"Игра в дошкольном детстве: требование ФГОС" "ТРИЗ-технология в детском саду"
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа) по теме
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен "глубоким опытом жизни" и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы, взрослые давно не обращаем внимание.
Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный наа решении актуальных и полезных для окружаающих проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz-tehnologiya_v_detskom_sadu.docx | 29.24 КБ |
formy_raboty_po_razvitiyu_matematicheskihpredstavleniy.docx | 19.66 КБ |
literaturnaya_igra_2014.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Зябко С.В., воспитатель
ГБДОУ детский сад №17 Курортного района
Санкт-Петербурга
ТРИЗ – технология в детском саду.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов - практиков. Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х. годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно - мыслящих личностей, умеющих решать проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем».
В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.
ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Цель:
- Систематизировать знания педагогов в области ТРИЗ – педагогики
- Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Методика ТРИЗ
Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности.
Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Алгоритм решения изобретательских задач
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.
Игра "Черное-белое”
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: "Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)
Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница”, "Волк”, "Цветок”, "Стульчик”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Мама”, "Птичка”, "Укол”, "Драка”, "Наказание” и т.д.
Игра "Наоборот” или "перевертыши”
(проводится с мячом).
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход – вход).
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов
Пример "Помоги Золушке”
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – небудь тяжелым прижимать.
Приемы фантазирования:
- Сделать наоборот.
Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты.
Пример: антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы видимыми.
- Увеличить – уменьшить.
Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах.
Коллаж из сказок
- Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.
Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание . . .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.
- Знакомые герои в новых обстоятельствах.
Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
Сказка "Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.
Подготовительный этап
Можно начать с игровых упражнений типа "Дорисуй”, "Дострой”, "Составь картинку из геометрических фигур”, "На что это похоже?”, "Найди сходства”, "Найди различия”.
Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками. Сначала простые ("построй домик из 6, 12 палочек), затем посложнее (какую палочку надо преложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону?). На основном этапе целесообразно использовать игры – головоломки ( арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками), шахматы; сочинять загадки и составлять и отгадывать кроссворды.
Загадка – это серьезное упражнение для ума, важнейший путь пополнения знаний и средство упражнения в остроумии.
"Загадалки-узнавалки”
Кто стучит, как в барабан
На сосне сидит . . .(дятел)
Ай, какой я молодец,
Красный, круглый.(помидор)
Такие загадки очень нравятся детям, они поднимают эмоциональный настрой, учат сосредотачиваться, проявлять умственную активность.
Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи помогают игры – упражнения: "Что лишнее?”, "Что вначале, что потом?”, "Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?”
Игры: "Логический поезд”, "Большое Лу – Лу”.
Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.
Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д.
При подготовке детей к школе целесообразно использовать упражнения и задачи: На общее развитие; На проверку инерции мышления; На использование приемов фантазирования.
C целью получения необходимых навыков использования приёмов и методов ТРИЗ хорошо использовать «тренажёры ума»
Комплекс упражнений "Тренажер ума”:
Тренажер 1.
1. Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов)
Окно, корабль, ручка, пальто, часы;
2. Вспомни, как выглядит твоя кухня. Не заходя туда, перечисли 10-15 предметов, которые находятся на виду (при этом можно уточнить детали: цвет, размер, форму, особые приметы).
3. Одно из этих слов лишнее. Какое? - Хлеб, кофе, утюг, мясо. Почему?
Тренажер 2. (Упражнения с числами)
1. Как получить числа: 0, 2, 5 ..., пользуясь числами и математическими знаками.
2.Продолжи цифровой ряд 2, 4, 6, ...
3. Какое число должно находиться вместо вопросительного знака?
4. Игра "Скелет”
Предлагаются определенные сочетания согласных букв.
Например: КНТ или ЗБ. Чтобы найти слово, надо добавить в него гласные.
Могут получиться слова: КНТ (канат, кнут, кант) ЗБ (зуб, зоб, изба, зябь)
Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.
Предварительный просмотр:
Зябко С.В., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 17 Курортного района
Санкт-Петербурга
Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду
На занятиях реализуются практически все программные требования; осуществление ; образовательных, воспитательных и развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются и развиваются в определенной системе.
Во всех возрастных группах занятия проводятся фронтально, т. е. одновременно со всеми детьми. Лишь во второй младшей группе в сентябре рекомендуется проводить занятия по подгруппам (6—8 человек), охватывая всех детей, чтобы постепенно приучить их заниматься вместе.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Во ФГОС ДО, на которые ориентировано дошкольное образование не существует раздела «Математическое развитие». В Образовательной области «Познавательное развитие», одним из пунктов является «Формирование математических представлений».
Задача взрослого - поддержать интерес ребенка!
Принципы обучения математике:
Сознательность и активность;
Наглядность;
Деятельный подход;
Систематичность и последовательность;
Прочность;
Постоянная повторяемость;
Научность;
Доступность;
Связь с жизнью;
Развивающее обучение;
Индивидуальный и дифференцированный подход – индивидуализация;
Коррекционная направленность.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
- Организованная образовательная деятельность;
- Демонстрационные опыты;
- Сенсорные праздники, математические досуги;
- Театрализация с математическим содержанием;
- Обучение в повседневных бытовых ситуациях;
- Беседы;
- Самостоятельная деятельность в развивающей среде;
Формирование математических представлений отнесено к образовательной Области «Познавательное развитие»
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:
Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
МЛАДШАЯ ГРУППА
Количество.
Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи —
круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.);
Формировать умение составлять группы из однородных предметов и
выделять из них отдельные предметы;
Различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить
один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке;
Понимать вопрос «Сколько?» (при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».);
Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой;
Учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?» (отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый круг
положил грибок. Кругов больше, а грибов меньше» или «Кругов столько
же, сколько грибов».);
Учить устанавливать равенство между неравными по количеству
группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к
меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из
большей группы.
Величина.
Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров, при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения;
Обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).
Форма.
Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником;
Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве.
Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Различать правую и левую руки.
Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер
Формы работы по развитию
элементарных математических
представлений
• Организованная образовательная деятельность
• Опыты, эксперименты
• Математические праздники, досуги
• Театрализация с математическим содержанием
• Обучение в повседневных бытовых ситуациях
• Беседы
• Самостоятельная деятельность в развивающей
среде
Предварительный просмотр:
Литературная игра для детей с участием родителей
на тему: «Сказки и их персонажи: Что? Где? Когда?»
(средняя группа)
Зябко Светлана Валерьевна
Воспитатель ГБДОУ №17
Курортного района
Санкт - Петербург
2014
Игра построена по аналогии с телепередачей «Что? Где? Когда?».
Задачи:
- способствовать сближению детей, родителей, педагогов через игру;
- развивать речь, мышление, способствовать проявлению творческой инициативы;
- учить детей работать в мини-группах.
Оборудование и материалы: стол-барабан, разделенный на восемь секторов; в каждом секторе лежат по четыре конверта с вопросами, в том числе и «черные ящики», где находятся отгадки к вопросам (подушка, колобок, веревочка, велосипед, шоколад); фишки – ладошки по количеству команд, скрипичный ключ, конверты с вопросами, четыре стола для знатоков, фишки для поощрения ответов, песочные часы, атрибуты для музыкальных пауз.
Музыкальное сопровождение: звуковой сигнал для начала раунда -колокольчик; фонограмма мелодии «Что наша жизнь? Игра!»; фонограмма, сопровождающая внесение «черного ящика», записи для музыкальных пауз.
Ход игры.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые знатоки! Мы рады видеть вас в нашем клубе «Что? Где? Когда?». Сегодня встречаются четыре команды знатоков детского сада. Приветствуем капитанов команд!
Дети с помощью фишек четырех цветов объединяются в команды.
Родителей - магистров приглашают занять свои места.
Ведущий: Тема нашей игры - «Сказки и сказочные герои». И играть сегодня против наших знатоков тоже будут сказочные герои.
Мы получили множество писем из разных концов сказочной страны.
Как оказалось, герои разных сказок знают друг о друге. Наверное, они, как наши дети, тоже любят слушать сказки. У каждого из них есть свои любимые сказки и персонажи. Они придумали много трудных вопросов.
Посмотрим, как наши знатоки с ними справятся.
В игре пять раундов. В каждом раунде по четыре вопроса. Право ответа дается команде, первой поднявшей ладошку - фишку. Ответ обсуждается всей командой, капитан решает - кто будет отвечать. В случае преждевременного ответа вопрос снимается и заменяется другим!
И так, мы начинаем!
Звучит мелодия «Что наша жизнь? Игра!». Дается сигнал к началу раунда. Выходит представитель команды и крутит стрелку барабана.
Ведущий: Внимание! Вопрос!
Ведущий озвучивает вопрос. Члены команд его обсуждают и выдвигают представителя команды, который будет отвечать.
За правильный ответ дети получают фишку - цветок.
После каждого раунда проводится музыкальная пауза: дети исполняют любой концертный номер (песня, танец) или все участники игры приглашаются подвигаться в танце.
В конце игры всем знатокам команд вручаются шоколадки и медали с надписями:
«Самый сообразительный»,
«Самый находчивый»,
«Самый эрудированный»,
«Самый догадливый».
Вопросы к игре
- Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Деревня Простоквашино, кот Матроскин и пес Шарик.
Вопрос: Что купила муха на базаре? (Самовар.)
- Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Солнечный город, доктор Пилюлькин.
Вопрос: Какой персонаж из сказки К.И.Чуковского «под деревом сидит?»
(Добрый доктор Айболит).
- Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Огородная грядка, мальчик Чиполлино.
Вопрос: Какой персонаж известной сказки и от бабушки ушел, и от дедушки ушел? (Колобок.)
- Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Пряничный домик, Медведь и дети (Таня и Ваня).
Вопрос: Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»?
(Хвостом.)
- Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Дом 8/1 у заставы Ильича, дядя Степа.
Вопрос: Как звали непоседливого, деревянного, длинноносого мальчика?
(Буратино.)
- Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Лес, избушка трех медведей, Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.
Вопрос: Какую фразу повторяет Кот Леопольд, чтобы помириться с Мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)
- Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Африка, злой разбойник Бармалей.
Вопрос: Перечислите персонажей сказки «Репка?» (Дед, баба, внучка, Мурка, Жучка, мышка.)
- Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Дремучий лес, Старый пень, Леший.
Вопрос: Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом.)
- Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Северный полюс, медвежонок Умка.
Вопрос: Кто проглотил нечто такое, отчего вокруг сразу стало темно?
(Жадный крокодил солнце проглотил.)
- Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Деревня Простоквашино, почтальон Печкин.
Вопрос: Где укрывались девочка с братцем, спасаясь от гусей-лебедей?
(На берегу речки, под яблоней, в печке.)
- Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Море, подводный дворец, Русалочка.
Вопрос: Назовите кличку собаки, которая помогла тянуть репку.
(Жучка.)
- Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Страна дураков, Лиса Алиса и кот Базилио.
Вопрос: Что болело у бегемотиков? (Животики.)
- Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Домик трех поросят, поросята: Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.
Вопрос: Кем был Мойдодыр? (Умывальников начальник и мочалок командир.)
- Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Коморка папы Карло, Буратино.
Вопрос: Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой?
(Герда.)
Вопросы для родителей
- Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Дремучий лес, избушка на курьих ножках, Баба Яга.
Вопрос: Как звали богатыря из города Мурома? (Илья Муромец.)
- Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Канзас, девочка Элли и Тотошка.
Вопрос: Название какого изделия из драгоценного камня стало названием сборника сказов Павла Бажова? (Малахитовая шкатулка.)
- Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Поезд «Москва-Ленинград», Рассеянный с улицы Бассейной.
Вопрос: Как звали двух братьев-собирателей сказок родом из Германии?
(Братья Гримм.)
Вопросы «черного ящика»
- На каком транспорте ехали медведи в сказке К.И. Чуковского?
- За что нужно было дернуть Красной Шапочке, чтобы открылась дверь?
- Как звали съедобного персонажа русской народной сказки?
- Кто или что ускакало от чумазого мальчика, как лягушка?
- Какое угощение давал каждому больному доктор Айболит?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи на базе детского сада общеразвивающего вида в рамках ФГОС.
статья на конкурс...
Презентация «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО» (МКДОУ Садовский детский сад воспитатель: Пуртова А.И.)
Презентация «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО» (МКДОУ Садовский детский сад воспитатель: Пуртова А.И.)...
Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС дошкольного образования. Обеспечение игрового пространства в группе детского сада(из опыта работы воспитателя)
Обеспечение игрового пространства в группе детского сада (из опыта работы воспитателя)«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!&raqu...
Применение игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС. ТРИЗ технологии. Для реализации потенциала каждого воспитанника.
Цель: Вызывать интерес у детей к занятиям....
Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии».
Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии». Игры - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; ма...
МАСТЕР - КЛАСС «Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ » (для воспитателей детского сада)
МАСТЕР - КЛАСС«Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ »(для воспитателей детского сада)...
Окружной семинар-практикум «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС ДО и ФГОС НОО. Математика в детском саду и школе. Единая линия развития ребёнка».
Окружной семинар-практикум «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС ДО и ФГОС НОО. Математика в детском саду и школе. Единая линия развития р...