Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи"
статья на тему
Данная статья описывает основные обязанности взаимодействия родителей с детским садом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_1_vzaimodeystvie_dou_i_semi.docx | 16.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие ДОУ и семьи как основа развития личности ребенка
Мисалова Лилия Раисовна
МБДОУ г.Казань «Филлипок» №175
E-mail misalova2017@mail.ru
Семья – это первый коллектив, который встречается человеку на его жизненном пути. К сожалению, в настоящее время, родители не всегда могут уделять воспитанию своего ребенка достаточно времени. Причин тому может быть множество: от отсутствия нужных знаний до нехватки времени из-за постоянной работы. В какой-то мере помощь оказывают детские сады. Воспитатель детского сада выступает для маленького человека неким культурным образцом. От грамотности работы воспитателя будет в дальнейшем зависеть успешная социализация дошкольников. Так как он выступает прямым образцом для подражания. Смысл успешности рассматривается в контексте творческой социализации ребенка и его индивидуализации, способности в условиях постоянно изменяющегося бытия творить не только себя, но и новую культуру. А также приобщаться к духовным и материальным ценностям. Возможность сотворения культуры основывается на становлении универсальных человеческих способностей, базирующихся на познании и усвоении знаний, умений и навыков. Именно они становятся основой включения маленького человека в социум.
В настоящее время работа с родителями в ДОУ ведется далеко не всегда. Зачастую это ведет к тому, что два важнейших института в жизни ребенка (семья и детский сад) разобщены. Во многих вопросах происходит недопонимание, перекладывание обязанностей друг на друга. Между тем подобное допускать нельзя. Даже на законодательном уровне закреплена необходимость взаимодействия дошкольных учреждений с семьями воспитанников.
Работа с родителями в ДОУ должна начинаться с анализа. Воспитателю для начала нужно познакомиться с семьями своих подопечных, выяснить подробности взаимоотношений, понять, какая атмосфера там царит. В этом поможет анкетирование, наблюдение, родительские собрания, беседы.
Познавательное направление включает в себя следующие моменты:
- Обеспечение родителей необходимыми знаниями относительно оптимальных методов воспитания и развития детей данной возрастной группы.
- Предоставление педагогом информации о достижениях ребенка и его неудачах.
- Вовлечение родителей в образовательную деятельность.
В этих целях работа с родителями в детском саду может включать: консультации, дни открытых дверей, совместные занятия детей с родителями, творческие домашние задания, подразумевающие участие кого-то из взрослых, экскурсии, семинары и тренинги.
В настоящее время новым направлением взаимодействия ДОУ и семьи является открытость детского сада для родителей. Родители могут иметь возможность знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками.
Важно формировать родителей как педагогов. Понятие «взаимодействие» мы расширяем такой характеристикой, как способность родителей к рефлексии.
Задача формирования у родителей одного из компонентов педагогической рефлексии заключается в умении самокритично оценить себя как воспитателя, встать на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами. Это особенно актуально для молодых родителей, поскольку у них только начинает складывать родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их дальнейшей воспитательной деятельности.
Сформированные у родителей стремление понять ребенка, умение творчески применять полученные педагогические знания будут способствовать появлению взаимопонимания между ними, эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного отношения ребенка к требованиям взрослого.
Родителям приятно увидеть, чего добился их малыш. Видя результаты деятельности воспитателя через результаты деятельности их ребенка, они гораздо охотнее идут на контакт. В этом заключается функция наглядно-информационного направления. Поэтому в любой группе детского сада просто необходимы выставки творческих работ, фотографий, иллюстрирующих жизнь группы. Также родительские уголки с успехом применяются для решения познавательных задач. Здесь можно рассказать о правильном режиме питания или распорядке дня дошколят, о здоровом образе жизни, оповестить о предстоящих мероприятиях.
Не менее важен и досуг детей. Работа с родителями в ДОУ включает также проведение разнообразных развлекательных мероприятий в группе. Включение родителей в подготовку праздника поможет сблизиться им со своими детьми. Они смогут увидеть, чем интересуется малышня, что ее тревожит. Дети же с гордостью будут участвовать в играх вместе с родителями. В группе можно завести свои традиции и отмечать не только общие праздники (Новый год, 8 Марта), но и, например, каждый день рождения.
Безусловно, работа с родителями в ДОУ требует тщательной подготовки и огромных затрат сил, особенно на первых порах, когда еще идет «притирка» родителей к воспитателю или друг к другу. Но отдача непременно последует. И в итоге тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждение приведет к формированию новой личности, которая будет комфортно и уверенно чувствовать себя в большом мире.
Литература:
1. Кочетова Н.А. Взаимодействие семьи и ДОУ. Программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей. – М.: Учитель, 2015.
2. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. – М.: Учитель, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....