Роль логико–математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников
учебно-методический материал по математике

Ковшова Татьяна Георгиевна

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_logiko.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Роль логико–математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Учитывая специфику современного непрерывно меняющегося мира, именно воспитание активной, творческой личности, готовой к самоизменению и успешной самореализации, становится главной целью образования на всех без исключения его уровнях.

И в силу этого, формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности является одной из важнейших задач дошкольного образовани

Возникает вопрос: какая из наук позволяет в полной мере активизировать мыслительную деятельность ребенка, развивать творческие способности и уверенности в своих силах, формировать предпосылки учебной деятельности? Конечно математика.

Задачи математического развития в программе «Игралочка» определены с учетом развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребе

Так, приоритетными задачами в программе «Игралочка» являются развитие:

- логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностя

- мыслительных операций и логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналоги

- сенсорных процессов и способов познания математических свойств и отношений (обследование, группировка, упорядочение, разбиение

- любознательности, активности и инициативности в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской деятельности, игре, общении и др.)

- находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач

- вариативного мышления, воображения, творческих способностей

- мелкой моторики

Ознакомление:

- с математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления

- с экспериментально-исследовательскими способами познания математического содержания (экспериментирование, моделирование и др.);

Формирование опыта:

- аргументации своих высказываний, построения простейших умозаключени

- работы по правилу и образцу;

- фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины;

- выбора способов преодоления затруднения;

- постановки учебной (познавательной) задачи, планирования сво

действии

- проверки результатов своих действий, исправления ошибок

Воспитание:

- нравственно-волевых качеств личности (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со взрослыми и сверстниками, договариваться, уважать интересы и чувства других);

- положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.

Именно такие сугубо математические операции, как классификация, сериация, сравнение, анализ, синтез, обобщение, оказываются востребованными в процессе речевого развития, позволяют находить и осваивать способы познания окружающей действительности и развивать у дошкольников логическое мышление, которое, является высшей стадией развития мышления.

Таким образом, под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

Поэтому, тема формирования логико-математических представлений была и остается актуальной.

Согласно современным требованиям преимущество отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, поэтому в основу образовательного процесса легла проблемно-игровая технология. Логико-математическое развитие осуществляется через использование различного игрового занимательного материала:

  • Логические задачи и упражнения,
  • Игры-головоломки,
  • Дидактические игры и упражнения,
  • Логико-математические игры,
  • Задачи-шутки,
  • Конструирование (большое внимание уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана).
  • Экспериментированию - решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности.

На начальном этапе можно предложить детям логические задачи и упражнения на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, деревянные пазлы, кубики, пирамидки, недостающей в ряду фигуры, игры-лабиринты и т. д. Такие упражнения важны для развития таких умственных действий как умение анализировать, обобщать, сравнивать.

Огромное значение для развития логического мышления имеют Игры-головоломки.

Самыми доступными из них являются игры со счетными палочками, спичками, в ходе которых необходимо преобразовывать одни фигуры в другие. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др.

Особое внимание уделяется играм логико-математического содержания. Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию. Такие игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук.

Для этого используются «Блоки Дьенеша», «палочки Кюизинера», «Геоконт Воскобовича», а также шашки, шахматы.

Из всего многообразия игр и развлечений наиболее доступными и интересными являются загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы. Главное предназначение, которых состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям.

Дидактические игры. Направлены на развитие у детей логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счете, вычислениях, мышления. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса.

Деятельность, активно формирующая такую важную умственную операцию как синтез в дошкольном возрасте, — это конструирование. Дети учатся работать по схеме, определяющей алгоритм работы. Моделируют по собственному замыслу. Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними. Взрослый в этих играх исполняет роль ненавязчивого помощника, его цель — способствовать доведению работы до конца, т. е. до получения задуманного или требуемого целого объекта.

Подводя итоги, можно сказать, что при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, повышается эффективность педагогического процесса и способствует развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...

МАСТЕР – КЛАСС «РОЛЬ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Актуальность.             Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, дл...

«Кинезиологические игровые упражнения для интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Прежде, чем говорить об упражнениях, думаю, правильно было бы раскрыть, что же такое «Кинезиология».- это наука о развитии головного мозга через определенные двигательн...

Роль логико-математических игр А.З.Зака в формировании и овладении дошкольниками игрой в шахматы, как культурной практикой деятельности дошкольников

При решении нестандартных поисково-творческих заданий создаются благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительн...

Роль логико–математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников

Роль логико–математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников...

Мастер-класс для воспитателей «Роль логико-математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников»

Мастер – класс на тему:  «Роль логико-математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников»Математика по праву занимает большое место ...

Мастер-класс для воспитателей «Роль логико-математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников»

Мастер – класс на тему:  «Роль логико-математических игр и игровых упражнений в интеллектуальном развитии дошкольников»Математика по праву занимает большое место ...