Роль логико–математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников
учебно-методический материал по математике
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_logiko.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль логико–математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Учитывая специфику современного непрерывно меняющегося мира, именно воспитание активной, творческой личности, готовой к самоизменению и успешной самореализации, становится главной целью образования на всех без исключения его уровнях.
И в силу этого, формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности является одной из важнейших задач дошкольного образовани
Возникает вопрос: какая из наук позволяет в полной мере активизировать мыслительную деятельность ребенка, развивать творческие способности и уверенности в своих силах, формировать предпосылки учебной деятельности? Конечно математика.
Задачи математического развития в программе «Игралочка» определены с учетом развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребе
Так, приоритетными задачами в программе «Игралочка» являются развитие:
- логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностя
- мыслительных операций и логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналоги
- сенсорных процессов и способов познания математических свойств и отношений (обследование, группировка, упорядочение, разбиение
- любознательности, активности и инициативности в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской деятельности, игре, общении и др.)
- находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач
- вариативного мышления, воображения, творческих способностей
- мелкой моторики
Ознакомление:
- с математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления
- с экспериментально-исследовательскими способами познания математического содержания (экспериментирование, моделирование и др.);
Формирование опыта:
- аргументации своих высказываний, построения простейших умозаключени
- работы по правилу и образцу;
- фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины;
- выбора способов преодоления затруднения;
- постановки учебной (познавательной) задачи, планирования сво
действии
- проверки результатов своих действий, исправления ошибок
Воспитание:
- нравственно-волевых качеств личности (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со взрослыми и сверстниками, договариваться, уважать интересы и чувства других);
- положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.
Именно такие сугубо математические операции, как классификация, сериация, сравнение, анализ, синтез, обобщение, оказываются востребованными в процессе речевого развития, позволяют находить и осваивать способы познания окружающей действительности и развивать у дошкольников логическое мышление, которое, является высшей стадией развития мышления.
Таким образом, под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.
Поэтому, тема формирования логико-математических представлений была и остается актуальной.
Согласно современным требованиям преимущество отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, поэтому в основу образовательного процесса легла проблемно-игровая технология. Логико-математическое развитие осуществляется через использование различного игрового занимательного материала:
- Логические задачи и упражнения,
- Игры-головоломки,
- Дидактические игры и упражнения,
- Логико-математические игры,
- Задачи-шутки,
- Конструирование (большое внимание уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана).
- Экспериментированию - решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности.
На начальном этапе можно предложить детям логические задачи и упражнения на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, деревянные пазлы, кубики, пирамидки, недостающей в ряду фигуры, игры-лабиринты и т. д. Такие упражнения важны для развития таких умственных действий как умение анализировать, обобщать, сравнивать.
Огромное значение для развития логического мышления имеют Игры-головоломки.
Самыми доступными из них являются игры со счетными палочками, спичками, в ходе которых необходимо преобразовывать одни фигуры в другие. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др.
Особое внимание уделяется играм логико-математического содержания. Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию. Такие игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук.
Для этого используются «Блоки Дьенеша», «палочки Кюизинера», «Геоконт Воскобовича», а также шашки, шахматы.
Из всего многообразия игр и развлечений наиболее доступными и интересными являются загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы. Главное предназначение, которых состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям.
Дидактические игры. Направлены на развитие у детей логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счете, вычислениях, мышления. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса.
Деятельность, активно формирующая такую важную умственную операцию как синтез в дошкольном возрасте, — это конструирование. Дети учатся работать по схеме, определяющей алгоритм работы. Моделируют по собственному замыслу. Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними. Взрослый в этих играх исполняет роль ненавязчивого помощника, его цель — способствовать доведению работы до конца, т. е. до получения задуманного или требуемого целого объекта.
Подводя итоги, можно сказать, что при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, повышается эффективность педагогического процесса и способствует развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...
МАСТЕР – КЛАСС «РОЛЬ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Актуальность. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, дл...
«Кинезиологические игровые упражнения для интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Прежде, чем говорить об упражнениях, думаю, правильно было бы раскрыть, что же такое «Кинезиология».- это наука о развитии головного мозга через определенные двигательн...
Роль логико-математических игр А.З.Зака в формировании и овладении дошкольниками игрой в шахматы, как культурной практикой деятельности дошкольников
При решении нестандартных поисково-творческих заданий создаются благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительн...
Роль логико–математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников
Роль логико–математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников...
Мастер-класс для воспитателей «Роль логико-математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников»
Мастер – класс на тему: «Роль логико-математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников»Математика по праву занимает большое место ...
Мастер-класс для воспитателей «Роль логико-математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников»
Мастер – класс на тему: «Роль логико-математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников»Математика по праву занимает большое место ...