Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи"
статья на тему

Данная статья описывает основные обязанности взаимодействия родителей с детским садом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1_vzaimodeystvie_dou_i_semi.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ и семьи как основа развития личности ребенка

Мисалова Лилия Раисовна

МБДОУ г.Казань «Филлипок» №175

E-mail misalova2017@mail.ru

Семья – это первый коллектив, который встречается человеку на его жизненном пути. К сожалению, в настоящее время, родители не всегда могут уделять воспитанию своего ребенка достаточно времени. Причин тому может быть множество: от отсутствия нужных знаний до нехватки времени из-за постоянной работы. В какой-то мере помощь оказывают детские сады. Воспитатель детского сада выступает для маленького человека неким культурным образцом. От грамотности работы воспитателя будет в дальнейшем зависеть успешная социализация дошкольников. Так как он выступает прямым образцом для подражания. Смысл успешности рассматривается в контексте творческой социализации ребенка и его индивидуализации, способности в условиях постоянно изменяющегося бытия творить не только себя, но и новую культуру. А также приобщаться к духовным и материальным ценностям. Возможность сотворения культуры основывается на становлении универсальных человеческих способностей, базирующихся на познании и усвоении знаний, умений и навыков. Именно они становятся основой включения маленького человека в социум.

В настоящее время работа с родителями в ДОУ ведется далеко не всегда. Зачастую это ведет к тому, что два важнейших института в жизни ребенка (семья и детский сад) разобщены. Во многих вопросах происходит недопонимание, перекладывание обязанностей друг на друга. Между тем подобное допускать нельзя. Даже на законодательном уровне закреплена необходимость взаимодействия дошкольных учреждений с семьями воспитанников.

Работа с родителями в ДОУ должна начинаться с анализа. Воспитателю для начала нужно познакомиться с семьями своих подопечных, выяснить подробности взаимоотношений, понять, какая атмосфера там царит. В этом поможет анкетирование, наблюдение, родительские собрания, беседы.

Познавательное направление включает в себя следующие моменты:

- Обеспечение родителей необходимыми знаниями относительно оптимальных методов воспитания и развития детей данной возрастной группы.

- Предоставление педагогом информации о достижениях ребенка и его неудачах.

- Вовлечение родителей в образовательную деятельность.

В этих целях работа с родителями в детском саду может включать: консультации, дни открытых дверей, совместные занятия детей с родителями, творческие домашние задания, подразумевающие участие кого-то из взрослых, экскурсии, семинары и тренинги.

В настоящее время новым направлением взаимодействия ДОУ и семьи является открытость детского сада для родителей. Родители могут иметь возможность знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками.

Важно формировать родителей как педагогов. Понятие «взаимодействие» мы расширяем такой характеристикой, как способность родителей к рефлексии.

Задача формирования у родителей одного из компонентов педагогической рефлексии заключается в умении самокритично оценить себя как воспитателя, встать на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами. Это особенно актуально для молодых родителей, поскольку у них только начинает складывать родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их дальнейшей воспитательной деятельности.

Сформированные у родителей стремление понять ребенка, умение творчески применять полученные педагогические знания будут способствовать появлению взаимопонимания между ними, эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного отношения ребенка к требованиям взрослого.

Родителям приятно увидеть, чего добился их малыш. Видя результаты деятельности воспитателя через результаты деятельности их ребенка, они гораздо охотнее идут на контакт. В этом заключается функция наглядно-информационного направления. Поэтому в любой группе детского сада просто необходимы выставки творческих работ, фотографий, иллюстрирующих жизнь группы. Также родительские уголки с успехом применяются для решения познавательных задач. Здесь можно рассказать о правильном режиме питания или распорядке дня дошколят, о здоровом образе жизни, оповестить о предстоящих мероприятиях.

Не менее важен и досуг детей. Работа с родителями в ДОУ включает также проведение разнообразных развлекательных мероприятий в группе. Включение родителей в подготовку праздника поможет сблизиться им со своими детьми. Они смогут увидеть, чем интересуется малышня, что ее тревожит. Дети же с гордостью будут участвовать в играх вместе с родителями. В группе можно завести свои традиции и отмечать не только общие праздники (Новый год, 8 Марта), но и, например, каждый день рождения.

Безусловно, работа с родителями в ДОУ требует тщательной подготовки и огромных затрат сил, особенно на первых порах, когда еще идет «притирка» родителей к воспитателю или друг к другу. Но отдача непременно последует. И в итоге тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждение приведет к формированию новой личности, которая будет комфортно и уверенно чувствовать себя в большом мире.

Литература:

1. Кочетова Н.А. Взаимодействие семьи и ДОУ. Программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей. – М.: Учитель, 2015.

2. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. – М.: Учитель, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....