Консультация для воспитателей на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям и традициям национальной культуры»
консультация на тему
советы, методы и варианты для педагогов и воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons.dlya_pedagogov.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям и традициям национальной культуры»
К сожалению, мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения. Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе национальной культуры, на собрании национальных достижений.
В современных условиях наступления “массовой культуры” становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности. Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (толерантность), то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды. Наши дети должны хорошо знать не только историю государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: народные танцы, в которых дети черпают нравы, обычаи, устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к истокам народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт. Танец, песня, музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, совести, доброте, справедливости. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде.
Среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная культура. В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям; приобщение детей дошкольного возраста к духовным ценностям русского народа, воспитание национального достоинства детей.
Духовные ценности служили ориентиром в жизни человека. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством народной культуры развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно — прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народная культура — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка – это семья.
Нравственное воспитание - воспитание, основанное на регулировании системы отношений человека и общества, формировании продуктивного отношения личности, к людям, обществу, самому себе. Нравственное воспитание вводит ребенка в систему принятых в обществе норм, формирует опыт деятельности, позволяющих осознать разумность, объективность, необходимость тех или иных поступков, побуждает ребенка к добрым поступкам, формирует потребность личности сделать себя и окружающее жизненное пространство более совершенным.
Средства нравственного воспитания можно поделить на группы:
-Важным средством приобщения к культуре народа является пословица.В любой пословице всегда присутствует "педагогический момент" - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера. Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства.
-Нравственную идею отражают и загадки, которые умны Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Народ всегда был высокого мнения о загадках: "Загадка - разгадка, да семь верст правды". Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.
-В воспитании велика и ни с чем несравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они - одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения.
-Особое место в процессе приобщения к культуре занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность.
Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к культуре является народный праздник. Вот почему приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
И как уже было сказано, сегодня все более открыто обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей. Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре. Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребёнка.
Для решения вышесказанной проблемы, необходимо следующее:
- создание системы работы по приобщению детей к истокам народной культуры;
- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
- создание условий для самостоятельного показа полученных знаний, умений детьми;
- установление сотрудничества с другими учреждениями и педагогами.
Из всего сказанного можно определить для себя следующие приоритеты в работе с детьми:
- Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов.
- Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров.
- Формировать чувство причастности к истории, через знакомство с народными праздниками и традициями.
- Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера.
- Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть прежде всего в сфере культуры и образования.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы моего самообразования «Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям».
Основные принципы работы:
·все предполагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать с педагогами;
·для детей актуален принцип повтора, поэтому ко многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных;
·познавательной основой большинство мероприятий является предметное содержание окружающего мира;
·большую роль в познавательном развитии ребенка играет разнообразная и меняющаяся предметная среда группы и ближайшего окружения;
·все объекты познания должны быть представлены определенной наглядностью (лучше в реальном виде);
·познавательная активность ребенка прямо пропорциональна его реальной активности, так как ребенок познает по принципу «вижу - действую»;
·познавательное развитие невозможно осуществлять только на занятиях;
·огромную роль в развитии познавательной активности играют правильно Методы и приемы:
Наглядные - рассматривание иллюстраций, экспонатов и т.д.
Практические - опытническая деятельность, творческие задания, упражнения, моделирование, анкетирование и др.
Игровые - дидактические игры, театрализованные представления, создание игровых ситуаций, введение элементов соревнования.
Словесные - рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, вопросы к детям, пояснение, объяснение.
Формы работы:
беседы;
показ спектаклей и сказок;
продуктивная деятельность детей;
праздничные мероприятия;
выставки творческих работ детей и родителей.
Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный открытый педагогический процесс на тему:«Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа»
Интегрированный открытый педагогический процесс на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа» ...
Консультация для родителей на тему - "Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту"
«С какого возраста и каким видам спорта можно обучать детей дошкольного возраста?» - с таким вопросом часто обращаются к тренерам, педагогам по ф...
Консультация для воспитателей на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»
Специфика моей деятельности как воспитателя заключается в том, что, прежде всего, я – ВОСПИТАТЕЛЬ и люблю детей , независимо от того, что все они разные. При этом ф...
Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям и традициям национальной культуры
план самообразования на 2018-2023 год...
Консультация для родителей на тему "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры "
познавательное развитие....
Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям"
Консультация для родителей детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре».
В настоящее время проблема приобщения детей к культурным ценностям, народному творчеству особенно актуальна, поскольку традиции и промыслы наших предков постепенно уходят в прошлое. И начинать приобще...