Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников.
статья ( группа) на тему
Фольклор - благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нем отражена вся реальная жизнь со злом и добром,счастьем и горем.Он открывает и обьясняет ребенку жизнь общества и природы,мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка,обогащает его эмоции,дает прекрасные образы литературного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 31.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников.
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем.
В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим внукам и детям? Ответить на эти вопросы сегодня — значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание — жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. Поэтому знакомство детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства — действительно актуальная задача педагогов дошкольных учреждений. Процесс познания и усвоения духовного богатства своего народа должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки , потешки , игры забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство этот незамутнённый источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из этих функций — воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности.
Одним из механизмов роста личности является идентификация себя с нравственно значимым другим, и, знакомя детей с фольклором, со свидетельствами прошлых эпох документами, подлинными предметами старины, — мы тем самым помогаем ребятам усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками. Тем самым мы расставляем эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом в нашей жизни утраченные.
Значение фольклора в нравственном воспитании
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях народного искусства. Ещё К.Д.Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое» (статья «Родное слово»). Развивая идеи К.Д.Ушинского, видный педагог B.Н. Сорока-Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто гак не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности, устному, поскольку, находясь в её естественной речевой обстановке, коей является для ребёнка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его. Подтверждением тому служат слова Г.Н.Волкова: «Многогранное развитие способностей на основе активного освоения целостной культуры — вот единственный путь к творческим свершениям». (Волков Г.Н. Три лика культуры. М., 1986, с. 11)
Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, частушки, колыбельные песни и т.д., — это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и. осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Оно концентрирует в себе весь опыт человечества, несёт в себе все » формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это, по мнению В.П.Силина, делает народное искусство «универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей» (Силин В.П. Искусство как фактор социализации индивида. Учёные записки. ЛГУ, 1971, вып.IX, с. 127). Поэтому многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (Е.Н.Водовозова, Н.С.Карпинская, О.И.Соловьёва, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, Е.А.Флсрина и другие).Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности, насколько это возможно. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение. Рассмотрим значение лишь некоторых жанров произведений устного народного творчества в отдельности.Огромной любовью пользуется у детей СКАЗКА. С ней ребёнок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребёнка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приёмами.В фантастике сказок отражается реальная человеческая жизнь. Каждая конкретная сказка отражает труд и быт той социальной среды, в которой она распространяется. Отсюда её познавательное значение.Сказка преображает действительность. Сказки пропитаны оптимизмом, имеют счастливые концовки, выражают веру народа во всемогущество человека, его мечты о будущем. В этом заключено воспитательное значение сказок.Отрываясь от мифологии и религии, но сохраняя связь с народом, сказка дошла до нас как высоко художественное произведение народного творчества. В этом её эстетическое значение. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.В русской народной сказке заключено богатое содержание — и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и др.), и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей. В.П.Аникин указывал, что «сказки — своего рода нравственный кодекс народа, их героика — это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью» (Аникин В.П. К мудрости ступенька. М.,1988,с.49) Сказка вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим («поклонился в пояс», «ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выкупала», «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль»).
Сказка, являясь произведением народного искусства, несёт в себе богатый духовный заряд. При правильном подборе сказок с учётом возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребёнка.
Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках.Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других формах народного творчества, заключён практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочной и лаконичной форме. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности и представление о своём месте на земле, его ценностные ориентации.Большое значение пословицы и поговорки имеют для трудового воспитания. Многие из них посвящены труду: «Делу — время, потехе — час», «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит»… Через пословицы и поговорки, посвящённые труду и трудовому человеку, у детей старшего дошкольного возраста формируется положительное отношение к трудовой деятельности, понимание важности труда в жизни человека и через его нравственно-эстетическую оценку понимание необходимости в труде и почтительное отношение к его результатам.
Колоссальное влияние пословицы и поговорки оказывают на формирование любви к родному краю, бережного отношения к тому, что человека окружает и близко ему с момента рождения, потому что большое их количество с чувством глубочайшей любви говорит о Родине: «Родимая сторона — мать,чужая — мачеха», «С родной земли — умри не сходи».
Пословицы и поговорки обращают внимание на важность физического воспитания детей, прежде всего, формирования активного, здорового образа жизни детей через тот нравственно-эстетический потенциал, который в них заложен, так как многие пропагандируют здоровый образ жизни: «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Здоровье всему голова, всего дороже», «Живи с разумом, так и лекарок не надо» и т.п. Пословицы и поговорки могут оказать огромное влияние на развитие ума. Образность пословиц и поговорок, умение народа образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, умение творчески использовать слово является весьма важным в формировании воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Разнообразие фольклорного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям деятельности позволяет с успехом решать задачи нравственного воспитания детей.
Особенности восприятия детьми фольклорных произведений:
Известно, что восприятие ребёнка (зрительное, слуховое, осязательное, кинестезическое) обладаем существенными индивидуальными различиями. Образы восприятия накапливаются и составляют сенсорный опыт ребёнка, который, как известно, не является неподвижным. Образы, ранее сформировавшиеся, вступают во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. На этой основе формируются представления детей. Решая задачу формирования у детей эстетического отношения к человеку, природе, искусству, мы должны помнить, что лишь на основе эстетического восприятия могут быть сформированы эстетические представления детей. И фольклор с его яркой образностью, выразительностью создаёт для этого благодатную почву. Например, если эстетическое восприятие предметов и явлений, изделий народных мастеров осуществляется педагогом с включением эстетических сценок, объяснением того, что делает предмет, изделие, созданное ребёнком, красивым (красиво вьётся стебелёк по боковой поверхности мисочки — хохломское изделие — а сверху и снизу стебелька расположены красные клубнички или гроздья рябины, изящные завитки и травка, тонкая и нежная, а затем предлагается детям охарактеризовать узор), то дети постепенно начинают понимать красоту окружающего и давать развёрнутую аргументированную эстетическую оценку предметов действительности, произведений искусства. Чтобы сформировать такую оценку, необходимо постоянно обращать внимание детей на красоту окружающих их предметов и явлений и особенно объектов природы, дающей богатый материал для . творческой фантазии и взрослому художнику, и ребёнку.
Другим психическим процессом, имеющим важное значение, является мышление. Характеризуя мышление ребёнка, психологи выделяют такие его стадии: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. Все эти стадии появляются уже на этапе дошкольного детства. Однако вступление мышления в новую стадию не означает изживания его предыдущей стадии. Мышление предыдущей стадии сохраняется у ребёнка и помогает в развитии мышления новой стадии. Следовательно, развитие логического мышления тесно связано и опирается на наглядно-образное мышление, основу которого составляют образы-представления, усваиваемые ребёнком в различных видах художественно-творческой деятельности, в которой образность отражения предметов и явлений — главное достоинство. Накопление образных представлений и развитие образного мышления имеет чрезвычайно важное значение не только для любой творческой деятельности ребёнка и человека вообще. Психологи подчёркивают, что недостаточный уровень развития образных представлений вызывает целый ряд трудностей при переходе ребёнка к школьному обучению и не только в начальной школе, но и в старших классах.
Вместе с тем отмечается, что для развития этого вида мышления большое значение имеют сами художественные деятельности, широко включаемые в педагогический процесс. Особенно важно использовать в этих целях народное искусство, в котором в музыкальной, художественно-речевой, декоративно-прикладной форме запечатлены наглядные образы окружающих предметов и явлений в доступном для детского познания виде, что способствует развитию наглядно-образного мышления ребёнка. Так, например, малыш, с которым взрослый играет с его пальчиками: «Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
А с этим братцем песни пел»,
уже видит перед собой не пальчики, а образы братцев и называемые в игре их совместные действия.
Или, слушая и повторяя потешку:
«Пошёл Котя на Торжок,
Купил Котя пирожок.
Самому ли съесть
Или Оленьке отнесть?»
Дети представляют всю содержащуюся в ней картинку в образах, о чём свидетельствуют и детские рисунки на эту тему, в которых каждый по- своему изображает ситуацию, изложенную в потешке, по-своему. Важным психическим процессом, без которого невозможно творчество и который также активно формируется средствами народного искусства, является воображение. Воспринятые образы складываются в представления, накапливающийся и расширяющийся запас которых составляет базу для работы образного мышления и воображения. Однако воображение — не простая сумма представлений. Они изменяются, комбинируются в голове ребёнка, складываются в новые образы. Накоплению представлений и развитию воображения способствует вся воспитательная работа с детьми, весь их жизненный опыт. Но особое значение имеют разнообразные детские игры, чтение произведений художественной литературы, рассказывание сказок, разучивание потешек, загадок, знакомство с изобразительным искусством классическим и народным. Для развития воображения целесообразно использовать и специальные упражнения: словесные описания неизвестных животных, придумывание других окончаний к сказкам, составление собственных рассказов, создание разнообразных изображений из одного набора форм и деталей, дорисовывание простой фигуры, например, круга или любого пятна, придавая ему черты того или иного предмета (солнцу — черешок, шарику — ниточку, колесу — спицы, сковороде — ручку и т.п.) Особо следует остановиться на развитии эмоционального отношения к художественной деятельности как важнейшему фактору развития творчества и художественных способностей детей. Известно, что эмоционально-положительное отношение необходимо для осуществления любой деятельности детей. Оно способствует удовлетворению потребности ребёнка. На наличие потребности ребёнка в активной деятельности указывали многие педагоги, называя ребёнка деятельностным существом. Предоставление детям возможности заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе народного искусства будет способствовать удовлетворению потребности ребёнка в деятельности, а следовательно, вызовет эмоционально-положительное отношение к этим видам деятельности. Осуществление изобразительной, художественно-речевой, музыкальной деятельности на материале народного искусства будет способствовать удовлетворению и такой потребности, как интеллектуальная, познавательная потребность, потребность в приобретении новых знаний о мире. Известно, что для детей дошкольного возраста потребность в познании весьма значима. Дети познают образцы народных произведений, воплощённые в разных материалах, свойства различных материалов, виды искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребёнка. Ибо познание искусства строится на его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, сопоставлении, выделении сходства и различий, уподоблении, обобщении. Дети знакомятся с особенностями народной музыки, различными видами народного декоративно-прикладного искусства, спецификой его образного строя, особенностями предметного и цветового решения каждого вида. Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважения к человеку, бережное отношение к природе. Еще одна важная детская потребность — потребность в общении, определяемая коллективным характером народного искусства. Необходимо удовлетворить потребность детей в самоутверждении. Если у ребёнка хорошо получается исполнение народной песни, танца, если он может рассказать народную сказку, потешку, вспомнить к месту пословицу, создать узор по мотивам народной росписи, то он уверенно чувствует себя среди своих сверстников. Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста, отмечается его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создаёт эмоционально благоприятную обстановку для детей.
Требования к отбору фольклорных произведений для детей дошкольного возраста.
Работа по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста и развитию их художественно-творческих способностей средствами народного искусства строится на таких принципах, как:
интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитием речи, различными играми);
активное включение детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную:
индивидуальный подход к детям, учёт их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребёнком в процессе коллективных занятий с детьми;
бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;
и, конечно же, тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор фольклорного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи и между собой, и с классическим искусством.
Предложенный художественный материал должен быть понятен и доступен детям. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности и мелодике родной речи. Дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь, используют их в играх-драматизациях, при придумывании сказок.
Вот примеры пословиц и поговорок, которые можно использовать на занятиях и в повседневной жизни в разных возрастных группах детского сада:
Младший дошкольный возраст.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Вода с гор потекла, весну принесла.
Поспешишь — людей насмешишь.
Окончил дело — гуляй смело.
Маленький, да удаленький
И другие.
Средний дошкольный возраст.
Чаще мойся, воды не бойся.
Береги нос в большой мороз.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
У матери дитя, а у кошки котя, всякому мило своё дитя.
И другие.
Старший дошкольный возраст
Птица сильна крыламн, а человек друзьями.
Человек без друзей, что дуб без корней.
Не мил свет, коль друга нет.
По платью встречают, по уму провожают
Когда хочется много знать, не надобно много спать.
Родители трудолюбивы — дети не ленивы.
Труд человека кормит, а лень портит.
Зима красна снегом, а осень хлебом.
Не меньшую роль в воспитательно-образовательном процессе детского сада могут играть русские народные песенки, пестушки, потешки, которые развлекают ребёнка, создают у него бодрое, радостное настроение, то есть вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской деятельности. Эти жанры фольклора созданы специально для детей и являются средствами народной педагогики. Народные песенки, пестушки, потешки, колыбельные песни созданы на материале, который хорошо известен детям с первых дней жизни, близок их миропониманию и конкретен, отражают действия ребёнка, приобретённые через опыт.
Ненавязчиво, без грубого дидактизма они учат ребёнка тому, что от него ожидают:
На кота потягушки, на дитя подрастушки.
Вот такая расти, ко мне в гости ходи, вот такая расти, да не пакости.
Расти коса до пояса, не вырони не волоса.
Расти коса не путайся, дочка маму слушайся.
Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения в весёлой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике дошкольных учреждений осуществляется на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Оно вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги словом, обеспечивает эмоционально- психологическое благополучие. Наиболее распространённое и доступное средство — песня. Народная песня как одно из ярких произведений музыкального фольклора входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребёнка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы — характерные черты русскою песенною народного творчества. Названные особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, отличаются высокими художественными качествами. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придаёт им особую привлекательность. («Дождик», «Солнышко», «Петушок», «Зайчик ты, зайчик» и др.)
Знакомя детей с песней, следует стремиться раскрыть художественный образ народной песни, добиваться того, чтобы он дошёл до каждого ребёнка, увлёк его. Эмоционально исполненная песня — это залог того, что дети полюбят её, будут петь охотно и выразительно. Для работы с дошкольниками должен быть подобран специальный репертуар, отвечающий следующим требованиям: в произведения фольклора должны быть включены доступные детям явления, выражены разнообразные эмоции, использованы различные средства выразительности, передающие образ фольклорного произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников
Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников...
Значение сказки в нравственном воспитании дошкольников
"Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок" А.С. Пушкин...
"Значение семьи в нравственном воспитании дошкольников"
Для педагогов ДОУ...
НАЦИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
B настоящие время актуальными направлениями воспитания является формирование у ребенка начального эстетического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этот процесс будет проходить...
"Значение кукол в нравственном воспитании дошкольников"
Консультация для родителей, о том, как правильно подобрать игрушки для своих детей....
Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников
Воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным истокам. Русский фольклор глубоко патриотичен. Как важно это в настоящее время социальной нестабильности! Именно через фольклор дети ...
"Значение фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...