«Умелые пальчики»
рабочая программа (младшая группа) на тему
программа дополнительных
образовательных услуг на безвозмездной основе
во второй младшей группе с нарушениями зрения №4
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka.docx | 68.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Список детей группы №4 МБДОУ №70, посещающих бесплатную дополнительную услугу «Умелые пальчики» на 2018-2019 учебный год
№п/п | ФИО ребенка | Дата рождения |
1. | Гусарова Анастасия Артемовна | 23.07.2015г. |
2. | Газизов Дамир Ильдарович | 05.01.2015г. |
3. | Гильфанов Раиф Ильдарович | 20.07.2015г. |
4. | Дронов Назар Романович | 16.09.2015г. |
5. | Космылев Степан Сергеевич | 17.05.2015г. |
6. | Мавлин Эльмир Равильевич | 06.04.2015г. |
7. | Новиков Артем Сергеевич | 23.11.2015г. |
8. | Павлова Дарья Денисовна | 01.04.2015г. |
9. | Романов Андрей Сергеевич | 14.07.2015г. |
10. | Сарварова Зарина Рафаэльевна | 13.07.2015г. |
11. | Тяпкина Роксана Руслановна | 08.03.2015г. |
12. | Шишкина Светлана Артемовна | 26.06.2015г. |
Наименование программы | «Умелые пальчики |
Форма работы | групповая |
Количество занятий | 1 раз в неделю 4 раза в месяц 36 раз в год |
Преподаватели дополнительной услуги | Донская Л. В. Буханова Л. А. |
График работы воспитателей группы с нарушением зрения №4
Донской Л. В.; Бухановой Л. А.
Дни недели | Донская Л. В. | Буханова Л. А. | ||
Понедельник | 6.00-12.00 | 12.00-18.00 | 12.00-18.00 | 6.00-12.00 |
Вторник | 12.00-18.00 | 6.00-12.00 | 6.00-12.00 | 12.00-18.00 |
Среда | 6.00-12.00 | 12.00-6.00 | 12.00-18.00 | 6.00-12.00 |
Четверг | 12.00-18.00 | 6.00-12.00 | 6.00-12.00 | 12.00-18.00 |
Пятница | 6.00-12.00 | 12.00-18.00 | 12.00-18.00 | 6.00-12.00 |
График работы дополнительной образовательной услуги на безвозмездной основе «Умелые пальчики»
Пятница | 16.30-16.50 |
Заведующий МБДОУ№70 _______________________ Т. Д. Кузьмина
Преподаватель дополнительных
образовательных услуг _______________________ Л.В. Донская
Преподаватель дополнительных
образовательных услуг ______________________ Л.А. Буханова
Муниципальное бюджетное учреждение
"Управление дошкольного образования"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции детей с нарушениями зрения № 70"
Согласовано | Утверждено | |
Заместителем заведующего по ВОР __________________ Т.С. Русина | Заведующим МБДОУ №70 __________________ Т.Д. Кузьмина |
«Умелые пальчики»
программа дополнительных
образовательных услуг на безвозмездной основе
во второй младшей группе с нарушениями зрения №4
Составили воспитатели:
Л.В. Донская
Л.А. Буханова
г. Нижнекамск
Содержание:
I Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи
1.1.2.Принципы и подходы к реализации программы
1.1.3. Возрастные и психические особенности детей 3 – 4 лет.
1.1.4. Особенность организации и содержания образовательного процесса
1.2. Целевые ориентиры
1.2.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы:
II Содержательный раздел
2.1 Модель образовательного процесса
2.1.1. Перспективное планирование (таблица).
2.1.2. Формы и приемы организации образовательного процесса
2.2. Программно – методический комплекс образовательного процесса
2.2.1. Технологии развивающего обучения:
2.2.2.. Информационно – коммуникативная технология
III Организационный раздел
3.1. Организация и содержание развивающей предметно – пространственной среды
Список литературы
I Целевой раздел
1.1Пояснительная записка
Дети рисуют, лепят, складывают фигурки и здания из конструктора — играют, скажем мы. На самом деле тренировка пальчиков — это «мелкая моторика ладоней и рук», которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления.
Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к моторной зоне, дают возможность рассматривать кисть как «орган речи», точно такой же, как и артикулярный аппарат.
В связи с этим ученые выдвинули допущение о значительном взаимодействии тонких движений кистей и пальцев на формирование и развитие языковой функции у ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики нужно еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будет требоваться использование тонких, координированных движений кистей и пальцев, которые нужны, чтобы писать и рисовать, одеваться, а также выполнять множество различных бытовых, производственных и учебных действий.
Тренировка и моторика пальцев в первую очередь происходит с помощью лепки из пластилина, таким образом быстро развиваются творческие способности ребенка, а еще пластилин хорошо развивает мелкую моторику рук.
Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха.
Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: графия - создавать, изображать, а первая половина слова пластилин подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Дети очень любят лепить. Обучение детей лепке всегда было одним из важных коррекционных средств и важным фактором познания окружающего мира.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего дошкольного возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прощипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов.
Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов.
Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама аппликация долго сохраняет форму. Для пластилиновой аппликации понадобиться разноцветный пластилин, картон (цветной или белый), кроме того, аппликацию можно выполнять на стеклянной поверхности, затем накрыв ее таким же куском стекла и вставив в рамку.
Сюжетом для аппликации может послужить любой рисунок из книги или журнала, который можно перенести на поверхности с помощью копировальной бумаги.
1.1.1. Цели и задачи
Цель программы (возраст 3-4 лет): совершенствовать изобразительные умения, навыки и собственного творчества детей через продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приемов работы с пластилином в технике пластилинографии.
Задачи программы (возраст 3 – 4лет):
Образовательные:
1. Освоение передачи простейших образов предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
2. Освоение основных приемов пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
Развивающие:
- Развитие изобразительных умений посредством пластилинографии.
- Развитие тонких и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
Воспитательные:
- Поддержание проявления фантазии и смелости в применении собственных замыслов.
1.1.2.Принципы и подходы к реализации программы:
- Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
- Принцип гуманистичности – индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
- Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
- Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка;
реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в формах творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
1.1.3. Возрастные и психические особенности детей 3– 4 лет.
В возрасте около 3 - 4 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок.
К 4 годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества от ситуаций, в которых количество или (признак) остались неизменными.
Содействует общему психическому развитию активизация воображения. Воображение - высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Взрослые должны ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы. Формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.
Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становится линия, форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных произведений, активизируют абстрактное мышление и воображение.
Особенность детей данного возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, во многом определяют степень заинтересованности ребят самим предметом.
Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.
Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями; В любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса.
1.1.4. Особенность организации и содержания образовательного процесса
Структура образовательного процесса включает следующие компонен- ты:
− непосредственно образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обуслов-лено формулировками СанПиН); − образовательная деятельность в режимных моментах (индивиду- альная работа с детьми до и после занятий);
− образовательная деятельность в семье. При организации партнерской деятельности взрослого с детьми мы опираемся на тезисы Н.А. Коротковой: − включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. − добровольное присоединение детей к деятельности (без психиче-ского и дисциплинарного принуждения).
−свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).
− открытый временной конец занятия (каждый работает в своем тем-пе). Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совмест- ной деятельности взрослого и ребенка в интеграции художественно- эстетической деятельности с другими (познавательно-исследовательской, иг- ровой, двигательной, коммуникативной).
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей –
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
Основные формы: игра, заня-тие, наблюдение, эксперимен- тирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проект- ная деятельность и др.
Решение образовательных за- дач в ходе режимных моментов (индивидуальная работа с детьми до и после занятий)
Решение образова- тельных задач в се- мье
Художественно-эстетическая деятельность удовлетворяет потребности детей в самовыражении по впечатлениям организованной совместной позна-вательно - исследовательской деятельности взрослого и детей и реализуется через продуктивную творческую деятельность. Чтение художественной литературы направлено на развитие эстетиче-ского восприятия детей, создание целостной картины мира и расширение кругозора детей. Игра является основным видом детской деятельности, и формой орга-низации совместной художественно - эстетической деятельности взрослого и ребенка. Коммуникативная деятельность является средством взаимодействия со взрослыми и сверстниками в ходе художественно-эстетической деятельно- сти.20 Двигательная деятельность организуется при проведении физкультми- нуток при проведении занятий художественно-эстетического цикла. Ежедневный объём непосредственно образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности (расписание), которое ежегод- но утверждается заведующим и согласовывается с Управлением образования. Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует тре-бованиям действующих СанПиН.
1.2. Целевые ориентиры
Для достижения цели первостепенное значение имеют:
▪ забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
▪ создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
▪ обеспечение развития детей в процессе воспитания и обучения;
▪ вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка. Ожидаемые результаты. Ребенок к концу года может:
Художественно-эстетическое воспитание
Рисование: - изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета аккуратного закрашивания, использования разных материалов. - передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов. - украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
Лепка: - создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию, использовать все многообразие усвоенных предметов.
Аппликация: - правильно держать ножницы, резать ими по прямой, по диагонали, плавно срезать и закруглять углы (вырезая круг из квадрата, овал – из прямоугольника). - аккуратно наклеивать изображения предметов. Конструирование12 12 - использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств. - преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя. - сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
1.2.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы:
- После реализации рабочей программы в группе:
В группе:
-подготовлен наглядно-информационный материал (консультации для родителей);
-оформлен фотоотчет о работе кружка «Умелые пальчики».
- После реализации рабочей программы дети:
Дети получат возможность подробнее познакомиться и опробовать различные художественные материалы.
Научатся видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах.
Будут работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображении, фантазии.
Результатом будут организованные выставки в ДОУ, более сплоченный дружеский коллектив. Общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию
II Содержательный раздел
2.1 Модель образовательного процесса
В связи с введением ФГОС ДОк условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования относится создание развивающей предметно пространственной среды.
- обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
- высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;
- гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
- комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.
Поэтому возникла необходимость пересмотреть предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду, учитывали следующие принципы:
- Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
- Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
- Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
- Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
- Необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
- Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
- При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущую роль игровой деятельности.
- Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
- Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры.
Для эстетического развития созданы:
- центр художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, гуашью, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками и т.д., разными трафаретами; оборудованием для традиционного и нетрадиционного выполнения деятельности.
- доска для детского творчества, куда дети могут сами помещать свои работы.
-так как все центры находятся в интеграции, рядом расположен музыкальный центр с магнитофоном, аудиотекой, детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов.
- центр ряженья с масками, костюмами.
- центр театра с разными видами театров: кукольный, пальчиковый, настольный и другие.
Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Большое внимание уделено освещению групповых комнат, ведь помимо физиологического, оно имеет и психологическое значение.
Однако количество материалов и оборудования приведено в соответствие с перечнем частично. Необходимо пополнять дополнять оснащение. Поэтому дальнейшая работа по пополнению предметно-развивающей среды будет продолжена.
2.1.1. Перспективное планирование (таблица).
2.1.2. Формы и приемы организации образовательного процесса
Совместная деятельность педагогов и детей | Образовательная деятельность в семье | |
НОД | Образовательная деятельность в режимных моментах (инд. с детьми до и после занятий) | - Ситуативное обуче-ние, - Упражнения, - Коллекционирова-ние, - Просмотр видео, фото, - Рассматривание про-изведений искусства, - Обследование пред-метов, - Прогулки, - Домашнее экспери-ментирование, - Совместное творче-ство Сопровождение се-мьи: - Беседы, - Консультации, - Открытые просмотры, - Выставка работ, - Встречи по заявкам, - Интерактивное взаи-модействие через сайт, - Совместные игры, - Совместные занятия, - Мастер-классы, - Опросы, - Анкетирование, - Информационные листы |
Непосредственно образова- тельная деятельность образовательная деятель- ность в режимных момен- тах (индивидуальная рабо- та с детьми до и после за- нятий) - Образовательные ситуа-ции «Секреты линии гори- зонта», «Детали в картине», «У природы нет плохой погоды», - Обучающие занятия «Подбери палитру», «Вол-шебная линия», «Фигурные отпечатки», - Творческие проекты: «Выпуск детской газеты», «Игрушки со всего света», «Родословная моя», «Музей красоты» - Решение проблемных си-туаций, - Экспериментирование, - Наблюдение, - Экскурсии, - Беседы, - Обсуждение, - Рассматривание объектов реального и рукотворного мира, их обследование, - Виртуальные путеше-ствия, - Рассказы, - Встреча с интересными людьми, - Дидактические игры, - Занимательные показы, - Рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, репродукций, коллекций, - Опыты, конкурс | Утренний отрезок вре-мени - Индивидуальная работа по усвоению техниче-ских приемов, изобрази- тельных умений - Игровые упражнения, - Обследование предме-тов и игрушек, - Наблюдение - Проблемные ситуации: «Как раскрасить пласти-лин?», «Какого цвета снег?», «Отражение све- та. Как увидеть раду-гу?», - Рассматривание алго- ритмов последователь- ности выполнения работ, иллюстраций и т.д. Прогулка - Проблемная ситуация - Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия, - Моделирование Вечерний отрезок вре-мени, включая прогулку - Игры-эксперименти- рования, - Упражнения по разви-тию мелкой моторики рук, - Виртуальные путеше-ствия |
2.2. Программно – методический комплекс образовательного процесса
Перечень программ, технологий и пособий: Приобщение к изобразительному искусству
1. Вербенец, А.М. Образовательная область «Художественное творче-ство» Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие/ А.М. Вербенец. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», М.: ТЦ «СФЕРА», 2012. – 352 с.
2. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В.И. Волынкин. - Рн/Д.: Феникс, 2007.
3. Грибовская, А.А. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное по-собие для детей дошкольного возраста/ А.А. Грибовская. - М.: Просвещение, 2010.
4. Грибовская, А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре: конспекты занятий /А.А.Грибовская – М: «Издательство Скрип- торий 2003», 2011. - 152.
5. Доронова, Т.Н. Дошкольникам об искусстве: учебно-наглядное посо-бие /Т.НДоронова, – М.: Просвещение, 2012. – 40 С.
6. Истоки [Текст]: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Л.А.Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320 с.
7. Копцева Т.А. Природа и художник/ Т.А. Копцева. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
8. Курочкина, Н.А. Знакомство с натюрмортом: учебно-наглядное посо-бие / Н.А. Курочкина.– СПб.: «Детство – пресс», 2006.
9. Курочкина, Н.А. Знакомим с портретной живописью: учебно- наглядное пособие / Н.А. Курочкина – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
10.Курочкина, Н.А. Знакомим со сказочно - былинной живописью: учеб- но-наглядное пособие / Н.А. Курочкина – СПб.: Детство-Пресс, 2013. 11.Курочкина, Н.А. Знакомство с книжной графикой: учебно-наглядное пособие / Н.А. Курочкина.– СПб.: «Детство – пресс», 2001.
12.Курочкина, Н.А. Знакомство с жанровой живописью: учебно- наглядное пособие / Н.А. Курочкина – СПб.: Детство-Пресс, 2007.
13.Курочкина, Н.А. Знакомство с пейзажной живописью: учебно- наглядное пособие / Н.А. Курочкина – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
14. Маслова Т.М. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помо-щью шедевров мировой живописи. СПб.: Детство-Пресс, 2007.
15. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 344с.
16. От рождения до школы [Текст]. Примерная основная общеобразова- тельная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 304 с.24
17. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.Васильевой. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой-4-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 232с.
18. Чумичева Р.М., О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина. Ценностно- смысловое развитие дошкольника (на материале истории и культуры Донско- го края). – Ростов-на-Дону. - 2005. – 311 с.
19. Чумичева, Р.М. Взаимодействие искусств в формировании лич-ности старших дошкольников: монография / Р.М. Чумичева. – М.: МПГУ,1995.
20. Чумичева, Р.М. Ребенок в мире культуры: учебно-методическое пособие / Р.М. Чумичева. – М.: МПГУ, 1998.
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, аппликация)
1. Грибовская А.А Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: Конспекты занятий. М.: Скрипторий, 2011.
2. Грибовская А.А. Аппликация в детском саду. Животные, насекомые, птицы. М.: Скрипторий, 2011.
3. Грибовская А.А. Аппликация в детском саду. Овощи, фрукты, грибы. М.: Скрипторий, 2010.
4. Грибовская А.А. Аппликация в детском саду. Цветы. М.: Скрипторий, 2010.
5. Грибовская А.А. Силуэтная аппликация для детей 6–7-лет. М.: Скрипторий, 2011.
6. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников [Текст]: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение, 2005. – 192с.
7. Доронова, Т.Н. Художественное творчество детей 2-7 лет: мето-дическое пособие для воспитателей/ Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.
8. Ивакова, О.Л. Выразительные возможности цвета. Желтый, синий, красный [Текст]/ О.Л.Ивакова, И.И.Васильева. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005. - 80 с.
9. Казакова, Т.Г.
Занятия по рисованию с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2010.
10. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: учеб.пособие для студентов вузов /Т.Г. Казакова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 255с.
11. Кихтева, Е.Ю. Рисуют малыши [Текст]: игровые занятия с детьми 1-3 лет/ Е.Ю. Кихтеева. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 56 с.
12. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3 – 4 лет: конспекты занятий. М.: Мозаика – Синтез, 2007.25
13. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2 -3 лет: конспекты занятий. М.: – Мозаика – Синтез, 2007.
14. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3–4 лет: конспекты занятий. М.: – Мозаика – Синтез, 2008.
15. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4 – 5 лет: конспекты занятий. М.: Мозаика – Синтез, 2008.
16. Комарова, Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве. / Т.С. Комарова, А.В. Размыслова.- М.: Педагогическое общество России, 2002. 17. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада [Текст]: конспекты занятий / Т.С.Комарова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.- 96 с.
18. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования [Текст]: учеб. пособие / Т.С. Комарова. –М.: Педагогическое общество России, 2007.– 176с.
19. Комплексно-тематическое планирование по художественно- эстетическому развитию детей дошкольного возраста: методические рекомендации для слушателей курсов повышения квалификации педагогов ДОО/ составители: С.Н. Обухова, Т.Р.Худышкина, Н.Е.Макарова, Ж.В.Морозова, Е.А.Мокеева, Т.В.Дубовик, Н.В.Васильченко, Н.М.Попкова. – Челябинск, 2013. – 140с. \
20. Лыкова, И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Заня-тия в изостудии [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2009.
21. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность: планирование, кон-спекты занятий, методические рекомендации (ранний возраст, младшая, средняя, старшая, подготовительная группы) [Текст] /И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2010.
22. Лыкова, И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Заня-тия в изостудии: учебно-методическое пособие – М.: Цветной мир, 2011.
23. Лыкова, И.А. Цветные ладошки [Текст]: программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет / И.А. Лыкова. – М.: КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА, 2007. – 144 с.
24. Мелик – Пашаев, А. Ребенок любит рисовать: как способствовать художественному развитию детей [Текст]/ А. Мелик – Пашаев, З. Новлянская. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.
25. Микляева Н.В. Развитие способностей дошкольников средствами комментированного рисования: Методическое пособие для педагогов ДОУ. М.: Перспектива, 2010.
26. Салмина, Н.Г. Учимся рисовать: анализ форм к созданию образа [Текст]: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста / Н.Г. Салмина, А.О. Глебова. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 64 с.
27. Салмина, Н.Г. Учимся рисовать: графика, живопись и народные промыслы [Текст]: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста / Н.Г. Салмина, А.О. Глебова. – М.: Вентана – Граф, 2006. – 96 с.26 28. Салмина, Н.Г. Учимся рисовать: клеточки, точки и штрихи [Текст]: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста / Н.Г. Салмина, А.О. Глебова. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 96 с.
29. Салмина, Н.Г. Учимся рисовать: рисование, аппликация и лепка [Текст]: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста / Н.Г. Салмина, А.О. Глебова. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 80 с.
30. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (средняя, старшая группы). М.: Владос, 2001.
2.2.1. Технологии развивающего обучения:
- технологии, опирающиеся на познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов),
- на потребности самосовершенствования (Г.К. Селевко),
- на индивидуальный опыт личности (технология И.С. Якиманской),
- на творческие потребности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер),
- на социальные инстинкты (И.П. Иванов). Технологии, опирающиеся на познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов)
Концептуальные идеи и принципы:
• активный деятельностный способ обучения (удовлетворение позна-вательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов дея- тельности)
• обучение с учётом закономерностей детского развития
• опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее лич-ностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка») • ребёнок является полноценным субъектом деятельности. Технологии, опирающиеся на индивидуальный опыт личности (технология И.С. Якиманской) Концептуальные идеи и принципы:
• построение обучения «от ребёнка», его субъектного опыта;
• определение цели проектирования обучения — развитие индивиду-альных способностей ребёнка;28
• определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ребён- ка, его направленного развития в процессе обучения;
• организация процесса обучения на основе самостоятельности и сво- боды выбора (видов деятельности, партнёров, материалов и др.)
• обогащение, приращение и преобразование субъектного опыта в ходе активной деятельности. Технологии, опирающиеся на творческие потребности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер)
Концептуальные идеи и принципы:
• теоретические знания - катализатор творческого решения проблем и инструмент, основа творческой интуиции;
• взаимодействие на основе диалога всех возникающих точек зрения диалоговое взаимодействие
• уважение самости обучающегося, его уникальной позиции в мире;
• коллективная деятельность как средство создать мощное творче-ское поле;
• создание условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности. Технологии, опирающиеся на социальные инстинкты (И.П. Иванов) (коллек-тивные творческие дела)
Концептуальные идеи и принципы:
• идея включения детей в улучшение окружающего мира;
• идея соучастия детей в воспитательном процессе;
• коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное твор-чество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;
• комплексный подход к воспитанию;
• личностный подход, одобрение социального роста детей. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности Игровые технологии Концептуальные идеи и принципы:
• игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
• игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирова-ния обучающихся к познавательной деятельности;
• постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;29
• игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
• использование игровых форм занятий ведет к повышению творче-ского потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмыс- ленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
• цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
• механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технологии проблемного обучения
Концептуальные идеи и принципы:
• создание проблемных ситуаций под руководством педагога и ак-тивная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в ре- зультате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих спо- собностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
• целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
• проблемное обучение основано на создании проблемной мотива-ции;
• проблемные ситуации могут быть различными по уровню про-блемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информа- ции, по другим методическим особенностям;
• проблемные методы — это методы, основанные на создании про-блемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, тре- бующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении слож- ных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Информационно-компьютерные технологии Концептуальные идеи и принципы:
• компьютер – игровое средство решения познавательных задач;
• информация, представленная в игровой форме стимулирует позна-вательную активность и интерес детей;
• образный тип информации, представленный на экране компьютера, соответствует возрастным и психологическим особенностям детского вос- приятия окружающей действительности;
• моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя увидеть в по- вседневной жизни (путешествия в незнакомые страны, неожиданные и не- обычные эффекты) позволяет расширять границы познания ребёнка
• выполнение заданий на компьютере позволяет работать в режиме самостоятельного выбора действий по достижению и исправлению получен-30 ных результатов, самостоятельного регулирования темпа и количества реша-емых обучающих задач;
• в ходе выполнения того или иного задания ребёнок учится плани-ровать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий;
• поощрение ребёнка при правильном решении познавательных задач самим компьютером - приобретение уверенности в собственных возможно-стях и способностях, условие формирования самооценки и самоконтроля.
Проектная технология
Концептуальные идеи и принципы:
• развитие свободной творческой личности, которое определяется за- дачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, дина- мичностью предметно-пространственной среды;
• особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы; • способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
• интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятель-ность;
• завершение процесса овладения определенной областью практиче-ского или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, ося- заемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Парацентрическая технология (Н.Суртаевой)
Концептуальные идеи и принципы:
• целевые ориентации: переход от педагогики требований к педаго- гике отношений, гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания.
• построение образовательного процесса на основе следующих гу- манных направлений: учиться знать, учиться действовать, учиться быть, учиться жить вместе, учить без напряжения с учетом индивидуальных воз- можностей обучающихся;
• признаки: проектируемость; целостность; осознанность деятельно-сти педагога и обучающегося; самостоятельность деятельности обучающего- ся в образовательном процессе (60- 90% учебного времени); индивидуализа- ция; предоставление права выбора способа обучения; диагностичность; кон- тролируемость; отказ от традиционной классно-урочной системы; иная функция педагога (организатор, помощник, консультант); эффективность; мобильность; валеологичность; открытость;
• в центре - личность ребёнка, обеспечение комфортности, бескон-фликтности и безопасности условий её развития. 31 Данную технологию можно рассматривать как личностно ориентиро- ванную, с точки зрения реализации функции взрослого по отношению к ре- бёнку, её можно характеризовать как педагогику сотрудничества. Кроме то-го, её надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, яв- ляющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии.
Здоровье сберегающие технологии
Учебно-воспитательные технологии Концептуальные идеи и принципы:
• физкультурно-оздоровительная деятельность на занятиях в виде различных гимнастик (зрительных, пальчиковых), физкультминуток, дина-мических пауз и пр.;
• обучение грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей (внимание на сохранение правильной осанки на протяжении занятия);
• мотивация детей к ведению здорового образа жизни,
• предупреждение вредных привычек;
• обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
• конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Психолого-педагогические технологии, Концептуальные идеи и принципы: • обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологи-ческого самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрос- лыми в детском саду, семье;
• обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольни- ка, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настрое- ние детей является важным для их здоровья;
• создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечи-вающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и ин- дивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здо- ровья.
2.2.2.. Информационно – коммуникативная технология
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества являются:
- игровая деятельность;
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- работа в парах;
- проблемное обучение.
В начале невозможно провести занятие без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. В практике информационными технологиямиобучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.
Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.
Формирование информационной культуры в школе и в дошкольном образовании происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе ничего. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.
Использование ИКТ на занятиях помогает детям
- ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
- овладеть практическими способами работы с информацией,
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ на занятиях усиливает :
- положительную мотивацию обучения
- активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на занятии позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
- Принцип равенства позиций
- Принцип доверительности
- Принцип обратной связи
- Принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех занятиях, где применяется ИКТ.
Использование ИКТ позволяет проводить занятия:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка) обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания).
Применение ИКТ:
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;а в общем,СОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
III Организационный раздел
3.1. Организация и содержание развивающей предметно – пространственной среды
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной программы.
Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности. Если в группе окажется мальчиков больше, чем девочек, - среда должна быть иной, чем там где девочек больше.
Особенности среды во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, конечно, это найдет отражение в обстановке. Другой педагог предпочитает уделять внимание изобразительной деятельности – это также будет заметно в созданной среде.
Таким образом, нет жестких, детализированных требований к построению среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы, состав детей, педагогические кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем, можно выделить наиболее общие положения (требования) при создании развивающей среды в дошкольных учреждениях, основанные на современных подходах к образованию.
Требования к организации предметно-развивающей среды
1. В каждой возрастной группе нужно создавать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной).
2. Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для групп определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Например, для детей третьего года жизни нужно свободное, достаточно большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении: катании, игры с крупными двигателями. Группе четырехлетних необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с большим количеством атрибутов. У детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, создании своего мира в укромных уголках. Поэтому дети пятого года жизни будут с удовольствием уютные домики и другие сооружения, рассчитанные на игру 2 – 3 человек. В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, оборудование необходимо размещать так, чтобы было удобно организовывать совместную деятельность.
3. Динамичность – статичность среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции своих интересов.
4. Функциональность предметов развивающей среды. В обстановке группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будет использовано, его следует вынести. Группа не должна походить на склад для хранения материалов и пособий.
5. Среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим:
- интересам мальчиков и девочек. Например, для старшего дошкольного возраста в центре ручного труда и конструирования следует разместить образцы изготовления различной техники (мальчикам), сумочки, куклы с гардеробом вещей, предметы быта (девочкам);
- «зоне ближайшего развития». В обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15 % материалов, ориентированных на более старший возраст.
Предметно-развивающая среда предусматривает выделение микро и макросреды и их составляющих. Микросреда - внутреннее оформление помещений, макросреда – ближайшее окружение детского сада. Учитывают: возраст, уровень развития, интересы, склонности, умения, пол, личностные качества.
Принципы:
- обеспечения половых различий;
- эмоциональной насыщенности и выразительности;
- ориентации на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза»;
- реализации различных образовательных программ;
- необходимые условия для инклюзивного образования;
- учет национально-культурных, климатических условий;
- учет возрастных особенностей детей.
Список использованной литературы:
1. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Галянт, И.Г. Музыкальное развитие детей 2-7 лет: метод.пособие для специалистов ДОО/ И.Г. Галянт. – М.: Просвещение, 2013. –136 с.
3. Доронова, Т.Н. Художественное творчество детей 2-7 лет: методическое пособие для воспитателей/ Т.Н. Доронова. – М.: Просве-щение, 2011. – 240 с.
4. Едакова, И.Б. Прикладные аспекты решения актуальных проблем профессиональной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / И.Б.Едакова. – Челябинск: Изд- во «Челябинская государственная медицинская академия», 2009. – 292с.
5. Конструирование и ручной труд в детском саду. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду: Программа и методические рекомендации: для работы с детьми 2-7 лет. / Л.В. Куцакова. – М.: Совершенство,2010.
6. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. М.,2007.
7. Лыкова, И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии: учебно-методическое пособие – М.: Цветной мир, 2011. Продук-тивная деятельность детей младшего дошкольного возраста: учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации / Составитель С.Н. Обухо- ва. – Челябинск: «Челябинская государственная медицинская академия». - 2012. – 69 с.
8. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»: учебно-методическое пособие/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз-дидактика, 2007.
9. Лыкова, И.А. Художественный труд в детском саду: учебно- методическое пособие. – М.: «Цветные ладошки», 2010. – 144 с.
10. Обухова, С.Н. Развитие конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста: учеб.- пособие для слуш. курсов проф. перепод- готовки и повышения квалиф. раб. образования / – Челябинск: 2014.- 92 с.50
11. Обухова, С.Н. Комплексно-тематическое планирование по худо-жественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста: методиче- ские рекомендации для слушателей курсов повышения квалификации педа- гогов ДОО/ составители: С.Н. Обухова, Т.Р.Худышкина, Н.Е.Макарова, Ж.В.Морозова, Е.А.Мокеева, Т.В.Дубовик, Н.В.Васильченко, Н.М.Попкова. – Челябинск, 2014. – 140 с.
12. Обухова, С.Н. Программирование образовательной деятельности педагогов ДОУ: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повы-шения квалификации / С.Н. Обухова, Л.А. Бушуева, О.В. Гусева, Ю.Н. Заха- рова. - Челябинск, 2013. -147 с.
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федера-ции от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразова- тельным программам - образовательным программам дошкольного образова- ния»
15. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государствен-ного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155.
16. Проектирование основной общеобразовательной программы ДОУ / Авт.-сост.: И.Б.Едакова, И.В. Колосова А.В., Копытова, Г.Н. Кузнецова, М.Л. Семенова, С.Н. Обухова, Т.А. Сваталова, Т.А. Тарасова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 104 с.
17. Разработка вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения /Авт.-сост.: И.Б. Еда-кова, С.Ф. Багаутдинова, И.В. Колосова, А.В. Копытова, Г.Н. Кузнецова, Н.В. Литвиненко М.Л. Семенова, С.Н. Обухова, Е.А. Рыбакова Т.А. Сваталова, Т.А.Тарасова. – Челябинск.: ЧИППКРО, 2012. – 107 с.
18. Семенова М.Л. Оптимизация планово-прогностической деятель-ности: учебное пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – Челябинск, 2009.-40 с.
19. Современные подходы к диагностике художественного развития ребенка: учебное пособие для слушателей переподготовки / составитель С.Н. Обухова. – Челябинск, 2012. – 97 с.
20. Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности: учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации / Соста-витель С.Н. Обухова. – Челябинск: «Челябинская государственная медицин-ская академия». – 2012. – 83 с.
21. Программа обучения и воспитания в детском саду /под ред. Васильевой М.А. – М.: Мозайка-Синтез, 2005
22. Плаксина Л.И., Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей). Коррекционная работа в детском саду.- 1997.
23. Морозова. Д. Детское творчество – Москва.: 2014.
24. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития 1997.
25. Серия книг для развития творческих способностей учащихся.
26. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань 1999.
27.Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.» – М.:АСТ: Астрель, 2006.
28.Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.» - М.:ТЦ Сфера,2009.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект" Умелые пальчики".
В проекте отражается система работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста через пальчиковые игры:анализ внешней и внутренней среды, актуальность проблемы, цели и задачи проекта, схема из...
Кружок "Умелые пальчики"
Мой кружок создан для достижения таких целей как : развитие мелкой моторики, развитие памяти, развитие речи, обогощение словаря, обучение детей сочетать движения с текстом, развитие творческих способн...
работа по развитию мелкой моторики "Мои умелые пальчики"
Итоговая работа по теме самообразование: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста". В конспекте размещены упражнения способствующие развитию мелкой моторики такие как - пальчиковые гимна...
План работы кружка "Умелые пальчики"
План работы кружка «Умелые пальчики»...
"Умелые пальчики" программа дополнительного образования.
по направлению: «Познавательно-речевое развитие»Образовательная область «Коммуникация» для детей 4-5лет (средняя группа). Развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию ре...
Информационно-практический проект для детей и родителей I младшей группы «Наши умелые пальчики»
Цель проекта: развивать мелкую моторику пальцев рук воспитанников.Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.Тип проекта: информационно-практически...