Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям и традициям национальной культуры
проект на тему

Гилязова Гульназ Шакировна

план самообразования на 2018-2023 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_plan_samoobrazovaniya_ggsh.docx50.69 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план

повышения профессионального уровня

  

Гилязовой Гульназ Шакировны

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский   сад № 405     комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения»

г. Казань

( с 2018 по 2023 г.)

Тема:   «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям и традициям национальной культуры».  

                                                                                Без исторической памяти – нет традиций,

без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания,

без воспитания - нет духовности,

без духовности - нет личности,

без личности - нет народа как

исторической личности.

Г. Н. Волков

Дата начало работы над темой: сентябрь 2018 года

Актуальность: современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования. Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена народная культура и семейные устои, когда понято и осмысленно прошлое  – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

       Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, так как в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей. Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям живительного процесса обновления. «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» (Н.М.Карамзин).

      У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни - его история и культура. «Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира» (Д. Б. Эльконин).

       Народное искусство – это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуёмной фантазии, непосредственности и чистоты. Народный фольклор помогает ребенку самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром. Народные игры - это жанр устного народного творчества, являются национальным богатством. У каждого человека образ Родины должен формироваться из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к родине. Великий образ Родины должен поэтапно формироваться в душе каждого ребенка. Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами.      

     Традиции - хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.

     Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, возрождение семейных ценностей, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре, к семейным традициям.

     

Цель самообразования: воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине; приобщение детей к национальной культуре и традициям татарского и русского народа. Формировать праздничную культуру, вызвать у детей эмоционально-положительное отношение к праздникам. Повышение профессионального уровня знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к ценностям и традициям национальной культуры в условиях ФГОС ДО.

     Задачи самообразования:

1. Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО.

2. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями.

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

5. Оформить в группе мини – выставку «Народные и семейные традиции».

6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям и традициям на основе национальностей, проживающих в Татарстане» для выступления на педсовете.

7. Подготовить материал и принять участие в семинаре по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры».

8. Подготовить консультации для родителей.

9. Подготовить материал и провести мастер-классы для педагогов.

    Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Профессиональное

Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования.

Повышать квалификацию на курсах для педагогов.

Методическое

Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов НОД, выступления с докладами на педсоветах, конференциях, семинарах.

Информационно-технологические технологии

Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns.portal.ru).

Охрана здоровья.

Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие, игровые технологии.

Этапы самообразования:

Этапы

Содержание работы

Практическая деятельность

Организационно - диагностический

Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы по теме самообразования

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати.

Посещение библиотек.

Знакомство с работами других педагогов.

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

Знакомство с истоками татарской народной культуры. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

Практический

Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса.

Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС.

Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах.

Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах.

Консультативная помощь воспитанникам и родителям.

Ведение профессионального портфолио.

Оформление результатов работы.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку.

Реализация данной темы рассчитана на пять лет.

2018-2019 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Проанализировать свои профессиональные затруднения.

Сентябрь 2018 г.

2.

Составление плана работы по самообразованию.

Сентябрь 2018г.

3.

Изучить ФГОС дошкольного образования.

Сентябрь 2018г.

4.

Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся данной проблемой.

В течение года

5.

Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты).

В течение года

6.

Собрать банк данных по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям и традициям национальной культуры»: презентации, статьи.

В течение года

7.

Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию.

Сентябрь-октябрь 2018 г.

9.

Разработать занятия с учетом ФГОС

В течение года

10.

 Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Салават күпере»,
«Ялкын»

В течение года

11.

Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования

По плану старшего воспитателя

2019-2020 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Подготовить анкетирование на тему: «Народные праздники в детском саду и дома»

Сентябрь 2019г.

3.

Выступление на педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.

По плану старшего воспитателя

4.

Составление картотеки публикаций по теме.

В течение года

5.

Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций.

В течение года

6.

Пополнение предметно-развивающей среды в группе.

Сентябрь-октябрь

7.

Создание презентации: Народные и семейные традиции»

Январь-апрель

8.

Участие в конкурсах, в т.ч. участие воспитанников.

В течение года

9.

Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Народные и семейные традиции», «Семейные народные праздники».

В течение года

2019-2020 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты).

В течение года

3.

Разработка проектов по теме, в рамках реализации международной программы.

В течение года

4.

Выступление на педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.

В течение года

5.

Открытое занятие для педагогов «Народный фольклор в воспитании и развитии ребенка».

Октябрь

7.

Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Народные забавы», «Семейные посиделки», «В гостях у сказки»;

Ноябрь

8.

Консультация для молодых

специалистов «Народные игры в обучении детей»

Декабрь

9.

Оформление выставки «Народные игры для детей»

Январь

10.

Анкетирование родителей на тему «Совместные игры с членами семьи в домашних условиях»

Февраль

11.

Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ.

Май

2020-2021 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях.

В течение года

3.

Изучить литературу: Бабынина Т.Ф., Хабибуллина И.З., Харисова Н.И. «Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно-исторического опыта»,

Сентябрь-октябрь

4.

Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.

В течение года

5.

Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей.

В течение года

6.

Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских.

В течение года

7.

Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме

Январь

8.

Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях.

В течение года

9.

Принимать активное участие в работе педсовета, медико-педсовета в дошкольном учреждение.

В течение года

10.

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

В течение года

11.

Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс.

В течение года

12.

Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года.

Май

2021-2022 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Открытое занятие, организованное для педагогов дошкольного учреждения

декабрь

3.

Размещение своих работ на интернет сайтах

В течение года

4.

Продолжить работу над выбранной методической темой.

В течение года

5.

Пройти курсы повышения квалификации.

Декабрь

6.

Подготовка к аттестации. Изучение нормативной базы. Изучение «Положения о порядке педагогической аттестации»

Сентябрь - январь

7.

Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, по результатам конкурсов «Воспитатель года», через Интернет.

В течение года

8.

Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей  дошкольного возраста в соответствии с методической темой.

В течение года

9.

Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей).

Ноябрь, март

10.

Разработка пособия дидактических игр по интеллектуальному   развитию.

В течение года

11.

Распространение педагогического опыта работы через организацию и проведение регионального семинара на базе МАДОУ

По плану образовательного учреждения

12.

Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме  самообразования: «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям и традициям национальной культуры».

По плану старшего воспитателя.

Ожидаемые результаты.

Выпускник детского сада:

- использует в речи татарский и русский фольклор;

- знает былинных и сказочных героев, умеет сопереживать им, характеризовать

их;

- знает историю татарского и русского костюмов;

- умеет различать изделия разных народных промыслов;

- знает историю своего края, поселка, семьи;

- знает и умеет играть в татарские и русские народные игры;

- знает особенности татарских песен, плясок, умеет подбирать движения

согласно музыки.

Педагог: 

- повышение качества работы педагога по данной теме;

- разработка конспектов НОД, докладов, выступлений, буклетов, презентаций;

- разработка дидактического и наглядного материала;

- проведение тренингов, мастер-классов;

- разработка методических рекомендаций, консультаций для педагогов и родителей по данной теме;

- обобщение опыта по исследуемой теме.

Форма отчета по проделанной работе: самоанализ, обобщение опыта работы по теме самообразования, творческий отчёт по результатам профессиональной деятельности.

                      Список литературы для самообразования по теме:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под руководством авторской группы Н.Е.Вераксы.
  2. Бабынина Т.Ф., Хабибуллина И.З., Харисова Н.И. «Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно-исторического опыта», Казань, 2010.
  3. Шаехова Р.К. «Региональная программа дошкольного образования», Казань, 2012.

    4. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва: Творческий центр «Сфера», 2010.

    5. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду.  Москва: ТЦ Сфера, 2010.

    6.  Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.

    7. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Москва: ТЦ Сфера, 2012.

     8. Зацепина, Н.Б. Народные праздники в детском саду / Н.Б. Зацепина, Т.В. Антонова.- М.: Мозаика – синтез, 2008.

     9. Михайлова, М.А. Народные праздники, игры, развлечения. А у наших у ворот развеселый хоровод / М.А. Михайлова. -Ярославль: Академия развития,

          2005.-224с.

     10. Э.Х.Галеев, Я.И.Ханбиков “Татарские народные игры и праздники”.

     11. Нэрый Исәнбәт “Балалар фольклоры”, 1984г.

     12. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

     13. Р.Г.Борханова “Программа ознакомления с национальной культурой татарского

         народа”.

     14. Ф.Х.Валеев “Народное декоративное искусство Татарстана”, Таткнигоиздат, 1984г.

     15. “Декоративно-прикладное искусство казанских татар”, Советский художник М, 1990г.

     16. Н.Г. Сергеева “Әбиемнең сандыгы”, Татарстан китап нәшрияты, 1995г.

     17. П.Т.Сперанская “Татарский национальный орнамент”, Татгосиздат, 1984.

     18. К.В.Закирова “Балачак аланы”, Казан риө нәшрияты, 2011 г.

     19. К.В.Закирова, Р.А.Низамов “Көч һәм рух тамырлары”, Казан “Мәгариф”

           нәшрияты, 1998г.

     20. З.М. Зарипова, Р.С. Исаева, Р.Г. Кидрячева, «Обучение русскоязычных детей татарскому языку в детском саду» (Говорим по-татарски), Казань, 2013. 14. Шаехова Р.К. «Региональная программа дошкольного образования», РИЦ, 2012г. 15. Ф.Урманче, К. Миңнуллин «Татар халык иҗаты»: хрестоматия, Казань: Магариф, 2004г. 16. Р. Ягъфаров, «Татарские народные игры», Казан: “Раннур” изд, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям культуры здоровья»

Педагог должен объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем. И поэтому интегрированны...

Консультация для родителей "Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям" - март 2022 г.

quot;Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям"...

Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям

Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям....