Мастер-класс для воспитателей «Роль логико-математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников»
методическая разработка по математике
Мастер – класс на тему: «Роль логико-математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников»
Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования.
Усвоению математических знаний, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять и углублять математические представления. Любая математическая задача на смекалку, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи.
Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий.
Логико-математические игры и упражнения играют одну из главных ролей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека упражнений со счетными палочками для дошкольников
Упражнение «Делай как я»
Обычные школьные счетные палочки прекрасно подойдут и для игры с двухлетками. На ровной поверхности взрослый выкладывает из палочек какую-нибудь простую фигуру, добавляя каждый раз по одной, и предлагает ребенку сделать то же самое. Так малыш постепенно овладевает действием по образцу пока еще в самой элементарной форме:
а) сколько палочек достаточно взять, чтобы сделать треугольник? (Три.) Возьмите три палочки и сделайте треугольник;
б) сколько палочек достаточно добавить, чтобы сделать четырехугольник? (Одну.) Добавьте одну и сделайте четырехугольник. На что похож ваш четырехугольник? (На квадрат)
в) сложите такую лампу. На что это еще похоже?
г) сложите такую лодку:
д) сложите такую вазу:
е) сложите такую конфету:
ж) сложите телевизор:
з) придумайте свою фигуру и сложите ее из палочек.
Задания на конструирование и трансформацию
№1
Прямоугольник из 6 палочек разделить одной палочкой на 2 равных квадрата, квадрат из 4 палочек — на 2 равных треугольника, прямоугольника.
№ 2
Переложить одну палочку так, чтобы домик повернулся в другую сторону.
№3
В фигуре, похожей на ключ, переложить четыре палочки так, чтобы получилось три квадрата.
№ 4
Переложить две палочки так, чтобы корова смотрела в другую сторону.
№ 5
В данной фигуре переложить три палочки так, чтобы получилось четыре равных четырехугольника.
№6
В фигуре, изображающей стрелу, переложить четыре палочки так, чтобы получилось четыре треугольника.
№7
В фигуре, состоящей из четырех квадратов, переложить три палочки так, чтобы получилось три таких же квадрата.
№8
Перестроить корабль в танк, переложив шесть палочек.
№9
Перестроить вазу в телевизор, переложив пять палочек.
№10
В фигуре из шести квадратов убрать три палочки так, чтобы осталось четыре квадрата.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад с. Донское
Мастер – класс
«Роль логико-математических игр
и игровых упражнений в интеллектуальном
развитии дошкольников»
Составила и провела воспитатель:
Ширяева И.С.
С. Донское
2023г.
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.
( А.И. Маркушевич )
Актуальность.
Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования.
Усвоению математических знаний, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять и углублять математические представления. Любая математическая задача на смекалку, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи.
Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий.
Логико-математические игры и упражнения играют одну из главных ролей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
Логико – математические игры
Логико-математическая игра - это игра, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
Цели логико – математических игр
-Освоение детьми средств познания: эталонов (цвет, форма), эталонов мер (размер, масса), моделей;
-Овладение способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом, классификацией, сериацией и др.;
-Накопление логико- математического опыта;
-Развитие мышления, смекалки, сообразительности.
Принципы организации игр
-Отсутствие принуждения;
-Развитие игровой динамики
(от малых успехов к большим) ;
-Поддержка игровой атмосферы;
-Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
-Переход от простейших форм и способов осуществлен игровых действий к сложным.
Методика освоения логико-математических игр
- Побуждение ребенка к активности, наблюдение за действиями сравнения, обобщения, классификации;
- Наблюдения за умениями устанавливать связи и зависимости отдельных предметов по форме, размеру, пространственному
Логико-математические игры
Рассматривается в качестве аналога современного занятия по математике.
Для них характерны:
1) Игровая направленность деятельности;
2) Наличие ситуаций с элементами экспериментирования;
3) Развивающее воздействие ( развитие психических процессов и личностное развитие
В процессе логико-математических игр дети:
1) Познают свойства и отношения предметов по форме, величине, массе, расположению в пространстве; числа и цифры, увеличение и уменьшение, преобразование и т.п;
2 ) Осваивают связи и зависимости;
3) Проявляют инициативу , самостоятельность и творчество.
Несмотря на то, что используемый занимательный математический материал тесно взаимосвязан друг с другом, его условно делят на 3 группы:
1. Занимательная математика ( развлечение) : загадки, головоломки ( Танграм, Колумбово яйцо ), задачки-шутки, лабиринты, игры с счетными палочками на пространственное преобразование, задачи-смекалки.
Для младшего возраста это занимательный материал по сказкам к примеру: Подходят сюжеты сказок которые простые по форме и доступные по содержанию это: «Колобок», «Теремок», «Три медведя». «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой?
Сказка «Три медведя» . И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.
Главное предназначение, данных заданий состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения. Способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям.
2Логические игры, задачи, упражнения: игры с блоками, игры с кубиками на нахождение; игры на классификацию по 1-2-3 признакам, логические задачи (на увеличение, уменьшение, сравнение, обратное действие); игры на развитие познавательных процессов шахматы, шашки; блоки Дьенеша, игры с цветными палочками Кюинзера, игры Воскобовича.
3.Дидактические игры и упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же», «Назови одним словом», «Что изменилось?», «Какие числа убежали?», «Продолжи».,», На что похоже?», «Укрась салфетку» и тд. Такие игры и упражнения помогут детям развить память и логическое мышление, научат их рассуждать и анализировать.
Остановимся на некоторых из них.
Головоломки.
Основными составляющими оптимального учебного процесса являются формирование у дошкольников определенных учебных навыков и выработка методов передачи их конкретной информации. Все это обеспечивается базисными интеллектуальными способностями: вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображением, речью. Я стараюсь развивать у детей эти способности в игровой, увлекательной для них форме. Игры-головоломки развивают наглядно-образное и логическое мышление, сообразительность, смекалку, интерес, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность.
«Найди две части одного круга».
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игры на составление фигур-силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов.
Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определенным правилам какой-либо геометрической фигуры: квадрата – в играх «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра»; прямоугольника – в играх «Пентамино», «Сфинкс»; овала – в игре «Колумбово яйцо»; круга – в играх «Волшебный круг», «Вьетнамская игра» и т.д.
Эти игры предназначены для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления. Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление дошкольников, создают условия для развития логических компонентов мышления.
Для развития мыслительной деятельности нужно побуждать детей планировать ход поисковых действий: «Расскажи, как будешь составлять фигуру». Дети должны рассуждать, доказывать, опровергать.
В дальнейшем предлагать детям составлять изображения по собственному замыслу.
Создание силуэта на основе воображения представляет проблемную задачу для решающего. При этом требуется отыскать путь решения задачи, отбросив ложные подходы, не ведущие к решению.
Такому поиску предшествует возникновение предположения, идеи, плана.
В играх на создание силуэтов возникают условия для тренировки способности самостоятельно, творчески решать интересные несложные задачи.
Дидактические игры - помогут детям развить память и логическое мышление, научат их рассуждать и анализировать.
«Подбери цвета» - знакомить детей с пятью цветами путем подбора по образцу, обогащать активный словарь за счет названий цветов.
«Украсим салфетку» - закреплять умение детей подбирать фигуры, ориентируясь на цвет.
«Расставь фигуры» - продолжать учить детей решать логические задачи на основе словесной инструкции: расставь кружки так, чтобы белый был между желтым и красным, а желтый был рядом с зеленым; расставь кружки так, чтобы красный был между синим и зеленым, а зеленый был рядом с желтым.
Математика на участке д/с. Так сложилось, что образовательную деятельность надо «вплетать» всегда и везде, то даже прогулки могут стать увлекательным и разнообразным занятием по математике для дошкольника, потому что на улице все время можно что-нибудь пересчитывать, делить и т.п. Можно спросить ребенка:
- Какая дорожка получилась шире (уже): Алисы или Вани?
– Что ближе к беседке: лавочка или песочница?
- Какое дерево выше на участке: береза или сосна?
Миллион интереснейших вопросов можно найти и обсудить с ребенком, гуляя на участке.
Игры с цифрами.
«Помоги кукле» - кукла говорить не может, она показывает карточку с числом, сколько овощей ей надо, ребенок выкладывает на тарелочку нужное количество овощей или фруктов.
«Овощной магазин» - у ребенка – чек (карточка с цифрой). В магазине надо купить такое количество овощей и фруктов, чтобы это равнялось цифре на карточке.
Часть и целое.
Для того, чтобы ребенок понял, что такое часть и что такое целое, нужно наглядно показать ему деление яблока, арбуза, огурца, листа бумаги, грядки, веревочки и др. Благодаря практическому опыту, дошкольники способны понять не только то, что часть меньше целого, а целое больше части, не только научиться получать целое, складывая две половинки, а четверть – из двух восьмушек, но и осознать такую непростую закономерность: чем на большее количество частей разделить предмет, тем меньшей по количеству получится каждая часть.
- Арбуз весит 6 кг, сколько весит его половина? Сколько весит его треть?
- Длина веревки 8 м, от нее отрезали 4 м. Какую часть отрезали?
- На столе 4 огурца. Один из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько огурцов на столе?
- Повар насыпал горох поровну в 2 стакана. Затем из одного стакана он пересыпал горох в кастрюлю. Где гороха больше: во втором стакане или в кастрюле?
- Помидор и огурец весят больше, чем этот же помидор и перец. Что тяжелее: огурец или перец?
Огромное множество вопросов можно задать дошкольнику о Величине предметов (длинный – короткий, глубокий – мелкий, высокий – низкий, толстый – тонкий, узкий – широкий.)
Развитие пространственного мышления дошкольника.
«Стоп, скажи, где стоишь» - учим ребенка определять свое местонахождение среди окружающих предметов: «Я нахожусь справа от бани, слева от яблони, впереди меня стол, позади – забор».
«Встань, куда скажу» - учим двигаться в соответствии со словесными указаниями взрослого.
- Встань справа от лавочки.
- Встань слева от песочницы напротив беседки.
Практическая часть.
Предлагаю сейчас нам всем вместе окунуться в мир логического мышления и поиграть в несколько игра. Я выбрала из классификации пару занимательных математических упражнений. сли готовы ,то начнем:
- Игры со счетными палочками.
Хорошо всем известные счетные палочки, которые есть в каждой группе, и которые по карману каждому родителю.
Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют также формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей. Игры со счетными палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для их решения надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее.
Головоломки предназначены для развития у детей сообразительности. Решение каждой из таких задач осуществляется в процессе активного поиска, длительность которого зависит от накопленного опыта.
Усложнение содержания игровых упражнений связано с тремя группами задач:
Задачи на построение простых фигур:
Например, построить треугольник из 6 палочек.
Задачи на построение сложных фигур: (составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга).
Как построить 2 треугольника из 5 палочек, или 3 треугольника из 7 палочек?
Задачи на преобразование фигур:
Сложить из 10 палочек 3 квадрата.
Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.
Убрать 2 палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата.
На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее?
Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат?
- Задачки-шутки.
Это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые я использую в совместной деятельности.
Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Результат решения задач-шуток зависит от жизненного опыта детей, развития представления об окружающем мире, предметах и явлениях.
Задача-шутка способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи.
Я предлагаю вам решить несколько логических задач.
-На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
-Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто выше всех? (Таня)
-Ленту разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (два)
- На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще две. Сколько книг она прочитает? (Нисколько. Собаки не умеют читать)
-- Катится колесо разноцветное: один угол у него красный, другой – зеленый, третий – желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет будет видно? (Никакой. У колеса нет углов)
- Сколько концов у палки? У двух палок?
-У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки? (Ни одного. У кошки – котята.)
- Что произойдет с белым платком, если его опустить в Черное море?
Он станет мокрым.
-Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы?
Ваше имя
-Сидит человек, но вы не можете сесть на его место, даже если он встанет и уйдёт. Где он сидит?
На Ваших коленях
-Какой болезнью на земле никто не болел?
Морской
-Что все люди на земле делают одновременно?
Становятся старше.
-Вы сидите в самолёте, впереди вас лошадь, сзади автомобиль. Где Вы находитесь?
На карусели.
Заключение:
Таким образом, использование логико-математических игр и решение логических задач (это упражнения, которые развивают мышление, умение думать, улавливать связь между понятиями, учат детей связывать причину и последствия, учат угадывать результат) в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт не только к развитию логического мышления и повышению уровня знаний , но и развивает интеллектуальные способности ребенка.
Применение развивающих и дидактических игр математического содержания повышает эффективность педагогического процесса и способствует развитию памяти, мышления, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...
МАСТЕР – КЛАСС «РОЛЬ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Актуальность. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, дл...
Мастер – класс для педагогов и родителей «Логико-математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»
quot;Логико - математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников"...
Роль логико–математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое....
Роль логико–математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников
Роль логико–математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников...
Мастер–класс для родителей по теме: «Использование дидактических игр и игровых упражнений в коррекции речевого развития дошкольников»
В процессе мастер - класса родители познакомятся с играми и упражнениями по развитию речи путем включения в практическую деятельность....
Мастер-класс для воспитателей «Роль логико-математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников»
Мастер – класс на тему: «Роль логико-математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников»Математика по праву занимает большое место ...