобода», а потом она смотрит, как ребенок рисует без нее.
Рекомендуемые вопросы к обсуждению:
- Что мама понимает под «свободой», что она для нее значит? Возможна ли свобода в воспитании ребенка и свобода родителей от ребенка?
- Какие чувства испытывала мама, когда была вынуждена расстаться с ребенком?
- Испытывала ли она какие-либо переживания относительно/по поводу осуждения ее поступка другими людьми?
- Анализ влияния своего детского опыта на материнство
Техника «Воспоминания детства»
На данном этапе рассматривается влияния детского опыта родителя на собственное материнство, принятие прошлого и работа с ролью родителя в настоящем.
Инструкция: На листе бумаги изобразить худшее, а затем лучшее воспоминания своего детства.
Рекомендуемые вопросы к обсуждению:
- Что, по мнению мамы, можно изменить в худшем воспоминании? Как от него избавится?
- Как думает мама, какие худшее и лучшее воспоминания детства будут у ее ребенка. Что и как можно изменить в настоящее время?
- Этап сближения с ребенком. Посещения в доме ребенка
Техники, рассматриваемые на данном этапе арт-терапии, предполагают самостоятельное взаимодействие мамы (другого члена семьи) с ребенком при минимальном участии специалиста в их общении. Данный этап очень важен в формировании детско-родительских отношений, поскольку позволяет родителю принять ответственность за своего ребенка хотя бы в процессе творческой деятельности в рамках арт-терапевтической сессий.
Инструкция: Создание совместных творческих работ (несколько встреч в арт-терапевтическом пространстве). Мама сама рассказывает ребенку о свойствах материала, играет вместе с ним.
- Техника «Рисунок ладошкой на подсвеченном песочном столе»
- Техника «Игра с глиной»
- Техника «Аквагрим»
Рекомендуемые вопросы к обсуждению:
- Чем для мамы является возможность посещать ребенка?
- Повлияла ли физическая разлука на ее отношения с ребенком?
- Анализ перспективы возвращения ребенка в семью. Этап воссоединения или принятие других вариантов развития отношений.
На этом этапе арт-терапии созданная творческая продукция будет являться отражением надежд и реальных перспектив развития отношений родителя и ребенка.
Инструкция: Создание творческих работ.
- Техника «Дом для семьи». Создание общего дома для семьи (если мама считает, что скоро заберет ребенка домой)
- Техника «Письмо (рисунок) «будущее моего ребенка»» (если мама считает, что еще не скоро заберет ребенка домой).
Рекомендуемые вопросы к обсуждению:
- Как, по мнению мамы, будут дальше развиваться ее отношения с ребенком?
- Каким видит мама будущее своего ребенка?
В завершении детско-родительской арт-терапии важно обсудить ретроспективу отношений родителя и ребенка. Что изменилось? Считают ли родители, что для них самих и их ребенка эти встречи были необходимыми? Насколько ценен подобный опыт творческого взаимодействия?
Особенности детско-родительской арт-терапии в доме ребенка
Важным аспектом проведения детско-родительской арт-терапии является наличие такой документации как согласие родителей на фото-видео фиксацию, дальнейшую обработку и корректное использование полученных материалов. Соблюдение подобных этических норм поможет укрепить доверие к арт-терапевту со стороны родителей, а также в дальнейшем в случае возникновения спорных вопросов сможет юридически обезопасить специалиста.
Интересен тот факт, что часто родители, посещающие ребенка в социальных учреждениях, не имеют представления, как себя с ним вести. Они ребенку не читают, не играют с ним, могут угостить принесенными сладостями и сидеть рядом, практически не отвечая на его сигналы к взаимодействию. Подобные встречи имеют короткие временные рамки и, учитывая их качество, достаточно сложно рассчитывать на формирование тесных детско-родительских отношений. В связи с этим во время проведения арт-терапевтических сессий специалист является важнейшим звеном не только для создания эффективных психотерапевтических отношений, но зачастую принимает на себя роль человека, показывающего родителям корректные способы взаимодействия с их собственным ребенком. Это является необходимостью, поскольку взрослые, не умеют распознавать сигналы ребенка к общению, видеть, как меняется его настроение и желания, вследствие чего поведение родителя может быть слишком навязчивым, отстраненным или жестким, что не только не ведет к установлению и укреплению детско-родительских связей, но и может нанести психологическую травму.
Особенности детско-родительской арт-терапии в доме ребенка заключается в привлечении к деятельности родителей, изначально отстраненных от воспитания и тесного взаимодействия со своим ребенком. Поэтому становится актуальной задача мотивирования взрослых посещать занятия, стимулирования родительских чувств и стремления находиться рядом хотя бы в рамках арт-терапевтического процесса.
К. Малькиоди пишет о том, что слово «терапия» от греческого «therapeia»,означавшего «быть внимательным к…» уместно применять к арт-терапии поскольку специалист, присутствуя при создании арт-работы, уделяет внимание человеку, который ее создает. В то время как автор арт-продукции наделяет ее персональным значением, создает свою историю (Назарова, 2013). Вероятно, подобная трактовка арт-терапии может рассматриваться как дополнительная мотивация для посещения родителями арт-терапевтических сессий, так как внимание специалиста к их творческим работам и душевным переживаниям, принятие их личного опыта (вероятнее всего, редко встречающиеся в асоциальных семьях в повседневной жизни), позволит почувствовать себя более стабильным и защищенным.
Важно отметить, что потребность взрослых людей в работе с красками, пластическим и природным материалом дает им возможность на короткое время открыть в себе внутреннего ребенка, получить ценный опыт единение со своим сыном или дочерью, тем самым оказывая положительное влияние на динамику детско-родительских отношений.
Необходимо отметить, что детско-родительская арт-терапия может быть неэффективной даже в том случае, когда родители доброжелательны и сами договариваются о встрече, поскольку подобная заинтересованность может быть наигранной в связи с предстоящим судом о лишении родительских прав, на котором им необходимо показать своё активное «родительство» и особую связь с ребенком. В другом случае родители могут вести себя достаточно отстраненно, и при этом предъявлять претензии в несвоевременности психологической поддержки. Так, например, мама одного ребенка посетила занятие, на котором вела себя директивно, постоянно требовала от ребенка качественной изобразительной продукции.
Мама: «Смотри, как делать надо, что он ляпает? Он вообще ничего не соображает!»
Арт-тарапевт: «Почему? Он работает, в соответствии со своим возрастом и желанием. Для него на данный момент интересно именно это».
А когда мама услышала от ребенка фразу: «Я больше не хочу, я устал», то не смогла сдержать возмущение.
Мама: «От чего он устал? А что он делал-то?»
Арт-тарапевт: «Для его возраста это вполне нормальная ситуация. Детям для работы нужно гораздо меньше времени, чем нам. Все хорошо».
Подобный комментарий арт-терапевта вызвал у мамы недоумение. Все занятие было пронизано недовольством и критикой к ребенку, а в конце встречи произнесена фраза, адресованная арт-терапевту: «Вообще-то от вас и всех ваших служб помощь должна была быть раньше!» При этом женщина не делала ничего для того, чтобы эту помощь принимать. Беременность для нее была нежеланной, о которой она очень сожалеет, поскольку из-за нее возникли сложности с работой, а из-за родов обострились хронические болезни. Во время беременности она пила, курила гашиш и теперь очень удивлена, что родился здоровый ребенок. Кроме того, женщина сразу призналась, что тесной связи с ребенком устанавливать не хочет, т.к. мальчик должен быть самостоятельным, и потом планирует отдать его в кадетское училище.
Следует отметить, что часто во время сессий могут возникать неловкие паузы, когда арт-терапевту необходимо оказать психологическую поддержку ребенку, вызванную фразами или действий родителей. Так, например, был случай, когда мама, обмазывая руки ребенка тестом, громко смеялась и говорила: «Это тебе гипс, гипс!!! У тебя руки в гипсе!!!» При этом мальчику явно не нравились ни то, что она делала с его руками, ни ее бурная реакция. Безусловно, арт-терапевт вынужден был остановить такой эмоциональный порыв взрослого, дабы психологически обезопасить ребенка. Подобное поведение родителей еще больше подчеркивает уязвимость детско-родительских отношений.
Ценность и противоречивость
детско-родительской арт-терапии в доме ребенка.
Описание случаев.
- Девочка и мама
Мама девочки сразу была очень заинтересована во встречах. Выяснилось, что для нее это отличная возможность побыть со своим ребенком и отвлечься от трудных бытовых условий и сложных отношений в семье.
Техника «Рисунок по мокрому листу»
Мама легко рассказывала о своей беременности и жизни со своим мужем в целом
Мама: «Да он (муж) не плохой (на протяжении всей встречи несколько раз повторяла эту фразу, словно уговаривая себя). С недостатками, конечно, но живем. Эмоционально выясняем отношения, кричим. К ребенку тоже-может крикнуть, дать «поджопник». Дедушка не доволен, но это наши отношения.
Арт-терапевт: « А к вам силу применяет или только кричит?»
Мама: «Было дело…Дочь, ты не бойся, здесь же папы нет, ругать никто не будет!» (девочка насторожилась, услышав про папу и мама, заметив это, попыталась ее успокоить). «Хочу изобразить по цветам поэтапно…Сначала негатив. Было страшно сказать о беременности. Тянула до последнего (фиолетовый цвет). Сказала только в январе (красный), потом зеленый, в конце беременности розовый цвет. Эта беременность, неожиданная, но желанная. Я хотела родить, хотя никто не поддерживал. Отец не приходил…Лежала на сохранении, курила. Муж вообще, неплохой. Сейчас я по врачам хожу, поэтому дочь в доме ребенка. Хочу собрать документы и забрать».
Мама рисовала беременность с удовольствием, с улыбкой обращалась к дочке, когда та делала штрихи на ее работе, как только девочка подходила, с большой нежностью касалась ребенка, стараясь прижать к себе.
Техника «Работа с тестом».
Арт-терапевт: «Давайте вспомним момент, когда рождалась дочка. Роды, как естественный момент отделения. Давайте месить тесто вместе с дочкой, она же была активной участницей родов»
Мама: « Да, мне очень нравиться, я бы грязь навела…»
Арт-терапевт: « Что Вам мешает? Наводите, если есть такое желание».
Мама: «Убирать надо будет».
Арт-терапевт: «Вы можете пачкать сколько хотите, не переживайте!»
Мама доброжелательна, улыбчива, старалась контактировать с ребенком, наблюдала за ее состоянием, хотя и сама была очень увлечена процессом.
В конце занятия показывала фото ребенка. Попросила отдать в электронном виде фото наших занятий.
Техника «Воспоминания детства»
Плохие и хорошие воспоминания
Мама: «Худшее воспоминание выбрать не могу, их было много, не хочу вспоминать. Что было, то не изменить. Я лучше дерево нарисую».
Арт-терапевт: «Как Вы думаете, какое худшее воспоминание детства будет у вашего ребенка?»
Мама: «Наверно то, что отец ей все запрещает: «Не ходи здесь, не бери то, не делай…»
Я еще напишу фразу «Ну, погоди», это был мой любимый мультик в детстве.
Девочка помогала маме рисовать на зеркале фломастерами.
Техника «Аквагрим»
Во время занятия мама была особенно внимательна к дочке, часто повторяла девочке, что ее никто здесь не будет ругать. Девочка так же с удовольствием рисовала на своем лице и лице мамы, часто смотрела ей в глаза. В процессе деятельности можно отметить очень нежное взаимодействие мамы и ребенка. А ласковые прозвища «Пузырь, пузырёк», «Слоненок, рыжик» только усиливали взаимосвязь мамы и дочки Даже пластика тела и аквагрим у мамы и дочки были удивительно созвучны друг другу
Техника «Дом для семьи»
Занятие было посвящено теме создания своего дома, поскольку мама забирала дочку домой.
Арт-терапевт: «Сегодня я предлагаю создать вместе с дочкой работу, посвященную вашему возвращению домой. Из представленного материала вы можете создать дом, в котором будете жить вместе всей семьей, оставить какие-то пожелания себе и дочке».
Наблюдалось некоторое замешательство… после чего мама стала фломастерами рисовать дом.
Арт-терапевт: «А что Вы чувствовали, когда под влиянием обстоятельств вынуждены были поместить ребенка в дом ребенка?»
Мама: «Смешанные чувства. Мне жалко было, но я понимала, что дочь будет сыта и на занятиях. О том, что говорят другие, мне все равно…»
Арт-терапевт: «То есть, на тот момент дом ребенка выступил для вас, как помощник в трудной жизненной ситуации?»
Мама: «Да… Я думаю, конечно, это нехорошо, что ребенок был в доме ребенка, что наверно, будут последствия….наверно,…но здесь он был накормлен …Теперь как-то надо будет с ней. Вот завтра нужно делать дела, дома одну ее не оставишь, придется тащить с собой…»
Арт-терапевт: «Когда дочь была здесь, вы чувствовали себя более свободной?»
Мама: «Да…Пол могла помыть, а то так они ведь не дают… и по делам ходить.»
Арт-терапевт: «Что теперь Вы чувствуете, когда завтра будете все вместе?»
Мама: (Пауза)….Все хорошо…
Арт-терапевт: «А как Вы думаете, после разлуки Ваша привязанность, связь с дочкой стала крепче или осталась такой же?»
Мама: «Как раньше, наверно…»
Арт-терапевт: «Другие члены семьи ждут момента приезда девочки?»
Мама: «Папа хотел забрать уже сегодня, но я сказала, пусть хотя бы еще ночь поспят нормально… поедят...А дедушке после «этого дела» (пьянки)…все равно… Нет, вообще он ее любит…»
Комментарии арт-терапевта к случаю №1. В целом итоговая работа получилась очень светлой. Рядом с домом были нарисованы мама, девочка, папа, кошка и дедушка (по размерам отличающийся от всех остальных) был нарисован самым последним и не очень охотно…
На рисунке присутствовала надпись: «Чтобы поменьше было невзгод! И дети пусть будут здоровы и счастливы»
Работа с воздушными шариками была подписана фразой, адресованной арт-терапевту:
«Натали, утоли мои печали….»
- Мальчик, мама и папа
К арт-терапевтическим занятиям проявили интерес оба родителя, старались не пропускать назначенное время встреч.
Техника «Рисунок по мокрому листу»
Мама ребенка четко обозначила свои рамки, стараясь не показывать своих эмоций, в процессе художественной деятельности никак не откликалась на сигналы ребенка о взаимодействии. Рассказала, что беременность была неожиданной, но остались позитивные воспоминания.
Отец: «Я не знаю, что рисовать, не умею».
Мама: «Нарисуй, как я на тебя кричала…»
При этом отец улыбнулся, словно смущаясь, начал рисовать автомобиль.
Отец: «Что ж мне бутылку водки, что ли рисовать, как я бухал две недели до и две недели после?»
Теперь мама испугалась, что отец затронул эту тему…
Арт-терапевт: «Что ж если это естественное состояние отца, испытывающего радость за беременную жену и рождение мальчика».
После этих слов, родители словно выдохнули, поняв, что их ни кто не осуждает, и принимают любыми. Отец стал активно рисовать что-то похожее на лягушку.
Мама (смеясь): «Это что, я во время беременности?»
Все рассмеялись. Отец нарисовал виноградную лозу, бутылку водки. При этом отец периодически отвечал на сигналы ребенка к взаимодействию, но все же ребенок чаще всего просил о помощи арт-терапевта, комментируя свои действия и творческую работу, обращаясь именно к нему.
Техника «Работа с тестом».
Сначала родители не знали, что делать, но спустя минуту началась совместная деятельность. Мальчик, подсыпая муку, старался повторять за папой, мама робко подливала воды, словно боясь помешать или сделать что-то не так при отце, который очень активно стал замешивать тесто, прилагая силу, очень жестко, сильно мял материал. При этом женщина вела себя очень скованно, словно вжимаясь в стул. Муж применял к ней физическое насилие, поэтому его жесткая работа с тестом явно вызывали у нее неприятные ассоциации избиения. Отец мял тесто, бросал его в таз, скручивал, снова бросал. Напряжение нарастало!
Ребенок молча наблюдал за происходящим, вероятно, он был свидетелем подобного агрессивного поведения отца по отношению к своей маме. Спустя какое то время настало некоторое затишье, мама выдохнула, улыбнулась, словно обрадовавшись, тому, что это наконец-то закончилось. Папа откликнулся на сигнал мальчика к взаимодействию, и напряжение совсем ушло… Потом сделал ребенку из теста блин, предложил ребенку, держа его на своей руке. Мальчик подсыпал в центр лепешки муки. Мама спокойно наблюдала за происходящим. Далее папа стал месить тесто спокойно, мягко и плавно. Мама робко попросила дать ей часть теста. Отец отказал достаточно резко. После того, как ребенок попросил его дать маме тесто, отец снисходительно отломил часть теста и дал маме, которая стала лепить снеговика. Теперь она уже активно взаимодействовала с мальчиком, вместе с ним делала хлеб, резала его, показывала ребенку, как это надо делать. В это время отец раскатал тесто, слепил пельмени, закатав в него пластилин. Потом вместе слепила два колобка - мальчика и девочку. На этом занятие заканчивалось…
Мама: «Как быстро время пролетело. Это лучше, чем просто сидеть»
Отец: «Мы еще придем. Спасибо».
Техника «Свобода»
Арт-терапевт: «Что такое свобода для вас? Личная? Свобода от обязательств? Возможна ли свобода в воспитании детей?»
После озвучивания темы мама акварелью стала рисовать бабочку, тщательно прорисовывала детали. Отец некоторое время сидел молча. После того, как повторили тему, сказал, что в тюрьме тоже был свободен, но пояснять не стал.
Отец: «Что ж рисовать, как мы бегаем по улице без штанов?»
Арт-терапевт: «Вы можете рисовать и это, если считаете, что свобода именно это».
Все посмеялись. Отец задумался, и стал рисовать Алтай. То как маленьким ловил бабочек. Рассказал как там красиво, горы со снегом и трава.
Арт-терапевт: «Ваши картины очень созвучны. Мама рисует бабочку, а папа то, как ловил бабочек...»
Все улыбались. Были очень довольны своим занятием. Взаимодействовали с ребенком, который периодически рисовал то на мамином листе, то на папином, то на своем, словно соединяя творческом пространстве всех членов семьи. Мама сама захотела поцеловать сына (столь нежное проявление чувств к ребенку было впервые, персонал группы дома ребенка, тоже говорили, что она с ребенком ведет себя достаточно холодно).
Мама: «Всегда так быстро летит время».
Отец: «Мы скажем, что вас продлеваем».
Техника «Воспоминания детства»
Родители пришли в приподнятом настроении. С порога спросили: «На какую тему будем рисовать сегодня?»
Первые секунды после предложенных тем у мамы было некоторое замешательство, но потом она стала рисовать хорошие воспоминания - это совместный отдых (летом текущего года). Изобразила озеро с утками, своего мужа.
Мама: «Я тебе нарисовала бутылку и пистолет».
Отец: «Да, я гонялся за утками с пистолетом, чтобы съесть. А ребенок постоянно выглядывал из палатки».
Рисовать отец так и не захотел, зато мама так была увлечена процессом, что когда к ней обратился ребенок, оградила от его участия свою работу, еще больше отстранилась от ребенка. Мальчик заплакал, подошел к арт-терапевту за утешением.
Отец: «Не расстраивайся. Мама рисует. Ты садись с ней рядом, но рисуй на своем листочке».
Подобные фразы часто произносились арт-терапевтом на первых встречах, когда мальчик безуспешно пытался привлечь внимание родителей к себе. После слов отца мальчик успокоился.
Арт-терапевт: «Как вы думаете, какие плохие воспоминания будут о детстве у вашего ребенка?»
Отец: «Наверное, то, как летом его укусила собака и то, что он здесь (в доме ребенка)… Наверное…»
Арт-терапевт: «А хорошие воспоминания?»
Мама: «Не знаю….»
Складывалось ощущение, что родители вообще не хотели об этом думать.
Во время следующих встреч мама гармонично общалась с ребенком, была раскрепощена, много улыбалась, смеялась. Защищала свое рабочее пространство от мужа, хотя раньше боялась проявить свои чувства и желания. Шутила с мужем и арт-терапевтом. Проявляла нежность к ребенку, называя его «мой любимый», благодарила, когда мальчик давал ей какой-то художественный материал, выполняла просьбы сына, когда тот показывал место на листе, где, по его мнению, должен был появиться рисунок
Техника «Дом для семьи»
Арт-терапевт предложила сделать дом для семьи, зная, что родители упоминали о планах забрать ребенка. Отец сделал из пластилина большую зеленую полянку, дом и очень много времени потратил на сооружение забора, прикрепив его одним боком к своему дому. Возможно, в его случае столь долгая работа с этой деталью работы может говорить о личном опыте пребывания в тюрьме, и забор явился для него символом его отделения от дома и жизни с семьей.
Арт-терапевт: «Вы можете слепить тех, для кого построили этот дом…» Отец молча отстранился.
Отец: «А вы что не лепите?» (обратился отец к арт-терапевту).
Арт-терапевт: «Но, это же ваш дом…»
После этой фразы папа пошел курить, можно предположить, что работа смогла затронуть какие-то глубинные переживания и отцу потребовалось время для некоторой рефлексии. Мама пыталась самостоятельно доделать свою работу молча. Сделала яблоню с яблоками. Ребенок попросил арт-терапевта слепить киску.
Мама: «Ты слепи ребенка и рядом с домом поставь» (попросила мама отца, когда тот вернулся)
Отец: «Он будет портить пейзаж…» (и заселил киску в дом) «Что ж еще слепить?… Надо вырезать». После этих слов вырезал полянку с домом из верхнего правого листа и подписал работу: «Киска в домике. Папа лепил для мальчика». Мама добавила цветочек.
Мама (обращаясь к сыну): «На память тебе!» После чего мама нарисовала еще тучи с дождем, сказав, что это эмоции ребенка. Возникло ощущение, что родители, несмотря на обещание забрать ребенка домой, никогда не смогут этого сделать, и через творческую работу рассказали об этом. Через несколько дней должен был состояться суд.
Комментарии арт-терапевта к случаю №2. Интересен тот факт, что на первых этапах детско-родительской арт-терапии ребенок в затруднительных ситуациях искал поддержки у арт-терапевта, просил помощи и поддержки, часто обращался, комментировал свою работу. С мамой хоть и пытался взаимодействовать, но не очень активно, так как мама проявляла холодность, не замечая его сигналов к взаимодействию. На финальных встречах арт-терапевт словно отошел на второй план, и мальчик обращается за поддержкой и помощью к маме и папе. При этом мама всегда откликалась на стремление мальчика к взаимодействию, в обращении к сыну использовала ласковые слова, часто ему улыбалась, сама предлагала свою помощь или незамедлительно оказывала ее. Иногда даже создавалось впечатление, что мама ревновала, если ребенок все же просил помощи у арт-терапевта, и тут же стремилась переключить внимание сына на себя. Кроме того, в отношениях мамы и отца ребенка в процессе занятий также произошли изменения. Если вначале мама была полностью зависима от мнения и действий мужа, и в творческом процессе вела себя очень нерешительно, то в финальных встречах можно было заметить наличие диалога супругов, а иногда даже проявление инициативы и контроля над ситуацией.
Надо сказать, что родителей лишили родительских прав. Выяснилось, что мама снова беременна. Они какое-то время продолжали посещать ребенка, но восстанавливаться в правах и забирать ребенка планировали только на словах. Следует подчеркнуть, что подобное посещения ребенка, обещания о воссоединение семьи без реальных действий, нанесло огромную психологическую травму мальчику. В дальнейшем, когда у мальчика появились опекуны, выстроенные тесные связи с биологическими родителями очень затруднили налаживание психологического контакта в новой семье.
Описанный пример отношений «родитель-ребенок» показывает противоречивость детско-родительской арт-терапии в условиях дома ребенка. С одной стороны можно констатировать успешность терапии «здесь и сейчас». Ребенку и родителям удалось выстроить диалог, сформировалась достаточно сильная детская привязанность, родители научились видеть и адекватно отвечать на желания и чувства своего сына. Но с другой стороны, в перспективе воссоединение семьи не произошло из-за инфантильности взрослых людей, их неспособности брать ответственность за свои слова и искренне думать о психологическом и физическом благополучии своего ребенка.
Заключение
На сегодняшний день интеграция детско-родительской арт-терапии в систему дома ребенка является весьма актуальной. Реализация данной программы на базе дома ребенка позволит укрепить или поддержать ослабленные психологические нити, связывающие биологических родителей и ребенка в период разлуки, а так же может стать необходимым условием для формирования новых связей в детско-родительских отношениях в период подготовки ребенка и усыновителей к совместной жизни.
Надо подчеркнуть, что программа «Чтобы быть вместе» для работы детско-родительской арт-терапии в доме ребенка является рекомендуемой, но условной, поскольку любой арт-терапевтический процесс пластичен, зависим от индивидуальных особенностей каждого участника сессии, от их предпочтений в выборе материалов и от многих других факторов, которые могут влиять на проведение занятия. Вследствие ряда причин из всей представленной программы могут быть рассмотрены только часть тем или какой-либо блок. В любом случае, данная программа дает возможность проработать прошлый опыт семьи, позволяет сформировать надежды на будущее. Кроме того, наиважнейшим звеном терапии является предоставленная родителям возможность «здесь и сейчас» (хотя бы на короткое время арт-терапевтической сессии) прочувствовать утерянное ими чувство целостности семьи и единения со своим ребенком.
Безусловно, арт-терапевтические сессии возможны только при заинтересованности биологических или потенциальных родителей в посещении занятий, их способности к самоанализу и готовности принять изменения в своей жизни. В свою очередь реализация представленной программы для арт-терапевта предоставляет возможность получить новый опыт профессионального взаимодействия в пространстве арт-терапии и расширить свои профессиональные границы.
Список литературы
- Гаврон Тами. Встреча в общем пространстве: оценка детско-родительских отношений с использованием процедуры совместного рисования // Журнал исцеляющее искусство. 2014. Том 14. № 2. С. 25-43.
- Ландгартен Х. Семейная арт-психотерапия // Игровая семейная психотерапия / под ред. Ч. Шеффера и Л. Кери. – СПб.: Питер. – 2001. – 276-292.
- Назарова Н. В чем терапевтичность арт-терапии? // Журнал исцеляющее искусство. 2013. Том 16. № 4. С. 44-46.
- Никольская И. М. Арт-терапия – терапия искусством // учебник «Детская психиатрия» / под ред. Э.Г. Эйдемиллер. – СПб.: Питер, 2005. – 993-996.
- Пролкс Л. Групповая арт-терапия с маленькими детьми и их родителями // Арт-терапия – новые горизонты / под ред. А.И. Копытин. – М.: Когито-Центр. – 2006. – с. 87-104.
- Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей». - СПб.: Речь; М.:Сфера,2008.-112 с., ил.
- Шаповалова Е. Корреккционно-развивающая программа для детей 2-3 лет и их родителей // Журнал исцеляющее искусство. 2008. Том 11. № 2. С. 50-67.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние детско-родительских отношений на развитие социального интеллекта ребенка старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается влияние детско-родительских отношений на развитие социального интеллекта ребенка. Подчеркивается важность развития социального интеллекта в старшем дошкольно...
Влияние стиля детско-родительских отношений на формирование готовности обучения ребенка к школе.
Родители-первые и самые важные воспитатели ребенка.Именно родители своим стилем воспитания в семье влияют на формирование личности....
Роль детско-родительских отношений в морально-нравственном развитии ребенка дошкольного возраста
Актуальность темы исследования заключается в том, что изучение психологических закономерностей и механизмов развития детей поможет эффективно и целенаправленно осуществлять педагогическое воздействие ...
Пояснительная записка, тематическое планирование к программе по гармонизации детско-родительских отношений в диаде мама (папа) – ребенок «ХОРОШО ТАМ, ГДЕ МЕНЯ ПОНИМАЮТ»
В современных условиях психолого-педагогических взаимоотношений между родителями и детьми, остро встает проблема педагогической некомпетентности родителей в воспитании своего ребенка. Эта некомпетентн...
Детско-родительские отношения и морально-нравственное развитие ребенка дошкольного возраста
В статье раскрывается сущность детско-родительских отношений в морально-нравственном развитии ребенка дошкольного возраста....
12.01.2024 Консультация для родителей."Детско-родительские отношения или как любить своего ребенка"
буклет.детско-родительские отношения...
консультация для педагогов Тема: «Выстраивание партнерских отношений в ДОУ с родителями, с целью оптимизации детско – родительских отношений, как условий личностного развития ребенка»
Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. С...