Значение сказки в нравственном воспитании дошкольников
учебно-методический материал на тему
Доклад по самообразованию
«Сказка как средство нравственного воспитания детей
дошкольного возраста. Методика работы»
Подготовила: Воспитатель Миняева Елена Владимировна
Содержание
Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников.
Организация работы по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.
Список использованной литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_skazki_v_nravstvennom_vospitanii_doshkolnikov.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение сказки в нравственном воспитании дошкольников
Доклад по самообразованию
«Сказка как средство нравственного воспитания детей
дошкольного возраста. Методика работы»
Подготовила: Воспитатель Миняева Елена Владимировна
Содержание
Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников.
Организация работы по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.
Список использованной литературы
Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников
Традиционно литература используется как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство с литературными произведениями вызывает у детей интерес, воспитывает любовь к родному языку. Воспитательное значение литературы заключается в том, что в ней даются образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения морально-этических норм. Подробный анализ и правильная оценка делают литературу основой духовного и нравственного развития личности. Кроме того, сам процесс художественно-речевой деятельности является важным средством нравственного развития и воспитания детей, так как такая деятельность предполагает умение договориться между собой, оказать помощь друг другу, уступить в чем-то.
На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их поступками, оценивают их. «На каждое произведение, - писал К.Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или иную сторону жизни».
К примеру, в коридорах Павлышской школы на стенах не было свободного места – стены были оформлены выдержками из книг великих людей. Это были слова о маме, смысле жизни, чести, труде, умные, серьезные, но и не прямолинейные мысли. Они не читали нотаций, но и в то же время воспитывали.
Художественная литература является важным средством познания детьми окружающего мира, помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка. Также дети получают представление об изобразительных средствах народного языка.
«Книга – величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее средство воспитания», - писал К.Д. Ушинский.
А. В. Запорожец, писал: «Первые шаги, которые делает ребенок на пути понимания художественного произведения, могут оказать существенное влияние на формирование его личности, на его нравственное развитие».
С младенчества ребенок начинает знакомиться с произведениями русской и мировой литературы, с лучшими образами устного народного творчества, и как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка.
С.И. Ожегов определяет сказку как повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
К. Д. Ушинский был о сказках высокого мнения, включал их в свои книги "Детский мир" и "Родное слово", считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Он писал о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.
Высоко оценивал роль фольклора, в том числе сказок, в деле воспитания подрастающего поколения и Л.Н. Толстой. «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем», говорил он.
Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители — И. А. Ильин и Е.Н. Трубецкой — видели в сказке отражение души русского народа.
В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».
Да и сам народ в пословицах выражал свое отношение к сказкам: «Сказка - складка, послушать сладко», «Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай, да на ус мотай», «Сказку слушай, а к присказке прислушивайся». А пословица, как известно, не даром молвится!
О сказке писал и А.С. Пушкин: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Именно намек, а не обучение путем запретов, ограничений, наказаний. Понятие «намек» подразумевает возможность индивидуального осмысления содержания сказки, ее «нравственного урока».
К.И. Чуковский писал, что ребенок, лишенный сказки, сам создает сказочные образы в своих играх, разговорах, что следует использование тяготение детей к сказке, чтобы воспитывать их с помощью классических, веками испытанных художественных образов.
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего возраста и на протяжении всего детства. Именно со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, они преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, увлекают своим содержанием, художественной формой, оставляя при этом простор воображению.
Сказка - один из самых распространённых и богатых жанров устного народного творчества. Они рассказываются на всех языках мира. Их любят слушать дети, к ним прислушиваются и взрослые. Сказочные образы витают над нами от исторических времён до современности, века новых открытий и технологий. Сказку можно назвать самым древним и самым мудрым произведением устного народного творчества. Она прививает детям доброту, уважение к старшим, завещает быть достойным и смелым. В народных произведениях кроется огромный смысл, в них заложена вся мудрость и воля народа, его душа.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.
Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки детей.
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
Сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, объединения себя с персонажем. Посредством ненавязчивых образцов сказка предлагает ребенку выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивную поддержку его возможностей и веру в себя.
Ребенок всегда отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, как утверждает И.В. Дубровина, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывали в своих работах О.И. Соловьева, В.М. Федяевская, Н.С. Карпинская, Л.М. Гурович и др. Ими разработано несколько критериев:
- идейная направленность книги (например, моральный облик героя);
- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;
- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
- конкретные педагогические задачи.
Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги. Поэтому Л.М. Гурович, В.И. Логинова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, С.В. Петерина указывают на важность проведения этической беседы о прочитанном. Они отмечали, что ставить перед детьми слишком много вопросов нецелесообразно, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Они призваны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.
Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках.
Вывод. Художественная литература - одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности детей. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций дошкольников.
Ребята получают представление о чувстве справедливости, взаимопомощи, а также об отрицательных чертах характера.
Однако в практике использования художественной литературы с целью формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста нет системы, что послужило основанием для организации и проведения экпериментальной работы в этой области.
2. Организация работы по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста
Для того, чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое взаимодействие с детьми по нравственному воспитанию мы разработали перспективный и календарный планы. Планирование осуществлялось в соответствии с возрастными особенностями детей, содержание, методы, приемы и формы работы мы подбирали в соответствии с поставленными задачами, предусмотрели постепенное усложнение содержания работы с учетом достижений детей.
Определяя средства и методы воздействия на детей, мы руководствовалисьпринципом требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности. Этот принцип нашел педагогическое воплощение в системе А.С. Макаренко. Применение этого принципа в практике выражается в умении воспитателя сочетать доброту с обоснованной требовательностью, учитывающей возможности, развитие, нравственный опыт и индивидуальные особенности детей. Это позволяет формировать у детей основы нравственного поведения, дисциплинированности, не подавляя инициативы и жизнерадостности, учить уважительно относиться к установленному в группе порядку. От педагога, в свою очередь, требуется сдержанность, терпеливость, разумная строгость, уважительное отношение к воспитанникам.
Принцип единства воздействий на чувства, сознание и поведение вытекает из понятия целостности процесса развития личности. Он требует комплексного подхода при выборе средств и методов нравственного воспитания. Определяя содержание воспитательного воздействия, мы учитывали, вызовет ли оно эмоциональный отклик у ребенка, будет ли понято, сформирует ли определенные представления о явлениях окружающей жизни.
Планируя работу, мы использовали принцип систематичность и последовательности, который последовательное усложнение задач воспитания для всей группы в целом и для каждого ребенка в отдельности (с учетом его особенностей и уровня усвоения вводимых нравственных правил, опыта поведения).
В работе с детьми мы использовали сказки, рекомендуемые для чтения в программе «Истоки», этические беседы (В.И. Петрова, Т.Д. Стульник), театрализованные игры по сказкам (приоритетной задачей нашего детского сада является театрализованная деятельность), проблемные ситуации.
К среднему дошкольному возрасту у детей расширяется круг представлений о мире, о себе и окружающих людях. Расширяются возможности детей и в восприятии художественной литературы. Дети эмоционально и целостно способны воспринимать текст, выделять героев, отдельные эпизоды, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать поступки персонажей.
Для чтения детям мы подобрали сказки, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев, содержат «нравственный урок» (см. таблицу 1).
Таблица 1
Художественные произведения, используемые для чтения детям
Название сказки | Мораль |
«Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» | Победа добра над злом |
«Репка», «Три поросенка» | Трудолюбие, взаимопомощь |
«Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Маша и медведь» | Наказ слушаться старших |
«Теремок», «Зимовье зверей» | Дружба помогает победить трудности |
«У страха глаза велики» | Высмеивание трусость, глупость |
«Лиса и журавль», «Лисичка сестричка и серый волк», «Косточка» (Л.Н. Толстой) | Осуждение хитрости, обмана |
«Петушок и бобовое зернышко» | Забота о ближнем |
«Заяц-хваста» | Осуждение хвастовства |
«Два жадных медвежонка», Я. Аким «Жадина» | Высмеивание, осуждение жадности |
Э. Мошковская «Обида», Е. Благинина «Посидим в тишине», С Капутикян «Бабушкины руки» | Забота о ближнем |
К.Чцковский «Муха-цокотуха», с.н.с. «Кто сшил Видеку рубашку» | Взаимопомощь |
После прочтения мы проводили беседу. Анализ произведения мы организовывали так, чтобы он представлял собой интересный и полезный для детей разговор, который мы проводили путем постановки вопросов. Очень важно было правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.
Сначала это были вопросы «Кто? Что? Как? Где?», в дальнейшем они приобрели аналитический характер «Почему?», мы побуждали детей размышлять о прочитанном, сопоставлять, сравнивать. Мы формулировали вопросы так, чтобы их смысл был доступным для детей, а слова точными, оправданными.
Составляя вопросы, мы также записывали желаемые ответы на них и наводящие вопросы, чтобы использовать их в том случае, если ответы детей будут не верными.
Например:
Рассказывание детям русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Цель: объяснить смысл сказки, в котором воплощены лучшие традиции русского устного творчества (победа добра над злом, счастливый конец).
Хорошей основой для закрепления понимания сказки является театрализованные игры, игры – драматизации, так как в этом возрасте восприятие художественного текста все еще опирается на «проживание» его содержания в практической и игровой деятельности:
Игра - драматизация "Теремок".
Цель: стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, активизировать словарный запас, отражающий эмоциональное состояние человека; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях; стимулировать инициативу детей в организации театрализованных игр.
Читая и рассказывая сказки мы фиксировали внимание детей не только на содержание сказки, но и на некоторых особенностях литературного языка, так как многие образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения вследствие их редкого использования в современном языке требуют пояснений.
Также в своей работе мы использовали этические беседы. Они помогают детям освоить нормы и правила нравственного поведения. В беседе мы связывали правила и нормы поведения со сказочными образами, понятными детям. Этическая беседа помогает детям понять внутренний мир, мысли, переживания человека, оценить хорошие и плохие поступки. В ходе бесед у детей формируются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе, мотиве поступка.
Также мы использовали и проблемные ситуации. Эти ситуации учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса.
В основе каждой беседы лежало художественное произведение, с помощью которого мы знакомили детей с разнообразными нравственными ситуациями и соответствующими им правилами и нормами поведения. Вынести «нравственный урок» из текста, понять его помогали вопросы воспитателя. Темы бесед были различны: «Зачем говорят «Здравствуй», «Праздник вежливости», «Как жить дружно, без ссор», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Не будь жадным», «Умей видеть тех, кому нужна помощь», «Почему нельзя дразниться», «Спасибо за правду», «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки», «Каждой вещи свое место».
Так как перед нами стояла задача развития у детей нравственных представлений, на основе которых будут формироваться мотивы поведения, то мы разъясняли как следует поступать на примерах: «Заботливые дети - это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть». Такие разъяснения помогают детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Мы заботились о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков, предупреждая этим появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в ситуациях, складывающихся в повседневной жизни в обществе сверстников.
Мы знали, что детям свойственно отожествлять себя с полюбившимися персонажами, поэтому предположили, что их любимые герои окажут влияние на развитие нравственных качеств. Мы обращать внимание на красоту поступков героев, на позитивные черты их характера, такие как смелость, честность, отзывчивость, доброта, щедрость, чтобы дети не только эмоционально воспринимали героев, но и стремились быть похожими на них.
Даже в ежедневных обычных ситуациях педагог всегда воспитывает, причем его воздействие носит многосторонний характер. Например, обучая ребенка раздеваться после прогулки, мы учим его умению самостоятельно обслужить себя, аккуратно сложить одежду и вместе с тем формирует бережное отношение к вещам, аккуратность, целенаправленность действий, а также внимание к сверстникам, находящимся рядом, предупредительность и заботливость по отношению к ним.
Например, при разыгрывании этюдов из сказки «Спящая красавица» дети с удовольствием изображали добрую фею на балу, и никто не захотел изобразить злую волшебницу.
Организация практического нравственного опыта, использование игровых упражнений в положительных поступках явилось ведущим методом нравственного воспитания, так как в практической деятельности ребенок накапливает опыт, реализует полученные знания, вступает в отношения со сверстниками, взрослыми. Он усваивает правила поведения в коллективе сверстников, руководствуется ими в собственной деятельности, учится поступать в соответствии с нормами морали, проявлять уважительное отношение к взрослым, настойчивость и трудолюбие в собственной деятельности, дружно играть и трудиться вместе с другими детьми, помогать им поддерживать порядок, бережно относиться к вещам.Вне деятельности правила поведения, нравственные представления становятся формальными. Формируя нравственный опыт детей, мы стремились создать условия для их постоянного упражнения в нравственных поступках, предупреждая тем самым возникновение формального отношения к моральным правилам.
Опираясь на имеющийся у детей опыт, вместо прямых указаний мы сначала обращали внимание детей на ситуации, в которых надо проявить отзывчивость, заботливость и т. п. Например: «Я вижу, что Платон чем-то огорчен. Как ему помочь? Что надо сделать?» Выяснив, в чем причина беспокойства мальчика, мы привлекали детей к проявлению заботливого отношения к нему. Также мы, используя метод проблемного обучения, часто ставили детей в условия, в которых они сами решают, как следует поступить, или облегчали это решение, давая не прямо выраженный совет, а как бы подсказывая: обращались к детям с вопросами о том, как можно поступить.
Мы считали важным понимать мотивы детских поступков, давать им правильную, справедливую оценку. Под влиянием педагога у дошкольников растет способность самостоятельно решить, как поступить в той или иной ситуации. В силу конкретного мышления, недостаточной объективности в оценке поступков сверстников, а также импульсивности поведения и подражательности дети, особенно малыши, могут совершать неправильные поступки. Однако не всякий отрицательный поступок является следствием невоспитанности дошкольника. Поэтому очень важно выявить, какие мотивы побуждали ребенка к действию. Только при этом условии педагог может правильно понять поступок, дать ему верную оценку и выбрать соответствующие методы воздействия на ребенка. Например, малыш отнял игрушку у сверстника. Можно предположить, что он не воспитан; но оказывается, он просто хотел успокоить другого плачущего ребенка той игрушкой, которой накануне воспитательница забавляла его самого. Еще пример: Ребенок ударил сверстника. Педагог осуждает его поведение, но оказывается, что этот поступок совершен в ответ на обиду, нанесенную ему или его товарищу. Конечно, подобный поступок не может быть оправдан, но мотив объясняет его причину. Поэтому следует объяснить ребенку, что так поступать нельзя, и подсказать (или вместе обсудить), как следовало бы действовать в подобной ситуации. Используя оценку как метод воспитания, мы учитывали возраст детей. Так, мы стремились чаще одобрить, похвалить, поддерживая самые незначительные попытки проявить самостоятельность, доброе отношение к сверстнику, умение уступить, а также послушание, исполнительность, следование установленным правилам. Это создавала у детей хорошее настроение, желание быть послушным, повышает уверенность в своих силах.
В воспитательной работе мы использовали в качестве примера хорошие поступки взрослых и детей. Психолого-педагогической основой этого приема является ярко выраженная склонность детей к подражанию, а также стремление поступать таким образом, чтобы заслужить одобрение воспитателя. Пример всегда конкретен, легко воспринимается дошкольниками, осмысливается ими и переносится в собственную деятельность. При этом особое значение имел пример самого воспитателя, а также и пример сверстников, одобряемый педагогом. Например, желая предупредить возможное нарушение установленного правила, мы подчеркивали: «Какой у нас Кирилл молодец! Не стал расталкивать детей, чтобы встать в строй, а немножко отошел и пропустил вперед Полину». Подобное одобрение поступка мальчика вызывало у многих детей желание поступать так же, и построение проходило без излишней сутолоки. Побуждая детей к проявлению аккуратности, тщательности в работе, мы отмечали: «Как аккуратно Вера повесила свою одежду в шкаф! Она не торопилась, постаралась. Я уверена, что и другие ребята так же сумеют!» Заинтересованное отношение педагога, его уверенность в том, что все дети поступят так же, побуждают их к необходимым действиям. Дошкольники и самостоятельно подражают поступкам сверстников. Однако они далеко не всегда способны дать, правильную оценку нравственного содержания поступка, поэтому могут подражать и отрицательным примерам. Мы стремились предупредить такие факты, останавливая ребенка, поступающего плохо, выражая свое огорчение по поводу его действий. Обращаясь ко всем детям, которые были свидетелями отрицательного поступка сверстника, мы разъясняли, почему не следует так поступать, как надо было бы поступить в подобном случае. Следовательно, используя пример как метод воспитания, мы использовали методы разъяснения и убеждения.
Не менее важной мы считаем взаимодействие с родителями. Учет этого принципа в воспитательной работе требует от педагога установления тесной связи с семьей, проведения большой разъяснительной работы, разработки рекомендаций в адрес родителей, выработки общих, единых методов воздействия на детей. Мы провели следующую работу:
Анкетирование родителей на тему «Стили воспитания в семье»;
оформление памятки на тему о воспитательно-образовательных возможностях художественной литературы «Значение фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»;
создание театрализованного уголка в группе, оформление уголка книги, подготовка костюмов и атрибутов к театрализованным играм, праздникам, участие в них.
Список использованной литературы
1. Аникин В.П. Русская народная сказка. М: «Просвещение», 1986 г.
2. Аникин В.П. К мудрости ступенька.М.,1988.
3. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001.
4. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
5. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 4.
6. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ФОРУМ, 2012. – 256 с. – (высшее образование).
7. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения [Текст]: тезисы докладов./А.В. Запорожец — М., 1948.
8. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. И доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 320 с.
9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольное воспитание: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 .
10. Короткова Л. Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, М., 2008.
11. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Програм.- метод. пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 144 с.
12. Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М.: Сфера, 2002.
13. Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская Р.И. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – 3-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 1984. – 272 с., ил.
14. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для родителей и методистов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.
15. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет / под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.
16. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитание – 2006. - № 1.
17. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой, М.: АСТ, 2000 г.
19.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1995.
20. Шорохова О.А., Играем в сказку. М.: «Творческий центр», 2006г.
21. nsportal.ru (социальная сеть работников образования).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников
Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников...
Значение сказки в нравственном воспитании дошкольников
"Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок" А.С. Пушкин...
"Значение семьи в нравственном воспитании дошкольников"
Для педагогов ДОУ...
Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников.
Фольклор - благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нем отражена вся реальная жизнь со злом и добром,счастьем и горем.Он открывает и обьяс...
"Значение кукол в нравственном воспитании дошкольников"
Консультация для родителей, о том, как правильно подобрать игрушки для своих детей....
Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников
Любая сказка имеет социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художествен...
ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дается описание значения сказки в нравственном воспитании дошкольников ....