Методика работы с детьми раннего возраста с использованием детского фольклора
статья по теме
Статья посвящена методике работы с детьми раннего возраста с использованием детского фольклора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_metodika.docx | 16.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Шапкина И.И.
Казенное учреждение здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной специализированный дом ребенка», г. Воронеж
Методика работы с детьми раннего возраста с использованием детского фольклора
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. На материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков - русской народной культуры.
Какова же методика работы с использованием детского фольклора:
1. Прежде всего, взрослый должен хорошо знать текст, выразительно его исполнять и, если требуется, ярко изобразить то, о чем говорится.
2. Ребенок сначала повторяет движение, глядя на взрослого, подражая ему (текст усваивается довольно довольно быстро).
Дети говорят текст все вместе, поэтому надо сразу учить их выразительности речи: уметь выделять наиболее важные слова, то есть ставить логическое ударение.
Ребенок задает вопросы, отвечает на них: учится в зависимости от образа менять силу голоса (громко-тихо), мелодику фраз (низко говорит медведь, высоким голосом птичка).
А движения дети показывают каждый по-своему: кто копирует взрослого, а кто находит и свои яркие краски для передачи образа.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию, творчество, обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной.
Ребенок ясельного возраста поначалу не может говорить и самостоятельно выполнять нужные движения, взрослый сам говорит и своими руками помогает малышу, чем доставляет ему большую радость, потом ребенок научится делать все, что нужно самостоятельно.
3. Чтобы шло равное развитие правшей и левшей, правой и левой руки, на одном занятии, не откладывая до следующего, даются движения одной рукой, потом другой.
4. Если текст позволяет, можно разделить детей на подгруппы (мальчиков и девочек), когда одни дети выполняют движения, а другие смотрят, а потом наоборот.
5. Если необходимо знать как каждый ребенок конкретно усвоил текст и движения, используется считалка или дети отвечают по желанию.
6. Если текст позволяет, можно использовать ложки как ритмический аккомпанемент. Например, одни дети показывают как бегут лошадки, а другие стучат ложками, изображая цокот. Детям нравятся игры с ложками. А для взрослых это важный момент, развивающий у малышей чувство ритма.
7. Некоторые тексты помогают детям на практике чувствовать напряжение каких-то мышц и их расслабление, релаксацию.
8. В детском фольклоре на одну и ту же тему есть много потешек, прибауток, закличек и прочего, чтобы у детей был стойкий интерес к движению, пока они его не усвоили, рекомендуется давать на одну тему разные тексты. Например, обращение к солнцу, дождю.
9. Произведения детского фольклора предпочтительно использовать комплексно, например, перед играми с пальчиками, загадываем про них загадку. Или перед игрой в зиму загадываем не только загадку про нее, но и еще говорим пословицы, поговорки о зимних явлениях.
10. Игры проводятся в зависимости от условий. Например, если помещение маленькое, можно поиграть в сидячие игры или игры, где нет бега, например, хороводные. Характер игры меняется и в зависимости от задач, которые ставит перед ними взрослый.
11. Распределение ролей в играх должно быть справедливым, а не только зависеть от желания ребенка или взрослого. Тут пригодятся считалки, у детей должен быть стимул их запоминать и использовать в самостоятельной организации и проведении игр.
Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт и навык изобразительной речи и выразительных движений. Свой опы дети реализуют в театрализованной деятельности.
На материале детского фольклора взрослые могут составлять тематические инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Фольклор близок и интересен детям, и мы помогаем приобщать детей к фольклору, играть и играть, набираться ума-разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться.
Детский фольклор можно использовать в индивидуальных и групповых занятиях, в часы досуга. Детский фольклор поможет в установлении контакта с детьми, в создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.
Игры с народным словом нужны музыкальным руководителям, так как они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности. Высокое позиционное звучание речи влияет на развитие певческой интонации.
Детский фольклор — это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей, то что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно. Правильно его использование помогает развивать ребенка, обогащая его словарь, развивая его творческое воображение.
Список используемых источников:
- Боронина Е.Г. Музыкальный фольклор как комплексная программа приобщения детей 5–7 лет к традиционной народной культуре // Искусство и образование. 2006. № 4.
- Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. 1988. № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста
Опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста...
Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста.
Этот материал поможет родителям использоватьфольклор в развитии и воспитании своего ребенка....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Доклад на тему "Использование руссго фольклора с детьми раннего возраста"...
Консультация «Использование методики М.Монтессори в работе с детьми раннего возраста»
Рамки-вкладыши развивают: - мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию; -целостное восприятие; -любознательность, познавательный интерес; -обогащают словарь детей; -расшир...
Творческий проект «Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»
Творческий проект«Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»...
Творческий проект «Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»
Творческий проект«Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»...
Особенности работы с детьми раннего возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Материал позволяет вести постоянную работу с детьми групп раннего возраста детского сада по профилактике дорожно-транспортного травматизма. В материале рассматривается как работа с детьми так и и рабо...