«Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников»
статья по теме

Яковлева Ольга Александровна

Совещание управленческих команд образовательных организаций Канского района в рамках работы Августовского педагогического совета 2018 года.

Тема: «Создание условий на уровне муниципалитета и образовательных организаций Канского района для формирования конкурентноспособной личности в условиях сельских школ»

 

Тема площадки: «Формирование инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста как становление культурных и образовательных практик ДО»

Тема доклада:«Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelsko_-_eksperimentalnaya_deyatelnost_v_dou.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Чечеульский детский сад общеразвивающео вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

Совещание управленческих команд образовательных организаций Канского района в рамках работы Августовского педагогического совета 2018 года.

Тема: «Создание условий на уровне муниципалитета и образовательных организаций Канского района для формирования конкурентноспособной личности в условиях сельских школ»

Тема площадки: «Формирование инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста как становление культурных и образовательных практик ДО»

Тема доклада:«Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников»

Составила:

старший воспитатель

Яковлева О.А.

Чечеул

2017 г.

Слайд 1. Современный мир динамичен и меняется, поэтому общество нуждается в мобильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность.

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативы была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных.

Слайд 2. Существует социальный заказ государства системе образования, на воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности». Значимость развития детской инициативы и самостоятельности в чадности отражены в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;

- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и других;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, прежде всего в игре.

Слайд 3. Разберемся с понятиями:

В педагогике под самостоятельностью понимают способность личности к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой; решительность. (Толковый словарь русского языка, Д.И. Ушакова)

В психологии самостоятельность рассматривается как свойство личности, которое характеризуется инициативностью, критичностью, адекватной самооценкой и чувством личной ответственности за результаты своей деятельности и поведение.  (Словарь практического психолога, С.Ю. Головина).

 А самостоятельная деятельность рассматривается как высший тип учебно – познавательной деятельности, требующей от ребенка достаточно высокого уровня саморазвития, рефлективности, самодисциплины, ответственности и доставляющей ему удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Самостоятельность дошкольника неразрывно связанна с проявлением его инициативы.

Слайд 4. Под «инициативой» мы понимаем внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящую роль в каких – либо действиях. Инициативность характеризует себя как черту детской личности, которая включает в себя способность и склонность к активным и самостоятельным действиям. Инициативный ребенок стремиться к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее желанию; включиться в разговор, способен предложить интересное дело другим детям. в дошкольном возрасте инициативность связанна с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.

Слайд 5. В требованиях ФГОС уделено большое внимание познавательно – исследовательской деятельности и экспериментированию детей дошкольного возраста. Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования подчеркивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью, которой является детское экспериментирование. В настоящее время в образовательном процессе реализуются не все возможности, заложенные в экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открывается благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.

Слайд 6. В связи с этим появилась потребность в новых педагогических подходах, идеях, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту и наиболее эффективно решили педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Наши педагоги осознают, что развитие детской самостоятельности и инициативы во многом зависят от него, особенно от признания, что ребенок – это свободная личность. Он имеет право выражать себя соответственно только его пониманию и теми способами, которые он считает подходящими. Исходя из целей и задач ДОУ, педагоги строят свою деятельность так, чтобы каждый ребенок мог само реализоваться, развить свои умственные и творческие способности, стал более общительным и доброжелательным, свободно выбирал вид деятельности, активно участвовал в совместной деятельности, самостоятельно принимал решения, выражая свои чувства и мысли.

Слайд 7. Реализация поставленной цели достигалась воспитателями через решение следующих задач.

Создание в группах условий, способствующих проявлению самостоятельности, познавательной активности каждого ребенка. В первую очередь работали над созданием развивающей предметно – пространственной среды, которая обеспечит игровую, познавательную, исследовательскую активность детей, экспериментирование с доступным материалом. В группах были организованны развивающие центры.

В уголке экспериментальной деятельности.

Слайд 8. Виды деятельности:

- игры эксперименты – знакомство с первичными представлениями о свойствах воды, воздуха, песка и предметов

- моделирование – имитация листопада, весеннюю капель;

- опыты;

- фиксация результатов – журнал ведения результатов опытов (заполняется воспитателем значками)

Слайд 9. В экологическом уголке размещены материалы для ознакомления детей с миром природы. Это дидактический и демонстрационный материал. Коллекции шишек, сеням и плодов растений, муляжи овощей и фруктов, животных разных природных зон. Календари природы и погоды, где дети самостоятельно отражают результаты своих экспериментов и наблюдений. В уголке расположены комнатные растения, за которыми наблюдают и ухаживают сами дети старшие, а младшие оказывают воспитателю посильную помощь в уходе за растениями группы.

Слайд 10. В уголке расположены комнатные растения, за которыми наблюдают и ухаживают сами дети старшие, а младшие оказывают воспитателю посильную помощь в уходе за растениями группы. Дети наблюдают и экспериментируют с растениями, которые приносят с участка – это веточки деревьев, цветы.

Слайд 11. В своей работе используем разнообразное оборудование, приборы и материалы для исследования: колбы, пробирки, мензурки, штативы, микроскоп, лупы, магниты, песок, глина, земля, камни, шишки, уголь и т.д. Предметы окружающего мира: глобус, физические карты, календари, настольные часы, песочные часы с различным временным отрезком. Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группах. В любое время ребенок может действовать с ними.

Слайд 12. Педагоги составили картотеки опытов и экспериментов, соответствующие возрасту детей в группе. Подобрали детскую познавательную литературу:

- энциклопедии

- познавательные книги из серии

- дидактические игры;

- демонстрационный материал.

Слайд 13. На прогулочных участках групп есть оборудованные уголки для экспериментирования с ветром, солнцем, снегом, температурой.

Слайд 14. Весной высаживается огород с различными овощами, за которыми дети ухаживают совместно с воспитателями.

Слайд 15. На участке старших ребят размещена метеостанция. Где дети экспериментируют с воздухом, отслеживают изменение направления ветра, температуры и фиксируют уровень выпада осадков.

Слайд 16. В возрасте «почемучки» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможности самому достичь желаемого цвета и т.д. Ребенок сам стремится найти ответы на вопросы «как?», «почему?». Он не только наблюдает за демонстрацией опытов, но и самостоятельно экспериментирует.

Экспериментирование позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который окружает. Идет поиск не одного, а нескольких вариантов решения вопросов. Использование в деятельности различных свойств, предметов и явлений, желание придумать новый образ, способ решения поставленной задачи. Ребенок принимает участие в создании предметно – пространственной среды, проявляет любознательность, задает вопросы взрослым, принимает решения, опираясь на свои знания и умения.

Слайд 17. Особое внимание обращаем на организацию самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников, так как радость самостоятельных открытий, сопровождающая умственные поиски, развивает познавательные интересы и активность, дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний.

Слайд 18. Экспериментируя, дети узнают много нового, необычного, интересного, становятся любознательными и самостоятельными.

Чтобы дети не потеряли интереса к исследованию и экспериментированию, у воспитателей всегда есть для них в запасе новые игры, упражнения, загадки и занятия. Например, старшие дошкольники занимаются макетированием.

 Макетирование направлено на разработку макета, отражающего существенные особенности натуры, значимые стороны и признаки объекта. Макеты могут быть: напольными, настольными, настенными и др. макет представляет собой результат конструктивно – творческой, познавательно – исследовательской деятельности детей.

Слайд 19. Нашим дошкольникам, с помощью игровых персонажей, мы предлагаем принять участие в решении интересных проблем, сформулированных зачастую самими детьми в виде задачи, вопроса, спора, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значит для самих открывателей. При решении проблемных ситуаций, дети высказывают свои предположения, с помощью опыта проверяют их на практике, выбирают способ решения задачи.

Слайд 20. Педагоги активно делятся своим опытом в организации экспериментальной деятельности в непосредственно образовательной деятельности. Так в 2017 – 2018 учебном году прошли открытые просмотры НОД по теме экспериментирования: «Развитие связной речи детей через организацию детского экспериментирования» - Савосько Т.Н.;

Слайд 21. «Развитие познавательных процессов, речи детей через экспериментально – познавательную деятельность» - Рябова И.Ю.; «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» - Юстишина Т.М.;

Слайд 22. Большое внимание мы уделяем работе с родителями, стараемся сделать их активными участниками воспитательно - образовательного процесса. Для этого используем следующие формы работы: консультации, семинары – практикумы, мастер – классы.

Слайд 23. На наш взгляд, экспериментальная деятельность, которая напрямую связанна с проявлением самостоятельности и инициативы, позволяет ребенку проявить интеллектуальную активность, которая связанна со стремлением получить более целесообразный и оригинальный продукт своей деятельности. Проявление самостоятельности поощряет ребенка не только выявлять различные способы использования того или иного материала, но и найти новые свойства предметов, открыть их взаимосвязь в интеграции с другими видами деятельности.

В процессе такой деятельности формируются важные качества: умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными составляющими развития личности. Ребенок становится активным в наблюдении, выполнении поставленных задач, учится проявлять самостоятельность и инициативу в обдумывании структуры и хода занятия, подборе необходимых пособий, использовании разных методов и приёмов, средств культуры речи.

Поэтому очень важно создавать в ДОУ условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей и развивать инициативу у детей на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Слова педагога Шалвы Александровича Амонашвили как нельзя лучше свидетельствуют об этом:

Подводя «черту» можно сказать, что самостоятельность и инициативу ребенка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности старших дошкольников

Развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка в образовательной деятельности, в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми...

СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКЕ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН»

Статья о способах поддержки детской инициативы и самостоятельности дошкольников среднего возраста в игровой культурной практике в рамках дошкольной образовательной программы " Югорский трамплин"...

Консультация для педагогов на тему: «Экспериментирование как способ направления детской инициативы и самостоятельности»

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Формирование личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно прео...

Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников

Совещание управленческих команд образовательных организаций Канского района в рамках работы Августовского педагогического совета 2018 года.Тема: «Создание условий на уровне муниципалитета и обра...

Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников

Современный мир динамичен и меняется, поэтому общество нуждается в мобильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность.Пробле...

«ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Современный мир динамичен и меняется, общество нуждается в мобильных  гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных проявлять поисковую деятельность. Ребенок все больше времени пр...