"Значение семьи в нравственном воспитании дошкольников"
статья по теме

Чкалова Елена Владимировна

Для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Значение семьи в нравственном воспитании дошкольников.

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала формировать у ребёнка необходимые нравственные качества, представления, понятия, и на их основе – поступки, соответствующие нормам поведения гражданина.

Ребёнок – дошкольник отличается лёгкой податливостью к внешним воздействиям, подражательностью, внушаемостью и большой активностью. Это своеобразие возраста особенно поднимает значение примера, показа, наставления, повседневного руководства активностью ребёнка. Особенно большое значение для умственного развития ребёнка имеет непосредственное ознакомление с окружающим. Ребёнок воспринимает мир всеми органами внешних чувств; зрением, осязанием, обонянием, вкусом. Он мыслит конкретными образами, и если ребёнок не имеет достаточного количества конкретных представлений, мышление и речь не могут у него правильно развиваться, он будет отставать в своём развитии.

К сожалению, в некоторых семьях родители не отдают себе отчёта в том, какого ребёнка они хотят воспитать, какие качества характера развить у него с ранних лет. У таких родителей нет ни ясных целей, ни определённой последовательности в воспитании. Конечно, в этом случае и результаты будут всегда случайны, потому, что никакое дело нельзя сделать хорошо, если не знаешь, чего хочешь достигнуть.

Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Поэтому в настоящее время актуальной задачей является воспитание у детей нравственно – волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость, проявлений ими любви, забота и переживания. Любовь родителей к ребёнку, их забота о нём вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.

Если ребёнок окружён любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищённости, чувство эмоционального благополучия, он осознаёт ценность собственного « Я ».

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируется у ребёнка в процессе общения с взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребёнка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребёнок учится ориентироваться в своём поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.

Ребёнок не может познать окружающий его общественный мир иначе, как через взрослого. Взрослый выступает посредником между ребёнком и обществом, это посредничество носит сложный характер. Прежде всего, взрослый выступает как организатор процесса приобщения ребёнка к миру людей. Он учит его понимать окружающую действительность, определённым образом к ней относиться, наконец, учит способам участия в ней. Взрослый в доступной форме знакомит ребёнка с моральными нормами, принципами.    Идёт процесс « активного проникновения ребёнка в жизнь взрослых людей, их взаимоотношений, смысл их деятельности и поступков » (А. В. Запорожец). Формирование нравственно – волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка в семье с раннего возраста. От того, как будет воспитан  ребёнок в нравственно – волевом отношении, зависит формирование его жизненной позиции. И именно семье принадлежит в этом основополагающая роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников

Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников...

Значение сказки в нравственном воспитании дошкольников

"Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок" А.С. Пушкин...

Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников.

Фольклор - благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нем отражена вся реальная жизнь со злом и добром,счастьем и горем.Он открывает и обьяс...

"Значение кукол в нравственном воспитании дошкольников"

Консультация для родителей, о том, как правильно подобрать игрушки для своих детей....

Значение сказки в нравственном воспитании дошкольников

Доклад по самообразованию«Сказка как средство нравственного воспитания детейдошкольного возраста. Методика работы»Подготовила: Воспитатель Миняева Елена ВладимировнаСодержаниеНародная сказ...

Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников

Воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным истокам. Русский фольклор глубоко патриотичен. Как важно это в настоящее время социальной нестабильности! Именно через фольклор дети ...

Статья на тему: "Значение игры в нравственном воспитании дошкольников"

Вашему вниманию предлагается статья на тему: "Значение игры в нравственном воспитании дошкольников"....