«Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников»
статья по теме
Совещание управленческих команд образовательных организаций Канского района в рамках работы Августовского педагогического совета 2018 года.
Тема: «Создание условий на уровне муниципалитета и образовательных организаций Канского района для формирования конкурентноспособной личности в условиях сельских школ»
Тема площадки: «Формирование инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста как становление культурных и образовательных практик ДО»
Тема доклада:«Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelsko_-_eksperimentalnaya_deyatelnost_v_dou.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Чечеульский детский сад общеразвивающео вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
Совещание управленческих команд образовательных организаций Канского района в рамках работы Августовского педагогического совета 2018 года.
Тема: «Создание условий на уровне муниципалитета и образовательных организаций Канского района для формирования конкурентноспособной личности в условиях сельских школ»
Тема площадки: «Формирование инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста как становление культурных и образовательных практик ДО»
Тема доклада:«Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников»
Составила:
старший воспитатель
Яковлева О.А.
Чечеул
2017 г.
Слайд 1. Современный мир динамичен и меняется, поэтому общество нуждается в мобильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность.
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативы была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных.
Слайд 2. Существует социальный заказ государства системе образования, на воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности». Значимость развития детской инициативы и самостоятельности в чадности отражены в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и других;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, прежде всего в игре.
Слайд 3. Разберемся с понятиями:
В педагогике под самостоятельностью понимают способность личности к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой; решительность. (Толковый словарь русского языка, Д.И. Ушакова)
В психологии самостоятельность рассматривается как свойство личности, которое характеризуется инициативностью, критичностью, адекватной самооценкой и чувством личной ответственности за результаты своей деятельности и поведение. (Словарь практического психолога, С.Ю. Головина).
А самостоятельная деятельность рассматривается как высший тип учебно – познавательной деятельности, требующей от ребенка достаточно высокого уровня саморазвития, рефлективности, самодисциплины, ответственности и доставляющей ему удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
Самостоятельность дошкольника неразрывно связанна с проявлением его инициативы.
Слайд 4. Под «инициативой» мы понимаем внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящую роль в каких – либо действиях. Инициативность характеризует себя как черту детской личности, которая включает в себя способность и склонность к активным и самостоятельным действиям. Инициативный ребенок стремиться к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее желанию; включиться в разговор, способен предложить интересное дело другим детям. в дошкольном возрасте инициативность связанна с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.
Слайд 5. В требованиях ФГОС уделено большое внимание познавательно – исследовательской деятельности и экспериментированию детей дошкольного возраста. Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования подчеркивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью, которой является детское экспериментирование. В настоящее время в образовательном процессе реализуются не все возможности, заложенные в экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открывается благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.
Слайд 6. В связи с этим появилась потребность в новых педагогических подходах, идеях, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту и наиболее эффективно решили педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
Наши педагоги осознают, что развитие детской самостоятельности и инициативы во многом зависят от него, особенно от признания, что ребенок – это свободная личность. Он имеет право выражать себя соответственно только его пониманию и теми способами, которые он считает подходящими. Исходя из целей и задач ДОУ, педагоги строят свою деятельность так, чтобы каждый ребенок мог само реализоваться, развить свои умственные и творческие способности, стал более общительным и доброжелательным, свободно выбирал вид деятельности, активно участвовал в совместной деятельности, самостоятельно принимал решения, выражая свои чувства и мысли.
Слайд 7. Реализация поставленной цели достигалась воспитателями через решение следующих задач.
Создание в группах условий, способствующих проявлению самостоятельности, познавательной активности каждого ребенка. В первую очередь работали над созданием развивающей предметно – пространственной среды, которая обеспечит игровую, познавательную, исследовательскую активность детей, экспериментирование с доступным материалом. В группах были организованны развивающие центры.
В уголке экспериментальной деятельности.
Слайд 8. Виды деятельности:
- игры эксперименты – знакомство с первичными представлениями о свойствах воды, воздуха, песка и предметов
- моделирование – имитация листопада, весеннюю капель;
- опыты;
- фиксация результатов – журнал ведения результатов опытов (заполняется воспитателем значками)
Слайд 9. В экологическом уголке размещены материалы для ознакомления детей с миром природы. Это дидактический и демонстрационный материал. Коллекции шишек, сеням и плодов растений, муляжи овощей и фруктов, животных разных природных зон. Календари природы и погоды, где дети самостоятельно отражают результаты своих экспериментов и наблюдений. В уголке расположены комнатные растения, за которыми наблюдают и ухаживают сами дети старшие, а младшие оказывают воспитателю посильную помощь в уходе за растениями группы.
Слайд 10. В уголке расположены комнатные растения, за которыми наблюдают и ухаживают сами дети старшие, а младшие оказывают воспитателю посильную помощь в уходе за растениями группы. Дети наблюдают и экспериментируют с растениями, которые приносят с участка – это веточки деревьев, цветы.
Слайд 11. В своей работе используем разнообразное оборудование, приборы и материалы для исследования: колбы, пробирки, мензурки, штативы, микроскоп, лупы, магниты, песок, глина, земля, камни, шишки, уголь и т.д. Предметы окружающего мира: глобус, физические карты, календари, настольные часы, песочные часы с различным временным отрезком. Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группах. В любое время ребенок может действовать с ними.
Слайд 12. Педагоги составили картотеки опытов и экспериментов, соответствующие возрасту детей в группе. Подобрали детскую познавательную литературу:
- энциклопедии
- познавательные книги из серии
- дидактические игры;
- демонстрационный материал.
Слайд 13. На прогулочных участках групп есть оборудованные уголки для экспериментирования с ветром, солнцем, снегом, температурой.
Слайд 14. Весной высаживается огород с различными овощами, за которыми дети ухаживают совместно с воспитателями.
Слайд 15. На участке старших ребят размещена метеостанция. Где дети экспериментируют с воздухом, отслеживают изменение направления ветра, температуры и фиксируют уровень выпада осадков.
Слайд 16. В возрасте «почемучки» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможности самому достичь желаемого цвета и т.д. Ребенок сам стремится найти ответы на вопросы «как?», «почему?». Он не только наблюдает за демонстрацией опытов, но и самостоятельно экспериментирует.
Экспериментирование позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который окружает. Идет поиск не одного, а нескольких вариантов решения вопросов. Использование в деятельности различных свойств, предметов и явлений, желание придумать новый образ, способ решения поставленной задачи. Ребенок принимает участие в создании предметно – пространственной среды, проявляет любознательность, задает вопросы взрослым, принимает решения, опираясь на свои знания и умения.
Слайд 17. Особое внимание обращаем на организацию самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников, так как радость самостоятельных открытий, сопровождающая умственные поиски, развивает познавательные интересы и активность, дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний.
Слайд 18. Экспериментируя, дети узнают много нового, необычного, интересного, становятся любознательными и самостоятельными.
Чтобы дети не потеряли интереса к исследованию и экспериментированию, у воспитателей всегда есть для них в запасе новые игры, упражнения, загадки и занятия. Например, старшие дошкольники занимаются макетированием.
Макетирование направлено на разработку макета, отражающего существенные особенности натуры, значимые стороны и признаки объекта. Макеты могут быть: напольными, настольными, настенными и др. макет представляет собой результат конструктивно – творческой, познавательно – исследовательской деятельности детей.
Слайд 19. Нашим дошкольникам, с помощью игровых персонажей, мы предлагаем принять участие в решении интересных проблем, сформулированных зачастую самими детьми в виде задачи, вопроса, спора, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значит для самих открывателей. При решении проблемных ситуаций, дети высказывают свои предположения, с помощью опыта проверяют их на практике, выбирают способ решения задачи.
Слайд 20. Педагоги активно делятся своим опытом в организации экспериментальной деятельности в непосредственно образовательной деятельности. Так в 2017 – 2018 учебном году прошли открытые просмотры НОД по теме экспериментирования: «Развитие связной речи детей через организацию детского экспериментирования» - Савосько Т.Н.;
Слайд 21. «Развитие познавательных процессов, речи детей через экспериментально – познавательную деятельность» - Рябова И.Ю.; «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» - Юстишина Т.М.;
Слайд 22. Большое внимание мы уделяем работе с родителями, стараемся сделать их активными участниками воспитательно - образовательного процесса. Для этого используем следующие формы работы: консультации, семинары – практикумы, мастер – классы.
Слайд 23. На наш взгляд, экспериментальная деятельность, которая напрямую связанна с проявлением самостоятельности и инициативы, позволяет ребенку проявить интеллектуальную активность, которая связанна со стремлением получить более целесообразный и оригинальный продукт своей деятельности. Проявление самостоятельности поощряет ребенка не только выявлять различные способы использования того или иного материала, но и найти новые свойства предметов, открыть их взаимосвязь в интеграции с другими видами деятельности.
В процессе такой деятельности формируются важные качества: умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными составляющими развития личности. Ребенок становится активным в наблюдении, выполнении поставленных задач, учится проявлять самостоятельность и инициативу в обдумывании структуры и хода занятия, подборе необходимых пособий, использовании разных методов и приёмов, средств культуры речи.
Поэтому очень важно создавать в ДОУ условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей и развивать инициативу у детей на протяжении всего периода дошкольного возраста.
Слова педагога Шалвы Александровича Амонашвили как нельзя лучше свидетельствуют об этом:
Подводя «черту» можно сказать, что самостоятельность и инициативу ребенка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности старших дошкольников
Развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка в образовательной деятельности, в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми...
СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКЕ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН»
Статья о способах поддержки детской инициативы и самостоятельности дошкольников среднего возраста в игровой культурной практике в рамках дошкольной образовательной программы " Югорский трамплин"...
Консультация для педагогов на тему: «Экспериментирование как способ направления детской инициативы и самостоятельности»
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Формирование личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно прео...
Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников
Совещание управленческих команд образовательных организаций Канского района в рамках работы Августовского педагогического совета 2018 года.Тема: «Создание условий на уровне муниципалитета и обра...
Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников
Современный мир динамичен и меняется, поэтому общество нуждается в мобильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность.Пробле...
«Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Консультация для педагогов...
«ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Современный мир динамичен и меняется, общество нуждается в мобильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных проявлять поисковую деятельность. Ребенок все больше времени пр...