ПРОЕКТ «ВНЕДРЕНИЕ ШАХМАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»
методическая разработка на тему
Проблема, сформулированная детьми:
Ничего не знаем о шахматах о правилах игры в шахматы.
Педагогическая цель:
Содействовать детям в достижении детской цели через знакомство с шахматами и правилами игры в шахматы. Развивать умственные способности детей и их индивидуальные проявления; любознательность; исследовательскую активность. Развивать умение подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения; концентрировать внимание, упорство в достижении результата. Способствовать оптимальному развитию.
Цель для детей:
Узнать правила игры в шахматы; названия фигур и как они передвигаются по шахматному полю; рассказать о них в рисунках родителям и детям; изготовить в продуктивной деятельности шапочки; сделать фотографии для фотоальбома о шахматных турнирах.
Участники проекта:
Администрация детского сада, педагоги, родители, дети старшей и подготовительной к школе группы и родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shahmaty.doc | 417.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент по социальным вопросам администрации г. Ишима
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад № 23» города Ишима
(МАДОУ ЦРР д/с № 23)
ПРОЕКТ
«ВНЕДРЕНИЕ ШАХМАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»
Авторы проекта:
Аникович Наталья Николаевна,
воспитатель I квалификационной категории.
Краткая аннотация проекта
1.Основное содержание проекта
2.Цели и задачи проекта. Дидактические принципы обучения 3.Этапы и сроки реализации проекта по обучению дошкольников игре в шахматы 4. Ожидаемые результаты
5.Практическая значимость результатов
6.Перспективный план работы по шахматному образованию дошкольников
7.Приложения
8. Список используемой литературы
9. Приложения
№ 1 Картотека «околошахматных» дидактических игр и пособий
№ 2 Конспект развлечения «Шахматный переполох»
№ 3 Отзывы родителей старшей и подготовительной к школе групп.
№ 4 Видеоролик «Этот удивительный мир шахмат»
1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Проблема, сформулированная детьми:
Ничего не знаем о шахматах о правилах игры в шахматы.
Педагогическая цель:
Содействовать детям в достижении детской цели через знакомство с шахматами и правилами игры в шахматы. Развивать умственные способности детей и их индивидуальные проявления; любознательность; исследовательскую активность. Развивать умение подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения; концентрировать внимание, упорство в достижении результата. Способствовать оптимальному развитию.
Цель для детей:
Узнать правила игры в шахматы; названия фигур и как они передвигаются по шахматному полю; рассказать о них в рисунках родителям и детям; изготовить в продуктивной деятельности шапочки; сделать фотографии для фотоальбома о шахматных турнирах.
Участники проекта:
Администрация детского сада, педагоги, родители, дети старшей и подготовительной к школе группы и родители.
Виды работ по проекту:
- Познавательная деятельность
- Подготовка к научным чтениям.
- Оформление сказки.
- Изготовление фотоальбома.
- Подготовка детских работ к выставке.
- Презентация проекта.
Распределение амплуа в детском коллективе.
Амплуа | Виды работ | Задачи |
Знатоки | - чтение книг, энциклопедий - подготовка научных докладов и их представлений на научных чтениях. | - собрать и изучить как можно больше информации о шахматах - подготовить сообщение к детским научным чтениям для детей группы и родителей. |
Фотографы | - фотографирование шахматных турниров - оформление фотоальбома | - оформить и презентовать фотоальбом - узнать о знаменитых шахматистах |
Художники | - рассматривание картинок с изображением шахматных фигур; фотографий - продуктивная деятельность по теме проекта | - рассказать о шахматах через изобразительное творчество, используя различные материалы |
Артисты | - подготовка концерта для всех участников проекта - подбор и разучиванием стихотворений о шахматных фигурах | - рассказать о шахматных фигурах и правилах игры в шахматы через стихи |
Участие родителей в проектной деятельности.
Амплуа ребёнка | Деятельность родителей |
Знатоки | - помощь в сборе информации о шахматах (в энциклопедиях, интернете) - помощь в отборе и оформлении информации для научных чтений |
Фотографы | - посещение шахматных турниров и фотографирование - помощь в подборе фотографий знаменитых шахматистов |
Художники | - участие в презентации выставки детского творчества |
Артисты | - помощь в подготовке концертных номеров и костюмов для детей |
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
ЦЕЛЬ:
Создание условий для развития шахматного образования детей дошкольного возраста
ЗАДАЧИ:
образовательные
- расширять кругозор
- пополнять знания
- активизировать мыслительную деятельность воспитанников
- учить ориентироваться на плоскости
- тренировать логическую память и мышление
- развивать наблюдательность и внимание
воспитательные
вырабатывать у воспитанников:
- настойчивость
- выдержку
- волю
- спокойствие
- уверенность в своих силах
- стойкий характер
- развивать коммуникативные качества
эстетические
Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигуры в волшебные. Изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
физические
Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровым: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться»
3.ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ В ШАХМАТЫ
Распределение работы по этапам.
Дети | Родители | |
Подготовительный | Определение проблемы, формулировка цели, определение содержания деятельности, амплуа, задач содержания работы в соответствии с амплуа | Принятие детской проблемы и цели, определение задач по содействию в достижении детских целей в соответствии с амплуа |
Организационный | Участие в подготовке мероприятий по достижению целей и задач в соответствии с амплуа | Содействие в достижении детских целей через индивидуальное общение с ребёнком и участие в коллективных мероприятиях |
Основной | Выполнение всех видов работ по проекту | Содействие в проведении всех видов работ по проекту, помощь детям в соответствии с амплуа |
Итоговый | Презентация проекта | Участие в подготовке и презентации проекта. Подготовка подарков, сюрпризов для поощрения детей |
4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выполнение мероприятий проекта поможет в создании благоприятных условий для получения шахматного образования воспитанникам дошкольного учреждения
Воспитанникам:
* расширение кругозора дошкольника, пополнение знаний, активизация познавательной и мыслительной деятельности
* воспитание выдержки, воли, настойчивости, уверенности в своих силах, стойкого характера, коммуникативности
* участие родителей в жизни группы и детского сада благоприятствует их успехам
* знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания
* дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относиться к ним как к источнику знаний и опыта
* взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования толерантности
* раскрыть духовный и творческий потенциал, возможность адаптироваться в социальной среде
Поможет родителям:
* наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах воспитания и развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы шахматного образования
* раскрытие интересов внутреннего мира ребенка
* формировать более высокую оценку достижений своих детей и гордость за них
* решение задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка дошкольного возраста
* развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста
* формируются навыки взаимодействия с собственным ребенком через совместную игровую деятельность
* устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями
* повышается правовая и психолого-педагогическая культура
* развиваются духовные и культурные традиции
* развиваются семейные увлечения
Педагогам:
* выявление шахматных дарований среди воспитанников
* возможность пропаганды семейных ценностей и сохранение семейных традиций
* возможность использования увлечений, знаний и интересов родителей в процессе обучения воспитанников игре в шахматы
* родители становятся участниками процесса воспитания, образования, эстетического и физического развития воспитанников
* систематическое повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов и специалистов
* обобщение и распространение передового педагогического опыта по новым формам работы с родителями в обучении дошкольников игре в шахматы.
5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ
1.Система работы педагогов и специалистов по обучению дошкольников игре в шахматы в условиях дошкольного образовательного учреждения
2.Разработка новых форм и методов работы с родителями в обучении детей игре в шахматы
3.Методические рекомендации для родителей по обучению детей игре в шахматы в домашних условиях
4.Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по теме:
* роль шахмат в умственном развитии детей дошкольного возраста
* роль шахмат во взаимодействии ДОУ и семьи
* рекомендации по структуре занятий в обучении игре в шахматы
5.Выпуск печатных изданий с обобщением опыта работы дошкольного образовательного учреждения по реализации проекта
6. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РАБОТЫ ПО ШАХМАТНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
6.1. Перспективное планирование работы по шахматному образованию детей 5-6 лет
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Октябрь | Занятие 1. «История возникновения шахмат» Цель: Привитие любви к древней и мудрой игре. 2. Дидактическая игра «Белые и черные» Цель: Обогащение духовного мира и развитие памяти. | Занятие 1. « В стране шахматных чудес». Цель: Знакомство дошкольников со своеобразным миром шахмат». 2. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Цель: Определение на ощупь фигур, спрятанных в мешочке. | Занятие 2. «Мудрец». Цель: Знакомство с шахматной доской и попытка в простой и доходчивой форме рассказать о шахматных фигурах. 2. Дидактическая игра «Шахматный теремок». Цель: Обыгрывание шахматных фигур по сказочному сюжету. | Занятие 3. « Волшебная доска». Цель: Акцентирование внимания детей на правильное расположение доски между двумя соперниками. 2. Дидактическая игра « Расставь на доске» Цель: По команде воспитателя дети расставляют на доске вертикальные и горизонтальные линии. |
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
ноябрь | Занятие 4. « Проспекты, улицы и переулки волшебной доски» Цель: Упражнение в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. 2. Дидактическая игра «Шахматное лото» Цель: Научить хорошо ориентироваться на доске, быстро и безошибочно находить названные шахматные поля. | Занятие 5. « Буквенные обозначения» Цель: Упражнять детей в произношении латинских букв. 2. Дидактическая игра « Что изменилось?» Цель: Развитие наблюдательности и шахматной памяти. | Занятие 6. « Ни шагу назад» Цель: Познакомить детей с шахматной фигурой – пешкой. 2. Дидактическая игра « Чего не стало?» Цель: Тренировка внимания, памяти и ориентировки на плоскости. | Занятие 7. « Пешечная эстафета» Цель: Учить детей расставлять пешки на скорость, называя вслух поля. 2. Дидактическая игра « Кто вперёд» Цель: Развивать мышление и внимание. |
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
декабрь | Занятие 8. «Прямолинейная, бесхитростная фигура» Цель: Знакомство с шахматной фигурой королевской свиты – ладьёй. 2. Дидактическая игра « Чего не стало?» Цель: Тренировка внимания, памяти и ориентировки на плоскости. | Занятие 9. «Вежливые слоны» Цель: Особенности и правила игры с использованием шахматной фигуры – слон. 2. Дидактическая игра «Угадай – ка» Цель: Расширение кругозора и активизация мыслительной деятельности дошкольника. | Занятие «Шах и мат» Цель: формировать представления о комбинации шах и мат. 2 «Турнир на лучшего игрока». Цель: Провести турнир на «лучшего игрока» | |
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Январь | Занятие 10. «Могучая фигура» Цель: Согласованность действий ферзя по отношению к другим фигурам. 2. Дидактическая игра « Школа» Цель: Закрепление названий уже известных фигур. | Занятие 11. « Прыг, скок и вбок» Цель: Усвоение шахматных комбинаций при игре конём. 2. Дидактическая игра «Ряд» Цель: Стимуляция самостоятельного мышления. | Занятие 12. « И король жаждет боя» Цель: Стремление научить детей из нескольких возможных в позиции ходов выбрать самый лучший. 2. Дидактическая игра «Запретная фигура» Цель: Развитие зрительного внимания и наблюдательности. | |
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Февраль | Занятие 13. «Как ладья похудела» Цель: Чему грозит вовремя не сделанная рокировка? 2. Дидактическая игра: « Над головой» Цель: Развитие спокойствия и уверенности в своих силах. | Занятие 14. «Конь против ферзя, ладьи, слона и пешек» Цель: Развитие памяти, внимания, логического мышления. 2. Дидактическая игра « Кто быстрей?» Цель: Развитие выдержки, спокойствия и стойкого характера. | Занятие 15. «Волшебный квадрат» Цель: Знание секрета квадрата, позволившее каждому играющему, не только определять, но и создавать на доске новые позиции. 2. Дидактическая игра « Шахматный колобок» Цель: Обыгрывание шахматных фигур по сказочному сюжету. | Занятие 16. «Спасительница -оппозиция» Цель: Знание знаков оппозиции – это победа над своим соперником. 2. Дидактическая игра «Куча мала» Цель: Активизация мыслительной деятельности дошкольника. |
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Март | Занятие 17. «Волшебный мир комбинаций» Цель: Знакомство с основными достоинствами шахматного комбинатора. 2. Дидактическая игра «Прятки» Цель: Популяризация шахмат среди дошкольников старшего дошкольного возраста. | Занятие 18. «Реши этюд, отгадай задачу- сыщешь удачу». Цель: Умение разумно и рационально решать этюды и задачи небольшими шахматными силами. 2. Дидактическая игра « Пойди и назови поле» Цель: Ориентировка на плоскости. | Занятие 5. (Закрепление) «Буквенные обозначения» Цель: Умение не только располагаться на шахматной доске, но и записывать шахматные партии. 2. Дидактическая игра « Кто быстрей?» Цель: Развитие выдержки, спокойствия и стойкого характера. | Занятие 15. (Закрепление) «Волшебный квадрат» Цель: Знание секрета квадрата, позволившее каждому играющему, не только определять, но и создавать на доске новые позиции. 2. Дидактическая игра « Шахматный колобок» Цель: Обыгрывание шахматных фигур по сказочному сюжету. |
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Апрель | Занятие 16. (Закрепление) «Спасительница -оппозиция» Цель: Знание знаков оппозиции – это победа над своим соперником. 2. Дидактическая игра «Куча мала» Цель: Активизация мыслительной деятельности дошкольника. | Занятие 17. (Закрепление) «Волшебный мир комбинаций» Цель: Знакомство с основными достоинствами шахматного комбинатора. 2. Дидактическая игра «Прятки» Цель: Популяризация шахмат среди дошкольников старшего дошкольного возраста. | Занятие 18. (Закрепление) «Реши этюд, отгадай задачу- сыщешь удачу». Цель: Умение разумно и рационально решать этюды и задачи небольшими шахматными силами. 2. Дидактическая игра « Пойди и назови поле» Цель: Ориентировка на плоскости. | «Чемпионат месяца» Цель: Закрепить полученные знания детей на предыдущих занятиях. |
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Май | Занятие 19. « В гостя хорошо, а дома лучше» Цель: Используя сюжетные сказки, изобразить путь коня на шахматной или демонстрационной доске. 2. Дидактическая игра «Угадай – ка» Цель: Расширение кругозора и активизация мыслительной деятельности дошкольника. | Шахматный праздник Цель: Подготовка дошкольников к скорейшему постижению общеобразовательных школьных дисциплин. | Мониторинг. |
6.2. Перспективное планирование работы по шахматному образованию детей 6-7 лет
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Октябрь | Занятия 1. «Откуда пришли шахматы?» Цель: познакомить детей с понятием «шахматы». | Занятие 2. «Шахматные чудеса» Цель: знакомить дошкольников со своеобразным миром шахмат». | Занятие 3. Рассказ воспитателя о шахматной доске, о шахматных фигурах. Цель: знакомить с шахматной доской и попытка в простой и доступной форме рассказать о шахматных фигурах. | Занятие 4. « Волшебная доска». Цель: Акцентирование внимания детей на правильное расположение доски между двумя соперниками. |
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Ноябрь | Занятие 5. «Путешествие по волшебной доске» Цель: познакомить детей со строением доски. | Занятие 6. « В гостях у пешки» Цель: закрепить знания детей с шахматной фигурой – пешкой. | Занятие 7. «Прямолинейная, бесхитростная фигура» Цель: Знакомство с шахматной фигурой королевской свиты – ладьёй. | Занятие 8. «Шахматный слон» Цель: познакомить с новой шахматной фигурой – слон. |
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Декабрь | Занятие 9. « Могучая фигура» Цель: познакомить детей с –ферзём. | Занятие 10. « Я люблю свою лошадку» Цель: познакомить с фигурой – конь. | Занятие Шахматные партии Цель: учить записывать шахматные партии | |
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Январь | новогодние каникулы | Занятие 11 « На золотом крыльце сидели…» Цель: знакомить детей с фигурой королевской свиты – королём. | Занятие 12. «Нотация волшебной доски» Цель: упражнять в умении не только располагаться, но и передвигаться по доске. | |
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Февраль | Занятие 13 . «Замечательный квадрат» Цель: познакомить детей с понятием «позиция» и размещением её на доске. | Занятие 14. « Что такое оппозиция» Цель: ввести в активный словарь детей понятие «оппозиция». | Занятие 15. «Сделай правильный шаг!» Цель: учить детей из нескольких возможных в позиции ходов выбрать самый лучший. | Заняти16. «Шахматная задача». Цель: ввести в активный словарь понятие « шахматная задача». |
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Март | Занятие 17. (закрепление) «Нотация волшебной доски» Цель: упражнять в умении не только располагаться, но и передвигаться по доске. | Занятие 18. (закрепление) «Замечательный квадрат» Цель: познакомить детей с понятием «позиция» и размещением её на доске. | Занятие 19. (закрепление) « Что такое оппозиция» Цель: ввести в активный словарь детей понятие «оппозиция». | Занятие 20. (закрепление) «Шахматная задача». Цель: ввести в активный словарь понятие « шахматная задача». |
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Апрель | Занятие 21 «Волшебный мир комбинаций» Цель: ввести понятие «шахматная комбинация», познакомить с основными достоинствами шахматного комбинатора. | Занятие 22 «Волшебный мир комбинаций» Цель: ввести понятие «шахматная комбинация», познакомить с основными достоинствами шахматного комбинатора. | Занятие 23 «Реши задачу» Цель: учить детей решать простые шахматные задачи. | Занятие 24 «Здоровые телом – сильные духом». Цель: Помочь усвоить истину – шахматы – каждодневный труд, упорный и настойчивый. |
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Май | Занятие 25 « В гостях у сказки» Цель: используя шахматные атрибуты обыграть предложенную сказку. | Шахматный праздник. Цель: подготовка дошкольников к скорейшему и успешному познанию шахматного мира. | Мониторинг. |
8. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Сухин И. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть вторая.- М.: Просвещение, 2007, 4-е издание, с. 370-392.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. - Обнинск: Духовное возрождение, 2007.
- Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы. - М.: Просвещение, 1991г.
- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. - Л.: Детская литература, 1985.
- Князева В. Уроки шахмат. - Ташкент: Укитувчи, 1992.
- Сухин И. Г. Золотой ключик // Шахматная неделя, № 47, 2003, с. 7.
- Сухин И. Г. От методики к практике // Шахматная неделя, № 49, 2003, с. 7
- Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет. - М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. - Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
- Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. - М.: Новая школа, 1994. - Вып. 3.
- Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. - М.: Новая школа, 1995. - Вып. 5.
- Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
- Сухин И. От сказки - к шахматам.
- Сухин И. Г. Первый ход, или Шахматы - детям. - М.: Учительская газета, 2004, № 46, с. 10.
- Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких. - М.: Астрель, АСТ, 2000, 2001. 288 с.
- Сухин И. Приключения в Шахматной стране. - М.: Педагогика, 1991.
- Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. - М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
- Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. - М.: Поматур, 2000.
- Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
- Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
- Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. - М.: Новая школа, 1994. - Вып. 2.
- Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. - М.: Педагогика, 1991.
- Сухин И. Шахматы для самых маленьких. - М.: Астрель, АСТ, 2000.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя - Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
- Шахматы - школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. - М.: Педагогика, 1991.
9. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Картотека «околошахматных» дидактических игр для дошкольников
“Волшебный мешочек”
По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы “не угадаете”, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.
“Шахматный теремок”
Сделайте из деревянной шахматной доски “теремок”. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на “теремок” и уронить его, а остальные фигуры помогут “теремок” “построить” – поднять.
“Шахматный колобок”
Дидактическую игру-инсценировку сказки “Колобок” можно провести так: “дед” – король, “баба” – ферзь, “заяц” – пешка, “лиса” – конь, “волк” – слон, “медведь” – ладья, а колобок – шарик или клубок.
Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит.
“Шахматная репка”
Посадите “репку” – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: “дед” – это король, “бабка” – ферзь, “внучка” – слон, “Жучка” – конь, “кошка” – ладья, “мышка” – пешка.
“Большая и маленькая”
Поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.
“Запретная фигура”
Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать “секрет”. Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда “ошибайтесь”. Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.
“Что общего?”
Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: “Чем они похожи? Чем отличаются?” (цветом, формой).
“Белые и чёрные”
В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например: “Белый ферзь”. Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её.
Например: “Чёрный король”. Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т. д.
“Угадай-ка”
Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.
“Куча мала”
Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребёнка: “Так?” Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями.
“Школа”
Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребёнку: “Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..”
“Цвет”
Попросите малыша поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, “по ошибке” поставьте там же одну-две чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на неё.
“Ряд”
Предложите ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.
“Пирамида”
Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.
“По росту”
Попросите ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.
“Догонялки”
Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура “бежит” не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями.
“Прятки”
Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур.
“Кто быстрее?”
Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.
“Над головой”
Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.
“На стуле”
Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет “три” бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.
“Убери такую же”
Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.
“Полна горница”
Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить “спать” в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого малыш закрывает коробку или защёлкивает шахматную доску.
Последние две дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после окончания занятия достаточно занимательным.
Приложение № 2
« ШАХМАТНЫЙ ПЕРЕПОЛОХ»
Конспект развлечения для старшего дошкольного возраста
Дети входят в зал под легкую музыку, садятся на стульчики.
Ведущий: Добрый день дорогие ребята, уважаемые взрослые. Сегодня в нашем детском саду необычный праздник. Он посвящен шахматам.
Дети читают стихи.
1. Мы живем в стране большой, щедрой и богатой,
И не жалко ничего ей для вас, ребята.
2. Шахматные школы дарит вам она,
Чтобы очень мудрыми стали вы, друзья!
3. В шахматной учусь я школе, строгий тренер мной доволен.
Проиграть я не боюсь, все умнее становлюсь.
Я пока и не гроссмейстер, и не чемпион страны,
Но играю каждый день, заниматься мне не лень!
4. Чтобы каждый стал умней, чтобы каждый стал смелей
И хорошими делами помогал стране своей.
Ведущий: А сейчас, ребята, мы узнаем азы гениальной игры в шахматы, прикоснемся к чарующему, волшебному миру деревянных фигур, чтобы вам захотелось надолго подружиться с игрой мудрецов. Пронести эту привязанность через всю жизнь.
Начинаем знакомство с нашими шахматными персонажами.
Звучит музыка; на сцену выходит ребенок, исполняющий роль «Шахматной доски»;
Ш. доска: Вся в квадратах – белых, черных - деревянная доска,
А ряды фигур точенных, – деревянные войска.
Люди их передвигают, коротают вечера,
Дети в шахматы играют – гениальная игра!
Ты, дружок мой, без опаски, без смущения вступай,
Словно в мир чудесной сказки, в черно – белый этот край!
Звучит марш. Шахматная доска уходит, на смену ей маршируют пешки (дети в белых шапочках). Остановившись в центре, исполняют песню:
Пешка, маленький солдат, лишь команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат отправиться вперед.
На войну, не на парад пешка держит путь.
Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть.
Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой,
Первым ходом моно ей, сделать шаг двойной.
А потом вперед, вперед, за шажком шажок.
Ну а как же пешка бьет? Бьет наискосок.
Всю доску пройти должна пешка до конца –
Превратится там она в генерала, не в бойца.
Ведущий: Спасибо вам, пешки за интересную песенку. Нам она очень понравилась. Правда, ребята?
Ответы детей.
Ведущий: Из вашей песни мы узнали много нового полезного о шахматах, и в знак благодарности предлагаем поиграть.
Проводится игра «Цепи кованные»
На одной стороне поля дети в белых шапочках, на другой – в черных.
Ведущий: Да! Пешку малою фигурой звать нельзя, она лишь в час своей кончины,
Когда удастся ей достичь вершины, получит звание «фигуры», хоть - Ферзя!
Звучит музыка. В центр важной походкой проходит Ферзь.
Ферзь: Черный Ферзь – свой любит цвет. Для белого – нет цвета белого милей.
Другого правила здесь нет: напротив друг друга поставим их смелей.
Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион, и шаг у Ферзя широк.
Ферзь может ходить, как Ладья и как Слон - прямо и наискосок.
Направо, налево, вперед и назад…
А бьет он вдаль и в упор.
И кажется, будто Ферзю тесноват
Доски черно – белой простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали –
Ты больше вниманья Ферзю удели.
Ведущий: По такому случаю, что Ферзь у нас в гостях,
Оркестр народных инструментов, исполнит музыку для вас!
Оркестр народных инструментов. (Ферзь дирижирует).
Ферзь кланяется. Уходит.
Ведущий: Сейчас о себе расскажет Конь.
Конь: Прыгает Конь, подковы звяк! Необычный каждый шаг:
Буква «Г» и так и сяк! Получается зигзаг!
И повадки у лошадки необычны и смешны:
Притаится, словно в прятки, и скакнет из – за спины.
Проводится эстафета «Гонки на коне» (использовать в качестве лошадей мячи – прыгуны)
Ведущий: Следующий шахматный персонаж появится на этой сцене, после того, как вы, отгадаете загадку. Слушайте внимательно:
Не живет в зверинце, не берет гостинцы,
По косой он ходит, хоботом не водит. (СЛОН)
Появляется Слон:
Если Слон на белом поле встал вначале (не забудь!)
Он другой не хочет доли – Знает только белый путь.
А когда на поле черном Слон стоит, вступая в бой,
Ходит, правилам покорный, черной тропкой Слон такой.
До конца игры Слоны цвету одному верны.
Исполняется ТАНЕЦ - ИГРА «ЕСЛИ НРАВИТСЯ ТЕБЕ,,,»
Ведущий: Сейчас представится Ладья.
Ладья: Видимо, Ладья упряма, если ходит только прямо,
Не петляет: прыг да скок, не шагнет наискосок.
Так от края и до края может двигаться она.
Это башня боевая неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжелый у Ладьи, в бой ее скорей веди!
ИГРА « КТО ВПЕРЕД?» (использовать калоши).
Ведущий: Посмотрите, сам Король! Посетить решил наш строй!
Король: Король любит гладкий, расчищенный путь,
В любую он сторону может шагнуть.
Король могуч, но шаг его короткий,
Всего на клеточку он может отойти.
В конце игры он может в бой ввязаться,
А поначалу боязливо прячется в кусты.
Зато начеку королевская рать –
Должна Короля она оберегать.
Ведь если б Король беззащитный погиб,
Фигуры войну продолжать не могли б.
Запомни: Король всех главней, всех важней,
Нет в шахматном войске важнее вождей!
Звучит «МЕНУЭТ» Баккерини. Исполняют дети в костюмах шахмат.
После танца дети встают полукругом.
1. Белый отряд, черный отряд - друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном, точно такой же – в отряде другом.
2. В каждом отряде – ты сам погляди оба угла занимают Ладьи.
Рядом с Ладьями, Кони видны, рядом с Конями встали Слоны.
Кто ж посредине?
3. Ферзь с Королем – самые главные в войске своем.
А перед всеми – Ладьей и Конем, перед Слоном, Королем и Ферзем –
Пешки – малышки стали стеной, им начинать приходится бой!
Представление артистов.
Приложение № 3
ОТЗЫВ РОДИТЕЛЕЙ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ В ШАХМАТЫ.
Коллектив детского сада в этом учебном году начал работу по обучению дошкольников игре в шахматы.
Мы, родители, увлеклись этим занятием вместе с нашими детьми. Воспитатели объяснили нам, что для интеллектуально-познавательного развития, логического и пространственного мышления, современные ученые, педагоги и психологи рекомендуют начинать обучение дошкольников игре в шахматы в дошкольном возрасте.
Вместе с детьми мы рисуем шахматных героев и персонажей, лепим их из соленого теста и глины.
Сочинили много сказок, составили карты путешествий шахматных героев. Читаем художественную и познавательную литературу, устраиваем домашние турниры, в детском саду воспитатели организовывают много различных мероприятий, посвященных знакомству детей дошкольников с шахматами.
Провели конкурс рисунков выходного дня по теме «Мой Шахматный герой». Каково было наше удивление, когда на конкурсе рисунков мы увидели таких прекрасных, замечательных шахматных героев! Провели первый шахматный турнир с детьми и родителями.
С участием родительского комитета мы пополнили игровую среду в группе новыми играми, шахматными досками, шашками, материалами для изобразительной и продуктивной деятельности, т.к. в реализации проекта для воспитателей и наших детей это все необходимо. Да и в домашних условиях многие семьи возобновили старую, забытую традицию, игре в шахматы и шашки.
Большое спасибо воспитателя детского сада, поднявших такое непростое дело, как обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Мы, люди взрослые, увлеклись шахматным обучением своих детей благодаря энтузиазму воспитателей и специалистов. Дети с удовольствием постигают такую науку, как шахматы.
Родители подготовительной к школе группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Внедрение информационно-компьютерных технологий в образовательное пространство ДОУ"
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптима...
ФГОС дошкольного образования. Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.
Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО. ...
Альтернативные формы дошкольного образования «Организация образовательного процесса в группе выходного дня» МБДОУ ЦРР д/с №455 г. о. Самара
Группа выходного дня – это одна из форм дошкольного образования в нашем городе, которая позволяет дополнительно привлечь в ДОУ детей раннего возраста для лучшей адаптации к де...
Дорожная карта по развитию шахматного образования в образовательных учреждениях ХМАО – Югры
ПРЕЗЕНТАЦИЯ...
Проект «ВНЕДРЕНИЕ КОМПЛЕКСА ГТО В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Проект«ВНЕДРЕНИЕ КОМПЛЕКСА ГТО В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ» Развитие физической культуры и спорта – важнейшая составляющая социальной политики государст...
Педагогический проект «Внедрение ТРИЗ технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»
Внедрение технологии ТРИЗ – РТВ в образовательный процесс ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования в условиях образовательной среды....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Внедрение технологии «Эколята - дошколята» в образовательный процесс»
Целью данного проекта является - формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребност...