Роль логико-математических игр А.З.Зака в формировании и овладении дошкольниками игрой в шахматы, как культурной практикой деятельности дошкольников
методическая разработка на тему

Ежова Лариса Владимировна

Предварительный просмотр:

Тема: «Роль логико-математических игр А.З.Зака в формировании и овладении дошкольниками игрой в шахматы, как культурной практикой деятельности дошкольников»

        Многие вопросы, связанные с качеством образования, напрямую соотносятся с индивидуальными возможностями детей, уровнем развития их логического мышления. Многолетний опыт работы показывает, что у большинства дошколят слабо развиты приемы логического мышления, а они необходимы учащимся уже в первом классе.

Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5 – 11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно,  обучать детей в этом направлении целесообразно с дошкольного возраста.

Необходимо научить  детей приемам логического мышления: без них полноценного усвоения  материала не происходит.

Учитывая эти данные, в нашем  ДОУ была скорректирована система пред математической подготовки. Внедрена, и успешно реализуется в части, формируемой участниками образовательных отношений, программа «Путешествие в Сообразилию» как часть НОД по формированию элементарных математических представлений.

В программе используются интеллектуально-развивающие игры, основанные на методических приемах развития интеллекта доктора психологических наук А.З. Зака. Практический материал представлен играми на перемещение и комбинирование, имеются индивидуальные тетради на каждого ребенка.    

         Новизна данной системы заключается в том, что при решении нестандартных поисково-творческих заданий создаются благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения. Дети выполняют разнообразные поисковые действия, осуществляя планирование своих шагов, учатся делать обоснованные выводы о связи полученного результата и исходными условиями. Важно отметить, что предоставляется возможность гибко использовать интеллектуально-развивающие игры как в детском саду в организованной образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми, дома с родителями, что создает альтернативу жесткой регламентированной модели обучения.                      

Решая логические загадки на «комбинирование», «перемещение»,  устанавливая зависимость состава промежуточных пунктов от способа перемещения, дети приобретают навык, который легко перенести и в другие игры на перемещение, в частности, в шахматы.

        Цель: Научить детей играть в шахматы посредством поисковых интеллектуально-развивающих игр.

Задачи:

        1) Активизация мыслительной деятельности детей 6-7 лет посредством развивающих игр «на перемещение»: «шаги утки», «шаги гуся», «шаги курицы»

        2) Формирование способности планирования своих поисковых действий при решении и составлении нестандартных  поисково – развивающих задач.

        3) Учить творчески применять полученные на занятиях знания, соотносить мыслительные процессы с практическими действиями создавать комбинации на шахматной доске.

4) Развивать важнейшие качества личности: усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решений.

Реализация программы начинается со средней группы, обучение сложным логическим операциям проводится через игру «Как гусеница и муравей в гости ходили». Детям предлагаются решение и составление задач, где персонажи – «муравей» и «гусеница» перемещаются по игровому клеточному полю, используя разные правила,  игровое поле  – это большой двухэтажный  дом с четырьмя окошками, жителями которого являются различные фигуры.

Первым персонажем, с которым знакомятся дети, является гусеница, ходит гусеница только прямо и делает один шаг. Например: если она сначала была у квадратика, то одним шагом ей можно пойти только к крестику или кругу. А в гости к точке пройти нельзя, так как точка живет в окошке, которое находится наискось от крестика. Игра интересна тем, что у каждого ребенка будет свой ответ, и он сможет обосновать свое решение. Ответы дети фиксируют в тетрадях, на листе с заданиями ходы гусеницы обозначаются  одиночной стрелкой.

Задания составлены так, что в одних из них ребенок будет в позиции отгадывающего загадки (например - ребенок находит возможный ход гусеницы, когда известна начальная точка или известна конечная точка),

        В других заданиях – в роли проверяющего (дети находят верный ход) в третьих – загадывающего (самостоятельно заполняют клетки поля)

Реализация такой возможности помогает детям совершать точный анализ содержания задач, выполнять разнообразное комбинирование поисковых действий, осуществлять планирование своих шагов по реализации способа решения.

Постепенно сложность игр возрастает, во-первых за счет увеличения количества клеток игрового поля, во-вторых путем введения дополнительных персонажей (муравей).  Принцип игр тот же, что и с гусеницей, но изменяется правило: муравей ходит наискосок, ходы муравья обозначаются двойной чертой. Дети средней группы с удовольствием играют с муравьем и гусеницей, отгадывают и сочиняют загадки.

        Эта игра не просто заинтересовала  детей, более того - перешла в увлечение. Ребята в свободной деятельности придумывали своих персонажей знакомой игры, сочиняли правила их хода, и, в итоге, в группе появилась игра «Путешествие лесных жителей».

Воспитанники старших групп действуют уже с воображаемыми персонажами. Выполнение заданий требует от детей воображаемых изменений ситуации, им необходимо представить, куда возможны передвижения персонажей.

В качестве усложнения вводят двухходовые ситуации,

- дети самостоятельно придумывают два хода гусеницы и муравья,

- отмечают верные и неверные двойные ходы и их сочетания,

- задания выполняются в два хода из разных известных точек: начальной, промежуточной и конечной,

- вводятся  дополнительные персонажи

- используется как 12-, так и 16-клеточное поле.

        Дети 6-7 лет осваивают буквенно-цифровые обозначения клеток игрового поля и записывают ходы персонажей в соответствии с их расположением.

Такая зависимость состава промежуточных пунктов от способа перемещения и используется в игре в шахматы.

        Ведь путь фигуры из одного угла шахматного поля в другой включает разное число ходов, в зависимости от того, какая фигура будет перемещаться – слон, ладья или конь, т.е. смотря по каким правилам решается задача на перемещение.

В формировании логического и системного мышления шахматы способны сыграть существенную роль. Поэтому было принято решение сделать эту игру привлекательной для всех воспитанников.

Для развития интереса, начали знакомство с шахматами и игрой в них со сказки. Нашли сказку В.Г. Гришина «В гостях у Короля», которую читали в совместной деятельности.

Перечитали ещё раз то место в сказке, где говорится о мудреце, придумавшем шахматы, и решили узнать об этом поподробнее.

Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволили увлечь их игрой в деревянные фигурки.

Наблюдая за детьми, обратила внимание, что ребята чаще стали задавать вопросы: как называются фигуры? Как они ходят? И т.д.

Чтобы лучше запомнить названия фигур и правила их хода, ребята учили стихи и рассматривали схемы.

        Вместе с детьми мы подбирали стихи, загадки, интересные истории и сказки о шахматных фигурах и оформили книгу «В волшебной стране шахмат».

        Проявляя инициативу и самостоятельность, дети лепили из пластилина шахматные фигуры, рисовали их, вырезали  из бумаги, делали маски-шапочки - шахматные фигуры, готовили костюмы, атрибуты к играм.

Вместе мы играли в речевые игры, такие как «Чудесный мешочек», «Черный ящик», дидактические игры на память, например «Что изменилось», «Построй так, как было» и другие игры на доске или просто с фигурами.

В совместной деятельности ребята разыгрывали миниатюры, театральные представления по сюжетам придуманных  сказок.

На физкультурных занятиях  играли в увлекательные подвижные игры: «Найди место», «Кто быстрее?», «Из клетки в клетку».

Организованная в группе игровая зона «Шахматный клуб» дала возможность свободно и самостоятельно использовать собранные материалы и различные игры не только на занятиях, но и в свободной деятельности,  способствовала закреплению названий фигур, правил их хода и обучению игре в шахматы.

Шахматная игра стала увлекательной для воспитанников.

     Дети сами тянулись к получению знаний, изучали правила, учились составлять планы игры, решать шахматные задачи.

 Сейчас ребята  самостоятельно проводят партии между собой, играя парами, командами, тройками сменного состава.

В нашей группе  теперь проходят шахматные турниры,  куда приглашаются дети и других групп, а также родители для проведения совместных досуговых вечеров.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Эти исследования совпадают с нашими выводами, как практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада.

Таким образом, введение в образовательный процесс развивающих игр А.З. Зака  способствовало овладению детьми  умением  играть в шахматы: соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески  применять полученные  на занятиях знания, принимать решения в условиях неопределенности, отвечать за них самостоятельно, создавать прекрасные комбинации на шахматной доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС «РОЛЬ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Актуальность.             Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, дл...

Роль логико-математических игр в развитии дошкольников

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовле...

Роль логико–математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое....

Роль логико–математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников

Роль логико–математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников...

Мастер-класс для воспитателей «Роль логико-математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников»

Мастер – класс на тему:  «Роль логико-математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников»Математика по праву занимает большое место ...

Мастер-класс для воспитателей «Роль логико-математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников»

Мастер – класс на тему:  «Роль логико-математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников»Математика по праву занимает большое место ...

Роль логико-математических игр для формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных воз...