МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ ПО ФГОС»
методическая разработка по теме
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ ПО ФГОС»
Подготовила Лепехина Елена Александровна
РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС В ОСНАЩЕНИИ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ
Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующих содержание его духовного и физического развития» (С.П. Новосёлова).
Требования ФГОС к предметно-развивающей среде:
1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. доступность среды предполагает:
- Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;
- Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы (магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и пр.); большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:
- центр игры;
- центр двигательной активности;
- центр конструирования;
- центр музыкально-театрализованной деятельности.
Спокойный сектор:
- центр книги;
- центр отдыха;
- центр природы.
Рабочий сектор:
- центр познавательной и исследовательской деятельности;
- центр продуктивной и творческой деятельности;
- центр правильной речи и моторики.
Рабочий сектор занимает 25% всей группы, т.к. там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, т.к. дошкольники «заряжаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, зонты, сумочки и т.п.; мальчикам – детали военной формы, предметы и обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Необходимым в оборудовании старших дошкольников является материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основной для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является его источником его знаний и социального опыта.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально- потребностной сферы.
7. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
8. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich.razr_.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ ПО ФГОС»
РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС В ОСНАЩЕНИИ
ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ
Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующих содержание его духовного и физического развития» (С.П. Новосёлова).
Требования ФГОС к предметно-развивающей среде:
1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. доступность среды предполагает:
- Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;
- Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы (магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и пр.); большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:
- центр игры;
- центр двигательной активности;
- центр конструирования;
- центр музыкально-театрализованной деятельности.
Спокойный сектор:
- центр книги;
- центр отдыха;
- центр природы.
Рабочий сектор:
- центр познавательной и исследовательской деятельности;
- центр продуктивной и творческой деятельности;
- центр правильной речи и моторики.
Рабочий сектор занимает 25% всей группы, т.к. там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, т.к. дошкольники «заряжаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, зонты, сумочки и т.п.; мальчикам – детали военной формы, предметы и обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Необходимым в оборудовании старших дошкольников является материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основной для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является его источником его знаний и социального опыта.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально- потребностной сферы.
7. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
8. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая.игровая среда в средней группе в соответствиис ФГОС
По 5 областям.Содержание центров....
презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt
Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС. ...
Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".
Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....
Предметно-развивающая пространственная среда в детском саду в рамках ФГОС
Организация развивающей предметно-пространственной среды, с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учето...
Методическая разработка " Предметно-развивающая среда во второй младшей группе детского сада"
Предметно-пространственная среда-главное средство для формирования личности ребенка, источник получения знаний и умений и социального опыта.Это пространство, которое воспринимает ребенок в данны...
Методическая разработка:Предметно – развивающая среда в ДОУ по требованиям ФГОС
Методическая разработка:Предметно – развивающая среда в ДОУ по требованиям ФГОС Введение. Образовательная система выполняют жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки пр...
Методическая разработка «Предметно-развивающая среда в группе»
Благодаря развивающей среде дошкольник включается в активную познавательную деятельность,у него развиваются:любознательность;воображение;умственные и художественные способности;коммуникативные н...